Активизация познавательного интереса на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 21:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности на уроках биологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...3
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала...….8
1.2. Педагогические условия активности учащихся на уроке……………....11
1.3. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия изучаемого материала………………………………………………………….18
1.4. Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала…………………………………………………………..20
1.5. Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала…………………………………………………………..22

2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
2.1 Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии…………………………………………………………….24
2.2 Формы и методы активного обучения………………………………….….27
2.3 Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии……………………………………………………………………….…31
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
3.1 Разработки уроков биологии с использованием средств развития познавательного интереса…………………………………………………….…35
3.2 Результаты проведенных уроков биологии……………………………..….47
4. ВЫВОДЫ……………………………………………………………49
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..50

Файлы: 1 файл

Дипломная работа .doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

   В зависимости  от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей  учащихся выделяют различные  способы создания проблемной  ситуации. Рассмотрим их:

1 .   СПОСОБ  АНАЛОГИЙ   

     В этом  случае мы опираемся на имеющийся  у учащихся житейский опыт или же актуализируем ранее полученные знания для решения новых задач.

  1. ИНДУКТИВНЫЙ,  АНАЛИТИКА - СИНТЕТИЧЕСКИЙ СПОСОБ

Учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые выводы.

 Так, например, при изучении  темы «Лишайники» учащиеся из рассказа учителя узнают, что долгое время ученные принимали лишайники за обычное растение и относили их к мхам. Лишь в 1867г. русским ученым А.С. Фаминцыну и О.В. Баронецкому удалось выделить зеленые клетки из лишайника клетки из лишайника ксанории и установить, что они не только могут  жить вне тела лишайника, но и размножаться делением и спорами. Следовательно, зеленые клетки лишайника – самостоятельные растения, водоросли. Формулируется проблемная задача: что же такое лишайник ? К  какой группе растений их нужно было отнести?

  1. ОТЫСКАНИЕ ПРИЧИН, ОБУСЛУЖИВАЮЩИХ ТО ИЛИ ИНОЕ ИЗУЧАЕМОЕ  ЯВЛЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРОДЕЛАННЫХ ОПЫТОВ, АНАЛИЗА ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА. 

 Приведем примеры таких заданий:

Более трехсот лет  назад ученый Ван Гельмонт поставил опыт:

поместил в порошок 80 кг. земли и посадил в нее ветку ивы, предварительно взвесив ее. Ива росла 5 лет, не получая никого питания, а только поливалась водой, не содержащих солей. Взвесив, иву через пять лет, ученный обнаружил, что вес у ивы увеличился на 65кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50г. Почему произошло такое явление?

Амёб поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипяченой. В одной из колб через некоторое время амебы погибли. Как вы  объясните, почему в одной из колб погибли амебы?

  1. ВЫДВИЖЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

      Этот прием  используется тогда, когда для  решения проблемы овладения новыми  знаниями нужно творчески применить  какой-то ранее изученный принцип  или закономерность.

Например,

  • Почему у зародыша птицы закладываются жаберные щели, если газообмен идет через скорлупу яйца, а не через них?
  • Почему при стирке белья, пилке дров больше всего работают руки, а устает спина?
  • Почему врачу важно  знать, кем является человек – правшой или левшой?
  1. СООБЩЕНИЕ ПАРАДОКСАЛЬНОГО ФАКТА, ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ, ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ

Например,

Факт первый. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия  кори, которую завез человек, заразившийся в Европе. Из 7 тысяч населения остались здоровыми только 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад.

Факт второй.  В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека  другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Однако надежного приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось.

    Как ни парадоксально, но эти два факта связаны  между собой. Как?

Другой пример, - Уничтожение в лесу хищных птиц сначала привело к увеличению численности других птиц, а затем их число резко сократилось. Объясните причины данного явления.

6. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА ОСНОВЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧЕНОГО.

Известный географ и путешественник А. Гумбольдт утверждал, что  «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученный?

