Виды, формы и методы проверки знаний, умений и навыков, учащихся по математике в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

В ходе исследования выдвинута гипотеза: «Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся их ответственность в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения. С учетом цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Изучение методической и психолого-педагогической литературы по проблеме контроля знаний учащихся.
2. Отобрать материал по теме «Виды, формы и методы проверки знаний, умений, навыков по математике в начальной школе».
3. Систематизирование накопленных сведений по проблеме контроля знаний учащихся.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
1. Психолого-педагогическая характеристика
1.1 Знания…………………………………………………………………..6
1.2 Умения………………………………………………………………….6
1.3 Навыки………………………………………………………………….7
2. Роль функции контроля знаний, умений и навыков в начальной школе
2.1 Цели контроля и его принципы…………………………………...…..9
2.2 Функции контроля…………………………………………………….10
3. Оценка результатов по математике
3.1 Требования к оцениванию……………………………………….…...14
3.2 Оценивание письменных работ………………………………..……..16
3.3 Оценивание устных ответов…………………………………….........17
3.4 Характеристика цифровой отметки. Словесной оценки…………....18
3.5 Характеристика цифровой оценки……………………………….......19
3.6 Характеристика словесной оценки…………………………………...21
4. Виды и особенности контроля по математике
4.1 Текущий контроль……………………………………………………..22
4.2 Тематический контроль………………………………………….….....23
4.3 Итоговый контроль………………………………………………….....23
5. Методы и формы организации контроля по математике
5.1 Устный опрос. Методика устной проверки……………….……...…..25
5.2 Письменный опрос……………………………………………………..27
5.3 Формы контроля……………………………………………………..…33
Практическая часть…………………………………………………….…..36
Заключение…………………………………………………………….……41
Список литературы…………………………………………..……………..43

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………...3

1. Психолого-педагогическая  характеристика

1.1 Знания…………………………………………………………………..6

1.2 Умения………………………………………………………………….6

1.3 Навыки………………………………………………………………….7

2. Роль функции  контроля знаний, умений и навыков в начальной школе

2.1 Цели контроля и  его принципы…………………………………...…..9

2.2 Функции контроля…………………………………………………….10

3. Оценка результатов  по математике

3.1 Требования к оцениванию……………………………………….…...14

3.2 Оценивание письменных работ………………………………..……..16

3.3 Оценивание устных ответов…………………………………….........17

3.4 Характеристика цифровой отметки.  Словесной оценки…………....18

3.5 Характеристика цифровой оценки……………………………….......19

3.6 Характеристика словесной оценки…………………………………...21

4. Виды и особенности  контроля по математике

4.1 Текущий контроль……………………………………………………..22

4.2 Тематический контроль………………………………………….….....23

4.3 Итоговый контроль………………………………………………….....23

5. Методы и формы организации  контроля по математике

5.1 Устный опрос. Методика  устной проверки……………….……...…..25

5.2 Письменный опрос……………………………………………………..27

5.3 Формы контроля……………………………………………………..…33

Практическая часть…………………………………………………….…..36

Заключение…………………………………………………………….……41

Список литературы…………………………………………..……………..43

 

 

Введение

 

Одной из актуальных проблем современной школы является проблема проверки знаний, умений, навыков учащихся. Вопрос о том, каким методом лучше проверить знания, умения, навыки учащихся поднимался еще в педагогической литературе прошлого. И это естественно: одно из обязательных условий успешного обучения – привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом. В свете задач, поставленных перед школой, закрепление знаний, умений и навыков приобретает особое значений: учиться на уроке – один из основательных принципов работы в современной школе. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. ПО определению контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно приходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Для успешной организации процесса обучения учителя обычно проверяют и анализируют несколько факторов. К ним относится качество усвоения учебного материала, интенсивность накопления ребенком социального опыта, освоение им навыков взаимодействия и уровень индивидуального развития учащихся. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на уроках математики. Проверка знаний, умений и навыков, учащихся в процессе обучения математики имеет важнейшее обучающее и воспитательное значение. Прежде всего, проверка позволяет выявить уровень успеваемости, т.е. степень усвоения учебного материала, полноту, глубину, сознательность и прочность знаний на разных этапах обучения, и обеспечивает, таким образом, накопление информации, необходимой для направленной деятельности по устранению несоответствия между заданным и истинным уровнем знаний, для управления процессом обучения. Ведь проверка знаний, умений и навыков учащихся повышает их учебную дисциплину, побуждает к активизации умственной деятельности по усвоению материала, способствует выработке сознательного отношения к регулярному труду.

Целью исследования является изучение видов и форм проверки знаний, умений и навыков по математике в начальной школе.

Объектом исследования явились младшие школьники и  формирование их знаний, умений и навыков  в педагогическом процессе.

При этом предметом исследования являются различные методы и формы  проверки знаний, умений и навыков, учащихся по математике в начальной школе.

