Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что эффективность работы учеников в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся. По окончании обучения в школе ученики должны уметь самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей и интересов учащихся.

Содержание работы

Введение
Глава I. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования
1.1 Анализ понятия "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности психологических познавательных процессов младшего школьника
1.3 Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики
1.3.1 Дидактические игры
1.3.2 Уроки - путешествия.
1.3.3 Математические уроки сказки
1.3.4 Веселые задачи в стихах
1.3.5 Математические загадки
1.3.6 Сказочные задачи
1.3.7 Математические сказки.
1.3.8 Задачи занимательного характера
1.3.9 Головоломки
1.3.10 Кроссворды
1.3.11 Логические задачи
1.4 Анализ заданий для активизации мыслительной деятельности учащихся в учебнике математики Петерсон Л.Г. , Истоминой, Моро.
Глава II. Разработка заданий для а.п.д. на уроках математики в начальной школе.
Приложение
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе.docx

— 42.73 Кб (Скачать файл)

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе.

План:

Введение

Глава I. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования

1.1 Анализ понятия "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности психологических  познавательных процессов младшего  школьника

1.3 Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики

1.3.1 Дидактические игры

1.3.2 Уроки - путешествия.

1.3.3 Математические уроки сказки

1.3.4 Веселые задачи в стихах

1.3.5 Математические загадки

1.3.6 Сказочные задачи

1.3.7 Математические сказки.

1.3.8 Задачи занимательного характера

1.3.9 Головоломки

1.3.10 Кроссворды

1.3.11 Логические задачи

1.4 Анализ заданий для активизации мыслительной деятельности учащихся в учебнике математики Петерсон Л.Г. , Истоминой, Моро.

Глава II. Разработка заданий для а.п.д. на уроках математики в начальной школе.        Приложение                                                                                                                                    Заключение                                                                                                                               Литература

Введение

До поступления в школу  ведущим видом деятельности ребенка  была игра. С началом систематического обучения в школе на смену приходит учебная деятельность. Но все же игра не утрачивает своей актуальности, она становится не только средством, но и одной из форм обучения младших  школьников, способствует формированию учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов.

Во взаимодействии педагогов  с детьми игра занимает немаловажное значение. Психологические механизмы игровой деятельности, ее влияние на развитие ребенка, возможности ее использования в педагогических целях привлекли внимание целого ряда педагогов и психологов: Я.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.С. Лукина и др.

Активизация познавательной деятельности младших школьников. Этому  вопросу посвящены работы В.В. Давыдова, Ю.К. Бабанского и др. В работе учителей начальных классов можно выявить ряд недостатков, которые мешают эффективному применению игры в обучение младших школьников. Они сводятся к следующему:

- использование игровых моментов, не соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- методически неграмотное проведение игр в процессе обучения младших школьников;

- отсутствие наглядного и раздаточного материала, использование которого

давало бы наибольший эффект при организации игр.

Актуальность выбранной  мной темы заключается в том, что эффективность работы учеников в процессе обучения во многом зависит от того, как учитель организует и направляет деятельность учащихся. По окончании обучения в школе ученики должны уметь самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. И главное место отводится начальному звену, так как именно в младшем школьном возрасте берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей и интересов учащихся.

Объектом исследования является активизация познавательной деятельности младших школьников.

Предметом исследования являются психолого-педагогические условия  эффективного использования игрового и занимательного материала для  активизации мыслительной деятельности в обучении младших школьников.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

Раскрыть психолого-педагогические особенности использования игры с детьми младшего школьно возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

1.1 Анализ понятия "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе

Учебная деятельность - это  особый вид деятельности, отличный от других. Ребенок под руководством учителя учится оперировать научными понятиями. Результатом учебной  деятельности является изменение самого ученика, его развитие, приобретение новых способов действий с научными понятиями.

Учебная деятельность является специфической, ведущей деятельностью  младшего школьника. В ней ребенок  овладевает отдельными способами учебных  действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная активность.

Совершенствованию учебной  деятельности способствует четкое определение  ее структурных компонентов. По своей  структуре учебная деятельность повторяет и воспроизводит строение всякой человеческой деятельности. Она  включает в себя 3 звена:

1. Мотивационно-ориентировочное;

2. Центрально-рабочее;

3. Контрольно-оценочное.

Соответственно в учебной  деятельности выделяют следующие основные компоненты:

- мотивы и учебные задачи;

- учебные действия;

- действия контроля и оценки.

Существует многообразие деятельностей, в которые включается ребенок. Игра - составная часть деятельности. Следовательно, можно говорить о  многообразии игр.

В школьной практике наибольшее распространение получили дидактические  игры. Это произошло потому, что  главная задача школы - обучение детей  и их развитие, а дидактические  игры в большей степени способствуют этому. Чтобы овладеть какими-то деятельностями, независимо от того, в каком виде они транслируются, нужно уже  владеть другими деятельностями, которые выступают в качестве предпосылок учения. Так образуется сложная цепь зависимостей одних  деятельностей от других. Овладение  учебной деятельностью тесно связано с развитием ребенка. Но развитие есть там, где требуется проявление активности и самостоятельности. Ш.А. Амонашвили писал, что без игры на уроке невозможно увлечь ребенка в мир знаний и нравственных переживаний, сделать его активным учеником и творцом урока. Игра в полной мере соответствует активной природе младшего школьника. Знания становятся понятны ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. В связи с этим нами были выделены следующие условия повышения эффективности использования игры на уроках математики, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников:

1. Учет возрастных особенностей.

