Интерактивная доска. Принцип действия, назначение, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Тема «Интерактивная доска. Принцип действия, назначение, классификация».
Новые информационно-коммуникационные средства обучения приходят на смену классическим символам школьной жизни. Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения, их использование расширяет стандартные методы обучения.
Одним из таких средств является интерактивная доска. Ее использование на уроках позволяет многим учителям плавно перейти от привычного ведения урока к современному уровню преподавания, а детям успешно овладевать знаниями.

Содержание работы

Введение……….……………………………………………….……….…………….3
1. Современные требования к уроку математики. Структура современного урока…………………………………………………………..………………….….…6
2. Средства обучения математике………………………..…………….………..12
3. Техническое обеспечение интерактивной доски…….………………………17
4. Программное обеспечение интерактивной доски…………………………...24
5. Использование интерактивной доски в процессе изучения
геометрических понятий……………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

готовая%20работа%20d%20(2)[1].doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. Доски позволяют учащимся взаимодействовать с новым материалом, а также являются ценным инструментом для преподавателей при объяснении абстрактных идей и концепций. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников.

Правильная работа с интерактивной  доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет ученикам лучше понять материал. 
Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Работа с интерактивными досками  предусматривает простое, но творческое использование материалов. Файлы  или страницы можно подготовить  заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Преподаватели говорят, что подготовка к уроку на основе одного главного файла помогает планировать и благоприятствует течению занятия. 
На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а  также добавление гиперссылок к  мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал[12, с.43].

Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях. Все, что учащиеся делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия.

Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Значит, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске. 
Это дает вам возможность использовать широкий спектр ресурсов, таких как:

  • Презентационное программное обеспечение
  • Текстовые редакторы
  • CD-ROMы
  • Интернет
  • Изображения (фотографии, рисунки, диаграммы, изображения экрана)
  • Видео-файлы (отрывки телевизионных программ, видеокассеты VHS или цифровые видеоизображения)
  • Звуковые файлы (отрывки кассет или радио, записи, сделанные учениками или другими преподавателями). Любой звук с CD-ROMа или Интернет-страницы также будет слышен, если у вас есть громкоговорители
  • Программное обеспечение для интерактивной доски
  • Программное обеспечение, относящееся к различным предметам

Возможно, занятия привлекут  сразу несколько ресурсов, и преподаватель будет выбирать то, что ему нужно. Многие из вышеперечисленных ресурсов используют возможности компьютера, например, цвет, движение и звук, большинство из которых не всегда доступны на обычном уроке. 
Простота использования этих устройств и разнообразие ресурсов увлекает учеников больше, чем традиционные занятия. Однако, преподавателям часто приходится тратить достаточно много времени на поиск необходимых материалов. В разделе Ссылки вы можете найти интересные идеи, которые помогут вам в работе с интерактивной доской[12, с.53].

Инструмент  интерактивной доски

Воздействие на обучение

Цвет

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области  и привлекать внимание к ней, связывать  общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.

Записи на экране

Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, или  изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть  или распечатать.

Аудио- и видео-вложения

Значительно усиливают  подачу материала. На интерактивных  досках также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.

Drag & drop

Помогает учащимся группировать идеи, определять достоинства и недостатки, сходства и различия, подписывать карты, рисунки, схемы и многое другое.

Выделение отдельных  частей экрана

Тест, схему или рисунок  на интерактивной доске можно  выделить. Это позволяет фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент "прожектор" можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них.

Вырезать и  вставить

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или  возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Страницы

Страницы можно листать  вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что  некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в  любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Разделение  экрана

Учитель может разделить изображение с экрана компьютера и показать его на разных досках. Это может пригодиться при тщательном исследовании предмета.

Поворот объекта

Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения

Соединение  с электронным микроскопом

Позволяет рассматривать  и исследовать микроскопические изображения


 

Drag & drop

При работе на интерактивной доске, можно передвинуть любой объект на другое место с помощью опции "drag and drop" (тащить и отпустить). Это позволяет передвигать текст и рисунки в любое место на доске – нажатием на объект и перемещением его; в выбранном месте, отпускается нажатием. Используя традиционные методы, такого же эффекта можно было бы добиться, написав слова на карточках или вырезав картинки и приклеив их к доске. Однако, такая работа на компьютере займет гораздо меньше времени и сэкономит место.

Возможность передвигать  объекты по доске помогает в таких  занятиях, как:

  • Соединение
  • Классификация
  • Группировка
  • Сортировка
  • Заполнение пропусков
  • Упорядочивание

Ученики могут экспериментировать с заданием и передвигать объекты, попробовать снова. Дети считают, что  это гораздо интереснее, чем работать в тетради, где нередко возникают ошибки. Также можно провести дискуссию о том, что учащиеся видят на интерактивной доске.

Задания, использующие drag & drop идеальны для начала урока: они  привлекают внимание всего класса. Можно использовать эту опцию  для проверки знаний учеников или  как введение в новую тему. [12, с.56]

Использование подписей и выделения

На занятии с интерактивной  доской можно использовать все материалы, доступные на компьютере: таблицы, схемы, анимацию, аудио- и видеозаписи. Разнообразие ресурсов предоставляет широкий выбор подходов к обучению.

