Методы формирования умений и навыков по фонетике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:49, курсовая работа

Описание работы

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
раскрыть теоретическую сущность понятия метода, в общем, и в частности методов формирования умений и навыков;
рассмотреть методы формирования умений и навыков по фонетике.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретические основы изучения методов формирования умений
и навыков при обучении русскому языку………………....................................5
1.1. Понятие метода в методике обучения русскому языку ..........…..........5
1.2. Связь метода с этапом обучения. Характеристика основных методов
формирования умений и навыков при обучении русскому языку.......7
Глава 2. Методы формирования умений навыков по фонетике……………...14
2.1. Умения и навыки по фонетике…………………………………..........14
2.2. Методы формирования умений навыков по фонетике………….......17
2.3. Анализ фонетических упражнений, представленных в школьном
учебнике..................................................................................................19
Заключение………………………………………………………………….........25
Список литературы……………………………………………………………....27
Приложение………………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Методы формирования умений и навыков по фонетике.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Коммуникативные умения и навыки направлены непосредственно на общение. Основная единица речи – текст, поэтому методика формирования коммуникативных умений – это разные виды работы с текстом:

а)  анализ текста:

- составление плана,

- анализ композиции, стиля,

- озаглавливание;

б)  продуцирование текста:

- сочинение,

- изложение,

- творческий диктант.

Орфографические и пунктуационные («правописные») умения и навыки формируются  применением следующих основных методов:

- вставление пропущенных букв, раскрытие скобок,

- нахождение орфограмм и пунктограмм,

- объяснение условий выбора (объяснение учащимся, почему он так пишет),

- списывание,

- диктант.

Формирование умений и навыков происходит в несколько  этапов:

1)  первичное закрепление  обычно проходит в одновременной  работе всего класса над репродуктивными упражнениями, то есть упражнениями по образцу, над пересказом теоретического материала, составлением плана параграфа; здесь уместны такие виды письменных работ, как «комментированное письмо», предупредительные диктанты зрительно-слухового и слухового типа; 2)  проверка наиболее важного и трудного материала может осуществляться через самостоятельный подбор учащимися примеров, проведение различных видов осложненного списывания, объяснительных, выборочных диктантов, диктантов «Проверяю себя», разных видов разбора лингвистического материала; 3)  творческое закрепление осуществляется через выполнение продуктивных упражнений: осложненное списывание творческого характера, творческий, свободный диктант, написание изложений и сочинений. На этом этапе возможна дифференцированная работа, например по карточкам, что приводит к обобщению материала.

Завершающим этапом приобретения знаний, умений и навыков является обобщение и повторение.

Обобщение материала происходит с использованием таких методов, как составление или использование готовых схем и таблиц, составление алгоритмов действий, плана темы с указанием ключевых моментов и понятий.

Повторение может быть различным.

1. Предшествующее повторение осуществляется в начале года или перед изучением новой темы.

2. Последующее повторение происходит после изучения темы или в конце года. Оно проводится с использованием следующих методов:

- разборы;

- обобщающие сводные схемы, таблицы, обеспечивающие классификацию материала;

- составление алгоритмов применения правил;

- обобщающая работа с конспектами теории (когда требуется разбить записи на части, озаглавить их, составить в конце тетради указатель);

- сочинения на лингвистические темы.

3. Попутное повторение проходит в течение всего учебного года: почти каждое упражнение учебника, помимо наличия пропущенных букв и скобок, содержит задания на повторение того или иного материала.

4. Повторение-закрепление проводится на специальных уроках по методике предшествующего и последующего повторения [8; 154].

Методы контроля опираются на следующие требования: целенаправленность, систематичность, объективность, оперативность и своевременность контроля. Они делятся на две группы: 1) методы контроля за усвоением знаний; 2) методы контроля за сформированностью умений и навыков.

Существуют два вида контроля: текущий и итоговый. Оба вида контроля имеют устную и письменную форму проведения.

Текущий контроль: устная форма – это виды опроса (индивидуальный (устный и письменный), коллективный, фронтальный, уплотненный или выборочный); письменная форма – направлена в первую очередь на контроль за сформированностью умений и навыков. Письменный контроль может быть коллективным и индивидуальным.

Коллективный контроль осуществляется в ходе проведения и проверки письменных работ промежуточного характера (в процессе изучения темы) и при массовой проверке выполнения домашнего задания (при собирании тетрадей). Индивидуальный письменный контроль осуществляется при использовании заданий по карточкам, которые письменно выполняются отдельными учениками в то время, пока весь класс работает над проверкой домашнего задания или когда проводится индивидуальный устный опрос.

Итоговый контроль проводится в конце темы, раздела, учебного года, осуществляется в устной и письменной форме и носит фронтальный характер. Устный итоговый контроль проводится в форме зачета или экзамена и направлен в первую очередь на контроль за знаниями учащихся. Письменный итоговый контроль направлен преимущественно на контроль над умениями и навыками. Он проводится в форме контрольных работ, контрольных диктантов с грамматическим заданием, контрольных изложений и сочинений, тестов. Формой итоговой отчетности выпускников является и единый государственный экзамен (ЕГЭ).

Итак, в данной главе  мы рассмотрели основные методы формирования умений и навыков при изучении русского языка, а в следующем разделе нашей курсовой работы обратим внимание на методы формирования умений и навыков по фонетике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы формирования умений навыков по фонетике

 

    1. Умения и навыки по фонетике

 

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звучащую речь. Этот раздел  раздел языка  тесно связан с другим разделом – графикой – наукой о письме.

«Хотя фонетика и графика изучаются в один этап в 5 классе и на них отводится относительно небольшое количество часов, познавательное и практическое значение этого раздела очень велико: фонетика в наиболее явном виде представляет язык системно, то есть в виде взаимосвязанных единиц; кроме того, именно на основании знания о расхождении звучания и написания формируется орфографическая зоркость.

При изучении фонетики используются как общеметодические, то есть актуальные для изучения разных разделов лингвистики, принципы, так и частнометодические – применяющиеся именно при обучении фонетике.

К общеметодическим относятся экстралингвистический принцип (соотнесение звуковой последовательности непосредственно с реалией, обозначенной рисунком), функциональный принцип (фиксация внимания на том, что звуки в сильных позициях – фонемы – выполняют смыслоразличительную роль, обращение к смыслоразличительной роли русского ударения) и системный принцип (установление связей между единицами фонетического уровня и морфемами и словами).

К частнометодическим фонетическим принципам  относят опору на речевой слух учащихся, сопоставление звуков и букв и рассмотрение звука в морфеме» [8; 160].

В современной школе  для обучения языку используют три  вида учебно-методических комплексов: 1) учебники для каждого класса следующих авторов: М. Т. Баранов, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова – для 5, 6, 7 классов; С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко – для 8 и 9 классов; Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова – для 8 и 9 классов;  2) единый учебник по теории для 5-9 класса В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой; сборники задач и упражнений для каждого класса (или для 5, 6-7, 8-9 классов в более ранних изданиях); учебники «Русская речь» Е. И. Никитиной для каждого класса (или для 5-7 и 8-9 классов в более ранних изданиях); 3)   учебники для 5, 6, 7, 8, 9 классов под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта.

Содержание раздела  фонетики во всех трех комплексах приблизительно совпадает. Так, в них изучаются следующие лингвистические понятия: звук речи, гласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, согласные звуки, согласные глухие и звонкие (парные и непарные), оглушение / озвончение согласных, твердые и мягкие согласные (парные и непарные), шипящие согласные, слог, ударение. Изучаемый в курсе фонетики раздел графики описывает принципы обозначения звучащей речи на письме, орфоэпия описывает произносительные нормы русского языка.

«Изучение фонетики в 5 классе опирается на изученное в начальной школе. После начальной школы учащиеся должны знать   следующее:

1)  слова состоят  из звуков,

2)  звуки делятся на гласные  и согласные,

3)  гласные бывают ударные  и безударные,

4)  гласный образует слог,

5) согласные делятся на глухие  и звонкие (парные и непарные), твердые и мягкие,

6) звонкие парные в конце слова  и перед глухими заменяются глухими,

7) на письме звуки обозначаются  буквами, которые составляют алфавит. 

В начальной школе  у учащихся должны быть сформированы следующие умения:

1)  выделять на слух  звуки и называть их,

2)  устанавливать последовательность и количество звуков,

3)  различать глухие и звонкие  согласные, определять их парность,

4)  различать твердые и мягкие  согласные,

5)  определять ударение в слове,

6)  называть ударные и безударные  гласные,

7)  правильно называть буквы  алфавита,

8)  записывать слова в их графическом облике.

Раздел фонетики, расположенный  после повторения изученного в начальной школе, начинает систематический курс русского языка в 5-9 классах, и именно с этим связана его важность и сложность для учителя: учитель не работал с данным классом ранее, кроме того, в младших классах сегодня, как и в средних, действует не один учебный комплекс. С этим связано то, что в разделе фонетики содержится не так много нового материала, а основное место занимает повторение, обобщение, применение на более сложном языковом материале уже полученных в начальной школе знаний.

Новым в разделе фонетики в 5 классе для учащихся будет следующий теоретический   материал:

1)  особенности образования  гласных и согласных звуков,

2)  парность согласных  по твердости / мягкости,

3)  позиционное смягчение  согласных (без введения термина),

4)  позиционное озвончение  согласных (без введения термина). Учащиеся должны овладеть следующими  новыми умениями:

1)  определять парность  твердых и мягких согласных,

2)  правильно делить слова на фонетические слоги,

3)  устанавливать звуковое  значение букв алфавита в словах» [5; 103]. 

Таким образом, в курсе фонетики, графики и орфоэпии ученики должны приобрести следующие умения и навыки:

1)  расчленять звучащую  речь на звуки, отвлекшись от графического облика слова;

2)  грамотно произносить  звуки вне звучащей речи, не  используя при этом названия  букв;

3)  называть по порядку  все звуки, из которых состоит  то или иное слово;

4)  характеризовать  звуки по следующим признакам: гласные – по ударности/безударности, согласные – по глухости / звонкости (с указанием парности), твердости / мягкости (с указанием парности),

5)  описывать фонетические  процессы в слове: реализацию  гласных в безударных слогах, позиционное озвончение / оглушение, смягчение;

6) проводить соответствие  между звуковым и графическим обликом слова: указать, какими буквами обозначены звуки в слове;

7)  разделять слово  на фонетические слоги;

8) группировать слова  с общностью фонетических признаков,  например с подвижным ударением или с подвергшимися оглушению согласными;

9) делать фонетический  разбор слова.

Курс фонетики призван  также решить ряд проблем, сопряженных  с развитием речи: обратить внимание учащихся на звучащую речь с точки  зрения дикции и интонирования.

А помочь в  формировании и совершенствовании указанных умений и навыков могут  следующие методы обучения фонетике.

 

 

 

2.2. Методы формирования умений навыков по фонетике

 

 

Основным методом формирования умений и навыков являются  упражнения.

Для формирования указанных умений могут быть использованы следующие типы упражнений:

1. Фонетический разбор – звуковой анализ слова. Приведем схему разбора: 1) произвести орфографическую запись слова; 2)   разделить слово на слоги, определить ударный звук; 3)   охарактеризовать звуки по порядку (для гласных звуков указать ударный или неударный, какой буквой обозначен, для согласных звуков указать, звонкий это звук или глухой, твердый или мягкий, какой буквой обозначен); 4) указать общее количество звуков и букв, случаи несоответствия звука букве.

2. Наблюдение над функционированием фонетических единиц в речи помогают осуществить упражнения, основой которых является сопоставление глухих и звонких согласных, различение гласных и согласных звуков и т. д. Нужно выполнить следующие виды  заданий:

  • Произнести звуки без опоры на написанный текст (изолированно, в слове с опорой на изображение реалии, называемой определенным словом).
  • Описать фонетические различия между словами, различающимися одним звуком (например, твердым и мягким парным согласным). Какой вывод о значении звука в речи можно сделать исходя из данных примеров?
  • Проанализировать артикуляцию произносимых звуков.
  • Указать слова, в которых количество букв и звуков совпадает и не совпадает. Определить роль ь.
  • Описать позиционные фонетические изменения в слове: изменение (редукция) гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных, ассимиляция по способу и месту образования (без употребления термина), диссимиляция (без употребления термина), позиционное смягчение.
  • Определить количество звуков и букв в слове. 
  • Из ряда единиц выбрать единицы с определенными фонетическими признаками (например, слова, содержащие только мягкие согласные).
  • Сгруппировать единицы по общности фонетических признаков (например, разделить слова на группы по месту ударения).
  • Сгруппировать единицы по общности графических признаков (например, разделить слова на группы по способу обозначения мягкости, значению йотированных гласных букв).
  • Разделить слова на фонетические слоги и на слоги для переноса.

Информация о работе Методы формирования умений и навыков по фонетике