Устный счет на уроках математики в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Устный счет является неотъемлемым этапом урока математики. Именно на этом этапе решается главная задача урока математики: формировать у учащихся навык выполнения арифметических действия и решение задач с их помощью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Урок математики в начальных классах…………………………..…5
Урок математики в начальных классах……………………..……..5
Типы уроков математики…………………………………………...6
Различные подходы к построению урока математики…………....8
ГЛАВА 2. Методика организации и проведения устного счета …………….11
Место устного счета в структуре урока математики …………………..11
Особенности организации устного счета на уроках математики………………………………………………….……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_chernishova.docx

— 54.34 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

Педагогический колледж № 6

 

Специальность «Преподавание в начальных классах»

 

 

Устный счет на уроках математики

в начальных классах

Курсовая работа

 

 

Исполнитель:

Чернышова А. М.       

форма обучения очная

курс 3                               

группа 35

Научный руководитель:

Бондарева Т. Н.                

 

 

Москва,

 2012 - 2013 уч. год

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3

ГЛАВА 1. Урок математики в начальных классах…………………………..…5

    1. Урок математики в начальных классах……………………..……..5
    2. Типы уроков математики…………………………………………...6
    3. Различные подходы к построению урока математики…………....8

ГЛАВА 2. Методика организации и проведения устного счета  …………….11

    1. Место устного счета в структуре урока математики …………………..11
    2. Особенности организации устного счета на уроках математики………………………………………………….……………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин.  При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.

Устный счет является неотъемлемым этапом урока математики. Именно на этом этапе решается главная задача урока математики: формировать у учащихся навык выполнения арифметических действия и решение задач с их помощью. 

От того, какие задания подберет учитель для устных упражнений, в какой последовательности будет их выстраивать, существенно зависит достижение целей урока и степень активности учащихся в процессе познания. Чтобы заинтересовать детей, необходимо подбирать разнообразные задания, рассчитанные как на слабых детей, так и на наиболее сильных. Это могут быть задания вычислительного характера, разгадывание ребусов, задания на внимание, геометрические задания. [3]

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всего периода обучения в начальной школе на каждом уроке необходимо выделять 7-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.  Устные упражнения должны проводиться не только регулярно, но и в определенной последовательности, которая определяется программой начальной школы. Устные упражнения важны не только тем, что активизируют мыслительную деятельность учеников,  но и тем, что они играют и воспитательную роль в обучении - дисциплинируют учащихся, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им. 

  Устный счет помогает  учителю, во-первых, переключить ученика с одного вида деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задание на повторение и обобщение пройденного материала. 

  Прививая любовь  к устным упражнениям, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, побуждать у них стремление совершенствовать  способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более экономичными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала. Направленность мыслительной деятельности ученика на поиск рациональных путей решения проблемы свидетельствует о вариативности мышления.

Объект исследования – урок математики в начальной школе.

Предмет исследования – особенности организации устного счета на уроках математики.

Цель исследования: выявить особенности организации и проведения устного счета для повышения эффективности вычислительного навыка.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    1. выяснить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе;
    2. выделить особенности проведения урока математики;
    3. отобрать и систематизировать учебно-познавательные задачи для устных вычислений.

 

Глава 1. Урок математики в начальных классах

1.1 Урок математики в начальных классах

Урок является основным звеном процесса обучения, где реализуются принципы и методы обучения, разрабатываемые методикой. Здесь учащиеся усваивают новые знания и приобретают навыки практического их применения.

Урок математики в начальных классах имеет свои особенности. Они вытекают из особенностей и принципов построения начального курса математики:

1. В начальном курсе  математики одновременное изучение  на уроках арифметического, алгебраического  и геометрического материалов  влияет на построение урока  и требует оптимального выбора  и сочетания различных методов  обучения.

2. Одновременное изучение  вопросов теоретического и практического  характера требует от учителя  рационального сочетания усвоения  знаний с формированием умений  и навыков.

3. Изучение многих вопросов, во взаимосвязи и развитии, требуют  от учителя формирования математических  способностей, которых пока еще  у учащихся нет или же недостаточно  развиты.

4. Отсутствие у учащихся  навыков учебного труда требует  от учителя умелого сочетания  изучения математического материала  с воспитанием у них необходимых  общеучебных умений и навыков. [1]

В педагогической литературе общие требования к уроку условно подразделяют на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. Эти требования конкретизируются исходя из целей изучаемой темы.

В педагогической теории и практике к уроку математики, как к технологическому процессу, предъявляют, в частности, такие требования:

1) отчетливая целенаправленность  урока;

2) достаточное организационное  и материальное обеспечение урока;

3) оптимальный психологический  режим урока;

4) оптимальный темп и  ритм работы на уроке;

5) систематическая последовательность  и преемственность учебных операций;

6) завершенность операций;

7) экономия времени на  уроке;

8) непрерывный контроль  и самоконтроль;

9) восстановление делового  равновесия при его нарушении;

10) закрепление и усовершенствование  знаний и умений;

11) непрерывное совершенствование  учебного процесса (обобщающее требование). [12]

1.2. Типы уроков математики

В педагогической литературе и практике, в зависимости от основной дидактической цели урока, выделяют следующие типы уроков: урок изучения нового материала; урок закрепления знаний, умений и навыков; урок контроля и учета знаний, умений, навыков. При наличии на уроке нескольких равноправных дидактических целей урок называют комбинированным.

