Теоретические аспекты использования активных методов обучения на уроках математики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: изучить и апробировать активные методы обучения математике в начальной школе.
Задачи:
• проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения в теории и практике школьного образования;
• анализ методической литературы по исследованию проблем;
• определить психолого-педагогическую сущность активных методов обучения;
• изучить активные методы в системе обучения математике младших школьников;
• выявить эффективность активных методов обучения в учебно-воспитательном процессе по предмету «Математика» в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………7
1.1. Особенности познавательной активности младших школьников….7
1.2. Характеристика активных методов обучения используемых в системе преподавания математики в начальных классах……………………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА …………………………………………………….19
2.1. Характеристика этапов и методов исследования…………………...19
2.2. Интерпритация результатов исследования………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 137.10 Кб (Скачать файл)

Использование методов активизации познавательной деятельности (наглядность, дидактические  игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные  работы).

 «Без  игры нет, и не может быть  полноценного умственного развития.  Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», – писал В.А.Сухомлинский [9,34].

Большинство дидактических игр заключают  в себе вопрос, задание, призыв к  действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей?» «Отвечай сразу», «Из каких материалов предметы в твоем портфеле?», « Теремок», «Не скажу», «Полёт в космос» (Приложение Б).

Также привлекают детей игры-путешествия: «В цирке», «Плывём к Робинзону Крузо» (Приложение Б).

В играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный  запас, развивается речь, активизируется внимание детей, познавательная деятельность расширяется кругозор, прививается  интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А.С. Макаренко [5,24].

В 4 классах  для формирования познавательного  интереса на уроках по следующим темам: «Сложение и вычитание чисел», «Табличные случаи умножения», «Виды  треугольников», «Письменное умножение  на однозначное число» разновидностью математических игр, задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», например, в игре «Вычислительная машина». (Приложение Б).

Задания повышенной трудности.

Задания повышенной трудности предлагаются для решения на каждом уроке, начиная  с 1 класса, и способствуют развитию внимания, памяти и мышления. Эти  задания помогают внести в учебный  процесс элемент занимательности, игры и вызвать у детей интерес  к предмету [8,50].

Среди широко известных логических задач можно  выделить несколько классов задач, которые решаются с помощью определенных приёмов (Приложение В):

     1) задачи на соответствие и  исключение неверных вариантов;  

  2) задачи  на упорядочивание множеств;   

3) турнирные  задачи;   

4) числовые  ребусы;   

5) задачи  о лгунах;   

6) игровые  логические задачи;   

7) игры мудрецов.

На третьем этапе (контрольный  эксперимент) мы сравнили результаты полученных знаний с использованием нестандартных форм обучения.

2.2. Интерпретация  результатов исследования.

 

Констатирующий эксперимент

Цели исследования:

    • создание условий для развития познавательной деятельности учащихся, способствовать формированию положительной учебной мотивации школьников;
    • использование активных форм, методов и приёмов обучения.

На основе сформулированных целей, были определены задачи:

             - изучить методическую литературу по использованию в работе активных форм, методов и приёмов обучения;

- организовать  опытно-экспериментальную работу  по данной теме через урок, внеклассную работу по предмету.

Прежде  чем подбирать упражнения и всевозможные игры для использования на уроках, у учащихся 4 «Б» класса ГОУ «Дятловичская средняя школа Лунинецкого района Брестской области» было выявлено, какие знания лежат в основе сложения и вычитания. Для этого была проведена диагностика, которая дала возможность определить имеющийся у учащихся уровень знаний по данным вопросам. Проведенный анализ позволил спланировать дальнейшую работу. Поэтому в начале каждого урока давались задания на активизацию ранее приобретенных знаний.

 

Табл. 2.1. Уровень знаний учащихся с использованием традиционных методов.

Характер ошибок

Февраль

Писали работу

19чел.

Выполнили верно

4чел.(21%)

Допустили ошибки на нумерацию чисел  в пределах 1000

10чел.(53%)

Допустили ошибки на состав числа

7чел.(36,8%)

Допустили ошибки на сравнение чисел

8чел.(42%)

Допустили ошибки на сложение

10чел.(53%)

Допустили ошибки на вычитание

15чел.(79%)


 

Обработав результаты выполнения проверочной  работы мы получили, что из 19 человек которые писали проверочную работу верно выполнили 4 человека (21%), допустили ошибки разного вида 15 человек (79%).

Далее был проведён формирующий эксперимент.

Цель исследования: создать условия для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Для достижения этой цели в 4 «Б» классе были созданы условия, соответствующие  теоретическим положениям: использование  групповых форм работы на уроке; проведение нестандартных уроков; использование  индивидуальных карточек с заданиями; включение в уроки заданий  с элементами игры; создание состязательной мотивации.

Формирующий эксперимент продолжался  три недели.

«Устный счет». При использовании на этом этапе дидактических игр, задач  в стихах, заданий в занимательной форме было установлено, что количество отвечающих детей значительно возрастает.

 

Диаграмма 1.

Таким образом, интерес к уроку математики, познавательная активность школьников возрастает с применением нешаблонных заданий, игровых ситуаций.

На этапе закрепления при применении индивидуальных карточек, активность детей также была высокой.

Диаграмма 2.

Можно сделать вывод, что при  использовании индивидуальных карточек с занимательным материалом на уроке  количество активных учащихся возрастает, так как каждый ученик уверен, что  за работу он получит  оценку.

 

Табл. 2.2. Уровень знаний с использованием различных методов обучения.

Характер ошибок

Март

Писали работу

20чел.

Выполнили верно

10чел.(50%)

Допустили ошибки на нумерацию чисел  в пределах 1000

6чел.(30%)

Допустили ошибки на состав числа

5чел.(25%)

Допустили ошибки на сравнение чисел

6чел.(30%)

Допустили ошибки на сложение

7чел.(35%)

Допустили ошибки на вычитание

10чел.(50%)


Обработав данные после выполнения заданий мы получили, что из 20 человек, которые писали работу, 10 человек  выполнили без ошибок (50%), сделали ошибки разных видов 10 человек (50%).

 

Контрольный эксперимент.

На данном этапе ещё раз провели исследование, вводились дидактические игры, применялись нестандартные задания. В итоге была проведена диагностическая работа, результаты которой показывают в таблице

 

Таблица 2.3. Сравнение результатов усвоения знаний.

Характер ошибок

Февраль

Март

Писали работу

19чел.

20чел.

Выполнили верно

4чел.(21%)

10чел.(50%)

Допустили ошибки на нумерацию чисел  в пределах 1000

10чел.(53%)

6чел.(30%)

Допустили ошибки на состав числа

7чел.(36,8%)

5чел.(25%)

Допустили ошибки на сравнение чисел

8чел.(42%)

6чел.(30%)

Допустили ошибки на сложение

10чел.(53%)

7чел.(35%)

Допустили ошибки на вычитание

15чел.(79%)

10чел.(50%)


 

Диаграмма 3.

Сравнив данные полученные на первом и втором этапах исследования мы получили, что дети лучше усвоили материал, выполнили работу быстрее, допустив меньше ошибок при решении.

 

Выводы по второй главе.

Математика в начальных классах  является основным учебным предметом. Младшие школьники усваивают  систему важнейших математических понятий, овладевают умениями и навыками в области счета, письма, речи, без  чего невозможно успешное обучение в  школе.

Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной  из труднейших и важнейших задач  дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.

В образовательном  процессе познавательная деятельность учащихся играет ведущую роль, так как посредством её осуществляется усвоение содержания обучения. Исследования Л.П.Буевой, В.В.Давыдова, А.В.Маргулиса, А.М.Матюшкина, И.Ф.Харламова, Т.И.Шамовой показывают, что улучшению результативности и качества образовательного процесса в целом способствует повышению уровня самостоятельности познавательной деятельности школьников через её активизацию. Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Для привития глубокого интереса учащихся к математике, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом [1,54]. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы» [2,114].

Формирование  интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это  особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются  и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы  сформировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование процесса обучения определяется стремлением  развивать познавательную деятельность учащихся. Суть данного развития младшего школьника заключается в такой  организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает  основные навыки получения знаний и  на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

Большая роль в отборе средств, методов и  приемов работы на уроке отводится  учителю. Успех дела зависит здесь  во многом от того, насколько глубоко  проникает учитель в специфику  учебного материала, насколько умело  ставит учебные познавательные задачи, учитывая при этом уровень общей  и математической подготовки учащихся, их личностные качества и прогнозируя  результаты использования того или  иного средства, метода или приема.

Выбирая средства, методы и приемы обучения, необходимо помнить, что нельзя их универсализировать. Ни одно из средств, ни один из методов, взятых изолированно, не смогут обеспечить достижения целей обучения.

    • Методы обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения как средства образования и воспитания. Описание метода обучения включает:
    • Описание обучающей деятельности учителя;
    • Описание учебной (познавательной) деятельности ученика;
    • Связь между ними или способ управления познавательной деятельности учащихся обучающей деятельностью учителя.

Система методов обучения математике состоит  из: а) общих методов обучения, разработанных  дидактикой и адаптированных к обучению математике; б) частных (специальных) методов  обучения математике, опережающих основные методы познания, используемые в математике. Это обусловлено тем, что:

    • цели обучения включают усвоение не только определенной совокупности научных фактов, но и методов добывания этих фактов, используемых в самой науке;
    • методы научных исследований – методы приобретения новых знаний в науке, методы обучения – методы приобретения новых знаний в познавательной деятельности;
    • специальные методы обучения, отражающие методы самой математики, способствуют формированию и развитию математического мышления учащихся.

Информация о работе Теоретические аспекты использования активных методов обучения на уроках математики в начальной школе