Интерактивная доска. Принцип действия, назначение, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Тема «Интерактивная доска. Принцип действия, назначение, классификация».
Новые информационно-коммуникационные средства обучения приходят на смену классическим символам школьной жизни. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения, их использование расширяет стандартные методы обучения.
Одним из таких средств является интерактивная доска. Ее использование на уроках позволяет многим учителям плавно перейти от привычного ведения урока к современному уровню преподавания, а детям успешно овладевать знаниями.

Содержание работы

Введение……….……………………………………………….……….…………….3
1. Современные требования к уроку математики. Структура современного урока…………………………………………………………..………………….….…6
2. Средства обучения математике………………………..…………….………..12
3. Техническое обеспечение интерактивной доски…….………………………17
4. Программное обеспечение интерактивной доски…………………………...24
5. Использование интерактивной доски в процессе изучения
геометрических понятий……………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

готовая%20работа%20d%20(2)[1].doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Другой важный режим  работы интерактивной доски – ввод данных с виртуальной клавиатуры. Открыть ее можно, используя Центр запуска. Она может иметь разные виды: классический, цифры, письмо и другие. Хотя работа с этим инструментом гораздо более неудобная, чем с клавиатурой ПК. Необходимо привыкнуть к переключению раскладки клавиатуры с русского языка на английский, клавишам Shift и CapsLock и т.д. Управляющие клавиши Alt, Shift, Ctrl нельзя удерживать, на виртуальной клавиатуре они нажимаются и отжимаются (по аналогии с клавишей CapsLock на обычной клавиатуре) и за этим надо следить. В режиме письмо можно карандашом рисовать символы, они будут распознаны и вставлены в активное поле работающей программы, но это требует тренировки, русские буквы могут не распознаваться, делать это нужно аккуратно. В связи с этим, затруднительно представить, что этим будут пользоваться учащиеся, вызываемые к доске. Видимо, лучше для интерактивного ввода данных пользоваться стандартной клавиатурой ПК, как правило, он расположен не далеко от интерактивной доски. В качестве примера использования виртуальной клавиатуры можно указать построение графиков функции, имеющих несложное аналитическое выражение, в программе MS Excel. Основные операции при этом осуществляются мышью – копирование формул, поэтому несколько символов можно ввести и с виртуальной клавиатуры. Если предварительно заготовлена таблица с основными элементами, то удобно рассматривать преобразования графика функции. При этом пользоваться можно только инструментами интерактивной доски.

Иногда целесообразно  использовать режим надписи. При этом, разложив маркеры и губку по своим местам, можно использовать цветные рукописные подписи в различных программах[17, с.23].

Отдельно остановимся  на анимационных возможностях программного обеспечения и совмещения их демонстрации на интерактивной доске. Вместе с доской может поставляться программа записи действий, выполняемых на ПК в видео файл в формате .AVI. Можно заранее записать алгоритм выполнения некоторой процедуры, например, построение чертежа в какой-нибудь графической программе, особенно в задачах на построение. И вообще, это средство позволяет легко и просто создавать практически любые обучающие видеоролики, причем, демонстрировать их можно не только на интерактивной доске, но на dvd-проигрывателях, КПК, сотовых телефонах и других средствах. Программа записывает в видео файл все то, что происходит на экране монитора. Ее основное окно содержит управляющие кнопки для начала записи, остановки записи, паузы.

Важно отметить, что эта  программа может работать на ПК и  без интерактивной доски. Программное обеспечение к доске можно установить на рабочем ПК (домашнем) и готовить материалы для демонстрации на занятии.

Основное приложение для интерактивной доски –  приложение Notebook. Оно совмещает в  себе возможно программы демонстрации презентации – состоит из последовательных слайдов, имеет достаточное количество заготовленных шаблонов, в виде стандартных фигур, средств работы с текстом, некоторых учебных материалов – иллюстраций и т.п. Она также может быть установлена на ПК без интерактивной доски, на котором производится подготовка учебных материалов, а потом демонстрируется на занятии[7, с.165].

 

5. Использование интерактивной доски в процессе изучения  
геометрических понятий

 

Интерактивная доска  является уникальным инструментом обучения, в ней совмещается внешняя форма обычной школьной доски и возможности современных компьютеров. Интерактивная доска, с помощью специального маркера, позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии, тексты. Копировать их, вращать, изменять их размер и форму. С помощью маркера Интерактивной доски можно не только рисовать на ее поверхности, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ. Благодаря привычной и наглядной форме, дети и учителя быстро осваивают Интерактивную доску, даже те из них, кто не имеет опыта работы с персональным компьютером. Или испытывают перед ним робость. Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя учителю преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на своих уроках современные информационные технологии. Дети, начиная с начальной школы, имеют в этом отношении преимущество перед взрослыми, они быстро привыкают к интерактивной доске, самостоятельно догадываются о ее возможностях, иногда таких, о которых не подозревал учитель. Специальных занятий для изучения доски не требуется, дети быстро осваивают приемы работы, просто наблюдая за учителем и своими одноклассниками[9, с.17].   

С помощью интерактивной  доски на уроках демонстрируют  презентации уроков, создаются модели, активно вовлекающие  учащихся в процесс освоения материала, улучшающие  темп и течение занятия. Доска позволяет  использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО (программное обеспечение), текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Совместно с  учащимися все это делается у доски перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Работа с интерактивной доской позволяет также  проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах. Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Файлы или страницы нужно подготавливать  заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы, поэтому я  всегда имею  возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия. Разработка школьных заданий с помощью ПО интерактивной доски помогает  в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе[7, с.64].

Интерактивная доска  позволяет:

1.     Быстро воспроизводить графики, в результате чего уменьшается время на проверку домашнего задания  и на разбор самостоятельной работы учащихся по построению графиков функций в среднем на 5-6 минут.

3.   Появляется возможность быстро (одним движением руки) изменить масштаб графика, сделав его более наглядным для той или иной цели. 
4.     Решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения. Для сравнения: вместо 2-3 уравнений или неравенств за урок можно решить более 10 уравнений и неравенств. 
 Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но использование доски целесообразно даже в этом случае, т.к. позволяет задействовать ее фрагментарно.

Возможности интерактивной  доски в процессе изучения  
геометрических понятий

Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов (Приложение 1, 2). Файлы или страницы нужно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.

 

 

При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто  сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.

Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным. 
 
 
 
• Использование интерактивной доски позволяет на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры.

• В коллекции самой  доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. 
• При построении сечений многогранников можно использовать режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке.

• Использование интерактивной  доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа[20, с.29]. 
При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки[2, с.18].

Можно быстро проводить  проверку усвоенного материала путем  тестирования (фронтального или индивидуального) с последующим разбором. 
Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока. Благодаря интерактивности учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.  Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.

Важно понимать, что использование  только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

Итак, информатизация образования  предполагает:

  • внедрение средств ИКТ в образовательный процесс;
  • повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки участников образовательного процесса;
  • системную интеграцию информационных технологий в образовании, поддерживающих научные исследования, процессы обучения и организационного управления;
  • построение и развитие единого образовательного информационного пространства[2, с.43].

Учителю необходимо знать  основные положения, касающиеся реализации информационно-прикладной направленности изучения всех содержательных линий  математики с использованием средств информационных технологий. При этом предполагается определить возможные области применения информационных технологий в процессе изучения математики и соотнести их с использованием конкретных математических информационных систем, функционирующих на базе информационных технологий[14, с.49].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Интерактивная доска  является уникальным инструментом обучения, в ней совмещается внешняя  форма обычной школьной доски  и возможности современных компьютеров. Интерактивная доска, с помощью специального маркера, позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии, тексты. Копировать их, вращать, изменять их размер и форму. С помощью маркера Интерактивной доски можно не только рисовать на ее поверхности, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ. Благодаря привычной и более наглядной форме, дети и учителя быстро осваивают Интерактивную доску, даже те из них, кто не имеет опыта работы с персональным компьютером. Или испытывают перед ним робость. Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя учителю преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать на своих уроках современные информационные технологии. Дети, начиная с начальной школы, имеют в этом отношении преимущество перед взрослыми, они быстро привыкают к интерактивной доске, самостоятельно догадываются о ее возможностях, иногда таких, о которых не подозревал учитель. Специальных занятий для изучения доски не требуется, дети быстро осваивают приемы работы, просто наблюдая за учителем и своими одноклассниками.   

В процессе выполнения курсовой работы все поставленные задачи были решены. Выделим основные результаты нашего исследования:

1. Был проведён  анализ научно-методических разработок  в области реализации возможностей  информационных технологий в процессе обучения математике.

2. Провели обобщение  и систематизирование полученных  сведений.

3.  Привели  свои разработки уроков с использованием  интерактивной доски.

На основании  проделанной работы мы можем дать следующие методические рекомендации учителям.

Рекомендации  учителям.

Для того чтобы  грамотно использовать на уроке всё  богатство возможностей интерактивной  доски, учителю необходимо:

  • самому знать эти возможности, реализуемые при помощи имеющегося в комплекте стандартного программного обеспечения;
  • усвоить, что применение средств ИКТ способствует формированию у учащихся определённых знаний, умений, навыков;
  • знать основные положения, касающиеся реализации информационно-прикладной направленности изучения всех содержательных линий математики с использованием средств ИКТ.

Информация о работе Интерактивная доска. Принцип действия, назначение, классификация