Виды, формы и методы проверки знаний, умений и навыков, учащихся по математике в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

В ходе исследования выдвинута гипотеза: «Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся их ответственность в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения. С учетом цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучение методической и психолого-педагогической литературы по проблеме контроля знаний учащихся.
2. Отобрать материал по теме «Виды, формы и методы проверки знаний, умений, навыков по математике в начальной школе».
3. Систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля знаний учащихся.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогическая характеристика
1.1 Знания…………………………………………………………………..6
1.2 Умения………………………………………………………………….6
1.3 Навыки………………………………………………………………….7
2. Роль функции контроля знаний, умений и навыков в начальной школе
2.1 Цели контроля и его принципы…………………………………...…..9
2.2 Функции контроля…………………………………………………….10
3. Оценка результатов по математике
3.1 Требования к оцениванию……………………………………….…...14
3.2 Оценивание письменных работ………………………………..……..16
3.3 Оценивание устных ответов…………………………………….........17
3.4 Характеристика цифровой отметки. Словесной оценки…………....18
3.5 Характеристика цифровой оценки……………………………….......19
3.6 Характеристика словесной оценки…………………………………...21
4. Виды и особенности контроля по математике
4.1 Текущий контроль……………………………………………………..22
4.2 Тематический контроль………………………………………….….....23
4.3 Итоговый контроль………………………………………………….....23
5. Методы и формы организации контроля по математике
5.1 Устный опрос. Методика устной проверки……………….……...…..25
5.2 Письменный опрос……………………………………………………..27
5.3 Формы контроля……………………………………………………..…33
Практическая часть…………………………………………………….…..36
Заключение…………………………………………………………….……41
Список литературы…………………………………………..……………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Самостоятельная работа не может эффективно проходить без  помощи и указания извне. Другое дело, что помощь и указания обучаемому представляются непосредственно (лично  преподавателем) а косвенно через  специальным образом построенные структуры и содержание рабочих заданий. Готовя самостоятельную работу обучаемых, следует иметь в виду, что она, как и любой вид учебного труда, останется нейтральной по отношению к характеру познавательной деятельности обучаемых, если преподаватель предварительно не сформулировал четко частно-дидактические цели работы и не подобрал систему познавательных задач, решение которых позволит сформулированных целей.

Эффективность самостоятельных  работ учащихся прямо зависит  от условий, обеспечивающих организацию и планирование, управление и контроль за системой самостоятельных работ, позволяющих в рамках целостного учебно-воспитательного процесса параллельно использовать и методы косвенного руководства деятельностью обучаемых и методы управления приобретением ими навыков сознательной самоорганизации.

 

Организация самостоятельных  работ

При учении математики важно, чтобы учащиеся не только знали теоретический  материал, но и умели применять  его к решению задач и упражнений, обладали бы рядом навыков (вычислительными навыками, умениями преобразовывать выражения и т.д.). Эти умения и навыки могут быть по настоящему проверены только в письменной работе. Обычно самостоятельные работы проводятся после коллективного решения задач новой темы и предшествуют контрольной работе по этой теме.

При проведении самостоятельной  работы учитель сталкивается со следующими затруднениями:

1.Дети заканчивают  работу не одновременно, поэтому  целесообразно включать в работу  дополнительные задания для тех,  кто работает быстрее.

2. Трудно подобрать  задания одинаково посильные  всем учащимся уплотненным опросом.

Необходимо ответить недостатки этих приемов:

  1. Вызванным учащимся выделяется время на подготовку к ответу
  2. Если вызванные учащиеся отвечают плохо, то уплотненный опрос затягивается на 15 – 20 минут, а других учащихся учитель вызвать не может, так как они не готовились к ответу.

Кроме таких форм контроля выполнения домашнего задания существуют и другие.

Самопроверка по образцу  применяется на первом уроке после  объяснения нового материала. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. Учащиеся рассматривают решение образец и устно комментируют его, тетрадь у всех закрыта. Затем ребята открывают тетради и проверяют свои работы по образцу, подчеркивая ошибки. Этот способ развивает внимание и выявляет ошибки с помощью образца. Взаимопроверка с помощью образца используется на следующем уроке. В этом случае учащиеся проверяют домашнюю работу своего соседа тоже по образцу. Как и в первом случае, окончательно тетрадь проверяет учитель.