Комбинированный урок состоит из следующих элементов:

1) закрепление и проверка  знаний ранее изученного материала;

2) изучение нового материала;

3) закрепление этого материала;

4) задание на дом и  подведение итога урока.

При отсутствии первого элемента в начале урока, структура этого урока может быть такой:

1) изучение нового материала;

2) закрепление изученного на данном уроке и ранее пройденного;

3) задание на дом и  подведение итога урока;

4) подготовительная работа  к изучению следующей темы.

На таких уроках время примерно одинаково распределяется на повторение ранее изученного, объяснение новой темы и ее закрепление.

 

Урок изучения нового материала. В начальных классах уроков, целиком посвященных изучению нового материала, нет. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке. Уроками изучения нового материала условно называют уроки, где большая часть времени отводится на изучение новой темы как основной дидактической цели. Такие уроки состоят из следующих элементов: 1) повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых математических знаний; 2) изучение нового материала; 3) первичное закрепление изучаемого материала; 4) задание на дом и подведение итога урока. Первый элемент данной структуры в педагогической литературе называют актуализацией знаний.

Урок закрепления знаний, умений и навыков состоит из следующих элементов: 1) воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения заданий; 2) самостоятельное выполнение учащимися различных упражнений; 3) проверка выполнения работы и подведение итогов; 4) задание на дом.

На уроках данного типа основное место отводится выполнению учащимися тренировочных упражнений в ходе самостоятельной работы. Роль учителя заключается в руководстве этой работой и организации контроля. [8]

В целях развития знаний, умений и навыков на таких уроках могут быть включены какие-то элементы нового, но при этом основной дидактической целью урока должна оставаться закрепление ранее пройденного материала. В начале учебного года или четверти урока проводятся с целью повторения основных понятий, правил и т.п., изученных в предыдущем классе или четверти. Таких уроков может быть несколько. Аналогичное требование и к урокам итогового повторения в конце учебного года. Уроки закрепления, проводимые после изучения определенной темы, носят обобщающий характер. [11]

Контрольные или учетные уроки - уроки, на которых основное место отводится письменной или устной проверке усвоения изученного материала. Проверка может быть организована в виде самостоятельных письменных работ от 15 до 30 мин и более. Такие уроки помогают учителю определить уровень усвоения, пробелы в знаниях и осуществить необходимую коррекцию. Проверка знаний, умений и навыков в конце изучения темы или курса помогает определить уровень овладения системой знаний и соответствующими умениями, навыками.

1.3. Различные подходы к построению урока математики

В курсе дидактики есть свои требования к современному уроку, с типами уроков и их структурой. В методике начального обучения математике всё обстоит значительно сложнее, особенно со структурой урока. Это обусловлено тем, что при построении конкретного урока необходимо учитывать не только определённые этапы обучения (актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль, повторение) и специфику математического содержания, но и основную цель урока, его логику и те методические приёмы, которые способствуют её достижению.

В связи с этим, характеризуя урок с методической точки зрения, необходимо иметь в виду не только его внешнюю, но и внутреннюю структуру. Внешняя структура – этапы урока, на которых решаются те или иные дидактические задачи. С точки зрения внутренней структуры каждый урок – это определённая система заданий, в процессе выполнения которых ученик овладевает знаниями, умениями и навыками. [9]

Учебные задания выстраиваются на уроке обычно в такой последовательности:

1) задания на подражание;

2) тренировочные задания, требующие  самостоятельного применения знаний;

3) тренировочные задания, требующие  применения ранее приобретённых  знаний, умений и навыков;

4) частично-поисковые и творческие  задания. [8]

Направленность курса математики на развитие ребёнка вносит существенные изменения во внутреннюю структуру урока. Например, на уроке изучения нового, детям предлагают частично-поисковые или творческие задания, которые выполняют мотивационную функцию.

Этап закрепления не ограничивается рамками одного урока. Усвоение нового материала происходит на протяжении изучения всей темы.

Повторение ранее изученного материала тесно связано с усвоением нового содержания и носит обучающий, а не контролирующий характер.

Процесс усвоения математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Каждое задание, предназначенное для закрепления, активизирует мыслительную деятельность школьников, реализуя тем самым развивающие функции урока. [1]

В развивающем курсе математики урок сориентирован на внутреннюю структуру. Её основные компоненты: учебные задачи и те учебные задания, которые способствуют их решению. Они носят частично-поисковый характер и выполняют обучающую и развивающую функции.

 Структура урока во  время его проведения может  незначительно изменяться в зависимости  от подготовленности класса, от  уровня организации деятельности  учащихся и других причин. В  любых случаях учитель должен  стремиться выполнить основную  задачу - учащиеся должны усвоить  новое знание на данном уроке.

Информация о работе Устный счет на уроках математики в начальных классах