2. Использование материала  различной степени трудности.

3. Использование разнообразных физминуток.

4. Построение нетрадиционных  уроков.

5. Использование сюжетных  игр.

6. Использование простой  и емкой наглядности.

7. Применение игр-соревнований.

8. Использование нестандартных  занятий.

9. Применение задач в  стихах.

Соблюдение данных условий  позволит не только разнообразить работу на уроке, но и сделать использование  игровых моментов наиболее эффективными, что оказывает немаловажное влияние  на формирование учебной деятельности младших школьников и активизирует их мыслительную деятельность.

Активизация учащихся в процессе обучения - одно из основных направлений  совершенствования учебно-воспитательного  процесса в школе. Психологи, педагоги, методисты, учителя школ в настоящее  время занимаются проблемой активизации  познавательной деятельности учащихся.

Усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности у учащихся познавательных процессов  и активном психическом состоянии.

Психика не зеркальное. Пассивное, а активное отражение действительности. Активность психического отражения может возникать под влиянием внешних факторов, она по своей сути есть выражение внутреннего состояния ученика, его познавательных сил и свойств личности.

Перед учителем встает задача - использовать имеющиеся стремления ребенка к знаниям, формировать  и укреплять познавательные интересы. Ученик проявляет себя как личность в процессе усвоения материала. Важно  понять какую важность для ученика  имеет учебный материал и его  познавательная деятельность.

Активность всегда выражает определенную направленность личности, сосредоточенность сознания на значимых для ученика объектах, Учитель  стремиться направить активность познания ребенка на выполнение учебных задач. Однако активность младших школьников в процессе усвоения учебного материала  может быть различной и неадекватной требованиям учителя.

Учитель сосредотачивает  внимание на логических операциях мышления, активность мысли ученика сосредоточена  на примерах и описаниях. Ему кажется, что легче и важнее запомнить  пример, чем правило, или наоборот, учитель стремится сосредоточить  активность сознания ученика на фактическом  материале, формируя умение применять  правило в изменившихся фактических  условиях, дети продолжают говорить о  правилах и понятиях, не умея их разъяснять самостоятельно подобными примерами.

У каждого ученика активность познания определяется его пониманием задач обучения, трудностью или легкостью  усвоения учебного материала, умением  выполнять требования учителя, навыками учебного труда, духовными интересами и запросами.

Задача учителя - создавать  условия для повышения общей  познавательной активности учащихся в  начальных классах, формировать  положительное отношение к учению, воспитывать самостоятельность  и работоспособность.

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  психологических познавательных  процессов младшего школьника

Основной особенностью младших  школьников является развитость непроизвольного внимания. Оно становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. В то время как произвольное внимание развито слабо.

Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность  обучения, широкое применение наглядных  пособий. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то, естественно, каждый учитель стремится  сделать свой урок занимательным  и интересным. Этому в полной мере способствует применение игры, ее отдельных  элементов на уроке. Но не следует  перегружать урок занимательным  материалом.

Память в младшем школьном возрасте под влиянием обучения развивается  в двух направлениях:

- Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным).

- Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявление (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Младшие школьники овладевают приемами запоминания. В этом велика роль самого учителя, так как самостоятельно освоить эти правила детям  будет сложно. Но и зная самые  разнообразные приемы заучивания, младшие  школьники пользуются этими приемами редко. Исследования показывают, что  такой важный прием осмысленного запоминания как деление текста на смысловые части применяется  очень редко.

Воображение - один из главных  психических процессов, так как  невозможно усвоить материал учебника, понять, о чем говорит учитель  без умения оперировать наглядными образами. Характерной особенностью воображения младших школьников является его опора на конкретные предметы. Так, в игре дети используют вещи, игрушки и т.д. Без этого  им трудно создать образы воображения. Первоначально в осмыслении текстов  ребенок опирается на картинку, конкретный образ, а затем уже на слово.

Мышление младших школьников носит наглядно-образный характер. Дети этого возраста пользуются изолирующей  абстракцией. Они выделяют существенные признаки, при этом отбрасывают несуществующие. А для глубокого усвоения знаний необходимо сопоставлять существенные и несущественные признаки, то есть надо пользоваться расчленяющей абстракцией. К тому же в качестве существенных младшие школьники очень часто выделяют внешние, яркие свойства. Игровые упражнения помогут перевести обобщение на более высокий уровень.

Таким образом, мы видим, что  младшие школьники обладают рядом  психологических особенностей. Систематическое  решение младшими школьниками учебных  задач посредством учебных действий способствует развитию у них мыслительного  анализа, рефлексии и планирования как основных компонентов творческого  мышления.

Поэтому учебный предмет  должен не только включать в себя систему  понятий, подлежащих усвоению, но и  содержать указания на те характеристики деятельности школьников, которые должны быть сформированы у учащихся при усвоении этих понятий. В учебные программы со временем должны войти усложняющиеся (от возраста к возрасту, от класса к классу) системы учебных задач, виды учебных действий, действий самоконтроля и оценки.

 

 

 

 

Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе