Активизация познавательного интереса на уроках биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 21:28, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности на уроках биологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...3
1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Создание проблемной ситуации при изучении учебного материала...….8
1.2. Педагогические условия активности учащихся на уроке……………....11
1.3. Приемы развития познавательного интереса на этапе восприятия изучаемого материала………………………………………………………….18
1.4. Приемы развития познавательного интереса на этапе осмысления изучаемого материала…………………………………………………………..20
1.5. Приемы развития познавательного интереса на этапе закрепления изучаемого материала…………………………………………………………..22

2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
2.1 Использование биологических задач при развитии познавательного интереса к биологии…………………………………………………………….24
2.2 Формы и методы активного обучения………………………………….….27
2.3 Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии……………………………………………………………………….…31
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
3.1 Разработки уроков биологии с использованием средств развития познавательного интереса…………………………………………………….…35
3.2 Результаты проведенных уроков биологии……………………………..….47
4. ВЫВОДЫ……………………………………………………………49
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..50

Файлы: 1 файл

Дипломная работа .doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Тема:             Активизация познавательного интереса

                                        на уроках биологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е :


         

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...3

 

1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Создание проблемной ситуации  при изучении учебного материала...….8

1.2. Педагогические условия активности  учащихся на уроке……………....11

1.3. Приемы развития познавательного  интереса на этапе восприятия  изучаемого материала………………………………………………………….18

1.4. Приемы развития познавательного  интереса на этапе осмысления  изучаемого материала…………………………………………………………..20

1.5. Приемы развития познавательного  интереса на этапе закрепления  изучаемого материала…………………………………………………………..22

 

2. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

2.1 Использование биологических  задач при развитии познавательного  интереса к биологии…………………………………………………………….24

2.2 Формы и методы активного  обучения………………………………….….27

2.3 Познавательные игры как средство  развития познавательного интереса к биологии……………………………………………………………………….…31

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

3.1 Разработки уроков биологии  с использованием средств развития  познавательного интереса…………………………………………………….…35

3.2 Результаты проведенных уроков  биологии……………………………..….47

 

4. ВЫВОДЫ……………………………………………………………49

 

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность активизации познавательного интереса

 

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала; подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности, умению самостоятельно пополнять знания ; воплощать в жизнь научно-технические решения; осваивать новые специальности; дать высшим учебным заведениям страны хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

     Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении, их самостоятельность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

    Развитие творческих  познавательных способностей учащихся  – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задача дальнейшего совершенствования их познавательных умений.

Ёще К.Д. Ушинский  в своих трудах подчёркивал что «не с курьёзами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив  приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает» (К.Д. Ушинский. Избр.  пед. соч. М: Просвещение, 1967 )

      В современном  обществе для системы образования  всё более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к  моделированию ситуаций ,приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности .

 В тоже время наблюдается  снижение интереса к учёбе, интеллектуальная  пассивность.   Этим и объясняется  более настойчивое внимание учителя  к использованию методов и  приемов, требующих активной  мыслительной  деятельности, с помощью которых  формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (особенно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности ).

Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мысленной деятельности, помогая овладеть способами познания.

Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И. Щукина, Л.И. Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И. Шамова, А.К. Маркова), педагогики коллективных дел.

 

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности на уроках биологии.

 

ЗАДАЧИ:

 

         ОБУЧЕНИЯ: обеспечить изучение (повторение, закрепление) основных понятий, биологических закономерностей; продолжить формирование обще учебных  умений и навыков.

 

РАЗВИТИЯ:

  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении;
  • развивать эмоции учащихся (создавая при этом эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, используя яркие демонстрации);                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
  • развивать эмоции учащихся (создавая при этом эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, используя яркие демонстрации);
  • развивать инициативу, уверенность в своих силах
  • развивать инициативу, уверенность в своих силах;
  • развивать умения применять знания на практике.

 

ВОСПИТАНИЯ:

  • воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям;
  • воспитание мотивов труда , добросовестного отношения к учёбе;
  • воспитание экологического мышления.

 

ПРИНЦИПЫ:

  • учёта возрастных и индивидуальных способностей учащихся;
  • наглядности;
  • выбора оптимальных  методов, форм и средств обучения;
  • комплексный подход к обучению и воспитанию;
  • научность обучения и его доступности;
  • интеграции предметов естественнонаучного цикла;
  • систематичности обучения и его связь с практикой;
  • коллективного взаимодействия;
  • сознательности, активности, творчества;
  • создания личной мотивации, опоры на опыт учащихся.

