Социально-психологические характеристики толпы и способы влияния на нее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:24, реферат

Описание работы

Стороны конфликта ― это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Подходы к классификации конфликтов могут быть различными. Так, социологи обращают внимание, прежде всего на макро - или микро-уровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический и политический. Юристы различают внутри - и внесистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе семейно-бытовые, культурные и социально-трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики [3, С. 179].

Содержание работы

1.Коммуникативные конфликты и способы их разрешения……………………2
1.1. Сущность и структура конфликта…………………………………………...2
1.2. Роль коммуникации в разрешении конфликта………………………………..3
2. Коммуникативная компетентность личности…………………………………10
3.Социально-психологические характеристики толпы и способы влияния на нее……………………………………………………………………………………13
3.1. Понятие толпы………………………………………………………………….13
3.2. Классификация толпы…………………………………………………………14
3.3. Психологические свойства толпы…………………………………………….16
3.4.Лидер в толпе и механизмы управления толпой……………………………..21
Библиографический список……………………………………………………..…25

Файлы: 1 файл

отк.docx

— 47.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Коммуникативные конфликты и способы их разрешения……………………2

1.1. Сущность и структура конфликта…………………………………………...2

1.2. Роль коммуникации в разрешении конфликта………………………………..3

2. Коммуникативная компетентность личности…………………………………10

3.Социально-психологические характеристики толпы и способы влияния на нее……………………………………………………………………………………13

3.1. Понятие толпы………………………………………………………………….13

3.2. Классификация толпы…………………………………………………………14

3.3. Психологические свойства толпы…………………………………………….16

3.4.Лидер в толпе и механизмы управления толпой……………………………..21

Библиографический список……………………………………………………..…25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Коммуникативные конфликты и способы их разрешения

 1.1Сущность и структура конфликта

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Стороны конфликта ― это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Подходы к классификации конфликтов могут быть различными. Так, социологи обращают внимание, прежде всего на макро - или микро-уровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический и политический. Юристы различают внутри - и внесистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе семейно-бытовые, культурные и социально-трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики [3, С. 179].

Необходимо более отчетливо представлять как основные элементы конфликтов, так и многообразие способов их проявления, развертывания и регулирования, источники и непосредственные причины происхождения конфликтных ситуаций, интересы и мотивы противостоящих сторон, движущие силы противоборства, функции конфликтов, их роль в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы (коллектива) и общества в целом.

Как признают многие известные ученые прошлого и настоящего, конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Они порождаются объективными противоречиями, которые пронизывают социально-экономическую,политическую, духовную сферы жизнедеятельности общества. В истории социальной мысли анализ конфликтов, причин их появления и развития, роли в социальной жизни, форм и разнообразия проявления, возможности разрешения связан с идеями известных классических европейских ученых Г. Ф.В. Гегеля, К. Маркса, Г. Спенсера, М. Вебера, Г. Зиммеля и некоторых других. Более современные авторы, известные американские социологи Т. Парсонс, Дж. Ландберг, К. Левин также в своем творчестве отдали дань данной проблематике. В целом, этих авторов и их последователей объединяет общая позиция в отношении анализа социального феномена конфликта. Он рассматривается как явление, несущее в основном разрушительные, негативные и дисфункциональные последствия для функционирования и развития любой социальной системы.

1.2.Роль коммуникации в разрешении конфликта

 Коммуникация  в межличностном конфликтном  взаимодействии протекает по  иным, отличным для обычного общения, правилам. Практика свидетельствует, что конфликтное взаимодействие  требует от оппонентов специальных  знаний и навыков. Как представляется, важно не только уметь не  вступать в конфликты, но и  обладать опытом эффективно завершать  их с минимальными затратами  времени, ресурсов, конструктивно разрешая  те проблемы, которые выступили  причиной их возникновения.

