Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ изучения уровня и динамики себестоимости продукции и использование статистических методов.
В ходе подготовки к написанию курсовой работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономистами, указанные в списке литературы.
Для выполнения курсовой работы использованы следующие программы:
1. Текстовый редактор (MicrosoftOfficeWord 2007)
2. Табличныйредактор (MicrosoftOfficeExcel 2007)
3. Графические редакторы Paintи FastStoneImageViewer для создания скриншотов в работе.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть………………………………………………………..5
1.1 Себестоимость как объект статистического изучения…………........5
1.2 Система статистических показателей, характеризующих себестоимость продукции….……………………………………………………………...10
1.3 Применение индексного метода в изучении себестоимости……………………………………………………………22
2. Расчётная часть……………………………………………………………27
Задание 1…………………………………………………………….…….27
Задание 2………………………………………….……………………….37
Задание 3…………………………….…………………………………….47
Задание 4…………………………………….…………………………….52
3. Аналитическая часть……………………………………………………...56
Заключение…………………………………………………………………...60
Список литературы…………………………………………………………..
Расчет средней арифметической взвешенной:
тыс. ед. (5)
Расчет дисперсии:
Расчет среднего квадратического отклонения:
тыс. ед.
Расчет коэффициента вариации:
(7)
Вывод. Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средний выпуск продукции предприятий составляет 150 тыс. ед., отклонение от среднего объема в ту или иную сторону составляет в среднем 23,094 тыс. ед. (или 15,4%), наиболее характерные значения выпуска продукции находятся в пределах от 126,906 тыс. ед. до 173,094 тыс. ед. (диапазон ).
Значение Vσ = 15,4% не превышает 33%, следовательно, вариация выпуска продукции в исследуемой совокупности предприятий незначительна и совокупность по данному признаку качественно однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно ( =150 тыс. ед., Мо=152 тыс. ед., Ме=151 тыс. ед.), что подтверждает вывод об однородности совокупности предприятий. Таким образом, найденное среднее значение выпуска продукции предприятий (150 тыс. ед.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности предприятий.
1.4.Вычисление средней арифметической по исходным данным
Для расчета применяется формула средней арифметической простой:
тыс. ед., (8)
Причина расхождения средних величин, рассчитанных по формулам (8) и (5), заключается в том, что по формуле (8) средняя определяется по фактическим значениям исследуемого признака для всех 30-ти предприятий, а по формуле (5) средняя вычисляется для интервального ряда, когда в качестве значений признака берутся середины интервалов и, следовательно, значение средней будет менее точным (за исключением случая равномерного распределения значений признака внутри каждой группы).
Задание 2
По исходным данным табл. 1 с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:
3.
Оценить статистическую
Сделать выводы по результатам выполнения Задания 2.
Выполнение Задания 2
Целью выполнения данного Задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, установление направления связи, оценка тесноты и силы связи.
Факторный и результативный признаки либо задаются в условии задания, либо определяются путем проведения предварительного теоретического анализа. Лишь после того, как выяснена экономическая сущность явления и определены факторный и результативный признаки, приступают к проведению корреляционного анализа данных.
По условию Задания 2 факторным является признак Выпуск продукции (X), результативным – признак Себестоимость единицы продукции (Y).
2.1. Установление наличия и характера связи между признаками Выпуск продукции и Себестоимость единицы продукции методом аналитической группировки
Применение метода аналитической группировки
При использовании метода
аналитической группировки
Используя разработочную таблицу 2.3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х – Выпуск продукции и результативным признаком Y – Себестоимость единицы продукции.
Групповые средние значения получаем из таблицы 2.3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 2.7.
Таблица 2.7
Зависимость себестоимости единицы продукции предприятий от выпуска продукции
Номер группы |
Группы предприятий по выпуску продукции, тыс. ед. х |
Число предпри-ятий, fj |
Себестоимость единицы продукции, млн руб. | |
всего |
в среднем на одно предприятие, | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4:3 |
1 |
100-120 |
4 |
54,9 |
13,725 |
2 |
120 – 140 |
5 |
77,695 |
15,539 |
3 |
140 – 160 |
11 |
194,876 |
17,716 |
4 |
160 – 180 |
7 |
133,546 |
19,078 |
5 |
180-200 |
3 |
60,39 |
20,130 |
Итого |
30 |
521,407 |
17,380 |
Вывод. Анализ данных табл. 2.7 показывает, что с увеличением выпуска продукции от группы к группе систематически возрастает и средняя себестоимость единицы продукции по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
2.2. Измерение тесноты и силы корреляционной связи с использованием коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения
Для измерения тесноты и силы связи между факторным и результативным признаками рассчитывают специальные показатели – эмпирический коэффициент детерминации и эмпирическое корреляционное отношение .