При работе на интерактивной доске, можно взять маркер и сделать запись, добавить комментарий, нарисовать круг, подчеркнуть или выделить нужную информацию. Интерактивная доска помогает развивать обсуждение в классе. Конечно, можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски в том, что:

  • Добавлять записи к страницам, которые были приготовлены до занятия.
  • После занятия записи на доске можно сохранить, не обязательно их стирать.
  • Использовать разные цвета, а также выделение, которое при традиционном методе преподавания доступно только на слайде оверхэд проектора.

Универсальность интерактивной  доски обеспечит вовлеченность  учеников в работу, особенно тех, кто  воспринимает информацию в основном кинестетически. 
Записи и комментарии можно добавлять поверх любого изображения на экране, а затем сохранять их в нужном файле. Таким образом, учащиеся смогут воспользоваться файлом позже или распечатать его. Этот метод удобен на различных занятиях - любое задание, которое включает сортировку, соединение, группировку и упорядочивание объектов, будет более эффективным на интерактивной доске.

Обучение с  помощью интерактивных досок  мало, чем отличается от привычных  методов преподавания.

Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое используется. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Стандартный школьный урок, учитывая современные педагогические и информационные технологии обучения - интерактивные метода обучения - может развиваться так:

  • Подготовка к началу занятия
  • Объяснение целей занятия
  • Введение в новую тему или задание - может повторяться несколько раз в течение занятия, так как является его основой
  • Развитие темы при участии школьников
  • Обсуждение в конце занятия того, что было пройдено, а также самого процесса обучения

Структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Учитель может по-разному  классифицировать материал, используя  различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при  этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности [3, с.143].

 

  1. Программное обеспечение  интерактивной доски

 

Для того, чтобы грамотно использовать на уроке все богатство возможностей интерактивной доски, учителю необходимо самому знать эти возможности, реализуемые при помощи имеющегося в комплекте интерактивной доски программного обеспечения.

Один из основных режимов  работы интерактивной доски –  касание доски – нажатие основной кнопки мыши. Таким образом, (пальцем, или специальным карандашом) касаясь  самой доски использовать различные управляющие элементы в программах – нажимать кнопки, открывать меню и т.п. Для корректного выполнения такой операции перед началом использования интерактивной доски необходимо провести ее калибровку (точную привязку к проецируемому на ее поверхность изображению условной координатной сетки чувствительной к нажатию поверхности). Для интерактивной доски SMART Board это программа Ориентация из группы программ Программное обеспечение SMART Board [2, с.43].

Наиболее простое использование интерактивной доски связано с работой в программах, основное действие в которых связано с нажатием основной кнопки мыши (левой). Например, демонстрировать заранее подготовленную презентацию можно, стоя у доски и касаясь на ней кнопки смены слайдов, при этом нет необходимости подходить к ПК. При определенной тренировке удобно в реальном режиме времени производить построения в графических программах. При этом можно «пальцем» построить геометрическую фигуру, например, треугольник, что напоминает построения мелом. Чертежи при этом получаются гораздо аккуратнее, нежели мелом на доске, в частности, построение окружности и т.п. Но для повышения эффективности использования учебного времени рекомендуется выполнять такие построения в реальном времени, если это действительно целесообразно, а в большинстве случаев основные построения нужно выполнить заранее, а в аудитории проводить только отдельные манипуляции с чертежом, которые соответствуют педагогическим целям.

В этом отношении очень  интересные возможности предоставляет  программа Живая геометрия. Например, в задаче: доказать, что середины сторон произвольного четырехугольника являются вершинами параллелограмма, можно без особых затрат времени провести компьютерный эксперимент с чертежом, который учащимся позволит сначала эмпирически убедиться в верности доказуемого утверждения. Рационально использовать заранее заготовленные чертежи. 1) произвольный четырехугольник, середины сторон которого соединяют отрезки; 2) в предыдущем чертеже добавлена диагональ четырехугольника. Построение можно быстро выполнить так: 1) произвольно построить последовательные вершины четырехугольника; 2) выделить их, в меню построение выбрать пункт – отрезок; 3) выделить последовательные стороны четырехугольника и в меню построение выбрать пункт точка посередине; 4) выделить последовательно середины сторон и в меню построение выбрать пункт – отрезок. «Ухватившись» за какую-нибудь вершину четырехугольника «пальцем» и перемещая ее произвольно хорошо видно, что внутренняя фигура при всех манипуляциях остается параллелограммом – учащиеся визуально убеждаются в верности доказываемого утверждения. Построив диагональ четырехугольника и, повторяя перемещение какой-нибудь вершины, учащиеся замечают, что диагональ параллельна противоположным сторонам параллелограмма, что помогает натолкнуть их на ход доказательства – средние линии двух треугольников параллельны общему основанию[12, с.43].

Таким образом, при рассмотрении любой геометрической задачи, используя  систему заранее подготовленных чертежей, иллюстрирующих этапы решения, можно просто и наглядно, «пальцем» производить самые различные манипуляции с аккуратным чертежом, что позволяет быстро проводить первоначальное подтверждение или опровержение гипотез, направляющих ход решения[12, с.16].

Информация о работе Интерактивная доска. Принцип действия, назначение, классификация