 

 

 

Данная система работы предполагает создание следующих условий для проведения познавательной активности:

  • создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
  • создание «ситуации успеха» для каждого учащегося;
  • включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
  • использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
  • использование проблемных ситуаций;
  •   проведение бинарных уроков;
  • практико-ориентированная  направленность изучаемого материала.

 

 Трудоемкость осуществления  опыта:

  • подготовка дидактических материалов, наглядных пособий;
  • подготовка учащихся к участию в реализации замысла.

 

 Кредо учителя:

  • создать из повседневного удивительное;
  • говорить о сложном увлекательно, эмоционально;
  • учить всему кратко, основательно.

 

Среди всех мотивов учебной деятельности, познавательный интерес является самым действенным. Под познавательным интересом психологи психологи понимают особую изберательную направленность психических процессов человека на явления и объекты реального мира. По этому признаку наблюдается явно выраженное стремление личности заниматься именно этой областью явлений. Первичной формой познавательного интереса является любопытство, затем появляются любознательность и увлеченность предметом. Познавательный интерес, возникающий в процессе обучения, активизирует умственную деятельность не только в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных интелектуальных задач.

Формируется устойчивый познавательный интерес не сразу и разными средствами. Одним из них является занимательность. Прежде всего элементы занимательности вызывают богатое своими последствиями чувство удивления. Таковыми могут быть новизна, необычность, странность, противоречивость прежним представлениям, неожиданность и т. д. А роль эмоций в процессе познания очевидна.

Назначение занимательности в учебном процессе в том, что она

      • может являться первоначальным толчком познавательного интереса, трамплином к углубленной познавательной деятельности;
      • опорой эмоциональной памяти;
      • своеобразной разрядкой напряжения на уроке, средством переключения эмоций, внимания, мыслей;
      • средством мобилизации внимания и волевых усилий.

 

Вместе с тем важно, чтобы учитель не превращал занимательность в развлечение, чтобы он заранее планировал, где, как и с какой целью целесообразно привлечь средства занимательности для достижения конкретных целей на уроке.

Результаты исследований Г. И. Щукиной показали что

      • познавательный интерес как мотив побуждает подростка не только к восприятию определенного круга явлений, но, что особенно важно для обучения, располагает его к самостоятельной учебной деятельности, которая в свою очередь в состоянии удовлетворять и поддерживать его познавательный интерес;
      • познавательный интерес обуславливает создание такой «внутренней среды», таких внутренних импульсов учения, благодаря которым процесс деятельности становится более активным, творческим;
      • сам характер деятельности ученика может стать стимулом для укрепления появившегося интереса;
      • в процессе активной самостоятельной учебной работы, вызываемой интересом, возникают особые специфические переживания, которые выходят за пределы его познавательной деятельности и распостраняются на моральные и эстетические отношения школьника к действительности.

 

Обобщая сказанное, можно утверждать, что интерес играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно автономно действующий внутренний стимул, в важный фактор движения учебного познания. Осознанное планируемое создание условий для развития познавательного интереса- это одно из сильных средств повышения эффективности обучения на современном уроке.

Мотивация учения не составляет отдельного этапа какого- либо урока или группы уроков. Эта работа ведется на каждом этапе в течение каждого урока, всего учебного года. Педагогическое руководство «конструированием» мотивов учения каждого ученика самым непосредственным образом связано со структурой и формами организации урока, методами обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

 

1.1. Создание проблемной  ситуации при изучении учебного материала.

 

Учебный урок – это трудовой процесс, и, как и любой трудовой процесс, он требует работоспособности.  Еще  К.Д Ушинский считал, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность  головы учащегося, -подчеркивал великий педагог, - единственное  прочное основание всякого плодотворного учения»одним из существенных элементом является создание проблемной ситуации на уроке.

Возникающие и побуждающие к познавательной деятельности проблемы служат не только средством активизации мышления, но и определяют развитие склонностей и способностей человека.

Однако проблемную ситуацию создает не всякий вопрос, задача или противоречие. Если на тот или иной вопрос или задачу у ученика имеется готовый ответ, здесь не  требуется по существу никаких мыслительных усилий, кроме припоминания и воспроизведения уже известных знаний.  Познавательная же проблема характеризуется тем, что выводит ученика за  пределы имеющихся у него знаний. При этом в ней есть что-то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности.

Наличие познавательной задачи является лишь одной из черт проблемной ситуации. Дело в том, что учащихся не трудно вывести за  пределы имеющихся у них знаний и поставить перед ними познавательные вопросы, однако их мышление может остаться «не включенным». Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый  психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов,  в необычности познавательной деятельности и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.

Информация о работе Активизация познавательного интереса на уроках биологии