Эмпирический коэффициент детерминации оценивает силу связи, определяя, насколько вариация результативного признака Y объясняется вариацией фактора Х (остальная часть вариации Y объясняется вариацией прочих факторов). Показатель рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии в общей дисперсии по формуле
,
где – общая дисперсия признака Y,
– межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.
Значения показателя изменяются в пределах . При отсутствии корреляционной связи между признаками Х и Y имеет место равенство =0, а при наличии функциональной связи между ними - равенство =1.
Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных). Этот показатель вычисляется по формуле
,
где yi – индивидуальные значения результативного признака;
– общая средняя значений результативного признака;
n – число единиц совокупности.
Общая средняя вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:
или как средняя взвешенная по частоте групп интервального ряда:
(12)
Для вычисления удобно использовать формулу (11), т.к. в табл. 2.7 (графы 3 и 4 итоговой строки) имеются значения числителя и знаменателя формулы.
Расчет по формуле (11):
Для расчета общей дисперсии применяется вспомогательная таблица 2.8.
Таблица 2.8
Вспомогательная таблица для расчета общей дисперсии
Номер Предпри-ятия п/п |
Затраты на произ-водство продук-ции, млн. руб |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
18,240 |
0,86 |
0,740 |
332,698 |
2 |
17,080 |
-0,3 |
0,09 |
291,726 |
3 |
13,440 |
-3,94 |
15,524 |
180,634 |
4 |
17,850 |
0,47 |
0,221 |
318,623 |
5 |
18,170 |
0,79 |
0,624 |
330,149 |
6 |
19,210 |
1,83 |
3,349 |
369,024 |
7 |
17,936 |
0,556 |
0,309 |
321,700 |
8 |
19,580 |
2,2 |
4,84 |
383,376 |
9 |
19,440 |
2,06 |
4,244 |
377,914 |
10 |
18,860 |
1,48 |
2,190 |
355,700 |
11 |
17,818 |
0,438 |
0,192 |
317,481 |
12 |
17,040 |
-0,34 |
0,116 |
290,361 |
13 |
15,000 |
-2,38 |
5,664 |
225,000 |
14 |
13,000 |
-4,38 |
19,184 |
169,000 |
15 |
19,360 |
1,98 |
3,920 |
374,810 |
16 |
17,612 |
0,232 |
0,054 |
310,183 |
17 |
13,970 |
-3,41 |
11,628 |
195,161 |
18 |
17,666 |
0,286 |
0,082 |
312,088 |
19 |
17,980 |
0,6 |
0,36 |
323,280 |
20 |
19,266 |
1,886 |
3,557 |
371,179 |
21 |
17,940 |
0,56 |
0,314 |
321,844 |
22 |
16,335 |
-1,045 |
1,092 |
266,832 |
23 |
15,250 |
-2,13 |
4,537 |
232,563 |
24 |
15,860 |
-1,52 |
2,310 |
251,540 |
25 |
21,000 |
3,62 |
13,104 |
441,000 |
26 |
15,250 |
-2,13 |
4,537 |
232,563 |
27 |
17,784 |
0,404 |
0,163 |
316,271 |
28 |
19,030 |
1,65 |
2,723 |
362,141 |
29 |
14,490 |
-2,89 |
8,352 |
209,960 |
30 |
19,950 |
2,57 |
6,605 |
398,003 |
Итого |
521,407 |
0,007 |
120,625 |
3182,804 |
Расчет общей дисперсии по формуле (10):
Общая дисперсия может быть также рассчитана по формуле
где – средняя из квадратов значений результативного признака,
– квадрат средней величины значений результативного признака.
Для демонстрационного примера
Тогда
Межгрупповая дисперсия измеряет систематическую вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка). Воздействие фактора Х на результативный признак Y проявляется в отклонении групповых средних от общей средней . Показатель вычисляется по формуле
,
где –групповые средние,
– общая средняя,
–число единиц в j-ой группе,
k – число групп.
Для расчета межгрупповой дисперсии строится вспомогательная таблица 13 При этом используются групповые средние значения из табл. 2.7 (графа 5).
Таблица 2.9
Вспомогательная таблица для расчета межгрупповой дисперсии
Группы предприятий по выпуску продукции, Тыс. ед. |
Число предприятий, |
Среднее значение |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
100-120 |
4 |
13,725 |
-3,655 |
53,436 |
120 – 140 |
5 |
15,539 |
-1,841 |
16,946 |
140 – 160 |
11 |
17,716 |
0,336 |
1,242 |
160 – 180 |
7 |
19,078 |
1,698 |
20,182 |
180-200 |
3 |
20,130 |
2,75 |
22,688 |
Итого |
30 |
114,494 |
Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции