Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ изучения уровня и динамики себестоимости продукции и использование статистических методов.
В ходе подготовки к написанию курсовой работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономистами, указанные в списке литературы.
Для выполнения курсовой работы использованы следующие программы:
1. Текстовый редактор (MicrosoftOfficeWord 2007)
2. Табличныйредактор (MicrosoftOfficeExcel 2007)
3. Графические редакторы Paintи FastStoneImageViewer для создания скриншотов в работе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть………………………………………………………..5
1.1 Себестоимость как объект статистического изучения…………........5
1.2 Система статистических показателей, характеризующих себестоимость продукции….……………………………………………………………...10
1.3 Применение индексного метода в изучении себестоимости……………………………………………………………22
2. Расчётная часть……………………………………………………………27
Задание 1…………………………………………………………….…….27
Задание 2………………………………………….……………………….37
Задание 3…………………………….…………………………………….47
Задание 4…………………………………….…………………………….52
3. Аналитическая часть……………………………………………………...56
Заключение…………………………………………………………………...60
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

Задание 1

По исходным данным (табл.1) необходимо выполнить следующее:

  1. Построить статистический ряд распределения предприятий по Выпуску продукции, образовав пять групп с равными интервалами.
  2. Графическим методом и путем расчётов определить значения моды и медианы полученного ряда распределения.
  3. Рассчитать характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
  4. Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным (табл. 1), сравнить её с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения. Объяснить причину их расхождения.

Сделать выводы по результатам выполнения Задания 1.

Выполнение Задания 1

Целью выполнения данного Задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности предприятий путем построения и анализа статистического ряда распределения предприятий по признаку Выпуск продукции.

1.1.Построение интервального ряда распределения предприятий по выпуску продукции.

Для построения интервального  вариационного ряда, характеризующего распределение предприятий по выпуску  продукции, необходимо вычислить величину и границы интервалов ряда.

При построении ряда с равными  интервалами величина интервала h определяется по формуле

,                                         (1)

где – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k- число групп интервального ряда.

Число групп k задается в условии задания или рассчитывается по формуле Г.Стерджесса

k=1+3,322 lg n,                                                  (2)

где  n - число единиц совокупности.

Определение величины интервала  по формуле (1) при заданных k = 4,           xmax = 200 тыс. ед., xmin = 100 тыс. ед.:

При h = 20 тыс. ед. границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2.2):

Таблица 2.2

Номер группы

Нижняя граница,

Тыс. ед.

Верхняя граница,

Тыс. ед.

1

100

120

2

120

140

3

140

160

4

160

180

5

180

200


Для построения интервального  ряда необходимо подсчитать число банков, входящих в каждую группу (частоты групп). При этом возникает вопрос, в какую группу включать единицы совокупности, у которых значения признака выступают одновременно и верхней, и нижней границами смежных интервалов (это 120, 140, 160, 180 тыс. ед.). Отнесение таких единиц к одной из двух смежных групп рекомендуется осуществлять по принципу полуоткрытого интервала). Т.к. при этом верхние границы интервалов не принадлежат данным интервалам, то соответствующие им единицы совокупности включаются не в данную группу, а в следующую. В последний интервал включаются и нижняя, и верхняя границы.

Процесс группировки единиц совокупности по признаку Выпуск продукции представлен во вспомогательной (разработочной) таблице 2.3 (графа 4 этой таблицы необходима для построения аналитической группировки в Задании 2).

Таблица 2.3

Разработочная таблица для  построения интервального ряда распределения  и аналитической группировки

Группы предприятий по выпуску продукции, тыс. ед.

Номер предпри-тия

Выпуск продукции, тыс. ед.

Затраты на производство продукции, млн. руб

1

2

3

4

100-120

14

100

13,000

 

3

105

13,440

 

17

110

13,970

 

29

115

14,490

Всего

4

430

54,900

120 – 140

13

120

15,000

 

23

122

15,250

 

26

125

15,250

 

24

130

15,860

 

22

135

16,335

Всего

5

632

77,695

140 – 160

2

140

17,080

 

12

142

17,040

 

18

146

17,666

 

16

148

17,612

 

4

150

17,850

 

11

151

17,818

 

27

152

17,784

 

7

152

17,936

 

19

155

17,980

 

21

156

17,940

 

5

158

18,170

Всего

11

1650

194,876

160 – 180

1

160

18,240

 

10

164

18,860

 

20

169

19,266

 

6

170

19,210

 

28

173

19,030

 

15

176

19,360

 

8

178

19,580

Всего

7

1190

133,546

180-200

9

180

19,440

 

30

190

19,950

 

25

200

21,000

Всего

3

570

60,390

ИТОГО

30

4472

521,407


На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 2.3 формируется итоговая табл. 4, представляющая интервальный ряд распределения предприятий по выпуску продукции.

