Теоретические аспекты использования активных методов обучения на уроках математики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: изучить и апробировать активные методы обучения математике в начальной школе.
Задачи:
• проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения в теории и практике школьного образования;
• анализ методической литературы по исследованию проблем;
• определить психолого-педагогическую сущность активных методов обучения;
• изучить активные методы в системе обучения математике младших школьников;
• выявить эффективность активных методов обучения в учебно-воспитательном процессе по предмету «Математика» в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………7
1.1. Особенности познавательной активности младших школьников….7
1.2. Характеристика активных методов обучения используемых в системе преподавания математики в начальных классах……………………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА …………………………………………………….19
2.1. Характеристика этапов и методов исследования…………………...19
2.2. Интерпритация результатов исследования………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 137.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анцибор М.М., Активные формы и методы обучения. – Тула, 2002, с.112.
  2. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. - 2004.-№ 5.-С.26-30.
  3. Бельтюкова Г.В – М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
  4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 1985, с.218.
  5. Вайс В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе // Воспитание школьников. - 2005. - С.217.
  6. Дрозд В.Л., Урбан М.А. От маленьких проблем - к большим открытиям // Начальная школа. - 2005. - № 5. - С.37.
  7. Лизинский В.М., Приемы и формы в учебной деятельности. -  М., 2004, с. 74.
  8. Орлик Е.Н. Тексты, развивающие логику и мышление. – М.: Грамотей, 2003. – с.48-56.
  9. Орлов А.А., Основы профессионально-педагогической деятельности. -  М., 2004, с. 164.
  10. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006. С.– 528..
  11. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистый. М.: Пед. Общ. России, 2004. –С.140;312.
  12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 КН. – м.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2005. –С.20.
  13. Программы образовательных учреждений. Начальные классы. В 2 ч. Ч. 1. Математика / М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. - М.: Просвещение, 2005. –С.66.
  14. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2003. –С.175.
  15. Рыдзе О.А., Степанова О.А., Дидактические игры на уроках в начальной
  16. Смирнов С.А., Педагогика. Теории, системы, технологии. - М., 2006, с. 246.
  17. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д; «Феникс», 2005. –С.75.
  18. Учебник «Математика» для 4 класса, ч. 1/ М.И. Моро, М.А. Бантова,
  19. Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачёва Т.В., Дидактический материал
  20. по математике. – М.: АРКТИ – ИЛЕКСА, 1999, с.156.
  21. Школе – М.: ТЦСфера, 2003г., 96с.
  22. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М: Педагогика,2004. –С.231   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение  А

План  – конспект урока математики в 4 классе

Тема урока: Письменные  приёмы сложения и вычитания многозначных чисел

Данный  урок построен на основе развивающего метода. С помощью этого метода решается главная задача – развитие интеллекта, мышления ребенка, его познавательной активности. Ученику предоставляется возможность улучшить результат в течение урока, используя помощь других ребят или работая самостоятельно.

Целью данного урока является не только закрепление знаний и умений, но и создание условий для развития логического мышления, познавательной деятельности на основе краеведческого материала, математической речи, внимания, умений само- и взаимооценки деятельности.

На уроке  применяется метод эмоциональной  рефлексии. Ребенок сам осознает свое настроение и делится этим с  учителем, что повышает его самоуправляемость. Дети чувствуют внимание к себе. Учителю дается возможность «подкорректировать»  настроение, дополнительно настроить  на работу. Этим и завершить урок. Если улыбок стало больше, урок удался. Также используется рефлексивная оценочная  деятельность учащихся: на каждом этапе  урока ученик оценивает себя сам. В подведении итогов урока ученик выставляет оценку, а затем сравнивает с карточкой самооценки. Ведь оценивать  себя – очень важное умение.

На уроке  используются конверты с задачами, в которых присутствует развивающий  элемент. Ученику предоставляется  право выбора задачи. А также применяются индивидуальные и парные формы организации учебной деятельности, работа консультантов, что ведет к развитию познавательной деятельности младшего школьника.

Тип урока: закрепление знаний и умений с использованием элементов краеведения.

Оборудование: карточки «Волшебные горки», карточки самооценки, сигнальные карточки, конверты с задачами, карточки с примерами.

Цели урока:

1. Содействовать  закреплению умения выполнять  умножение на двузначное и  трёхзначное число; решать задачи  с величинами: скорость, время, расстояние.

2. Создать  условия для развития логического  мышления, математической речи, внимания  и интереса к предмету.

3. Создать  условия для развития у учащихся  умений само- и взаимооценки деятельности.

4. Обеспечивать  рефлексивную оценочную деятельность  учащихся.

 

Ход урока:

1. Оргмомент.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Проверьте, все ли на месте,

Всё ли в  порядке:

Книжка, ручка  и тетрадка.

2. Рефлексия «Волшебные горки».

(У каждого  ученика на парте рисунок со  шкалой от нуля до десяти  – «горка»).

- Покажите, с каким настроением вы начинаете  урок?

Где вы находитесь: на подъёме или на спуске?

(Отмечают  ручкой.)

3. Сообщение темы и целей урока.

4. Проверка домашнего задания. Устный  счет. Актуализация опорных знаний  и умений. Решение примеров у  доски и в тетрадях.

- Оцените  свою работу в карточках самооценки.

Карточка  самооценки работы на уроке (у каждого  ученика):

 

Виды работы:

Выполнение:

1 Устные упражнения

 

2 Математический диктант

 

3 Самостоятельная работа, решение  примеров

 

4 Решение задач

 

5 Карточка «Реши примеры»

 

 

1. Проверка  домашнего задания: 

    - умножение одинаковых множителей;

    - устный счет.