 

Организация контрольных  работ

Контрольная работа может  быть кратковременной и долговременной.

1. Перед проведением  контрольной работы необходимо  определить объект контроля, цель  предстоящей работы и средства  контроля. Они должны быть сообщены учащимся.

2. В зависимости от  вида заданий нужно продумать,  каким образом ученик должен  их сформировать. Из этого будет  складываться оценка. Критерии оценки  хотя бы в общих чертах должны  быть известны учащимся.

3. Учитель должен продумать,  что он отнесет к недочетам, а что к ошибкам. Из этого будет складываться оценка. Критерии хотя бы в общих чертах должны быть известны учащимся.

4. Контрольная работа  должна быть посильной для  всех учащихся без исключения. Сильным учащимся дать задания  труднее.

5. Каждой контрольной работе должна предшествовать самостоятельная работа с аналогичными упражнениями.

6. Анализ контрольной  работы необходимо проводить  сразу, для этого необходимо  завершать работу за несколько  минут до звонка.

7. Обязательно нужно  проводить количественный и качественный анализ контрольной работы.

 

Контрольная работа

Это весьма эффективный  метод контроля усвоения учебного материала. Сущность состоит в том, что после  изучения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит письменные или практические контрольные работы с целью проверки и оценки качества усвоения знаний учащимися. Эффективность проведения контрольных работ возрастает при использовании некоторых вспомогательных приемов. Эффективным приемом является проведение перед контрольной работой серии письменных опросов до тех пор, пока учитель не убедится, что изученный материал, хорошо усвоен учащимися. Проведению целенаправленной подготовки учащихся способствует другой прием – предупреждение учащихся о предстоящей контрольной работе за 1 – 2 недели и организация соответствующей подготовительной работы. Например, полезно решать типовые задания и выполнять упражнения. При проведении самой контрольной работы для предупреждения списывания и разговоров между учащимися часто используется прием представления заданий по вариантам или даже индивидуальных заданий для каждого учащегося в отдельности. Используется контрольная работа при фронтальном, текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Контрольная работа оценивается отметкой. Содержание работ для письменного опроса может организоваться по одноуровневым отличающимся по степени сложности вариантам. Так для развития самоконтроля и самооценки учащихся, целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им , что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности, А – ученик получит отметку не больше «3», за вариант Б не выше «4», а за вариант В – «5». При желании школьник может посоветоваться с учителем.

 

Тест

В переводе с английского  «test – испытание, исследование». Можно сказать, что тест – объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статической отработке и сравнительному анализу. Тест содержит большой круг вопросов, требующих коротких однозначных ответов.

В структуре проверки знаний на уроках математики тесты  могут быть предварительными, текущими, тематическими и т.д. Тестирование в последнее время становится очень распространенным методом контроля. Суть тестирования заключается в постановке перед учащимися некоторой системы вопросов, отвечая на которые учащиеся проявляют уровни учебных знаний и умений, психического развития социального опыта.

Основным достоинством тестов является объективность. Кроме  того, процесс тестирования весьма трудоемок и отнимает у учителя  много времени. Тестовый контроль –  это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление  ошибок и выполнение пробелов.

Объем теста 10 – 12 минут. Таким образом, тесты выполняют  диагностическую, обучающую и организационную  функцию. Их включение в учебный  процесс способствует повышению  качества знаний.

 

Математический диктант

Математический диктант  может заменить опрос по теме, заданной для повторения. Его продолжительность обычно 10 – 12 минут. Он представляет собой систему вопросов, связанных между собой.

Текст диктанта может  быть:

  1. Написан на плакате;
  2. Спроецирован на доску с помощью кадоскопа;
  3. Зачитан учителем.

Существует еще такая  разновидность диктанта, как математический диктант с графической записью  ответа.

Приведем методику проведения диктанта.

1. Учитель полностью  зачитывает текст, а учащиеся  слушают не делая записи.

2. Учитель читает текст  по фразам, делая паузы от одной до четырех минут, чтобы дать учащимся возможность выполнить задание.

3. Когда все задания  выполнены, учитель снова читает  весь текст с небольшими остановками,  это дает учащимся возможность,  что-то исправить и сделать  дополнение. Правильные ответы записываются на доске. Ученики могут проверить диктант самостоятельно у соседа по парте.

С помощью математического  диктанта можно проверить знания учащимися формулировок, определенных свойств, теорем, формул, умения и навыки в их использовании.

 

5.3 Формы контроля

 

В соответствии с формами  обучения на практике выделяют три  формы контроля: индивидуальная, групповая  и фронтальная.

1. Индивидуальный контроль.

При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма контроля целесообразный случай, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности, возможности отдельных учащихся.

Такая форма контроля всегда планируется: учитель начинает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

2. Групповой контроль.

При проведении такого контроля класс временно делится на несколько  групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости  от цели контроля группам предлагают одинаковые или разные задания.

Групповую форму контроля применяют:

а) при повторении с  целью обобщения и систематизации учебного материала.

б) при выделении приемов  и методов решения задач.

в) при выявлении наиболее рационального решения задач.

3. Фронтальный контроль.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого контроля изучается  правильность восприятия и понимания  учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

  1. Взаимный контроль.

Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной  деятельности школьников трудно переоценить.

Он содействует выработке  таких качеств личности, как честность, справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает также учителю осуществлять проверку знаний учащихся. В массовой школе сравнительно часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку, и частичная, эпизодическая взаимопроверка знаний учащихся. Систематическая же взаимная проверка знаний, умений, навыков применяется весьма редко. (Остановившихся на методике проведения этой проверки).

Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям, и даже нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения к товарищам. Известно, что многие ученики боятся приступать к решению задач, алгоритм решения о которых им неизвестен. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолеть их самостоятельно. Выход здесь только один – привить учащимся умения и навыки самоконтроля. Это с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения, Ведь при этом ученики фактически участвуют в управлении своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им проверить в себе свои познавательные способности, открывать простор для творческой инициативы и самостоятельности.

Навыки самоконтроля можно развить и на занимательных  задачах, основанных на обычной житейской  смекалке. Их полезно рассматривать  в младших классах. Эти задачи привлекают внимание всех учащихся, даже тех, которые не имеют особых успехов  в математике.

Среди учебных заданий, стимулирующих самоконтроль в работе учащихся, определенное место занимают задания с программированным  контролем. Такие задания позволяют  увеличить интенсивность самостоятельной  учебной работы учащихся, удобны для организации фронтальной работы и коллективного обсуждения полученных индивидуальных результатов.

Последовательно работая  над привитием умений, связанных  с контролем и самоконтролем  в математической деятельности учащихся, можно добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

 

 

 

 

 

 

Практическая  часть

 

При прохождении государственной  практики в г. Карасуке в средне –  Муниципальной общеобразовательной  школе 33, я использовала такие формы и методы проверки как: математический диктант по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»; тестирование по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»; контрольная работа по теме «Конкретный смысл умножения».

Целью данной практической работы было составление каждого вида проверки на основе изученного материала и овладение методикой его проведения.

1. Математический диктант. 

Цель: Проверка знаний компонентов, нумерацию чисел, проверка вычислительных навыков, без перехода через десяток.

Методика проведения математического диктанта: Учитель зачитывает задания, учащиеся внимательно слушают не делая записи. Затем ребята записывают номер вопроса и его конкретный ответ. Продолжительность 7 – 10 минут. После того, как учащиеся справились с заданиями учитель собирает работы.

«Сложение и вычитание  в пределах 100»

1. Первое слагаемое  63, второе 30. Найдите сумму (93).

2. Сколько будет 100 без 37? (63)

3. 60 увеличить на 7 (67)

4. 84 уменьшить на 4 (80)

5. Найдите разность 67 и 5 (62)

6. Найдите сумму 30 и  61 (91)

7. Сколько не хватает 36 до 46? (10)

8. К 54 прибавить 2 десятка  (74)

9. У Маши 12 календариков, у Тани 9, а у Оли столько,  сколько у Маши и Тани вместе. Сколько календариков у Оли? (21)

Проведя математический диктант, проанализировав методику его проведения, я пришла к следующему выводу:

Информация о работе Виды, формы и методы проверки знаний, умений и навыков, учащихся по математике в начальной школе