Устный счет на уроках математики в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Устный счет является неотъемлемым этапом урока математики. Именно на этом этапе решается главная задача урока математики: формировать у учащихся навык выполнения арифметических действия и решение задач с их помощью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. Урок математики в начальных классах…………………………..…5
Урок математики в начальных классах……………………..……..5
Типы уроков математики…………………………………………...6
Различные подходы к построению урока математики…………....8
ГЛАВА 2. Методика организации и проведения устного счета …………….11
Место устного счета в структуре урока математики …………………..11
Особенности организации устного счета на уроках математики………………………………………………….……………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota_chernishova.docx

— 54.34 Кб (Скачать файл)

2.2. Особенности организации устного счета на уроках математики

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1) Нахождение значений  математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется  найти его  значение.  Эти  упражнения  имеют  много  вариантов.  Можно  предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной),  при этом  буквам  придают  числовые  значения  и   находят   числовое   значение полученного выражения, например:

- найдите разность чисел 100 и 9.

- найдите значение выражения  С - К , если С = 100, К = 9.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

- из 100 - 9; 100 минус 9

- уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность

- найти разность чисел 100 и 9

- уменьшить 100 на 9 и т.д.

Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

Выражения  могут  включать  одно  и  более  действий.  Выражения  с несколькими действиями могут включать  действия  одной  ступени  или  разных ступеней, например:

- 47+24-56

- 72:12·9

- 400-7·4 и др.

Могут быть со скобками или без скобок: (90 - 42) : 3, 90 - 42 : 3. Как  и  выражения в одно действие, выражения  в  несколько  действий  имеют  разную  словесную формулировку, например:

- из 90 вычесть частное  чисел 42 и 3

- уменьшаемое 90, а вычитаемое  выражено частным чисел 42 и 3.

Выражения могут быть заданы в разной области чисел:  с  однозначными числами (7 - 4), с двузначными (70 - 40, 72 - 48), с трехзначными  (700 - 400,  720 - 480) и т.д., с натуральными числами и величинами (200 - 15, 2м - 15см).  Однако, как правило, приёмы устных  вычислений  должны  сводиться  к  действиям  над числами в пределах 100. Так, случай  вычитания  четырехзначных  чисел  7200 - 4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72 сотни – 48 сотен) и значит  его можно предлагать для устных вычислений. [4]

Выражения можно давать и в форме таблицы:

|Уменьшаемое      |12        |14        |15        |17      |28       |

|Вычитаемое         |10        |10        |10        |10      |10       |

|Разность               |            |           |            |          |           |

Основное значение упражнений на нахождение значений выражений  –  выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют  усвоению вопросов теории арифметических действий.

2) Сравнение математических  выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два  выражения,  а  надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое  из  них  больше или меньше.

6+4*4+6                 20+7*20+5

20·8*18·10                    8·9*8·10

Вместо “ * ” поставить знак <, >, =.

Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения  и  одно  из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению  теоретических знаний об  арифметических  действиях,  их  свойствах,  о  равенствах,  о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные

(15·х-9=51).

Уравнение можно предлагать в разных формах:

- решение уравнения 24:х=3

- из какого числа надо  вычесть 18, чтобы получить 40?

- найдите неизвестное  число: 73-х=73-18

- я задумал число, умножила его на 5 и получил 85. Какое число я задумала?

Назначение таких упражнений – выработать  умение  решать  уравнение, помочь  учащимся   усвоить   связи   между   компонентами   и   результатами арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи. Эти упражнения включаются с целью выработки  умений  решать  задачи, они  помогают  усвоению  теоретических  знаний  и  выработке  вычислительных навыков. [6]

Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей,  активизирует их мыслительную деятельность.

Формы восприятия устного счета:

1. Беглый слуховой (читается  учителем, учеником, записано на  магнитофоне)  – при восприятии  задания  на  слух  большая  нагрузка  приходится  на  память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения  очень  полезны: они развивают слуховую  память.

2. Зрительный (таблицы, плакаты, записи  на  доске,  счеты,  диапозитивы)  – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа).  Иногда  без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо  выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух  наименований,  заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3. Комбинированный.

А так же:

- обратная связь (показ  ответов с помощью карточек).

- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)

- упражнения в форме  игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).

Чтобы  навыки  устных   вычислений   постоянно   совершенствовались, необходимо  установить  правильное  соотношение  в   применении   устных   и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно  только  тогда, когда устно вычислять трудно.

Упражнения в устных вычислениях  должны  пронизывать  весь  урок.  Их можно  соединять  с  проверкой  домашних  заданий,  закреплением  изученного материала, предлагать при опросе.  Особенно  хорошо,  если  наряду  с  этим, специально отводить 5-7 минут на  уроке  для  устного  счёта.  Материал  для этого  можно  подобрать  из  учебника  или  специальных  сборников.   Устные упражнения должны соответствовать теме и  цели  урока  и  помогать  усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного  материала.  В  зависимости от этого учитель определяет  место  устного  счета  на  уроке.  Если  устные упражнения   предназначаются   для   повторения   материала,    формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала,  то  лучше  их провести  в  начале  урока  до  изучения  нового  материала.   Если   устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо  провести устный счет после изучения нового материала.  Не  следует  проводить  его  в конце урока, так как дети уже  утомлены,  а  устный  счет  требует  большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким,  чтобы их выполнение не переутомляло  детей  и  не  превышало  отведенного  на  это времени урока.

При  подборе   упражнений   для   урока   следует   учитывать,   что  подготовительные  упражнения  и  первые  упражнения  для  закрепления,   как правило,  должны  формироваться  проще  и   прямолинейнее.   Здесь   ненужно стремиться к особенному  разнообразию  в  формулировках  и  приёмах  работы.

Упражнения для отработки знаний и навыков  и особенно для  применения  их  в различных  условиях,  наоборот  должны   быть   однообразнее.   Формулировки заданий, по возможности должны  быть  рассчитаны  на  то,  чтобы  они  легко воспринимались на слух. Для этого они должны  быть  чёткими  и  лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать  различного  толкования.  В случаях, когда задания всё - таки трудны  для  усвоения  на  слух,  необходимо прибегать к записям или рисункам на доске. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Устный счет зримо и незримо присутствует везде, целенаправленно развивая познавательные способности, как сенсорные, связанные с восприятием предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные (пространственное воображение, память, логическое и алгоритмическое мышление, восприятие, внимание), позволяющие обеспечить эффективное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами, формирование умений самостоятельно использовать полученные знания для усвоения новой информации. Система устных вычислений должна ориентироваться на усиление развивающей функции обучения, на развитие навыка контроля и самоконтроля в процессе целенаправленно организованного поиска математических знаний.

В процессе исследования были решены следующие задачи:

    1. выяснили степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе;
    2. выделили особенности проведения урока математики;
    3. отобрали и систематизировали учебно-познавательные задачи для устных вычислений.

Были сформулированы следующие выводы:

  1. Устный счет может проводиться на уроке в разной форме:
  • беглый слуховой счет, который можно сопровождать показом карточек-ответов детьми;
  • зрительный счет, запись в тетради примеров с ответами;
  • комбинированная форма счета, то есть устные вычисления с последующей записью результатов вычислений;
  • устное решение задач.
  1. Устные вычисления имеют большое значение для овладения навыками письменных вычислений.
  1. При выборе приемов устных вычислений необходимо опираться на сознательность выбора, а не механическое их применение.
  2. К числу основных приемов устного счета относятся приемы сложения, вычитания, умножения и деления, основанные на представлении числа в виде разрядных единиц и произведении действий, начиная с единиц высшего разряда, а также прием округления компонентов действий.
  3. Контроль за рациональными приемами вычислений, постепенное ознакомление детей с разнообразными упрощениями основных приемов арифметических действий - одно из главных условий правильности обучения устному счету.
  4. Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Для того чтобы избежать однообразного повторения одних и тех же упражнений, которые порождают скуку на уроках и притупляют интерес к предмету, необходимо прибегать к различным приемам, соответствующим развитию быстроты вычислений, а также проводить надлежащий подбор упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение 1984-335с.

2. Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. //Н.ш. 1985г. №5

3. Бурлакова Устный счёт на уроках математики. //Н.ш. 1969 №10

4. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1класса. М.: ”Просвещение” 1989г.

5. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1

6. Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш. 1990 №6 с.44-46

7. Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.1999г. с.11-14

8. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие. М.: “Академия”, 1998г. – 288с.

9. Кравченко В.С. Устные упражнения по математике в 1-3 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1979г.

10. Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.ш. 1998 №2 с.34-38

11. Моро М.И., Пышкало А.М. методика обучению математики в 1-3 классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 1975г.

12. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах. М.: Столетие, 1995г.

 

 

 


Информация о работе Устный счет на уроках математики в начальных классах