Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ изучения уровня и динамики себестоимости продукции и использование статистических методов.
В ходе подготовки к написанию курсовой работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономистами, указанные в списке литературы.
Для выполнения курсовой работы использованы следующие программы:
1. Текстовый редактор (MicrosoftOfficeWord 2007)
2. Табличныйредактор (MicrosoftOfficeExcel 2007)
3. Графические редакторы Paintи FastStoneImageViewer для создания скриншотов в работе.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть………………………………………………………..5
1.1 Себестоимость как объект статистического изучения…………........5
1.2 Система статистических показателей, характеризующих себестоимость продукции….……………………………………………………………...10
1.3 Применение индексного метода в изучении себестоимости……………………………………………………………22
2. Расчётная часть……………………………………………………………27
Задание 1…………………………………………………………….…….27
Задание 2………………………………………….……………………….37
Задание 3…………………………….…………………………………….47
Задание 4…………………………………….…………………………….52
3. Аналитическая часть……………………………………………………...56
Заключение…………………………………………………………………...60
Список литературы…………………………………………………………..
Статистика себестоимости промышленной продукции или продукции других отраслей народного хозяйства опирается на данные бухгалтерского учета, задачей которого является исчисление общей суммы издержек, группировка их по видам и определение себестоимости единицы продукции.
Анализируя данные учета и отчетности, статистика решает в этой области следующие основные задачи:
1. изучает структуру
2. дает итоговую характеристику
выполнения производственных
3. анализирует факторы, определяющие уровень и динамику себестоимости;
4. выявляет резервы дальнейшего
снижения себестоимости и
Но для того, чтобы решать
поставленные выше задачи статистики
себестоимости необходимо иметь
четкое знание теоретического и практического
содержания себестоимости как
Основными источниками информации являются данные, взятые из годовых отчетов организаций различных отраслей народного хозяйства, табелей учета рабочего времени, материалов выборочных обследований заработной платы работников по отдельным отраслям и должностям, а также данные статистических сборников.[5; стр.255]
1.2 Система статистических
показателей, характеризующих
Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.
Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены:
во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции;
во-вторых, затраты на работы
и услуги непромышленного характера
(строительно-монтажные, транспортные,
научно-исследовательские и
в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.
В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен.
Для анализа уровня себестоимости
на различных предприятиях или ее
динамики за разные периоды времени
затраты на производство должны приводиться
к одному объему. Себестоимость единицы
продукции (калькуляция) показывает затраты
предприятия на производство и реализацию
конкретного вида продукции в
расчете на одну натуральную единицу.
Калькуляция себестоимости
Показатель снижения себестоимости сравнимой товарной продукцииприменяется для анализа изменения себестоимости во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции на тех предприятиях, которые имеют устойчивый по времени ассортимент изделий.
Себестоимость продукции (работ, услуг) может быть определена с помощью нескольких показателей.Исходным показателем для всех фирм является себестоимость единицы продукции (работ, услуг). Затраты на единицу продукции зависят от объема производства, являются одним из показателей, используемых в обоснование принимаемых управленческих решений. Одним из таких решений является определение цены товара.
Затраты на единицу продукции фирмы определяются из следующего соотношения:
где - средние затраты на единицу продукции;
- себестоимость i-го вида продукции;
- количество единиц i-го вида продукции.
Себестоимость единицы продукции имеет большое значение в бизнесе. Продукция может быть продуктом (товаром в вещественной форме), работой, услугой.
Система отнесения затрат на изделие (продукт) отражена в бухгалтерском учете.
Фирмы, занимающиеся оказанием услуг (консалтинговых, юридических и др.), определяют затраты по каждому заказу.
Если фирма производит
однородную, одноименную продукцию
(например, сырьевые отрасли промышленности),
то себестоимость единицы
Затраты на один рубль товарной
(реализованной) продукции - наиболее известный
на практике обобщающий показатель, который
отражает себестоимость единицы
продукции в стоимостном
Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:
- по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная себестоимость;
- по длительности расчетного периода - месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;
- по характеру данных, отражающих расчетный период, - фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;
- по масштабам охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п.
Предприятия, устанавливая цену, прибавляют к своей себестоимости определенную сумму прибыли (обычно считают процент наценки), чтобы получить выгоду от производства данного товара. Следовательно, связь цены и себестоимости заключается в следующем:
1) Если снизить цену, а себестоимость остается прежней, то снизится сумма прибыли, получаемая предприятием (например, себестоимость продукции составляет 80 руб. при продаже этого товара по цене 100 руб., прибыль составит 20 руб., если же снизить цену до 95. руб., при такой же себестоимости, то прибыль составит 15 руб., что на 5 руб. меньше, чем при продаже по первоначальной цене);
2) Если оставить цену
прежней, а себестоимость
Таким образом, себестоимость, прибыль и цена - это неразрывно связанные понятия, изменение одного из составляющих обязательно влечет за собой изменение другого.
Исходя из этого, в качестве примера статистических данных с Интернет сайта ФСГС ниже будут представлены данные по ценам.
Основная страница сайта представлена ниже.
Чтобы просмотреть статистику касательно цен, необходимо выбрать в пункте «Официальная статистика» далее «Цены».
Далее можно выбрать пункт «Цены производителей», затем «Промышленные товары» и далее просмотреть актуальные статистические данные касательно индексов цен производителей промышленных товаров по видам экономической деятельности, индексов цен производителей на отдельные виды промышленных товаров с 2010г. (на основе ОКПД), средних цен производителей на отдельные виды промышленных товаров с 2010г. (на основе ОКПД), средних цен производителей на минеральные удобрения (с 2009г.) и др.
На рисунке 1 с сайта Федеральной службы государственной статистики предоставлен статистический материал по индексам цен производителей (в % к декабрю 2011 года).
Рис. 1 Индексы цен производителей (в % к декабрю 2011 года)
В таблице 1.1 с сайта Федеральной службы государственной статистики предоставлен статистический материал по индексам цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров 2011, 2012 года и март 2013 года.
Таблица 1.1
Продовольственные |
Апрель |
Январь-апрель 2013г. к январю-апрелю 2012г. |
Справочно | |||||
апрель |
январь-апрель 2012г.
к январю-апрелю | |||||||
марту |
декабрю |
апрелю 2012г. |
марту |
декабрю |
апрелю 2011г. | |||
Продовольственные |
100,7 |
102,7 |
107,1 |
107,0 |
100,2 |
102,3 |
100,0 |
100,4 |
хлеб и хлебобулоч- |
100,8 |
105,0 |
116,5 |
115,1 |
100,3 |
100,9 |
103,6 |
104,8 |
крупа и бобовые |
100,2 |
102,8 |
104,0 |
99,6 |
97,6 |
91,9 |
70,4 |
76,9 |
макаронные изделия |
100,6 |
104,4 |
112,7 |
111,0 |
99,9 |
99,6 |
98,8 |
100,6 |
мясо и птица |
99,1 |
97,1 |
103,0 |
105,0 |
100,4 |
102,2 |
107,4 |
107,6 |
рыба и море- |
100,2 |
101,0 |
102,0 |
101,5 |
99,5 |
101,0 |
105,8 |
107,9 |
молоко и молочная |
100,3 |
101,9 |
105,6 |
105,1 |
100,1 |
100,9 |
104,0 |
104,5 |
масло сливочное |
100,3 |
101,9 |
105,0 |
104,2 |
99,7 |
100,0 |
103,4 |
104,4 |
масло подсолнечное |
99,8 |
100,3 |
108,7 |
106,1 |
97,7 |
95,4 |
93,7 |
96,9 |
яйца |
103,4 |
103,9 |
100,7 |
102,7 |
101,7 |
108,5 |
106,9 |
107,9 |
сахар-песок |
101,7 |
100,8 |
96,5 |
100,0 |
101,2 |
110,6 |
81,2 |
74,5 |
плодоовощная |
103,6 |
114,5 |
118,3 |
116,2 |
99,6 |
107,4 |
70,9 |
70,0 |
Алкогольные напитки |
101,0 |
109,6 |
118,4 |
117,7 |
100,7 |
103,8 |
108,7 |
108,5 |
В апреле наиболее заметный прирост цен отмечался на большинство наблюдаемых видов плодоовощной продукции. Лук репчатый, картофель и свёкла подорожали на 11,4-16,5%, помидоры свежие, капуста белокочанная свежая, морковь - на 7,8-10,5%. В то же время цены на огурцы свежие снизились на 10,0%, апельсины - на 3,5%, виноград - на 2,0%, чеснок - на 0,8%.
Среди наблюдаемых видов продуктов переработки зерна цены на крупу манную увеличились на 1,8%, горох и фасоль, пшено, крупы овсяную и перловую, овсяные хлопья "Геркулес", хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта - на 1,0-1,2%. Крупа гречневая-ядрица за месяц стала дешевле на 1,1%.
Из остальных наблюдаемых
видов продовольственных
Вместе с тем на 3,0% снизились цены на национальные сыры и брынзу. Мясо птицы и свинина подешевели на 1,3% и 1,1% соответственно, печень говяжья, говядина (кроме бескостного мяса), рыба живая и охлажденная - на 0,4-0,6%.
Методика расчета
1)Затраты на производство вычисляются по формуле:
Зпр = МЗ + Ам + Отр + Пр,
где Зпр – затраты на производство продукции;
МЗ – материальные затраты;
Ам – амортизация;
Отр – оплата труда и отчисления в фонды;
Пр – прочие затраты
Пример 1.
Рассмотрим методику анализа затрат на производство на конкретном примере. По данным ООО «Техпром» показатели затрат по элементам составляют:
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
1. материальные затраты, из них: |
130264 |
сырье и материалы |
119384 |
топливо |
3058 |
энергия |
3445 |
2. затраты на оплату труда |
71245 |
3. отчисления в социальные фонды |
27138 |
4. амортизация основных средств |
872 |
5. Прочие расходы |
20661 |
Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции