Социально-психологические характеристики толпы и способы влияния на нее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 13:24, реферат

Описание работы

Стороны конфликта ― это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Подходы к классификации конфликтов могут быть различными. Так, социологи обращают внимание, прежде всего на макро - или микро-уровень конфликтов, на такие их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический и политический. Юристы различают внутри - и внесистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе семейно-бытовые, культурные и социально-трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики [3, С. 179].

Содержание работы

1.Коммуникативные конфликты и способы их разрешения……………………2
1.1. Сущность и структура конфликта…………………………………………...2
1.2. Роль коммуникации в разрешении конфликта………………………………..3
2. Коммуникативная компетентность личности…………………………………10
3.Социально-психологические характеристики толпы и способы влияния на нее……………………………………………………………………………………13
3.1. Понятие толпы………………………………………………………………….13
3.2. Классификация толпы…………………………………………………………14
3.3. Психологические свойства толпы…………………………………………….16
3.4.Лидер в толпе и механизмы управления толпой……………………………..21
Библиографический список……………………………………………………..…25

Файлы: 1 файл

отк.docx

— 47.91 Кб (Скачать файл)

5. Сформулировать  проблему конфликта. Главная задача  заключается в том, чтобы определить  конфликт в терминах той обоюдной  проблемы, которая подлежит урегулированию. Уже на этой стадии нужно  подходить к ней как к «нашей»  проблеме ― это сразу определит  дух сотрудничества. Обе стороны  должны высказаться о ситуации. В чем они видят конфликт, какие  чувства это у них вызывает, и в особенности ― «как каждая  оценивает свой вклад в конфликтную ситуацию. Не менее важно выяснить также и то, что каждая из сторон не видит и не признает». Насколько это возможно, постарайтесь отстраниться от скрытых интересов и личных амбиций, способных усложнить разрешение конфликта. С этой целью необходимо сосредоточиться на конкретных действиях, потребностях оппонента и спорных предметах, стремясь не переходить на личности. Вряд ли стоит обсуждать побуждения людей или вскрывать в их поведении личные мотивы.

 Следует  отметить, что важнейшим условием  эффективного и бесконфликтного  общения является ориентация  на взаимодействие с людьми. Проявление  искреннего интереса, забота уже  сами по себе способны выступать  средством предупреждения конфликтных  ситуаций. Главные секреты конструктивного  разрешения конфликтов заключаются  в развитом умении поддерживать  позитивный настрой, управлять своим  эмоциональным состоянием и поведением.

 Для  эффективного разрешения конфликтной  ситуации необходимо знать не  только правила поведения в  конфликте, но, может быть, самое  главное ― обладать определенным  средствами воздействия. Владение  техникой общения помогает организовать  правильное поведение в ситуации  конфликта.

Таким образом,  конструктивное разрешение конфликта возможно лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Коммуникативная компетентность личности

Под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Она определяет уровень владения человека общением как многоуровневым процессом.

В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают эффективное протекание процесса общения. Коммуникативные знания представляют собой обобщенный опыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях. Коммуникативные умения — это комплекс действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих ей творчески использовать коммуникативные знания. Коммуникативные навыки можно рассматривать как автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций.

В основе коммуникативной компетентности лежит не просто владение языком и другими кодами общения, а особенности личности индивида в целом, в единстве его чувств, мыслей и действий, которые развертываются в конкретном социальном контексте.

К основным источникам приобретения человеком коммуникативной компетентности можно отнести жизненный опыт, искусство, общую эрудицию и специальные научные методы. Все эти источники имеют для каждого из нас различную субъективную значимость.

Совершенствование коммуникативного опыта индивида должно фокусироваться на осознании своего поведения в различных ситуациях и оптимальном использовании существующих личностных ресурсов. Оптимизируя свой опыт, индивид не должен сосредоточиваться на присущих ему недостатках. Следует, наоборот, сконцентрироваться на достоинствах, представляющих ту единую реальную силу, которая помогает разрешать жизненные проблемы.

Процесс совершенствования коммуникативной компетентности неправомерно отрывать от общего развития личности. Средства регуляции коммуникативных актов — неотъемлемая часть человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам, что и освоение, и приумножение культурного наследия в целом.

По форме и содержанию коммуникативная компетентность личности непосредственно соотносится с особенностями выполняемых им социальных ролей. Человек сосредоточивает внимание не на всей совокупной культуре общества, а только на полезной ему в повседневной и профессиональной практике.

Для людей с высокой коммуникативной компетентностью характерны следующие признаки:

  • быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;
  • стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;
  • установка в контакте не только на дело, но и на партнера; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и возможностей;
  • уверенность в себе, раскованность, адекватная включенность в ситуацию;
  • владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;
  • большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;
  • умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;
  • высокий статус и популярность в том или ином коллективе;

 

  • умение организовать дружную совместную работу, добиваться высокого результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;
  • способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться стабильности состава.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

  • стереотипы: упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
  • предвзятые представления: склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»); мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же правомочно, как и наше собственное;
  • плохие отношения между людьми, поскольку если отношение одного враждебно, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;
  • отсутствие внимания и интереса собеседника; а интерес возникает, когда человек осознает значимость информации для себя, возможность с ее помощью получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
  • пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы при отсутствии достаточного числа фактов;
  • ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;
  • неверный выбор стратегии и тактики общения.

 

 

 

 

 

 

3.Социально-психологические характеристики толпы и способы влияния на нее

3.1. Понятие толпы

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:

- публика, под которой понимается большая  группа людей, возникающая на  основе общих интересов, часто  без какой-либо организации, но  обязательно при ситуации, которая  затрагивает общие интересы и  допускает рациональное обсуждение;

- контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

- совокупность  индивидов, составляющих многочисленную  аморфную группу и не имеющих  в своем большинстве прямых  контактов между собой, но связанных  каким-либо общим более или  менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

3.2.Классификация толпы

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы.

Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица.

Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером.

Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. Можно сказать, что он подчас не делает разницы между толпой организованной и неорганизованной. Хотя согласиться с таким подходом трудно. Если какая-то общность людей организована, следовательно, в ней имеются структуры управления и подчинения. Это уже не толпа, а формирование. Даже отделение солдат, пока в нем есть командир, уже не толпа.

 Если  за основу классификации толпы  взять характер поведения в  ней людей, то можно выделить  несколько ее типов и подтипов.

Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.).

Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Готова лишь временно следовать достаточно диффузным нормам поведения.

Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).

Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

1. Агрессивная  толпа. Объединена слепой ненавистью  к конкретному объекту (какому-либо  религиозному или политическому  движению, структуре). Обычно сопровождается  избиениями, погромами, поджогами и т.п.

2. Паническая  толпа. Стихийно спасающаяся от  реального или воображаемого источника опасности.

3. Стяжательская  толпа. Вступает в неупорядоченный  непосредственный конфликт за  обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими  жизненные интересы граждан или  покушающимися на них (взятие  штурмом мест в отходящем транспорте, ажиотажный расхват продуктов  в предприятиях торговли, разгром  продовольственных складов, осаждение  финансовых (например, банковских) учреждений, в небольших количествах проявляется  в местах крупных катастроф  со значительными человеческими жертвами и т.п.).

  1. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Своевременное внесение в нее организующего начала способно возвысить стихийное массовое выступление до сознательного акта политической борьбы

Г. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности:

- разнородная;

- анонимная (уличная, например);

- персонифицированная (парламентское  собрание);

- однородная:

- секты;

- касты;

- классы.

3.3.Психологические свойства толпы

Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:

- когнитивной;

- эмоционально-волевой;

- темпераментальной;

- моральной.

 В когнитивной сфере толпа  высказывает разнообразные странности  своей психологии.

Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов — частице толпы — утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.

Информация о работе Социально-психологические характеристики толпы и способы влияния на нее