Виды, формы и методы проверки знаний, умений и навыков, учащихся по математике в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

В ходе исследования выдвинута гипотеза: «Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся их ответственность в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения. С учетом цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучение методической и психолого-педагогической литературы по проблеме контроля знаний учащихся.
2. Отобрать материал по теме «Виды, формы и методы проверки знаний, умений, навыков по математике в начальной школе».
3. Систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля знаний учащихся.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогическая характеристика
1.1 Знания…………………………………………………………………..6
1.2 Умения………………………………………………………………….6
1.3 Навыки………………………………………………………………….7
2. Роль функции контроля знаний, умений и навыков в начальной школе
2.1 Цели контроля и его принципы…………………………………...…..9
2.2 Функции контроля…………………………………………………….10
3. Оценка результатов по математике
3.1 Требования к оцениванию……………………………………….…...14
3.2 Оценивание письменных работ………………………………..……..16
3.3 Оценивание устных ответов…………………………………….........17
3.4 Характеристика цифровой отметки. Словесной оценки…………....18
3.5 Характеристика цифровой оценки……………………………….......19
3.6 Характеристика словесной оценки…………………………………...21
4. Виды и особенности контроля по математике
4.1 Текущий контроль……………………………………………………..22
4.2 Тематический контроль………………………………………….….....23
4.3 Итоговый контроль………………………………………………….....23
5. Методы и формы организации контроля по математике
5.1 Устный опрос. Методика устной проверки……………….……...…..25
5.2 Письменный опрос……………………………………………………..27
5.3 Формы контроля……………………………………………………..…33
Практическая часть…………………………………………………….…..36
Заключение…………………………………………………………….……41
Список литературы…………………………………………..……………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

С учетом современных  требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо» «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».

 

  • Характеристика цифровой оценки (отметки)
  •  

    «5» («отлично») – уровень  выполнения требований значительно  выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и  по предыдущему учебному материалу; на более одного недочета; логичности и полнота изложения.

    «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

    «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

    «2» («плохо») – уровень  выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов  по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному  материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость

     обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

    Вводится оценка «за  общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении  отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетичность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

    Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка  в числителе) и за общее впечатление  от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается если:

    - в работе имеется  не менее 2 неаккуратных исправлений;

    - работа оформлена  небрежно, плохо читаема, в работе  много зачеркиваний, клякс, отсутствуют  поля.

    Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит более объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «чего достиг ученик в освоении предметных знаний?» и «каково его прилежание и старение?».

     

  • Характеристика словесной оценки (оценочное суждение).
  •  

    Словесная оценка есть краткая  характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед  учеником динамику результатов его  учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки является ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).

    Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего  как положительные, так и отрицательные  ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Виды и особенности контроля по математике в начальной школе

     

  • Текущий контроль
  •  

    Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Ее основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

    В данный период школьник должен иметь  право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности  в применении цифровой оценки –  отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

    Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения находить площадь прямоугольника и др.).

  • Тематический контроль
  •  

    Тематический контроль – заключается в проверке усвоения грамотного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

    Специфика этого вида контроля:

    1. ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, достать материал, исправить полученную ранее отметку;
    2. при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
    3. возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.

    Тематический контроль по математике, в начальной школе  проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерения величин и др.

    Среди тематических проверочных  работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются  знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5 – 6 минут урока.

  • Итоговый контроль
  •  

    Итоговый контроль – проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за 1, 2, 3 учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.

    Например, школьник выполняет  итоговую работу на «4», в то время  как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3»  было в пользу «3». Это обстоятельство не дает учителю право снизить итоговую отметку, и ученик, в конечном счете, получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».

    Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных  работ комбинированного характера.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. Методы и  формы организации контроля по  математике

     

    5.1 Устный опрос. Методика устной проверки

     

     

    Устный опрос является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний учащихся. Сущность этого метода контроля требует устного  изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Учитель может предложить одному учащемуся целостный ответ, который позволяет выявить глубину знаний и полноту усвоения их логики. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний школьника, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознать усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия. При проверке устного вопроса учитель стремится проверить, на сколько учащиеся овладели учебным материалом, и кроме того, вовлечь по возможности всех учащихся в активную работу. Сознательно ли усвоен материал – помогают выявить нетрафаретные задания, особенно задания, требующие применить знания к решению жизненных задач. Монофологическая форма устного опроса не является для начальной школы распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимся материал, как правило, не большой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.

    Устный опрос позволяет  обстоятельно выяснить знания учащихся, однако он требует возможность проверить большое количество учащихся, кроме того, в устном опросе вопросы учителя и ответы учащихся нигде не фиксируется. Это лишает учителя возможности сравнивать ответы разных учащихся на один и тот же вопрос, ответы одного и того же ученика, данные им в разное время учебного года чаще всего используется другая модификация метода устного опроса, позволяющая опрашивать значительное количество учащихся. Часто эта модификация (учитель разбивает изученный материал, это носит название – фронтальная проверка).

     

    Устная проверка

    Методика устной проверки включает в себя две основные части:

    а) составление проверочных  вопросов и их задания

    б) ответ учащихся на составленные вопросы.

    Составление проверочных  вопросов и заданий – важный элемент  устной проверки. Качество вопросов определяется их содержанием, характером выполняемых учащимися при ответе на вопросы умственных действий, а также словесной формулировкой. При составлении вопросов всегда исходят из того, что проверить следует те знания, которые являются основными в данном курсе или относительно трудно усваиваются учащимися или которые необходимы для успешного усвоения дальнейших разделов и тем курсов. Устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявления осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

    Второй составной частью устной проверки является ответ учащегося  на вопросы. В дидактической литературе выделяются два условия качественного  выявления знаний ученика:

      1. Ученику не кто не мешает (учитель и класс комментирует ответ потом)
      2. Создается обстановка, которая обеспечивает наилучшую работу его интеллектуальных сил.

    Прерывать ученика можно  только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону. При оценке ответа ученика обращают внимание на правильность и полноту ответа, последовательность изложения, качество речи, приемы устной проверки используются на различных этапах урока.

     

    5.2 Письменный  опрос

     

    Письменный опрос учащихся в начальной школе применяется относительно редко. В 1 классе первом полугодии вообще не используется, так как учащиеся еще научились писать. Во 2 и 3 классах роль метода возрастает, и к средней школе становится одним из ведущих.

    Часто письменный опрос  называют самостоятельной работой. Суть метода заключается в том, что учитель дает учащимся записанные на доске, листочках или карточках задания, которые они выполняют в течении 10 – 12 минут. По результатам этих ответов учитель выставляет оценки в классный журнал. Преимущество письменного опроса заключается в том, что он позволяет на одном уроке оценить знания всех учащихся.

     

    Самостоятельная работа

    Самостоятельная работа – наибольшая по времени (15 – 20 минут) письменная проверка знаний, умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способа усвоения учебных задач осознание понятий ориентировка конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой. Самостоятельная работа проводится фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знания. Так, например, индивидуальную  самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой  поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах. Самостоятельные письменные работы проводятся с целью текущей и итоговой проверки знаний, умений, навыков. При текущей проверки самостоятельные работы невелики по объему, содержат задания в основном по той теме, которая изучается в это время. Проверка в этом случае тесно связана с процессом обучения на уроке, подчинена ему. Поэтому самостоятельная работа может быть проведена по частям, которые включаются по ходу урока 2 – 3 раза (по 3 – 10 минут).   К.Д. Ушинский считал «…учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

    Информация о работе Виды, формы и методы проверки знаний, умений и навыков, учащихся по математике в начальной школе