В ходе исследования выдвинута  гипотеза: «Если учитель будет  систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся их ответственность в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения. С учетом цели, объекта, предмета и гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Изучение методической  и психолого-педагогической литературы  по проблеме контроля знаний учащихся.

2. Отобрать материал  по теме «Виды, формы и методы  проверки знаний, умений, навыков  по математике в начальной  школе».

3. Систематизирование  накопленных сведений по проблеме  контроля знаний учащихся.

4. Провести наблюдение  по эффективным приемам проверки знаний, умений и навыков по математике в начальной школе.

5. Описать способы  приема контроля знаний, умений  и навыков.

Поставленные задачи определили выбор методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение.

Практическая значимость исследования состоит в возможности  использовать в процессе обучения более  эффективных методов и форм проверки знаний, умений и навыков.

Дипломная работа состоит  из введения, пяти глав, практической части, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психолого-педагогическая характеристика знаний,

умений и  навыков

 

Каким бы прекрасными  целями ни руководились мы в своей  деятельности, ее осуществление и  успешность находятся в зависимости  от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем.

 

  • Знание
  •  

    Знание – постижение действительности сознанием, но знания не существуют ради знания. Они теснейшим  образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то, прежде всего, стремимся получить знания о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирования умения важно понимать, что требуется, и знать способ действия.

    В одних случаях умения могут предшествовать формированию навыков, в других – являются результатом  дальнейшего развития деятельности. Например, нередко ученик, имеющий навык чтения, не умеет еще выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретенного навыка чтения. Причем умение может появиться и без большого числа повторений. Умения основаны на знаниях и навыках.

     

  • Умения
  •  

    Умения – это успешный способ выполнения деятельности в новых  условиях, сознательное применение имеющихся  знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных  условиях. Умение образуется в деятельности. Для того чтобы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тренироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.

     

  • Навыки
  •  

    Навыки – это частично автоматизированные действия, которые  образуются в результате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться.

    Навык – это способ выполнения действий. Автоматизированный характер навыков означает, что не все внимание человека принимает участие в выполнении деятельности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества другой деятельности, для улучшения качества деятельности.

    Навык – это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной.

    Навыки не только облегчают  труд, но и открывают возможности  для творческой работы.

    Выделяют следующие  виды навыков: ходьба, бег, спортивные навыки, письмо; мыслительные (интеллектуальные) – чтение, вычисление, доказательство теорем, заучивание и пр.; сенсорные, связанные с восприятием; навыки поведения.

    Навыки образуются посредством  упражнений, обучения, причем в процессе упражнений, обучения они не просто закрепляются, но и совершенствуются. В выработке навыка существенную роль играют индивидуальные различия – у одних навыки формируются значительно скорее, чем у других.

    Следует учитывать, особенно при работе с детьми, что процесс  формирования навыков происходит неравномерно. Утомление, расслабление внимания, временное падение интереса к деятельности, желание учиться могут стать причиной задержки развития навыка. Но за периодом спада может последовать новый подъем, который во многом зависит от внимания и поведения, взрослых по отношению к детям.

    Очень важное свойство навыков  перенос – распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на другой. Например, учитель решает с учениками задачу, а затем  говорит: «Эту задачу решите сами». Чем  сознательнее будет вырабатываться навык, тем легче он будет обобщаться и переноситься.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Роль функции контроля знаний, умений,

    навыков в начальной  школе

  • Цели контроля и его принципы
  •  

    Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении  и достижении, успехов учащихся; в указании путей совершенствования углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную деятельность. Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения учащихся учебного уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по математике. А также цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно провериться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. При конкретизации целей контроля исходит из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения. Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость контроля, зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов. В-третьих – эта цель предполагает воспитание у учащихся таких качеств, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы. Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика. Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом. Если перечисленные цели контроля знаний и умений реализовать, то можно говорить о том, что контроля выполняет следующие функции:

    - Контролирующая

    - Диагностическая

    - Развивающая

    - Социальная

    - Воспитывающая

    - Ориентирующая

    - Прогностическая

    - Информационная

    - Функции управления.

     

  • Функции контроля
  •  

    • Контролирующая функция.

    Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

    При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительным.

    • Обучающая функция.

    Обучающая функция определяется результатом сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота, и осознанность знаний, умений выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности необходимых как для школьной жизни, так в ни ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе зафиксировать какое содержание обучение целесообразно расширить, а какое из этого исключить. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности, что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается. В повторении, углублении, какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

    • Диагностическая функция.

    Сущность диагностической  функции контроля – в получении  информации об ошибках, недочетах и  проблемах в знаниях и умениях  учащихся и порождающих их причинах затруднения учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.

    • Развивающая функция.

    Развивающая функция  контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными  возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развивается речь, память, внимания, воображения, воли и мышления школьников. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

    Информация о работе Виды, формы и методы проверки знаний, умений и навыков, учащихся по математике в начальной школе