 Усложнение  межличностных связей в современный  период остается объективной  тенденцией. Сложность и многоплановость  межличностного общения обусловлены  той важной ролью, которая отводится  ему в обществе ― главная  движущая сила, катализатор деловой  активности в любом коллективе. Очевидно, что межличностные отношения  не всегда формируются на конструктивной  основе. Во многих случаях они  генерируют столкновения противоположно  направленных целей, мнений и  позиций субъектов взаимодействия, ситуации открытого или скрытого  противоборства двух или нескольких  сторон (конфликтные ситуации).

Для подавляющего большинства людей конфликты тягостны и признаются негативным явлением, которого надо всемерно избегать. Конфликт в коллективе, в семье или в кругу друзей рассматривается как симптом неблагополучия, социального «нездоровья». Вместе с тем существует и противоположная точка зрения, согласно которой социальные конфликты, выступая объективной стороной взаимодействия, выполняют позитивные функции.

 Коммуникация  ― это совместная деятельность, в ходе которой вырабатывается  общий для участников коммуникации (до определенного предела) взгляд  на вещи и действия с ними. Принято считать, что коммуникация  предполагает достижение консенсуса, согласия, однако сам спор, выяснение  позиций оппонентов, сравнение сил  ― это тоже коммуникативный  процесс, имеющий свои закономерности  и правила. Коммуникация предполагает  как наличие согласия, так и  наличие некоего разногласия. Действительно, общение или обмен информацией  приобретает смысл только в  контексте преодоления расхождений  во взглядах, а в случае полного  совпадения взглядов слова не  нужны.

 Конструктивное  разрешение конфликта возможно  лишь в процессе эффективного  общения конфликтующих сторон. Но  часто соперники, находясь в эмоционально  возбужденном состоянии, не способны  контролировать свое поведение. Им не удается четко изложить  свою позицию, услышать и понять  друг друга. В конечном итоге  конфликт заходит в тупик. Все  это является следствием нарушения  технологий эффективного общения  и рационального поведения в  конфликте.

Важно уметь своевременно определить, что предконфликтная ситуация накаляется и вероятность возникновения конфликта существенно возросла. Конфликты не разгораются внезапно, им всегда предшествует более или менее продолжительный латентный период. Правило состоит в умении контролировать свое эмоциональное состояние. Восприятие информации и смысла сообщения в непосредственном межличностном общении зависит не столько от того, что сказано, а в большей степени от того, как сказано. Кроме того, эмоциональное и рациональное реагирование на события находятся в положении оппозиции: чем более силен накал эмоций, тем в меньшей степени осознаваема ситуация. Фактически это означает развитие умения сохранять спокойствие в сложной ситуации.

 Раскрытие  и рассмотрение причин, по которым  может возникнуть коммуникативный  конфликт, позволяет также выделить  некоторые конфликтогенные факторы. К ним относятся: эмоциональное напряжение в разговоре, деструктивность стиля спора и коммуникационные техники, ведущие к возникновению конфликта (негативная оценка, игнорирование, эгоцентризм).

          Очевидно, что каждая конфликтная ситуация носит неповторимый характер и предусмотреть оптимальный путь выхода из нее не всегда возможно. Но все-таки знание рекомендаций психологов значительно упрощает эту задачу. Важную роль в разрешении конфликта играют следующие моменты:

1) адекватность  отражения конфликта;

2) открытость  общения конфликтующих сторон;

3) создание  климата доверия;

4) определение  существа конфликта.

 Для  эффективного выхода из конфликтной  ситуации необходимо сознательно  выбрать определённый стиль поведения. Выделяют следующие пять типовых  стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях:

1. Приспособление (изменений своей позиции, перестройка  поведения, сглаживание противоречий, а иногда отказ от своих  интересов).

2. Компромисс (урегулирование разногласий через  взаимные уступки).

3. Сотрудничество (совместная выработка решения, удовлетворяющего  интересы всех сторон: пусть длительная  и состоящая из нескольких  этапов, но идущая на пользу  делу).

4. Игнорирование, уклонение от конфликта (стремление  выйти из конфликтной ситуации, не устраняя ее причин).

5. Соперничество, конкуренция (открытая борьба за  свои интересы, упорное отстаивание своей позиции).

