Теоретические аспекты использования активных методов обучения на уроках математики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: изучить и апробировать активные методы обучения математике в начальной школе.
Задачи:
• проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения в теории и практике школьного образования;
• анализ методической литературы по исследованию проблем;
• определить психолого-педагогическую сущность активных методов обучения;
• изучить активные методы в системе обучения математике младших школьников;
• выявить эффективность активных методов обучения в учебно-воспитательном процессе по предмету «Математика» в начальной школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………7
1.1. Особенности познавательной активности младших школьников….7
1.2. Характеристика активных методов обучения используемых в системе преподавания математики в начальных классах……………………………………………………………………………12
ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА …………………………………………………….19
2.1. Характеристика этапов и методов исследования…………………...19
2.2. Интерпритация результатов исследования………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….30
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 137.10 Кб (Скачать файл)

оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………7

1.1. Особенности познавательной активности младших школьников….7

1.2. Характеристика активных методов  обучения используемых в системе преподавания математики в начальных классах……………………………………………………………………………12

 

ГЛАВА 2. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА …………………………………………………….19

2.1. Характеристика этапов и методов исследования…………………...19

2.2. Интерпритация результатов исследования………………………….21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….30

 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………32

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его  творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании  наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода  для творческого поиска, создаются  авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена  возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем в настоящее  время теория и практика начального образования желает быть значительно  лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания в начальной  школе, а еще меньше используется в педагогическом процессе в школах.

Проблема  активности личности в обучении –  одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в  образовательной практике.

Известно, до 70% личностных качеств закладывается  в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и  говорить, нужны ребенку в жизни.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный  и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность  к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить  и сотрудничать – вот с чем  ребенку необходимо войти в этот мир.

Эффективность обучения школьников математики во многом зависит от выбора форм организации  учебного процесса. В своей работе я отдаю предпочтение активным методам  обучения. Методы активного обучения это совокупность способов организации  и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками:

  • вынужденная активность обучения;
  • самостоятельной выработкой решений обучаемым;
  • высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;
  • преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков;
  • постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения.

Для организации  на занятиях активной познавательной деятельности учащихся, решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока (при этом желательно в целях обучения отразить предполагаемые уровни усвоения знаний и умений по предмету, цели воспитания и развития формируются частично): предварительный выбор обучения в зависимости от целей.

Цепь  неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку  возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось  преодолеть значительные трудности. Поэтому  к каждому уроку нужно тщательно подобрать и подготовить индивидуальные знания, карточки, основание на адекватной оценке возможностей ученика в данный момент, учитывая его индивидуальные способности. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Интерес это процесс, недостаточно исследованный в психологии. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т.д.

Наиболее  надёжный способ повысить вероятность  пробуждения интереса - обеспечить проявление всех этих факторов; создать  необходимых атмосферу подлинной увлечённости. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа. Ввиду этого целью данной работы является: изучить и апробировать активные методы обучения математике в начальной школе.

Объект: процесс обучения математике в начальной школе.

Предмет: активные методы обучения математике в начальной школе.

Задачи:

  • проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения в теории и практике школьного образования;
  • анализ методической литературы по исследованию проблем;
  • определить психолого-педагогическую сущность активных методов обучения;
  • изучить активные методы в системе обучения математике младших школьников;
  • выявить эффективность активных методов обучения в учебно-воспитательном процессе по предмету «Математика» в начальной школе.

Гипотеза: систематично использовать активные методы при обучении математике, способствовать повышению качества знаний, развитие интереса.

Методы: анализ методической литературы, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.

Значимосёть: материал курсовой работы может использоваться при проведении уроков математики в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

    1. Особенности познавательной активности младших школьников

 

Понятие активности

Известно, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний – это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого. Активные методы обучения представляют возможность и обеспечивают проявление большей активности обучаемых, чем традиционные методы.

Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Активность личности - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры.

Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной  мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его  личности.

Проблема  активности личности в обучении –  одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в  образовательной практике. Проблема активности личности в обучении как  ведущий фактор достижения целей  обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального  осмысления важнейших элементов  обучения (содержания, форм, методов) и  утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Познавательная  активность – избирательная направленность личности на  предметы и явления  окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением  к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению.  Познавательная активность носит поисковый характер. Под её влиянием у человека постоянно  возникают вопросы, ответы на которые  он сам постоянно и активно  ищет ответ. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. [1, c. 26-30].

Познавательная активность – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Её действие очень сильно. Под влиянием познавательной  активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.  Познавательная активность выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”.[17, c.75]. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Под влиянием интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими школьник, например, обращается к учителю, к родителям, взрослым, выясняя сущность интересующего его явления. Отыскание и чтение книг в интересующей области, выбор определенных форм внеклассной работы, способных удовлетворить его интерес, – все это формирует и развивает личность школьника. [12;с.528]

Познавательная  активность выступает и как сильное  средство обучения. Характеризуя интерес  как средство обучения, следует оговориться, что интересное преподавание – это не развлекательное преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами и т. д., это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено и ученику остается только запомнить. Интерес как средство обучения действует только тогда, когда на первый план выступают внутренние стимулы, способные удержать вспышки интереса, возникающие при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному – все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса. Быть внимательным к каждому ребенку, уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы, создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям – в этом задача учителя, формирующего познавательную активность. [3, c.217].

Таким образом, познавательная активность может рассматриваться  как один из важнейших мотивов  учения, как устойчивая черта личности и как сильное средство обучения. В процессе же обучения важно развивать  и укреплять познавательный интерес  и как мотив учения, и как  черту личности, и как средство обучения. При этом нужно помнить, что существуют разные стадии развития познавательной активности, знать их особенности, признаки. А для того чтобы учитель мог сформировать познавательный интерес в какой-либо деятельности он должен знать основные формы и пути активизации познавательного интереса, учесть все необходимые для этого условия. [13;с.20]

Выделяют 3 стадии активности 

• Активность воспроизведения – характеризуется  стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами  применения по образцу.

• Активность интерпретации – связана со стремлением  обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами  применения знаний в измененных условиях.

•  Творческая активность – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

 

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно  говорить об условиях, соблюдение которых  способствует формированию, развитию и укреплению познавательной активности учащихся:

Первое условие состоит  в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного  напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения. [14, c.66].

Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом. Оно состоит в том, чтобы вести  учебный процесс на оптимальном  уровне развития учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым  подчиняются видимые явления  и процессы, — это путь, который  в освещении множества запросов и разделов науки способствует более  высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений. [15, c. 140].

Информация о работе Теоретические аспекты использования активных методов обучения на уроках математики в начальной школе