Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что эффективность работы учеников в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся. По окончании обучения в школе ученики должны уметь самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей и интересов учащихся.

Содержание работы

Введение
Глава I. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования
1.1 Анализ понятия "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности психологических познавательных процессов младшего школьника
1.3 Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики
1.3.1 Дидактические игры
1.3.2 Уроки - путешествия.
1.3.3 Математические уроки сказки
1.3.4 Веселые задачи в стихах
1.3.5 Математические загадки
1.3.6 Сказочные задачи
1.3.7 Математические сказки.
1.3.8 Задачи занимательного характера
1.3.9 Головоломки
1.3.10 Кроссворды
1.3.11 Логические задачи
1.4 Анализ заданий для активизации мыслительной деятельности учащихся в учебнике математики Петерсон Л.Г. , Истоминой, Моро.
Глава II. Разработка заданий для а.п.д. на уроках математики в начальной школе.
Приложение
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе.docx

— 42.73 Кб (Скачать файл)

В логогрифах надо догадаться, о каком слове говорится в  начале. Затем, в расшифрованное слово  добавить одну или две буквы, и  получится новое слово.

Числовые головоломки.

Цифры, соединившись в числе  и участвуя в математических действиях, образуют весьма причудливые числовые комбинации.

Для успешного выполнения заданий с числовыми головоломками нужны изобретательность, догадка, упорство.

При изучении геометрического  материала активизируют мыслительную деятельность детей, повышают интерес  загадки, стихи о геометрических фигурах.

Так же в начальных классах  широко используются ребусы, пословицы, поговорки. Эти элементы так же очень  удобно применять на уроках математики, так как они оживляют учебную деятельность, повышают интерес к занятиям, способствуют лучшему пониманию материала.

Вывод:

Для того, чтобы учение проходило не на уровне запоминания, а на уровне активного сознания, учитель должен не только как можно доступнее объяснить материал ученику, но и активней включать его в мыслительную деятельность, в процессе которой будет происходить познание, то есть формироваться познавательные силы личности: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снижает усталость, позволяет удерживать внимание.

Таким образом, занимательн6ость на уроке математики помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической и логической смекалке, при проведения на занятиях игр, в конструировании  различных геометрических фигур, в  организации коллектива своих товарищей, а так же в умении с наибольшей эффективностью выполнить какую-либо работу или провести познавательную игру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Анализ заданий для активизации мыслительной деятельности учащихся в учебниках математики Петерсон Л.Г, Моро, Истоминой.

В традиционной системе обучения математике существует большое количество вариативных учебников. Проанализируем содержание занимательного материала в учебниках Петерсон Л.Г., Моро, Истоминой.

В учебниках Петерсон Л.Г. особенностью изучения новой технологии является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей и познавательных мотивов. Поэтому многим упражнениям в этих учебниках придаётся игровая форма: кодирование и расшифровка, отгадывание загадок, блиц турниры, викторины, игры, ребусы, старинные задачи, занимательные квадраты - всё это делает уроки математики не только занимательными и интересными, но и способствует развитию у учащихся мыслительных операций. Также в этих учебниках - тетрадях есть задания, которые развивают у детей мелкую моторику рук, например, упражнение "Дорисуй и раскрась узор";

Или упражнение: раскрась флажки красным, синем и желтым цветом разными способами:

Есть задания, которые  требуют от учащихся внимания, наблюдательности. Например: "Найдите закономерность и продолжите ряд"

1 0 0 2 0 0 0 3 …

а 1 0 б 2 2 0 в 3 3 3 0 г…

"Найдите закономерность  и поставьте точки в пустые  квадратики"

а                                    б.

Есть задания, которые  требуют умения анализировать, классифицировать, объединять предметы, а также внимание и наблюдательность.

"Разбей фигуры на  части"

а. По цвету б. По форме  в. По размеру

"Найдите лишнее число"

35,44,56,80,71,125,2.

Многие задания представлены в игровой форме, они активизируют учащихся и способствуют формированию интереса к математике, при этом они закрепляют вычислительные навыки детей. Например: "Загадка".

Р – 250 + 700                 В – 40*80:100                    И – 4 + 96:2

О – 482 – 60                   Н – 3*26 - 18                      Т – 200*7:10

Г- 649 – 40- 9                 Е – 880/44*9                       Д – 80:16*19

32   422   600   60   180   60   180   600   422   950   52   140   52   32

В     О        Г     Н     Е      Н      Е      Г       О       Р     И     Т     И     В

32   422   45   180         60   180       140   422   60   180   140

В      О    Д       Е           Н     Е           Т       О     Н      Е      Т

"Блиц турнир"

Составь выражение и найди  его значение.

А. У Алёны было 7 вафель.4 вафли она съела. Какую часть  она съела?

Б. В наборе было 16 конфет. Три восьмых всех конфет составляют шоколадные конфеты. Сколько конфет в наборе шоколадных конфет?

В. На тарелке лежат 10 пирожков, что составляет две пятых всех испечённых пирожков. Сколько всего  испекли пирожков?

Очень часто из заданий  такого типа можно встретить "Числовые кроссворды"

По горизонтали:

А.7003204-435926

Б.40320: 672

В.357992: 4904

Г.590*5047

По вертикали:

А.564676: 938

Д.527809+36896

Е.460015-36296

Ж.411510: 473

"Вычислительная машина"

 

А

 

+64

:2

да                                                   чётное нет

-17                                         *3

X

Но больше всего в этих учебниках заданий на развитие логического  мышления, они также требует от ученика внимания и навыков. Это  задания, например, с палочками.

