Использование нестандартных задач для развития у младших школьников приемов мыслительных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить развитие различных мыслительных операций учащихся на уроках математики при решении нестандартных задач.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить научную литературу по проблеме исследования и методику исследования по выявлению развития логического мышления при решении нестандартных задач.
Подборка нестандартных задач с учебника.
Применить нестандартные задачи на уроках математики.
Обосновать и экспериментально проверить развитие мыслительных

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Психолого – педагогические основы приемов развития младших школьников 7

1.1 Мышление. Логическое мышление, как один из видов мышления 7

1.2 Характеристика мыслительных операций 18

1.3 Особенности мышления и мыслительных операций
у младших школьников 21

Выводы 26

Глава 2. Методика математических основ решения нестандартных задач 27

2.1 Характеристика математической задачи 27

2.2 Нестандартная задача, как один из видов нестандартной
Задачи 32
2.3 Использование нестандартных задач в различных заданиях
по математике 34

Выводы 46

Заключение 47

Литература 49

Приложения 51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ МАТЕМАТИКЕ.docx

— 357.30 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РФ

ГОУ ВПО «АЛТАЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

 

Курсовая работа

 

Использование нестандартных  задач

для развития у  младших школьников

приемов мыслительных операций

 

 

 

 

Выполнила: студентка

3 курса ОЗО

группы 712

Бердюгина Ирина

Научный руководитель:

Тимошенко А.

«___»_____________

 

Барнаул, 2013

 

Оглавление

Введение     3

 

Глава 1. Психолого – педагогические основы приемов развития младших школьников                                                                                   7

 

1.1 Мышление. Логическое мышление, как один из видов    мышления                                                                                          7

 

          1.2  Характеристика мыслительных операций                                    18                                                                                                                               

 

        1.3  Особенности мышления и мыслительных операций

                 у младших   школьников                                                              21           

 

Выводы                                                                                                              26

 

Глава 2. Методика математических основ решения нестандартных задач                                                                                                                  27

 

           2.1  Характеристика математической задачи                                     27

 

           2.2 Нестандартная задача, как один из видов нестандартной        

                 Задачи                                                                                              32

2.3  Использование нестандартных  задач в различных заданиях 

        по    математике                                                                             34

 

Выводы                                                                                                             46

 

Заключение                                                                                                     47

 

Литература                                                                                                      49

 

Приложения                                                                                                    51

 
   

 

                      

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждый учитель начальных  классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы  по окончании начальной школы  у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.

Достичь этого в начальном курсе математике можно путем включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Для них характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.

Понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать  их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся. К  таким «инструментам» можно отнести, например, логические таблицы, графы  или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.

Известно, что задача может быть решена, и не решена, один справится  с нею быстро, другой думает долго. Есть задачи посильные и ребенку, а над некоторыми бьются годами целые  коллективы ученых. Значит, есть умение мыслить. Одни им владеют лучше, другие хуже.

Актуальность исследования заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С. Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих.

Изучением мышления, процесса мыслительного  развития занимались такие видные ученые, как Г. Айзенк, Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл, К. Мейли, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен и др. В отечественной науке свой вклад в изучении этого вопроса внесли С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, Н. А. Подгорецкая, П. П. Блонский, А. В. Брушлинский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. И. Мещеряков, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин, З. А. Зак, А. М. Матюшкин, П. Я. Гальперин и другие.

Одним из важных направлений в решении  этой задачи выступает создание в  начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и  навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и  самостоятельности в поисках  способов решения задач. Однако такие  условия обеспечиваются в начальном  обучении пока не в полной мере, поскольку  все еще распространенным приемом  в практике преподавания является организация  учителем действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие  проявления выдумки и инициативы.

Формирование самостоятельности  в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения, хотя и  правильных, но в разной степени  оптимальных.

Изложенные выше факты  определили выбранную тему: «Использование нестандартных задач для развития у младших школьников приемов мыслительных операций»

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: процесс решения нестандартных задач.

Цель: выявить развитие различных мыслительных операций учащихся на уроках математики при решении нестандартных задач.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по проблеме исследования и методику исследования по выявлению развития логического мышления при решении нестандартных задач.
  2. Подборка нестандартных задач с учебника.
  3. Применить нестандартные задачи на уроках математики.
  4. Обосновать и экспериментально проверить развитие мыслительных

      операций у младших школьников при решении нестандартных задач.

Гипотеза: если нестандартные задачи будут регулярно применяться на уроках математики и во внеклассных занятиях, то это будет способствовать развитию мыслительных операций у младших школьников.

Методы исследования:

    1. Теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы.
    2. Изучение реального складывающегося опыта через наблюдение, тестирование, беседу.
    3. Экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы эксперимента).
    4. Теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта с учащимися, статистическая обработка результатов исследования.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Во введении представлена актуальность темы, предмет, объект, проблема, цель и задачи исследования.

В первой главе «Психолого – педагогические основы приемов развития младших школьников» раскрывается сущность понятия мышления, характеристика мыслительных операций, особенности мышления и мыслительных операций у младших школьников.

Во второй главе «Методика математических основ решения нестандартных задач»  раскрывается сущность математической задачи, нестандартной задачи, и использование нестандартных задач в различных заданиях по математике.

В заключении даются основные выводы по работе и ее практическая значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого – педагогические основы приемов развития младших школьников

 

1.1  Мышление. Логическое  мышление, как один из видов  мышления

 

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция  мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с  помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно  в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений  между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и  принимает на себя функции обобщения  и планирования.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в  полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться  правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является мальчик  Виктор, выросший в джунглях и описанный  Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и  способы мышления развиваются у  человека в онтогенезе при воздействии  среды - человеческого общества.

А как исторически изменялись формы  мышления человека, закрепленные культурой  общества? Это изменение связано  с общей культурной эволюцией. Например, исчисление у культурно-отсталых народов  неразрывно связано с практическими  нуждами и не мыслится в отрыве от предмета исчисления. На просьбу  сосчитать следует вопрос: «Что считать?»  Так, медведей можно считать только до 6, так как «никому не доводилось убить больше на охоте». Так же обстоит  дело и с другими абстрактными понятиями. Таким образом, мышление в слаборазвитых обществах носит  «прелогический» характер.

С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к  обобщенному, теоретическому уровню, к  понятиям. Появляются и развиваются  абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и  мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений. Хорошим примером для иллюстрации  этого являются многие понятия современной  ядерной физики.

Виды мышления

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов  и уровней. Прежде всего, весьма различным  может быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок  разрешает встающие перед ним  затруднения, и система мыслительных операций, посредством которой ученый разрешает научную проблему о  закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким  образом, различать разные уровни мысли  в зависимости от того, насколько  высок уровень ее обобщений, насколько  глубоко вместе с тем она переходит  от явления к сущности, от одного определения сущности ко все более  глубокому ее определению. Такими разными  уровнями мышления являются наглядное  мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое.

Вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего  изменения, преобразования и обобщения  предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме.

При наглядно-образном мышлении преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит, прежде всего в  переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений.

Образное мышление представляет собой  форму творческого отражения  человеком действительности, порождающую  такой результат, которого в самой  действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также  можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений  и образов.

Отличие мышления от остальных психологических  процессов познания состоит в  том, что оно всегда связано с  активным изменением условий, в которых  человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Информация о работе Использование нестандартных задач для развития у младших школьников приемов мыслительных операций