2. Математический  диктант. 

3. Самостоятельная  работа «Найди ошибку». 

4. Решение  задач. 

5. Карточка  «Реши примеры».

5. Закрепление..

Математический  диктант с элементами краеведения.

1) Если в  этом году исполняется 83 года  нашему Белгородскому району, то  узнай, в каком году он образовался? 

2) Белгородская  область образована в 1954 году. Сколько лет исполняется ей  в этом году?

3) Во время  Великой Отечественной войны  1941-1945 годов под Прохоровкой   проходила знаменитая Курская  битва. Это было 12 июля 1943 года. Сколько  лет прошло с тех пор?

4) Запиши  год, в записи которого присутствуют 1 тысяча, 9 сотен, 9 десятков и 5 единиц. В этот год был построен  Храм святых апостолов Петра  и Павла в 

п. Прохоровка.

(Демонстрация  иллюстрации храма).

5) Если вы  запишите выражение и вычислите  его значение, то узнаете высоту  этого Храма: 18 умножить на 3 и  прибавить к произведению число  4.

Его композиция напоминает зажжённую свечу.

6) В Храме  на беломраморных плитах высечены  имена павших воинов.        Сколько их, вы узнаете, если  правильно запишете число, которое  находится между числами 6999 и  7001.

(Самопроверка  – ответы на доске.)

- Оцените  свою работу в карточках самооценки.

6. Работа с правилами (теоретические  основы деятельности).

- Как необходимо  правильно выполнять умножение  на двузначное и трёхзначное  числа?

  23815                                          456

х     16                                        х 803

---------                                      ----------

(Ученики  объясняют решение примеров у  доски, остальные работают в  тетради).

Работа  по учебнику:

По вариантам:

1-й вариант  – 1 и 2 примеры;

2-й вариант  – 3 и 4 примеры.

- Найди в  вычислениях ошибки и запиши  правильное решение.

Взаимопроверка  со своим вариантом.

- Оцените  свою работу в карточках самооценки.

Воспитательный  момент:

- Ребята, а  почему важно уметь находить  ошибки и стараться не делать  их? (Ответы детей).

7. Физкультминутка.

8. Решение разноуровневых задач  с развивающим элементом. (Конверты на столах).

- А сейчас, ребята, мы будем решать задачи. Вы можете выбрать одну задачу  из трёх.

Содержимое  конверта:

№ 1. Теплоход двигался с одинаковой скоростью 30 км/ч.

Поставь вопрос к задаче и реши её, учитывая, что  действия в задаче должны производиться  с двузначными или трёхзначными числами.

№ 2. По данному  выражению составьте задачу и  запишите ее решение:

(96:8) х 40.

№ 3. Решите задачу разными способами. Сформулируйте  другие вопросы к данной задаче.

С аэродрома  одновременно поднялись 2 вертолёта, которые  полетели в противоположных направлениях. Один из них летел со средней скоростью 240 км/ч, а другой – 180 км/ч. На каком  расстоянии друг от друга будут вертолёты  через 3 часа?

Проверка  задач (три ученика у доски).

- Оцените  свою работу в карточках самооценки.

9. Работа по карточкам.

(Дети работают  в парах. Консультанты проверяют  карточки).

-Оцените  свою работу в карточках самооценки.

10. Подведение итогов урока.

Оценка работы на уроке (карточка самооценки).

Инструкция: если у вас 6 «+» - оценка 9;

                                     4-5 «+» - оценка 8;

                                        3 «+» - оценка 6.

Рефлексия «Волшебные горки».

 

 

Приложение  Б

Дидактические игры

Дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она является способом обучения.

Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.

1. «Из каких  материалов предметы в твоём  портфеле?».

 Цель: закрепить умения различать предметы по материалу, из которого они сделаны; развивать интерес, память.

Играющие получают жетоны разных цветов и уславливаются, что коричневый цвет означает дерево, серый – металл, белый – бумагу, красный –  пластмассу. Рассматривая находящиеся  в портфеле вещи, каждый должен отложить столько жетонов нужного цвета, сколько предметов находится  в портфеле каждого ученика. 

2. При закреплении с учащимися знаний таблицы умножения часто используется игра « Теремок».

Цель: закрепление знаний таблицы умножения.  

На доске висит таблица, на которой  изображён теремок. Окошечки в нём  закрыты карточками с примерами. Если ребёнок правильно решит  пример, то окошечко открывается и  дети видят, кто в теремке живёт.

Данную игру можно использовать и при сложении и вычитании  в пределах 10, на знание состава чисел. В зависимости от цели игры её можно  использовать с 1-го по 4-й класс.

3. Для этих же целей используется игра «Не скажу».

Цель: Закрепление знаний таблицы деления на 6.

Учащиеся по указанию учителя считают  от 30 до 60 по одному, но вместо чисел, которые  делятся, например, на 6, они произносят «Не скажу». Эти числа записываются на доске. Появляется запись: 30, 36, 42, 48, 54, 60. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры.

4. Игра «Полёт  в космос». 

Цель: научить сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания.

Учитель сообщает, что Пин и Биби (Смешарики) изобрели новую ракету и  пригласили вас совершить с ними увлекательное путешествие. Да вот  беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс  на две команды и выберем капитанов. Даётся сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды. Выигрывает та команда, которая быстрее  и без ошибок решит примеры. Она  и отправляется в космический  полёт.

Информация о работе Теоретические аспекты использования активных методов обучения на уроках математики в начальной школе