"Палочный краб ползёт  вверх. Переложи 3 палочки так,  чтобы он пополз вниз"

"Переложи палочки так,  чтобы получилось верное равенство  ".

VII - IV=X

Также это задания с  числами.

"Реши пример"

А Б В

+ В Б А

8 8 8

"Логическое задание"

Даны некоторые числа  в древнерусской системе записи чисел: ФЛВ - 532, ФМД - 544, РКВ - 122, ХМЕ - 645, ТЛЕ - 355.

Каким числам соответствовали  записи:

ХДК, СЛВ, ТЛГ?

"Задача-шутка"

В кухне у Вовочки 18 мух. Вовочка бьет мухобойкой 5 мух в  минуту, и в кухню в то же время  влетает 2 новых мухи. Через сколько  времени в кухне не останется  мух?

Таким образом, мы видим, что  учебники А.Г. Петерсона имеют огромное количество нестандартных логических и занимательных заданий: такие задания включают в урок регулярно.

Эти задания развивают  у детей мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, логическое мышление, творческие способности; способствует формированию познавательных интересов, активизирует детей во время прохождения  урока. То есть дети постоянно получают "пищу для ума" и это делает уроки математики привлекательными и интересными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Разработка заданий для а.п.д. на уроках математики в начальных классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, проводя работу по обучению детей младшего школьного возраста, хотелось бы отметить большую роль использования занимательного материала. Как показала практика, умелое использование  материала лишь повышает эффективность  учебно-воспитательного процесса. Увеличивается  скорость и гибкость мышления. Воспитывается  любовь к математике, к решению  неординарных задач, развивает чувство  юмора.

Использовать занимательный  материал для активизации мышления детей можно в разных направления: по отработке какого-то конкретного  навыка или умения, или же на разных этапах урока. В качестве устного счета - всевозможные варианты игр, занимательные задания, задачи - шутки; во время объяснения новой темы или подготовке к ней. В связи с этим можно сказать, что гипотеза о том, что дидактические игры, уроки-путешествия, математические уроки сказки, веселые задачи в стихах, математические загадки, сказочные задачи, математические сказки, задачи занимательного характера, головоломки, кроссворды и логические задачи способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики, подтвердилась. Для себя лично я усвоила правило: "Не бери игру на урок, для того чтобы развлечься. Все на уроке должно быть логически связано с темой и помогать раскрывать цели и задачи урока".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.     Авалесова В.И. Дидактические игры. - М., Учпедгиз, 1969. - 132 с.

2.     Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М., Просвещение, 1987.

3.     Арутюнян Ж.В. Взаимодействие учебной и игровой деятельности в обучении младших школьников. - М., 1968. - 15 с.

4.     Архипенко К.Д. Игра в учебной деятельности младших школьников. // Начальная школа, 1989. - номер 4 - с.32-36.

5.     Блехер Ф.И. Дидактические игры и игровые упражнения. - М., Просвещение, 1964. - 184 с.

6.     Борейко Л.Н. Самостоятельные познавательные исследования на уроках математики. - М., 1994.

7.     Волкова С.И. Дидактические игры и занимательные упражнения в1классе. - Минск, 1987 - 200 с.

8.     Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей у детей на уроках математики. - М., 1994.

9.     Варфоломеева В.С. Формирование у учащихся некоторых умений с помощью игр. // Начальная школа, 1987 - номер 7 = с.15-17.

10.           Глушкова Р.М. Игра в учебном процессе. // Начальная школа, 1986 - номер 7 - с.35-39.

11.           Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. // Начальная школа. 1991 - номер 6 - с.16-23.

12.           Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. Д.Б. Эльконина. Л.А. Венгера. - М., 1981.

13.           Есыреева А.П. Учите играя. // Начальная школа, 1988. - номер 10 - с.10-12.

14.           Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М., 1985.

15.           Кларин М.В. Игра в учебном процессе. // Сов. Пед., 1985. - номер 6 - с.57-61.

16.           Левенгерг Л. Щ., Ибрагимов Р.И. активизация познавательной деятельности младших школьников. - Ташкент, 1991.

17.           Лукин Н.С. психологические особенности игры младших школьников. // Психология младшего школьника. / Под ред. Е.И. Игнатьева. - М., Издательство АЙН РСФСР, 1960.

18.           Минскина Е.М. От игры к знаниям. Развивающие и познавательные игры младших школьников, 1992.

19.           Миронова Р.М. Игра в развитии ребенка. - Минск, 1989.

20.           Мор К.И. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля. // Начальная школа., 19888 - номер 10 - с.15.

21.           Недоснасова В.А. О некоторых особенностях перехода от игровой деятельности к учебной. /

22.           Косоларо Н. Учимся думать - Санкт-Петербург, 1993г.

23.           Петрова И.А. Исполнение игры в учебном процессе // Начальная школа, 1998 - номер 3 с.22-25.

24.           Свешников А.А. Игровая работа в паре. // Начальная школа. 1992 -номер 5 - с.32-34.

25.           Шмаков Л.С. ЕЕ величество игра - М. 19962 - 108с.

26.           Ян К. Игра в процессе обучения. // Сов. Педагогика. 1998 - номер 4 с.118-121.

27.           Жикалкина Т.П. Дидактическая игра на уроках математики. // Начальная школа. 1996 - номер 3 с. 114.


Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе