Активизация познавательного интереса на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 21:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности на уроках биологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...3
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала...….8
1.2. Педагогические условия активности учащихся на уроке……………....11
1.3. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия изучаемого материала………………………………………………………….18
1.4. Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала…………………………………………………………..20
1.5. Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала…………………………………………………………..22

2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
2.1 Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии…………………………………………………………….24
2.2 Формы и методы активного обучения………………………………….….27
2.3 Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии……………………………………………………………………….…31
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
3.1 Разработки уроков биологии с использованием средств развития познавательного интереса…………………………………………………….…35
3.2 Результаты проведенных уроков биологии……………………………..….47
4. ВЫВОДЫ……………………………………………………………49
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..50

Файлы: 1 файл

Дипломная работа .doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

 

 Станция 1 «Муравейник»

 

     Вопросы:

     Могут ли муравьи предсказывать погоду?

    1. Что такое мирликология?
    2. Какие муравьи строят гнезда в грибах?

 

 Станция  2  «Айболит»

 

     Вопросы:

 

    1. Какие насекомые могут быть лекарями?
    2. Какие продукты насекомых оказывают лечебное действие?
    3. Что такое «муравьиный спирт» и где он применяется?

 

 Станция 3 «Природоохранная»

 

       Вопросы:

 

    1. Как можно защитить муравьев?
    2. Какие ещё членистоногие нуждаются в защите?
    3. Как защищаются членистоногие»?

 

Станция 4 «Летающие цветы»

 

      Вопросы:

 

    1. Какое значение имеет окраска бабочек?
    2. Почему некоторые виды самок бабочек бескрылы?
    3. Чем пахнут бабочки репницы, брюквенницы, капустницы?
    4. Почему птицы не нападают на бабочку большую то полевку?

 

  Станция 5 «Жуки»

 

 

        Вопросы:

 

    1. Какие жуки получили название от известных крупных млекопитающих и почему?
    2. Какие жуки пахнут розами?
    3. Как красива жужелица. Почему её неприятно брать в руки?
    4. Какого водного жука опасно держать в аквариуме вместе с рыбками?   Почему?

 

            Из бесед с учителями мы  установили, что большинство из  них считают игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но всё же используют этот приём немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовывать учащихся на игру  (плохая

дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся

    ВЫВОД: включение в учебный процесс познавательных игр способствует раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

 

3.1. В  нашей работе  для решения задач были взяты по два класса ( 9 А, 9Б , 8А, 8Б)

   8А и 9А  классы  были взяты в качестве контрольных. В них проводились уроки в  стандартной классической форме.

    8Б и 9Б классы  были взяты в качестве экспериментальных.В них проводились занятия с использованием методов активизации познавательного интереса.

 

 

                                  План урока-игры в 9 Б классе:

 

Тема:«ПОГРУЖЕНИЕ В МИР БИЛОГИИИ»

 

В нашей работе уроки по биологии проводились по следующим схемам:

 

Цель: Выявить степень усвоения учащимися знаний, воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к предмету биологии; совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль.

 

 Оборудование: «Системы органов», рисуночное письмо, схемы.

             .          

             

  Ход урока.

 

  1. Наш урок начинался с организационного момента . На него отводится от 2 до 4 минут. За это время организовываем дисциплину на уроке , объявляем учащимся тему урока. Устанавливаем цель нашего занятия.

Далее урок проходит в форме игры «Путешествие в мир биологии» на поезде «Здоровье».

Внимание, производится посадка на поезд «Здоровье» по маршруту: « Общее знакомство – жизнь».

        Посадка  пассажиров.

Класс делится на четыре группы (5-6 человек).

       Учащиеся  берут билеты у кассира, встречаются  с проводниками, отвечают на вопросы  и занимают место в вагоне.

 

    Билет №  1. Что изучает анатомия?

                № 2.  Что изучает физиология?

      № 3.  Что называется  тканью?

      № 4.  Химический  состав клетки.

 

   Счастливого пути.

 

   1.   Станция  «Снежный ком».

    Следующий этап урока  начинается с того, что группы учащихся в каждом вагоне получают карточку – рисунок, представляют систему органов.

     Пищеварительная.

     Кровеносная.

     Дыхательная.

     Опорно-двигательная.

     Определяют систему  органов и получают карточки  с вопросами. Каждый учащийся  группы выбирает вопрос в карточке  и отвечают на него.

 

 Карточка № 1.

 

  1. Скелет головы.
  2. Основные отделы скелета.
  3. Скелет верхних конечностей.
  4. Скелет нижних конечностей.
  5. Функции опорно-двигательной системы.

 

 Карточка № 2.

 

  1. Что называется кровообращением?
  2. Строение кровеносной системы.
  3. Строение сердца.
  4. Что называется малым кругом кровообращения?
  5. Что называется большим кругом кровообращения?
  6. Кровеносные сосуды.

 

 Карточка № 3.

 

  1. Строение органов дыхания.
  2. Жизненная емкость легких.
  3. Обмен газов в легких.
  4. Строение легких.
  5. Значение дыхания.

 

  Карточка № 4.

 

  1. Строение органов пищеварения.
  2. Методы изучения органов пищеварения.
  3. Глотание.
  4. Что называется пищеварением?
  5. Пищевые продукты и питательные вещества.

 

  1. Станция «Узнай  земляка».

 

          Учащимся  каждого вагона выдается рисунок: первому вагону – зуб, второму  – желудок, третьему – кишечник, четвертому – сердце.

Посоветовавшись 1-2 минуты, дети должны назвать тему, на которой они изучали эти органы и раскрыть тему.            

 

     3.   Станция «Видеоряд».

 

           Классу демонстрируется четыре  видеосюжета. Ребята должны назвать  тему и дать полный ответ.

 

       4.    Станция  «Синий - желтый».

 

На этом этапе урока каждой группе учитель задает вопросы, раздаются желтые и синие карточки.

         На вопросы учащиеся отвечают  поднятием карточек: синий -  да, желтый  – нет.

 

      а)    Сердце  у человека четырехкамерное?

              Да.

 

      б)    У человека 33 зуба?

             Нет.

 

            

 

  1. Сердце четырехкамерное.
  2. Три круга кровообращения.
  3. 32 зуба.
  4. Эритроциты разносят кислород.
  5. Эритроциты живут один день.
  6. Лейкоциты живут четыре месяца.
  7. К органам дыхания относится печень.
  8. Жизненная емкость 3200 кубических сантиметров.
  9. Газообмен происходит в легких,  тканях.
  10. Методы изучения пищеварения – зондирование, рентген, эндоскопия.
  11. В ротовой полости расщепляется крахмал.
  12. В желудке белки.
  13. В кишечнике витамины.
  14. К органам дыхания относятся трахеи, бронхи, легкие.
  15. Площадь кожи около 2 квадратных метров.

 

     16.Наружный слой кожи  – дерма.

     17.Самый глубокий  слой – эпидермис.

     18.Органы выделения  – почки.

     19.Отсутствие витамина  С вызывает заболевание цингой.

     20.Фаогцитоз открыл  Мечников И.И.

     21.Сосуды, которые отходят  от сердца, называются артериями.

     22.Сердце расположено в грудной полости.

     23.Кровь, насыщенная  кислородом, называется артериальной.

     24.Кровь, мало насыщенная  кислородом, называется венозной.

     25.В брюшной полости  находится кишечник.

     26.В грудной полости  находится сердце, легкие.

 

   

5.     Станция  «Третий  Лишний».

 

Каждой группе дается задание:  найдите в предложенном  перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор.

 

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

 

  1. Эритроциты, лейкоциты, сердце.
  2. Предсердие, желудочек, тромбоциты.
  3. Артерии, вены, легкие.
  4. Аорта, капилляры, желудок.
  5. Легкие, гортань, вены.
  6. Носовая полость, трахеи, печень.
  7. Бронхи, легкие, почки.
  8. Носоглотка, гортань, вены.
  9. Ротовая полость, глотка, трахеи.
  10. Слюнные железы, желудок, бронхи.
  11. Печень, желудок, легкие.
  12. Кишечник, поджелудочная железа, аорта.
  13. Зондирование, рентген, кишечник.
  14. Аксон, дендрит, бронхи.
  15. Нейроны, нервы, желудок.
  16. Рецептор, спинной мозг, легкие.
  17. Головной мозг, спинной мозг, легкие.
  18. Мозжечок, большие полушария, глаз.
  19. Средний мозг, мозжечок, трахеи.

 

       6.     Станция  «Основные понятия».

В этой игре от каждой группы требуются из букв составить основные понятия и дать определения.

 

       А, В, П, О, И, Т, Л, Н, Я, Х, Д, Р, Е, М,……

 

      

 

Например: митохондрии-

 

                          анатомия-

 

       7.     Станция  «Табачная».

 

Этот конкурс – домашнее задание. Группа представляет свой плакат на тему: «Курение – вред» и защищает его.

 

       Конкурс  плакатов: «Курение – вред»,  их  защита.

 

            

          Сигарета.

  

      Моё - имя  сигарета,

     Я красива  и сильна,

     Я знакома  с целым светом,

     Очень многим  я нужна.

     Мозг и  сердце я дурманю,

     Молодым и  старикам,

     Скажем прямо  – слабакам.

 

             

Сердце

 

    Мне так плохо, я так устало,

    И нет больше  сил стучать,

    Наверное, жить  осталось мало.

    Могли бы только  вы понять-

    Мне не хватает  кислорода,

    Меня так душит  никотин,

    А этот яд  непобедим.

    Мои сосуды  кровяные

    В дыму сгорают  день за днем,

    И если вы  нас не спасете,

    Мы от сигары  пропадем.

 

               Легкие.

 

 Ой мы бедные со  жженые совсем,

Мы хотим спросить вас, люди:

«А вы курите зачем»?

Нас колоний отправляет,

Никотин – нам страшный яд.

Наши бронхи он сжигает,

Кто же в этом виноват?

По утрам ужасный кашель

Раздирает горло в кровь,

Кто же нам теперь поможет,

Чтобы стать здоровым вновь?

 

 

            Головной мозг.

 

Иссушил меня проклятый злодей,

Нет больше светлых дней.

Он мои нейроны украл,

И на пачку сигарет поменял.

И теперь за долгий срок,

Мне не выучить данный урок.

Внимания и памяти нет.

Все от этих проклятых сигарет.

 

Слова учителя. Звучит стихотворение В. Коныгина

 

            « И всё же  не стал  я курильщиком».

 

Наверно,

Единственный в роте

Я был не курящий солдат.

И мне говорили:

- На фронте

Закуришь, как миленький, брат.

Допустим,

В аптеке, в бомбежке

Остался ты жив - невредим,

Так козью сворачивай ножку,

И ты, брат, поймешь, что такое

Окопный солдатский табак…

… Я слышал,

Как «юнкеры» воют,

И был я в самой гуще атак.

Проверку огнем настоящим

Не раз мне пройти довелось,

И все же не стал я курящим,

Не сбылся давнишний прогноз.

Оставшись живым после боя,

Бессильно свалившись в траву.

Я в небо смотрю голубое

И с жадностью пил синеву,

Сквозь воздух,

Пропитанной гарью,

Мне виделся керженский плес,

Где не было дымных пожарищ,

Где было светло от берез.

И вера с годами окрепла,

Что был, безусловно, я прав…-

Поменьше бы всякого пепла,

Побольше бы нив и дубрав.

 

 

 

«Курить,  здоровью,  вредить».

 

Запомни  - человек не слаб,

Рожден свободным – он не раб.

Сегодня вечером, как ляжешь спать, ты должен так себе сказать:

Информация о работе Активизация познавательного интереса на уроках биологии