Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ изучения уровня и динамики себестоимости продукции и использование статистических методов.
В ходе подготовки к написанию курсовой работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономистами, указанные в списке литературы.
Для выполнения курсовой работы использованы следующие программы:
1. Текстовый редактор (MicrosoftOfficeWord 2007)
2. Табличныйредактор (MicrosoftOfficeExcel 2007)
3. Графические редакторы Paintи FastStoneImageViewer для создания скриншотов в работе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть………………………………………………………..5
1.1 Себестоимость как объект статистического изучения…………........5
1.2 Система статистических показателей, характеризующих себестоимость продукции….……………………………………………………………...10
1.3 Применение индексного метода в изучении себестоимости……………………………………………………………22
2. Расчётная часть……………………………………………………………27
Задание 1…………………………………………………………….…….27
Задание 2………………………………………….……………………….37
Задание 3…………………………….…………………………………….47
Задание 4…………………………………….…………………………….52
3. Аналитическая часть……………………………………………………...56
Заключение…………………………………………………………………...60
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Расчет средней арифметической взвешенной:

тыс. ед.                        (5)

Расчет дисперсии:

                                                        (6)

Расчет среднего квадратического отклонения:

    тыс. ед.                               

Расчет коэффициента вариации:

                         (7)

Вывод. Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средний выпуск продукции предприятий составляет 150 тыс. ед., отклонение от среднего объема в ту или иную сторону составляет в среднем 23,094 тыс. ед. (или 15,4%), наиболее характерные значения выпуска продукции находятся в пределах от 126,906 тыс. ед. до 173,094 тыс. ед. (диапазон ).

Значение Vσ = 15,4% не превышает 33%, следовательно, вариация выпуска продукции в исследуемой совокупности предприятий незначительна и совокупность по данному признаку качественно однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно ( =150 тыс. ед., Мо=152 тыс. ед., Ме=151 тыс. ед.), что подтверждает вывод об однородности совокупности предприятий. Таким образом, найденное среднее значение выпуска продукции предприятий (150 тыс. ед.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности предприятий.

1.4.Вычисление средней арифметической по исходным данным

Для расчета применяется  формула средней арифметической простой:

 тыс. ед.,                  (8)

Причина расхождения средних  величин, рассчитанных по формулам (8) и (5), заключается в том, что по формуле (8) средняя определяется по фактическим  значениям  исследуемого  признака  для  всех  30-ти предприятий, а  по формуле (5) средняя вычисляется  для интервального ряда, когда  в качестве значений признака берутся  середины интервалов и, следовательно, значение средней будет менее точным (за исключением случая равномерного распределения значений признака внутри каждой группы).

Задание 2

По исходным данным табл. 1 с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:

  1. Установить наличие и характер корреляционной связи между признаками Выпуск продукции и Себестоимость единицы продукции, используя метод аналитической группировки.
  2. Оценить тесноту и силу корреляционной связи, используя коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение.

       3.   Оценить статистическую значимость  показателя силы связи.

Сделать выводы по результатам выполнения Задания 2.

 

 

Выполнение Задания 2

Целью выполнения данного Задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, установление направления связи, оценка тесноты и силы связи.

Факторный и результативный признаки либо задаются в условии  задания, либо определяются путем проведения предварительного теоретического анализа. Лишь после того, как выяснена экономическая  сущность явления и определены факторный  и результативный признаки, приступают к проведению корреляционного анализа  данных.

По условию Задания 2 факторным  является признак Выпуск продукции (X), результативным – признак Себестоимость единицы продукции (Y).

2.1. Установление наличия и характера связи между признаками Выпуск продукции и Себестоимость единицы продукции методом аналитической группировки

Применение  метода аналитической группировки

При использовании метода аналитической группировки строится интервальный ряд распределения  единиц совокупности по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

Используя разработочную  таблицу 2.3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х – Выпуск продукции и результативным признаком Y – Себестоимость единицы продукции.

Групповые средние значения получаем из таблицы 2.3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 2.7.

Таблица 2.7

Зависимость себестоимости единицы  продукции предприятий от выпуска  продукции

Номер группы

Группы предприятий по выпуску продукции, тыс. ед.

х

Число предпри-ятий,

fj

Себестоимость единицы продукции,

млн руб.