7.  СООБЩЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ НА ОДИН И ТОТ  ЖЕ ФАКТ.

Проблемное обучение может быть связано с подчеркиванием противоречивых положений, заключенных в содержании учебного материала, и их объяснении учащимся:

Например, - Рассудите спор:

Известно, что при небольшой мышечной работе артериальное давление возрастает.

1-й ученик: «Это происходит потому, что работающие мышцы выделяют в кровь вещества, влияющие на просвет сосудов».

2-й ученик:  «Когда мозг посылает к мышцам сигналы, заставляющие их работать, он одновременно посылает сигналы к сосудам, меняющим кровяное  давление».

Кто прав в споре?

8. ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МОЖЕТ ПРИМЕНЯТЬСЯ И ТАКОЙ СПОСОБ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, КОГДА УЧАЩИМСЯ САМИМ  НАДО  НАЙТИ В ИЗЛАГАЕМОМ  МАТЕРИАЛЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ПРОБЛЕМУ, ЧЕТКО СФОРМУЛИРОВАТЬ ЕЕ И АРГУМИНТИРОВАТЬ ЕЕ РЕШЕНИЕ.

 

     Проблемное обучение- это особый тип организации учебной работы  на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями. Однако применение проблемного обучения имеет свои пределы и  ограничения. Не применимо проблемное обучение на уроках, на которых изучается материал описательного характера. Сдерживает его применение и трудоемкость процесса. Иногда сообщающим методом можно изложить материал гораздо быстрее, чем проблемным способом. К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится также то,  что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного обучения. Изложение материала в них ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных методических разработок. В них больше излагается фактический материал, и слабо раскрываются те разнообразные способы, которыми должен пользоваться учитель при его изложении. Все это показывает, что практические работники школ  нуждаются не только в глубоком осмыслении теоретической  сущности и методики проблемного обучения, но и в действенной методической помощи, связанной с его применением в процессе учебных занятий.

Отсюда вывод: используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.

 

1.2. Педагогические условия активности учащихся на уроке.

В формировании познавательного интереса школьников можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства- естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее.

Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, но не переносится на другие уроки. Это неустойчивый, ситуативный интерес.

Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении результатов демонстраций, приводит свои примеры, читает дополнительную литературу.

Однако, любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет.

Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащегося устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

Как все психические свойства личности, интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Поскольку познавательный интерес выражается в стремлении изучить глубоко данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого, то развитие и становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт самостоятельной деятельности содействует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности- познавательный интерес.

Как показывают исследования, очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т. д. – все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся, при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету

Как известно уровень работоспособности изменяется на различных этапах выполнения работы – этапах восприятия, осмысления и закрепления материала.

Познавательные интересы формируются в процессе деятельности и, прежде всего,  в учении.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование интереса к знаниям.

При построении материала лекции мы руководствуемся главным образом необходимостью овладения учащимися знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программами. При этом не всегда в достаточной степени думаем о формировании интереса к предмету. Поэтому так важен глубоко  продуманный отбор материала для урока, чтобы можно было показать все богатство, заключающееся в научных знаниях. Для этого, кроме основного материала, необходимо использовать дополнительную литературу. Например, уже к первой теме по предметам анатомии и физиологии  можно подобрать интересный материал  по развитию анатомии как науки, показать учащимся  издание «Энитоме» А. Везалия, рассказать  наиболее важные моменты его  биографии. Это вызывает интерес к предмету уже на первом уроке, но важно удержать этот интерес. Вот почему хорошо вносить материал по истории отдельных научных открытий в ходе изучения предмета, рассказывать о новейших научных данных и об основных направлениях научного поиска. Можно рекомендовать учащимся популярную литературу по предмету, где материал изложен доступно и интересно. Например «Книгу для чтения по анатомии, физиологии и гигиене», отдельные статьи в журналах  «Здоровье», «Наука и жизнь».

Развивает интерес к предмету раскрытие меж предметных  связей. Для анатомии - это связь с физиологией.

  Показ связей помогает учащимся увидеть практическую значимость предмета для их будущей специальности, развивает мышление. Той же цели служит связь учебного материала с жизнью, с практикой. Учащихся интересует практическая значимость материала для себя лично. Например, если кто-либо из учащихся или близких имеет заболевание какого-то органа, то при объяснении строения этого органа учащийся, как правило, очень внимателен, задает вопросы и т.д., иными словами проявляет интерес. Со временем для учащихся становится важной практическая значимость получаемых знаний для общества в целом. Они осознают важность, необходимость своей профессии, у них развивается чувство профессиональной гордости и ответственности. А это стимулирует интерес.

      Не  менее важную роль в формировании интереса к знаниям играет организация познавательной деятельности учащихся. Ведь далеко не всегда интересен учебный материал, и тогда на первый план выступает сам процесс деятельности. Нельзя ставить учащегося на позицию созерцателя, накопителя знаний, он должен учиться оперировать знаниями, прилагать максимум сил к решению познавательных задач. Должен уметь разбираться в прочитанном, выделять главное, анализировать. Овладение новыми, более совершенными способами познавательной деятельности способствует укреплению интереса. Важно уметь показать учащемуся, что он наконец – то смог самостоятельно решить трудную для себя задачу. Этому способствует дифференцированный подход к обучению.

Часто возникший интерес пропадает во время контроля знаний учащихся. Поэтому так важно избегать здесь излишней напряженности и однообразия. Когда учитель постоянно  спрашивает  учащихся  у доски, это гасит всякий интерес у группы. Конечно, без контроля исходного уровня не обойтись, но постараться разнообразить опрос необходимо. Хорошо использовать все формы программированного контроля, а также тесты. В этих видах работы могут быть заняты все учащиеся группы одновременно. И, что  не менее  важно, они практически сразу же узнают результаты своей деятельности, видят недостатки, радуются успехам, часто сами оценивают свои работы.

При переходе к объяснению важно показать учащимся практическую значимость материала, необходимость его усвоения.

Большое значение во время изложенного нового материала имеет наглядность (таблицы, муляжи, препараты, схемы и т.д.). Все более широко в процессе преподавания  используются технические средства. У них масса достоинств и одно из них в том, что они всегда вызывают живейший интерес у учащихся. Материал, который они позволяют использовать, во многом способствует усвоению содержания темы. Примером может быть демонстрация фильмов « Физиология кровообращения»,  «Работа сердца», а также прослушивание записи тонов сердца на занятии по теме «Система кровообращения», Сложная тема становиться доступной, интересной.

Развивает интерес к предмету проблемное обучение. Поэтому на каждом уроке желательно использовать хотя бы элементы проблемного обучения. При изучении темы можно просто изложить соответствующий материал. Но изменим ход объяснения. Например, будем показывать, и называть отдельные мышцы, а ответить на вопрос, от каких костей они начинаются, куда прикрепляются и какую функцию могут выполнить, предложить  самим студентам.

В процессе преподавания необходимо научить учащихся работать самостоятельно. Важно умело организовать эту работу. Если мы просто предложим прочитать материал учебника и пересказать его, это вряд ли вызовет интерес. Можно давать учащимся ряд вопросов, на которые они должны будут устно или письменно ответить после знакомства с материалом, хорошо, если вопросы будут содержать в себе задачу, прямого ответа на которую в учебнике нет. Неплохо рекомендовать составить по тексту таблицу, в которой будут отражены основные моменты темы.

Обучение должно постоянно дополняться внеклассной работой. Формы ее могут быть самые разнообразные. Часто пополнение знаний идет путем прослушивания лекций, докладов просмотра кинофильмов, телепередач. Важно чтобы эти знания не остались мертвым грузом, чтобы учащиеся научились пользоваться ими, самостоятельно наращивать их. Можно рекомендовать просмотр отдельных телепередач, например, программы «Здоровье».

Информация о работе Активизация познавательного интереса на уроках биологии