Методы формирования умений и навыков по фонетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
раскрыть теоретическую сущность понятия метода, в общем, и в частности методов формирования умений и навыков;
рассмотреть методы формирования умений и навыков по фонетике.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы изучения методов формирования умений
и навыков при обучении русскому языку………………....................................5
1.1. Понятие метода в методике обучения русскому языку ..........…..........5
1.2. Связь метода с этапом обучения. Характеристика основных методов
формирования умений и навыков при обучении русскому языку.......7
Глава 2. Методы формирования умений навыков по фонетике……………...14
2.1. Умения и навыки по фонетике…………………………………..........14
2.2. Методы формирования умений навыков по фонетике………….......17
2.3. Анализ фонетических упражнений, представленных в школьном
учебнике..................................................................................................19
Заключение………………………………………………………………….........25
Список литературы……………………………………………………………....27
Приложение………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Методы формирования умений и навыков по фонетике.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы формирования умений и навыков по фонетике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

 

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Теоретические основы изучения методов формирования умений

 и навыков при обучении русскому языку………………....................................5

       1.1. Понятие метода в методике обучения русскому языку ..........…..........5

       1.2. Связь метода с этапом обучения. Характеристика основных методов

            формирования умений и навыков при обучении русскому языку.......7

Глава 2. Методы формирования умений навыков по фонетике……………...14

        2.1. Умения и навыки по фонетике…………………………………..........14

        2.2. Методы формирования умений навыков по фонетике………….......17

       2.3. Анализ фонетических упражнений, представленных в школьном

               учебнике..................................................................................................19

Заключение………………………………………………………………….........25

Список литературы……………………………………………………………....27

Приложение………………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Введение

 

Русский язык хорошо справляется  с обязанностью быть средством общения: он неисчерпаемо богат. Задумывались ли мы над тем, в чем проявляется богатство нашего языка? Если мы ответим, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических средств, в многообразии синтаксических конструкций, то будете правы. Однако не забудем и о звуковой стороне речи. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть еще и мягкие, которые для слуха особенно приятны. Очень активны и гласные в нашей речи: они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения. Поэтому изучение фонетики, а также графики и орфоэпии становится своеобразной отправной точкой в освоении русского языка.

В процессе обучения фонетике учащимися должны быть получены знания и приобретены умения и навыки, необходимые для дальнейшего благополучного формирования общих умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, определилась тема нашей курсовой работы: «Методы формирования умений навыков по фонетике».

Объект исследования: изучение фонетики в школе.

         Предмет исследования: методы формирования умений навыков по фонетике.

  В своей работе  мы преследуем основную цель: рассмотреть методы обучения русскому языку, способствующие  формированию умений и навыков по фонетике.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
  • раскрыть теоретическую сущность понятия метода, в общем, и в частности методов формирования умений и навыков;
  • рассмотреть методы формирования умений и навыков по фонетике.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения методов формирования умений и навыков при обучении русскому языку

 

1.1. Понятие метода в методике обучения русскому языку

 

Согласно словарю-справочнику  по методике преподавания русского языка  М.П. Львова метод – это «способ  взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижение целей обучения» [9; 113]. Это способ достижения определенной учебной цели (приобретения знаний, умений и навыков).

Существуют два уровня методов обучения – общедидактический (применимый ко всем учебным предметам) и частнодидактический уровни.

На общедидактическом  уровне можно выделить следующие  группы методов.

1. Объяснительно-иллюстративные методы: учащемуся разными способами  предъявляется информация, а он эту информацию воспринимает, осознает, запоминает.

2. Репродуктивные методы: учащийся выполняет предложенные задания, направленные на воспроизведение уже полученных им знаний.

3. Методы проблемного изложения: перед учащимся ставится проблема и раскрывается путь и логика ее решения; учащийся, следя за этой логикой, усваивает этапы решения проблемы.

4. Частично-поисковые методы: учащийся решает поставленную задачу, используя наводящие вопросы или самостоятельно, но под контролем преподавателя.

Возможна классификация  методов по различным основаниям.

Основанием для классификации  методов может служить источник получения знаний. В этом случае выделяются следующие методы: слово учителя, анализ материала учебника, беседа с учителем, анализ фактов, работа с учебником, работа с компьютером, использование наглядных пособий (схем, таблиц).

Другим основанием для классификации  методов может служить дидактическая  цель, лежащая в основе того или  иного этапа обучения; в результате такого разделения выделяются обучающие  методы, методы контроля изученного.

Основанием для классификации методов может быть путь познания, законы мышления и логики. В соответствии с этим выделяют методы дедукции и индукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза.

Возможны и иные классификации  методов (одних только определений метода существует более двухсот). По этим классификациям один и тот же метод попадает в разные классификационные ряды.

Например, «в классификации методов обучения по Ю. К. Бабанскому, выделяются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ учителя, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы и пр.); методы стимулирования учебной деятельности школьников (мотивация, формирование познавательного интереса, дидактические игры, диспуты и пр.); методы контроля и самоконтроля в обучении (устный опрос, письменный, машинный и пр.). А. В. Текучев выделяет следующие методы обучения русскому языку: слово учителя, беседа, лекция; анализ языка (наблюдения, грамматический разбор и пр.); грамматико-орфографические упражнения и пр. Л. П. Федоренко подразделяет методы обучения на методы теоретического изучения языка, теоретико-практические (разбор различных видов) и практические методы обучения речи. Традиционно сложившиеся методы обучения по отдельным разделам обучения: коммуникативный метод обучения; звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте; имитационный метод обучения неродному языку; метод объяснительного чтения (в начальных классах). Отдельные авторы разрабатывали методы обучения по разделам курса: методов обучения орфографии – М. В. Ушаков, Н. С. Рождественский; методы обучения пунктуации – Г. И. Блинов; методы внеклассной работы – Н. Н. Ушаков» [9; 114].

Применительно к русскому языку методы представлены своими частнодидактическими разновидностями. Так, например, методы контроля могут осуществляться в виде разного рода диктантов, сочинений, изложений, то есть видов работ, характерных для изучения именно русского языка.

Кроме понятия метода, существует также понятие методического приема – частного по отношению к методу понятия, представляющего собой звено в процессе применения метода. Так, например, при использовании такого метода запоминания материала, как конспектирование слова учителя или материала параграфа, целесообразно использовать такие методические приемы, как стандартное для всех учащихся класса сокращение сквозных терминов (РЯ – русский язык, ЛЯ – литературный язык, N – норма) или записывание примеров с новой строки с отступом от края страницы.

 

 

1.2. Связь метода с этапом обучения. Характеристика основных методов формирования умений и навыков при обучении русскому языку

 

Методы не являются универсальными и различны на разных этапах обучения. При выборе метода помимо этапа обучения учитывают также характер изучаемого материала и особенности учебной аудитории.

Процесс обучения в широком  смысле делится на два этапа: это собственно обучение и контроль. Собственно обучение состоит из этапов освоения нового материала, формирования умений и навыков, повторения и обобщения. Рассмотрим особенности этих этапов.

Освоение нового материала  проходит через восприятие и осознание  нового материала, его запоминание  и воспроизведение. На разных этапах освоения материала используются различные методы обучения.

Восприятие материала  идет через слуховой и зрительный каналы. Слуховой канал задействован у учащихся при слушании объяснения учителя и при беседе с учителем. Зрительный – при работе с доской и учебными пособиями.

Составители учебника по методике преподавания русского языка  пишут, что «подача нового материала состоит из следующих звеньев. Во-первых, это создание проблемной ситуации. За созданием проблемной ситуации следует подготовка к восприятию новой темы через ее обозначение (произнесение вслух и записывание на доске) и разъяснение терминов. Завершается объяснение нового материала обучением применению знаний на практике: учитель предоставляет ученикам алгоритм рассуждения, образец разбора. Осознание учащимися нового материала предполагает применение специальных методов. Так, для преподнесения знаний в готовом виде (догматические, или объяснительно-репродуктивные методы) используется слово учителя и самостоятельный анализ учениками текста учебника»[8; 58].

Слово учителя – это развернутое высказывание учителя на уроке. При объяснении нового материала слово учителя является запланированным и должно быть логичным, мотивированным и доступным в понимании. Слово учителя как метод используется не только при объяснении нового материала, но и при закреплении и обобщении, особенно если обобщения требует значительный по объему материал.

Анализ текста учебника при объяснении нового материала является не основным, но важным методом работы. Учащиеся должны уметь самостоятельно освоить новый материал по не насыщенному подробными разъяснениями источнику. «Анализ текста учебника как основной метод получения знаний заложен в учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта, где отсутствует теоретический материал, не включенный в какое-либо упражнение и не сопровожденный заданиями»[19; 81].

Для объяснения нового материала  помимо догматического пути возможет путь эвристический, при котором ученик принимает активное участие в получении нового знания. Методами такого пути при объяснении нового материала являются беседа с учителем и самостоятельный анализ языкового материала.

Беседа с учителем отличается от слова учителя тем, что она предполагает не монолог учителя, а диалог учителя и учеников, строящийся обычно в форме вопросов и ответов. Различают три типа бесед: сообщающая, эвристическая и воспроизводящая.

Анализ языкового  материала, как и беседа, относится к разряду эвристических методов и состоит в наблюдении над языком. Наблюдение над языком – один из этапов (обычно начальный) в процессе изучения языкового явления, который заключается в том, что ученики в соответствии с заданием учителя отбирают из текста какие-либо языковые реалии, видоизменяют текст в соответствии с поставленной учителем задачей, описывают произошедшие грамматические изменения и выполняют подобные задания.

Нужно сказать, что выбор метода в каждом конкретном случае зависит от двух факторов: 1)  характера материала: абсолютно новый или очень сложный материал должен быть объяснен учителем; 2)  уровня и индивидуальной особенности класса.

Мы рассмотрели некоторые  методы, которые способствуют формированию умений и навыков. Но, однако, основными методами формирования умений являются упражнения. Согласно теории, «все умения делятся на языковые, речевые и орфографико-пунктуационные. Языковые, в свою очередь, делятся на опознавательные, классификационные и синтетические.

Опознавательные умения заключаются в распознавании  языковых единиц с определенными  признаками в тексте или ряду единиц. Например, умение найти слова определенной части речи или слова в определенной грамматической форме.

К классификационным  умениям относятся умения группировать слова по разным объединяющим признакам. Так, например, в разделе морфемики  и словообразования к таковым  относится умение разделить слова  на группы по общности корня (однокоренные слова), по наличию некорневых морфем того или иного типа (например, слова, имеющие окончания, и слова, состоящие только из основы), по производности или непроизводности и т. д.

К синтетическим умениями относят все виды грамматических разборов.

Речевые умения и навыки бывают двух видов: некоммуникативные и коммуникативные» [18; 52].

Некоммуникативные умения являются тренировочными. Это, например, образование словосочетаний, предложений, постановка ударения.

Информация о работе Методы формирования умений и навыков по фонетике