 Представим  рекомендации по целесообразному  использованию того или иного  способа разрешения конфликта  в зависимости от конкретной  ситуации (после указания каждой  стратегии поведения перечисляются  ситуации, в которых данная стратегия  целесообразна).

1. Приспособление:

 •  наиболее важной задачей является  восстановление спокойствия и  стабильности, а не разрешение  конфликта;

 •  предмет разногласия более существенен  для оппонента, чем для вас;

 •  открывается вероятность появления  более сложных проблемных ситуаций  по сравнению с той, которая  рассматривается сейчас;

 •  необходимо признать собственную  неправоту;

 •  отстаивание своей точки зрения  требует много времени и значительных  интеллектуальных усилий.

2. Компромисс:

 •  у сторон одинаково убедительные  аргументы;

 •  необходимо время для урегулирования  сложных проблем;

 •  необходимо принять срочное решение  при дефиците времени;

 •  сотрудничество и директивное  утверждение своей точки зрения  не приводят к успеху;

 •  обе стороны обладают одинаковой  властью и имеют взаимоисключающие  интересы.

3. Сотрудничество:

 •  необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к  проблеме слишком важен и не  допускает компромиссных вариантов;

 •  основной целью обсуждения является  приобретение совместного опыта  работы, получение широкой информации;

 •  необходима интеграция точек  зрения и сближение мнений  сотрудников;

 •  представляется важным усиление  личностной вовлечённости в деятельность  и групповой сплочённости.

4. Игнорирование:

 •  источник разногласий не существенен  по сравнению с более важными  задачами;

 •  необходимо время, чтобы восстановить  спокойствие и создать условия  для трезвой оценки ситуации;

 •  изучение ситуации и поиск  оптимального пути более предпочтительны, чем немедленное принятие какого-либо  решения;

 •  предмет спора не имеет отношения  к делу, уводит в сторону и  при этом является симптомом  других, более серьёзных проблем.

5. Соперничество:

 •  требуются быстрые и решительные  меры в случае непредвиденных  и опасных ситуаций;

 •  актуальное решение глобальных  проблем, связанных с эффективностью  деятельности (при уверенности в  своей правоте);

 •  во взаимодействии с людьми, предпочитающими  авторитарный стиль;

 •  исход конфликта очень важен  для вас, и вы делаете большую  ставку на решение возникшей  проблемы в свою пользу.

При определении причины конфликта нужно как можно точнее уяснить, что в действиях оппонента кажется вам неприемлемым и какие ваши действия неприемлемы для него; следует попытаться в спокойной обстановке понять причины конфликта.

 Одним  из условий обратной связи  является умение слушать своего  собеседника, предоставляя ему возможность  высказаться полностью. Это –  золотое правило слушания. Особое  место в содержании технологий  эффективного общения в конфликте  занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с  существенным противоречием в  самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно  нуждаются в том, чтобы правильно  понять друг друга. А с другой  стороны, такому взаимопониманию  мешает отсутствие должного доверия  между ними, их «закрытость» по  отношению друг к другу, обусловленная  осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество.

Положительный эффект дает обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса. Условно данную технологию назовем рационализацией эмоцией.

 При  разрешении возникших конфликтных  ситуаций рекомендуется придерживаться  следующих правил.

1. Создать  атмосферу сотрудничества. С момента  первой встречи конфликтующих  сторон и затем в начале  каждой последующей встречи стоит  провести несколько минут в  неофициальной беседе.

2. Стремиться  к ясности общения. Подготовить  к переговорам необходимую информацию. С самого начала договориться  о терминологии, чтобы исключить  разное понимание одних и тех  же слов.

3. Признать  наличие конфликта. Как ни странно, это труднее всего.

4. Договориться  о процедуре. Если конфликт признан  и очевидно, что он быстро не  решается, то лучше вместо продолжения  бесплодных споров договориться, где, когда и как начнётся совместная  работа по его преодолению, заранее  оговорить, кто будет принимать  участие в обсуждении.

Информация о работе Социально-психологические характеристики толпы и способы влияния на нее