всего

в среднем на одно предприятие,

1

2

3

4

5=4:3

1

100-120

4

54,9

13,725

2

120 – 140

5

77,695

15,539

3

140 – 160

11

194,876

17,716

4

160 – 180

7

133,546

19,078

5

180-200

3

60,39

20,130

 

Итого

30

521,407

17,380


Вывод. Анализ данных табл. 2.7 показывает, что с увеличением выпуска продукции от группы к группе систематически возрастает и средняя себестоимость единицы продукции по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

2.2. Измерение тесноты и силы корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения

Для измерения тесноты  и силы связи между факторным и результативным признаками рассчитывают специальные показатели – эмпирический коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение .

Эмпирический  коэффициент детерминации оценивает силу связи, определяя, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле

,                                                               (9)

где  – общая дисперсия признака Y,

        – межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

Значения показателя изменяются в пределах . При отсутствии корреляционной связи между признаками Х и Y имеет место равенство =0, а при наличии функциональной связи между ними - равенство =1.

Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле

,                                            (10)

где  yi – индивидуальные значения результативного признака;

        – общая средняя значений результативного признака;

         n – число единиц совокупности.

Общая средняя  вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

                                                  (11)

или как средняя взвешенная по частоте групп интервального ряда:

                                           (12)

Для вычисления удобно использовать формулу (11), т.к. в табл. 2.7 (графы 3 и 4 итоговой строки) имеются значения числителя и знаменателя формулы.

Расчет  по формуле (11):

млн. руб.

Для расчета общей дисперсии  применяется вспомогательная таблица 2.8.

   Таблица 2.8

Вспомогательная таблица  для расчета общей дисперсии

Номер

Предпри-ятия

п/п

Затраты на произ-водство продук-ции, млн. руб

1

2

3

4

5

1

18,240

0,86

0,740

332,698

2

17,080

-0,3

0,09

291,726

3

13,440

-3,94

15,524

180,634

4

17,850

0,47

0,221

318,623

5

18,170

0,79

0,624

330,149

6

19,210

1,83

3,349

369,024

7

17,936

0,556

0,309

321,700

8

19,580

2,2

4,84

383,376

9

19,440

2,06

4,244

377,914

10

18,860

1,48

2,190

355,700

11

17,818

0,438

0,192

317,481

12

17,040

-0,34

0,116

290,361

13

15,000

-2,38

5,664

225,000

14

13,000

-4,38

19,184

169,000

15

19,360

1,98

3,920

374,810

16

17,612

0,232

0,054

310,183

17

13,970

-3,41

11,628

195,161

18

17,666

0,286

0,082

312,088

19

17,980

0,6

0,36

323,280

20

19,266

1,886

3,557

371,179

21

17,940

0,56

0,314

321,844

22

16,335

-1,045

1,092

266,832

23

15,250

-2,13

4,537

232,563

24

15,860

-1,52

2,310

251,540

25

21,000

3,62

13,104

441,000

26

15,250

-2,13

4,537

232,563

27

17,784

0,404

0,163

316,271

28

19,030

1,65

2,723

362,141

29

14,490

-2,89

8,352

209,960

30

19,950

2,57

6,605

398,003

Итого

521,407

0,007

120,625

3182,804


Расчет общей дисперсии  по формуле (10):

Общая дисперсия может  быть также рассчитана по формуле

,

где – средняя из квадратов значений результативного признака,

      – квадрат средней величины значений результативного признака.

Для демонстрационного примера 

Тогда

Межгрупповая  дисперсия измеряет систематическую  вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка). Воздействие фактора Х на результативный признак Y проявляется в отклонении групповых средних от общей средней . Показатель вычисляется по формуле

,                                       (13)

где     –групповые средние,

 – общая средняя,

–число единиц в j-ой группе,

k – число групп.

Для  расчета  межгрупповой  дисперсии  строится  вспомогательная таблица 13 При этом используются  групповые средние значения из табл. 2.7 (графа 5).

Таблица 2.9

Вспомогательная таблица  для расчета межгрупповой дисперсии

 

Группы предприятий по выпуску продукции,

Тыс. ед.

Число предприятий,

Среднее значение

в группе

1

2

3

4

5

100-120

4

13,725

-3,655

53,436

120 – 140

5

15,539

-1,841

16,946

140 – 160

11

17,716

0,336

1,242

160 – 180

7

19,078

1,698

20,182

180-200

3

20,130

2,75

22,688

Итого

30

   

114,494

Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции