Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ изучения уровня и динамики себестоимости продукции и использование статистических методов.
В ходе подготовки к написанию курсовой работы использовались материалы учебной литературы и периодических изданий, разработанные ведущими специалистами в области статистики и экономистами, указанные в списке литературы.
Для выполнения курсовой работы использованы следующие программы:
1. Текстовый редактор (MicrosoftOfficeWord 2007)
2. Табличныйредактор (MicrosoftOfficeExcel 2007)
3. Графические редакторы Paintи FastStoneImageViewer для создания скриншотов в работе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть………………………………………………………..5
1.1 Себестоимость как объект статистического изучения…………........5
1.2 Система статистических показателей, характеризующих себестоимость продукции….……………………………………………………………...10
1.3 Применение индексного метода в изучении себестоимости……………………………………………………………22
2. Расчётная часть……………………………………………………………27
Задание 1…………………………………………………………….…….27
Задание 2………………………………………….……………………….37
Задание 3…………………………….…………………………………….47
Задание 4…………………………………….…………………………….52
3. Аналитическая часть……………………………………………………...56
Заключение…………………………………………………………………...60
Список литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 2.25 Мб (Скачать файл)

 

Требуется рассчитать затраты  на производство .

Для того, чтобы произвести расчет затрат на производство продукции, необходимо воспользоваться формулой:  Зпр = МЗ + Ам + Отр + Пр.

Следовательно, Зпр = 130264 + 872 + 71245 + 27138 + 20661 = 250180 тыс. руб.

2) Себестоимость валовой продукции вычисляется по формуле:

Zвал = Зпр – НПС – Рб.п.,

где Zвал – себестоимость валовой продукции;

Зпр – затраты на производство;

НПС – непроизводственные счета (в них включаются затраты  на капстроительство и капремонт  своего предприятия, услуги транспорта сторонних организаций и непромышленных хозяйств своего предприятия, стоимость НИОКР, выполняемых для сторонних организаций);

Рб.п. – расходы будущих периодов

 

Пример 2.

 

По результатам предыдущего  примера затраты на производство составили 250180 тыс. руб. По данным предприятия  известны показатели затрат по элементам:

 

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1. затраты на производство  продукции

250180

2. непроизводственные счета,  из них:

150846

затраты на капстроительство

76325

затраты на капремонт

44638

транспортные услуги сторонних  организаций и непромышленных хозяйств данного предприятия

21567

стоимость НИОКР

8316

3. Расходы будущих периодов

49106


 

Требуется произвести расчет себестоимости валовой продукции.

Для определения себестоимости  валовой продукции применяется  формула: Zвал = Зпр – НПС – Рб.п.

Следовательно, Zвал = 250180 – 150846 – 49106 = 50228 тыс. руб.

3) Производственная себестоимость товарной (готовой) продукции вычисляется по формуле:

Zпр = Zвал + ИОнзп,

где Zпр – производственная себестоимость товарной (готовой) продукции;

Zвал – себестоимость валовой продукции;

ИОнзп – изменение остатков незавершенного производства

 

Пример 3.

 

В соответствии с полученными  данными по предыдущему примеру  стали известны следующие показатели:

 

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1. Себестоимость валовой  продукции

50228

2. Изменение остатков  незавершенного производства

3423


 

Требуется произвести расчет производственной себестоимости товарной (готовой) продукции.

Для определения производственной себестоимости товарной (готовой) продукции  воспользуемся формулой:  Zпр = Zвал + ИОнзп.

 

Следовательно,  Zпр = 50228 + 3423 = 53651 тыс. руб.

4) Полная себестоимость товарной продукции вычисляется по формуле:

Zполн = Zпр + Рвнепр

где Zполн – полная себестоимость товарной продукции;

Zпр – производственная себестоимость;

Рвнепр – внепроизводственные расходы (в них включаются расходы на упаковку, транспортировку,  складские расходы, комиссионные сборы и др.)

 

Пример 4.

 

По данным компании ООО «Техпром» известны следующие показатели для определения полной себестоимости товарной продукции:

 

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1. производственная себестоимость  товарной (готовой) продукции

53651

2. внепроизводственные расходы  на:

27860

упаковка

6652

транспортировка

9348

складские расходы

6007

комиссионные сборы и  др.

5853


Для расчета полной себестоимости  товарной продукции необходимо воспользоваться  формулой: Zполн = Zпр + Рвнепр

Следовательно, Zполн = 53651 + 27860 = 81511 тыс. руб.

5) Себестоимость реализованной продукции вычисляется по формуле:

Zреализ = Zполн + К – ПОн.п.,

где Zреализ – себестоимость реализованной продукции;

Zполн – полная себестоимость;

К – коммерческие расходы (реклама, маркетинг);

ПОн.п. – переходящие остатки нереализованной продукции

Пример 5.

Для расчета себестоимости  реализованной продукции по предприятию  ООО «Техпром» используются следующие данные:

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1. полная себестоимость  товарной продукции

81511

2. коммерческие расходы,  в т.ч.:

31630

реклама

18115

маркетинг

13515

3. переходящие остатки  нереализованной продукции

43650


Чтобы определить себестоимость  реализованной продукции необходимо воспользоваться формулой: Zреализ = Zполн + К – ПОн.п.

Следовательно,  Zреализ = 81511 + 31630 – 43650 = 69491 тыс. руб.

 

 

1.3 Применение  индексного метода анализа в изучении себестоимости

Для изучения себестоимости  применяется множество статистических методов, например, метод группировок  по статьям калькуляции, метод корреляционных таблиц, метод средних и относительных  величин, графический метод, индексный  метод, метод анализа рядов динамики и прочие.

Для характеристики изменения  динамики себестоимости используют систему индексов.

Индексный метод широко применяется  для изучения динамики средних величин  и выявления факторов, влияющих на динамику средних. В тех случаях, когда мы анализируем изменение во времени сравниваемой продукции, мы можем поставить вопрос о том, как в различных условиях (на различных участках) меняются составляющие индекса (цена, физический объем, структура производства или реализации отдельных видов продукции). С этой целью исчисляется система взаимосвязанных индексов: переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

Индекс  переменного состава представляет собой отношение двух взвешенных величин с переменными весами, характеризующее изменение индексируемого (осредняемого) показателя. Используется для характеристики изменения средней цены в текущем и базисном периодах.

Величина этого индекса  характеризует изменение средневзвешенной средней за счет влияния двух факторов: осредняемого показателя у отдельных единиц совокупности и структуры изучаемой совокупности.

Индекс  постоянного (фиксированного) состава представляет собой отношение средних взвешенных с одними и теми же весами (при постоянной структуре). Данных индекс не учитывает изменение объема продажи продукции на различных рынках в текущем и базисном периодах.

Для расчета индекса постоянного  состава можно использовать агрегатную форму индекса:

Индекс  влияния структурных сдвигов характеризует влияние изменения структуры изучаемого явления на динамику среднего уровня индексируемого показателя и рассчитывается по формуле:

 

Под структурными изменениями  понимается изменение доли отдельных  групп единиц совокупности в общей  их численности (d). Система взаимосвязанных индексов при анализе динамики среднего уровня качественного показателя имеет вид:

В индексах средних уровней  в качестве весов могут быть взяты  удельные веса единиц совокупности (d=f/Ʃf), которые отражают изменения в структуре изучаемой совокупности. Тогда систему взаимосвязанных индексов можно записать в следующем виде:

,

или

индекс  средней                                                                       индекс                              

        величины               =           постоянного         х            структурных

(переменного состава)                 состава                               сдвигов

 

Аналогично приведенным  формулам строятся индексы средних  уровней: цен, себестоимости продукции, фондоотдачи, производительности труда, оплаты труда и др.

В статистике под индексом понимается относительная величина (показатель), выражающая изменение сложного экономического явления во времени, в пространстве или по сравнению с планом. В связи с этим различают динамические, территориальные индексы, а также индексы выполнения плана.

К какому бы экономическому явлению ни относились индексы, чтобы  рассчитать их, необходимо сравнивать различные уровни, которые относятся  либо к различным периодам времени, либо к плановому заданию, либо к  различным территориям. В связи  с этим различают базисный период (период, к которому относится величина, подвергаемая сравнению) и отчетный период (период, к которому относится сравниваемая величина).

Показатели, характеризующие  изменение более или менее  однородных объектов, входящих в состав сложного явления, называются индивидуальными индексами – ix.

Индекс получает название по названию индексируемой величины. Индексы измеряются либо в виде процентов (%), либо в виде коэффициентов.

Пример 6.

Имеются данные о выпуске  однородной продукции по предприятиям АО:

№ предприятия АО

Выпуск продукции

Себестоимость единицы продукции, руб.

Индивидуальный индекс себестоимости

 

 

iz=z1/z0

I квартал

II квартал

I квартал

II квартал

тыс.ед

q0

%

d0

тыс.ед.

q1

%

d1

 

z0

 

z1

1

40

40

36

30

7,0

8,0

1,143

2

60

60

84

70

6,0

6,5

1,083

Итого

100

100

120

100

6,4

6,95

1,086


 

Определить для двух предприятий:

1) среднюю себестоимость единицы продукции;

2) индекс средней себестоимости  продукции;

3) среднее изменение себестоимости  продукции;

4) индекс структурных сдвигов.

Решение:

1. Средняя себестоимость единицы данного вида продукции по двум предприятиям АО определяется как средняя арифметическая взвешенная:

2. Индекс  себестоимости продукции  переменного состава  равен

(средняя себестоимость  единицы продукции по двум  предприятия возросла на 8,6%).

3.

Это означает, что в среднем  по двум предприятиям себестоимость  единицы продукции повысилась на 10,3%.

4. Индекс структурных сдвигов может быть рассчитан с помощью взаимосвязи индексов:

Средняя себестоимость единицы  продукции по двум предприятиям снизилась  на 1,5% за счет изменения  удельного веса отдельных  предприятий в  общем выпуске  продукции.

Если  в качестве весов  взять удельные веса отдельных предприятий  в общем объеме выпуска продукции (d=q/Ʃq), то получим следующую систему взаимосвязанных индексов:

1,086 = 1,103·0,985

Общий вывод: если бы происшедшие изменения себестоимости продукции не сопровождались структурными перераспределениями в ее выпуске, то средняя себестоимость продукции по двум предприятиям возросла бы на 10,3%. Изменение структуры выпуска продукции отдельных предприятий в общем объеме выпуска вызвало снижение себестоимости на 1,5%. Одновременное воздействие двух факторов увеличило среднюю себестоимость продукции по двум предприятиям на 8,6%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Расчетная часть

При проведении статистического  наблюдения за деятельностью предприятий  за исследуемый период получены выборочные данные об объеме выпуска продукции  и себестоимости по 30-ти предприятиям (выборка 20%-ная, механическая).

В проводимом статистическом исследовании эти предприятия выступают  как единицы выборочной совокупности. Генеральную совокупность образуют все предприятия. Анализируемыми признаками изучаемых единиц совокупности являются Выпуск продукции и Затраты на производство продукции предприятий.

Выборочные данные представлены в табл.2.1.

Таблица 2.1

№ пред-приятия п/п

Выпуск продукции, тыс. ед.

Затраты на производ-ство продукции, млн. руб.

№ пред-приятия п/п

Выпуск продукции, тыс. ед.

Затраты на производ-ство продукции, млн. руб.

1

160

18,240

16

148

17,612

2

140

17,080

17

110

13,970

3

105

13,440

18

146

17,666

4

150

17,850

19

155

17,980

5

158

18,170

20

169

19,266

6

170

19,210

21

156

17,940

7

152

17,936

22

135

16,335

8

178

19,580

23

122

15,250

9

180

19,440

24

130

15,860

10

164

18,860

25

200

21,000

11

151

17,818

26

125

15,250

12

142

17,040

27

152

17,784

13

120

15,000

28

173

19,030

14

100

13,000

29

115

14,490

15

176

19,360

30

190

19,950

Информация о работе Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции