Интерактивная доска. Принцип действия, назначение, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Тема «Интерактивная доска. Принцип действия, назначение, классификация».
Новые информационно-коммуникационные средства обучения приходят на смену классическим символам школьной жизни. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения, их использование расширяет стандартные методы обучения.
Одним из таких средств является интерактивная доска. Ее использование на уроках позволяет многим учителям плавно перейти от привычного ведения урока к современному уровню преподавания, а детям успешно овладевать знаниями.

Содержание работы

Введение……….……………………………………………….……….…………….3
1. Современные требования к уроку математики. Структура современного урока…………………………………………………………..………………….….…6
2. Средства обучения математике………………………..…………….………..12
3. Техническое обеспечение интерактивной доски…….………………………17
4. Программное обеспечение интерактивной доски…………………………...24
5. Использование интерактивной доски в процессе изучения
геометрических понятий……………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

готовая%20работа%20d%20(2)[1].doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……….……………………………………………….……….…………….3

  1. Современные требования к уроку математики. Структура современного урока…………………………………………………………..………………….….…6
  2. Средства обучения математике………………………..…………….………..12
  3. Техническое обеспечение интерактивной доски…….………………………17
  4. Программное обеспечение  интерактивной доски…………………………...24
  5. Использование интерактивной доски в процессе изучения

геометрических понятий……………………………………………………………...27

Заключение…………………………………………………………………………….33

Список литературы……………………………………………………………………35

Приложение 1. Интегрированный урок с использованием интерактивной

доски  по математике и ИЗО в 3 классе

Приложение 2.Конспект урока по математике с использованием                         интерактивной доски тема  «Круг. Окружность»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема «Интерактивная доска. Принцип действия, назначение, классификация». 
Новые информационно-коммуникационные средства обучения приходят на смену классическим символам школьной жизни. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения, их использование расширяет стандартные методы обучения.

Одним из таких средств  является интерактивная доска. Ее использование  на уроках позволяет многим учителям плавно перейти от привычного ведения урока к современному уровню преподавания, а детям успешно овладевать знаниями.

Интерактивная доска  позволяет сделать урок более  информативным и мотивированным, с её помощью одновременно реализуются  такие важные принципы обучения, как  – наглядность и активизация мыслительной деятельности обучающихся. В связи с этим все больше назревает необходимость реально оснастить технически школу и компьютерную подготовленность учителей.

 Актуальность. В настоящее  время в России идёт становление  новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Особое внимание уделяется  компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Педагогам необходимо включиться в этот необратимый процесс информатизации образования.  Однако, вместе с тем, существует противоречие:  при очевидной пользе и эффективности интерактивной доски, в современных условиях у некоторых школ отсутствует возможность приобрести подобное оборудование. Проблема исследования заключается в противоречии между широким спектром возможностей интерактивной доски и эпизодическим их использованием в рамках существующих методических подходов в преподавании математики в школе. Таким образом, актуальность данной темы несомненна.

Многие ведущие российские ученые такие, как В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и другие, отмечают необходимость математического развития младшего школьника в учебной деятельности: «начальный курс математики способствует продвижению ученика в общем развитии, становлению нравственных позиций личности ребенка» [19, 121]. Интерактивная доска, как нельзя более, способствует формированию у учеников математического развития.

Теоретической базой  исследования явились труды известных  педагогов (Истоминой Н.Б., Белошистой А.В., Аргинской И.И. и др.), раскрывшие сущность понятий «урок», «формы работы на уроках математики в начальной школе», «уровень сформированности умений младших школьников».

Дополнительная методическая и учебная литература (Петерсон Л.Г., Моро М.И., Демидова Т.Е. и др.), статьи (Сластенин Р.А., Царева С.Е., Басангова  Р.Б., Смолеусова Т.В. и др.) в журналах «Начальная школа», «Начальная школа Плюс До и После», «Первое сентября», стали основой для обобщения современного передового педагогического опыта практикующих учителей и формирования банка фрагментов уроков, в начальной школе.

Цель курсовой работы: выявить возможности интерактивной доски на уроках математики.

 Объект исследования  – процесс обучения математике младших школьников.

 Предмет исследования  – возможности интерактивной доски.

Гипотеза – возможности интерактивной доски обеспечивают качественное усвоение математического содержания младшими школьниками.

В соответствии с целью  и гипотезой были поставлены следующие  задачи:

    • Проанализировать психолого- педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
    • проанализировать направления и опыт внедрения интерактивной доски в процесс обучения математики в школе;
    • выявить педагогические условия внедрения интерактивной доски школе на уроках математики;
    • разработать конспекты уроков по математике   с использованием интерактивной доски;

Колесникова Ю.А. В своей статье «Первое место – компьютеру» рассказывает о том, как использование новых информационных технологий может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – вызвать интерес детей к учебе. На уроках математики учитель использует разнообразные игры, компьютер решает проблему дефицита подвижной наглядности. В курсовой работе были применены следующие методы исследования:

Сопоставление, анализ и синтез, аналогия, доказательства, обобщение и абстрагирование. Изучение опыта передовых педагогических технологий, анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; анализ уроков по математике для школьников; обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные требования к уроку математики. Структура современного урока

 

Основной формой организации  учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок, сущность которого раскрывается в дидактике. Рассмотрим некоторые определения этого понятия, сформулированные в педагогической литературе.

Урок – это динамичная и вариативная основная форма  организации учебного процесса, при  которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания [14, с. 154].

Урок – форма организации  учебной деятельности в школе, при  которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся – с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им дидактических задач, определяемых требованиями учебной программы [2, с. 9].

Урок – форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива [3, с.5].

Современный урок – это  организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом – интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение [2, с.43].

Сопоставляя приведенные  определения понятия «урок», выделим  основные его характерные черты (основные характеристики):

  • урок является отрезком учебно-воспитательного процесса, ограниченным во времени;
  • урок подчинен достижению заблаговременно поставленной основной дидактической цели и реализации сопутствующих задач;
  • содержание урока подбирается в соответствии с целями и задачами урока, а также с учетом общедидактических требований, предъявляемых к уроку математики в начальной школе;
  • средства и методы обучения подбираются учителем с перспективой наиболее полного достижения целей урока;
  • организация учебной деятельности учителя и учащихся планируется (и, возможно, корректируется в ходе урока) с учетом особенностей обучаемого коллектива. [3, с.153]

Следует отметить, что  общий взгляд на понятие урока  вполне можно распространить и на урок математики в начальной школе:

  • современный урок математики в начальной школе продолжается 40 минут;
  • каждый урок математики в начальной школе подчинен одой из следующих дидактических задач: подготовка к восприятию и усвоению нового материала, предусмотренного программой, собственно ознакомление с новым материалом, повторение и систематизация ранее изученных вопросов;
  • в содержание современного урока математики в начальной школе включаются в том или ином виде все разделы начального курса математики, а именно: нумерация целых неотрицательных (возможно, дробных, отрицательных) чисел, арифметические действия, величины, текстовые задачи, алгебраический и геометрический материал;
  • в качестве средств обучения на современном этапе чаще других используются учебники, тетради на печатной основе, интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, наглядные средства обучения. Методы обучения математике в начальных классах в зависимости от целей конкретного урока могут быть как догматическими, проблемными, деятельностными;
  • в ходе урока при необходимости учитель оперативно вносит коррективы в его план.

Главную роль среди перечисленных  характеристик урока играют его  цели: образовательные, воспитательные и развивающие. Этим целям всецело подчиняется выбор остальных характеристик урока. К образовательным целям урока математики относится формирование математических знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой. Однако формировать надо не только математические, но и общеучебные знания, умения и навыки, позволяющие более рационально организовать учебную деятельность младших школьников при изучении математики. В единстве с обучением осуществляются цели воспитания и развития личности учащегося. [2, с.165]

Учебные программы по математике предусматривают  решение определенных воспитательных и развивающих задач. Для усиления воспитывающего и развивающего воздействий обучения учитель обязан тщательно анализировать соответствующие возможности математики и выделять воспитательную и развивающую цели каждого урока.

Выбор оптимальных для данного  контингента младших школьников методов обучения — одна из самых  трудных методических проблем. Выбор  методов не будет оптимальным, если избранный метод не удовлетворяет, хотя бы одному из условий, от которых он зависит, а именно:

1) методы обучения соответствуют  целям урока (обучающей, воспитывающей и развивающей);

2) метод обучения соответствует  особенностям содержания изучаемого  материала (его сложности, новизне, характеру);

3) метод обучения выбирается  с учетом особенностей учащихся  класса (уровень развития их мышления, уровень знаний и умений, сформированность  навыков учебного труда, уровень  воспитанности учащихся, уровень  их самостоятельности и др.);

4) метод обучения определяется  с учетом оснащенности кабинета  дидактическими материалами, техническими средствами обучения;

5) при выборе метода  обучения учитываются эргономические  условия (время проведения урока  по расписанию, наполняемость класса  и т. д.);

6) выбранный метод  обучения соответствует индивидуальным  особенностям учителя (его чертам характера, уровню овладения тем или другим методом, его отношениям с классом и др.). [12, с.83]

Еще одна важная методическая характеристика урока – деятельность учителя и учащихся – будет рассмотрена ниже, в пункте 1.2 настоящей работы.

Рассматривая урок с  точки зрения логики процесса обучения, мы придем к понятию «структура урока».

Раскрывая структуру  урока математики в начальной  школе, важно выделить основные этапы урока (комбинированного типа) из множества возможных его этапов:

1. Постановка цели  урока перед учащимися.

2. Ознакомление с новым  материалом.

3. Закрепление нового  материала: а) на уровне воспроизведения  информации и способов деятельности, б) на уровне творческого применения и добывания знаний.

4. Проверка знаний, умений  и навыков.

5. Систематизация и  обобщение изученного материала  (по теме, разделу и т.п.).

В основе успешности обучения младших школьников математике лежит  ряд требований к организации и проведению урока [2, с.30]. Во-первых, для каждого урока обязательным является первый из названных выше этап ― постановка цели, выбор остальных этапов обусловлен целью урока.

Опираясь на мотивы учения, необходимо привлечь учащихся к предстоящей  на уроке работе, вызвать потребность в познании, в самоконтроле и самооценке своей деятельности. В течение всего урока учитель изучает реакцию учащихся на все происходящее на уроке.

Для практики обучения очень  важно, чтобы цель урока, поставленная учителем, была понята учеником. Осознанные учеником цель и учебно-познавательная задача помогают ему действовать активно и ускоряют процесс получения результата своих учебных действий.

Очевидно, что одна структура  урока может обеспечить более  интересную и активную деятельность учащихся, чем другая. И надо стремиться к тому, чтобы урок оптимально обеспечивал активную познавательную деятельность всех учащихся класса.

Общая цель урока (единство обучения, воспитания и развития) порождает  новые по содержанию и структуре  уроки математики.

Второе важное требование к уроку математики – это рациональное построение его содержания. Бесспорно, что на уроке математики главным является его математическое содержание, которое должно глубоко отражать логику данного учебного предмета и быть определяющим во всем, что делается на уроке. Именно на базе математического содержания урока у учащихся формируются три вида умений и навыков: математические, общеинтеллектуальные (приемы умственной деятельности), умения и навыки учебной деятельности.

Информация о работе Интерактивная доска. Принцип действия, назначение, классификация