Таблица 2.4

Распределение предприятия  по выпуску продукции

Номер группы

Группы предприятий по выпуску продукции, тыс. ед.,

х

Число предприятий,

f

1

100-120

4

2

120 – 140

5

3

140 – 160

11

4

160 – 180

7

5

180-200

3

 

Итого

30


Помимо частот групп в  абсолютном выражении в анализе  интервальных рядов используются ещё  три характеристики ряда, приведенные  в графах 4 - 6 табл. 2.5. Это частоты групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле .

Таблица 2.5

Структура предприятий по выпуску продукции

№ группы

Группы предприятий по выпуску продукции, тыс. ед.

Число предприятий, fj

Накопленная

частота,

Sj

Накопленная

частоcть, %

в абсолютном выражении

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

1

100-120

4

13,33

4

13,33

2

120 – 140

5

16,67

9

30,00

3

140 – 160

11

36,67

20

66,67

4

160-180

7

23,33

27

90,00

5

180-200

3

10,00

30

100

 

Итого

30

100,0

   

Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности предприятий показывает, что распределение предприятий по выпуску продукции не является равномерным: преобладают предприятия с выпуском продукции от 140 тыс. ед. до 160 тыс. ед. (это 11 предприятий, доля которых составляет 36,67%); 30% предприятий имеют выпуск продукции менее 140 тыс. ед., а 66,67% – менее 160 тыс. ед.

1.2. Нахождение  моды и медианы полученного  интервального ряда распределения  графическим методом и  путем  расчетов

Мода и медиана являются структурными средними величинами, характеризующими (наряду со средней арифметической) центр распределения единиц совокупности по изучаемому признаку.

Мода  Мо для дискретного ряда – это значение признака, наиболее часто встречающееся у единиц исследуемой совокупности1. В интервальном вариационном ряду модой приближенно считается центральное значение модального интервала (имеющего наибольшую частоту). Более точно моду можно определить графическим методом по гистограмме ряда (рис.2).

Рис. 2 Определение моды графическим методом

Конкретное значение моды для интервального ряда рассчитывается по формуле:

                        (3)

где   хМo – нижняя граница модального интервала,

h –величина модального интервала,

fMo – частота модального интервала,

fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,

fMo+1 – частота интервала, следующего за модальным.

Согласно табл.2.4 модальным интервалом построенного ряда является интервал 140 – 160 тыс. ед., так как его частота максимальна (f3 = 11).

Расчет моды по формуле (3):

тыс.ед.

Вывод. Для рассматриваемой совокупности предприятий наиболее распространенный выпуск продукции характеризуется средней величиной 152 тыс. ед.

Медиана Ме – это значение признака, приходящееся на середину ранжированного ряда. По обе стороны от медианы находится одинаковое количество единиц совокупности.

Медиану можно определить графическим методом по кумулятивной кривой (рис. 3). Кумулята строится по накопленным частотам (табл. 2.5, графа 5).

Рис. 3. Определение медианы графическим методом

Конкретное значение медианы  для интервального ряда рассчитывается по формуле:

,                                       (4)

где    хМе– нижняя граница медианного интервала,

h – величина медианного интервала,

– сумма всех частот,

fМе – частота медианного интервала,

SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.

Для расчета медианы необходимо, прежде всего, определить медианный  интервал, для чего используются накопленные  частоты (или частости) из табл. 5 (графа 5). Так как медиана делит численность ряда пополам, она будет располагаться в том интервале, где накопленная частота впервые равна полусумме всех частот или превышает ее  (т.е. все предшествующие накопленные частоты меньше этой величины).

В демонстрационном примере  медианным интервалом является интервал    140 – 160 тыс. ед., так как именно в  этом интервале накопленная частота  Sj = 20 впервые превышает величину, равную половине численности единиц совокупности ( = ).

Расчет значения медианы  по формуле (4):

тыс.ед.

Вывод. В рассматриваемой совокупности предприятий половина предприятий имеют в среднем выпуск продукции не более 151 тыс. ед., а другая половина – не менее 151 тыс. ед.

1.3. Расчет характеристик ряда распределения

Для расчета характеристик  ряда распределения  , σ, σ2, Vσ на основе табл. 5 строится вспомогательная табл. 6 ( – середина j-го интервала).

Таблица 2.6

Расчетная таблица для  нахождения характеристик ряда распределения

Группы предприятий по выпуску продукции, тыс. ед.

Середина интервала,

Число предпри-ятий,

fj

1

2

3

4

5

6

7

100-120

110

4

440

-40

1600

6400

120 – 140

130

5

650

-20

400

2000

140 – 160

150

11

1650

0

0

0

160 – 180

170

7

1190

20

400

2800

180-200

190

3

570

40

1600

4800

Итого

 

30

4500

   

16000

Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции