Оценка эффективности направлений повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:59, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – оценить конкурентоспособность розничного торгового предприятия и разработать систему мероприятий по ее повышению с учетом выявленных тенденций развития как самого предприятия, так и внешней конкурентной среды.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия и товара, а также возможных путей ее повышения;
проанализировать работу существующей фирмы с учетом характеристик макро- и микросреды;
провести анализ конкурентоспособности предприятия с выделением его конкурентных преимуществ и резервов роста;

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Сущность конкурентоспособности розничного торгового
предприятия и ее роль в рыночной экономике
Методика оценки конкурентоспособности
розничного торгового предприятия
Стратегии повышения конкурентоспособности
розничного торгового предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МИРАЖ»
2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ рынка потребления мебельных товаров в динамике
и тенденции его развития
2.3. Экспертная оценка конкурентоспособности
розничного торгового предприятия
2.4. Оценка конкурентоспособности предприятия
по результатам маркетингового исследования потребителей
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МИРАЖ»
3.1. Направления повышения конкурентоспособности
розничного торгового предприятия
3.2. Оценка эффективности направлений
повышения конкурентоспособности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМКА-СТРАДАЛЕЦ.docx

— 447.92 Кб (Скачать файл)

     Для  исследования факторов внешней среды предприятия, конъюнктуры рынка необходимо провести анализ конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 8- Исследование  факторов внешней среды предприятия

 

Предприятия

Ассортимент

Отклон

Торговая   площадь

М2

Отклон

Т\оборот

Т.руб.

Отклон

Доля в тов. обороте

Мяг.

Меб.

Корп. Меб.

Отклон

ООО «МИРАЖ»

24 наимен.

-12

150

-118

4717

-1881

69,3

30,7

15,1

16,1

Квант

36 наимен.

+12

268

+118

6598

+1881

54,2

46,8

-15,1

-16,1


 

     Как видно из таблицы 8 в городе имеются два предприятия, занимающиеся аналогичным видом бизнеса. Причем следует заметить, что у конкурентного предприятия торговая площадь значительно больше (на 118 м2), товарооборот также превышает  товарооборот анализируемого предприятия (1881тысячу рублей). Если провести анализ по доли определенного вида продукции в товарообороте  каждой фирмы, то можно сделать вывод, что у конкурентов процентное соотношение мягкой и корпусной мебели примерно одинаковое (54,2 % - мягкая мебель; 46,8 % - корпусная мебель), а на анализируемом предприятии значительно отличается (69,3 % - мягкая мебель;  30,7 % - корпусная мебель). Но, несмотря на такие существенные различия,  покупательский спрос  склоняется в сторону анализируемого предприятия. Здесь играет свою роль и место расположения магазина (в центре города, рядом с рынком), и личные  симпатии к собственникам  магазина, и уровень сервисного и гарантийного обслуживания, а также  процент брака. И  процедура замены бракованных изделий.

     На предприятии ведется бухгалтерский  учет и отчетность в соответствии  с законодательством РФ. Отчетность  представляет собой систему показателей, отражающей результаты хозяйственной  деятельности организации за  отчетный период.

     Данные отчетности используются  внешними пользователями для  оценки эффективности деятельности  организации, а также для экономического  анализа в самой организации. Бухгалтерская отчетность представляет  собой  единую систему данных  об имущественном и финансовом  положении организации и результатах  ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным  бухгалтерского  учета.

В настоящее время организации представляют  в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.  Промежуточная   бухгалтерская отчетность  включает:  ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

 В соответствии  с Законом «О бухгалтерском  учете»  и ПБУ  годовая  бухгалтерская  отчетность организаций за исключением  отчетности бюджетных организаций, состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним предусмотренных  нормативными актами;  аудиторское  заключение, подтверждающее достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с  федеральными законами подлежит  обязательному аудиту; пояснительной  записки.

  Учетная  политика организации  формируется  главным бухгалтером на основе  Положения по бухгалтерскому  учету «Учетная политика организации»  и утверждается  руководителем  организации. При этом утверждаются:

  • рабочий  план счетов бухгалтерского учета, содержащий аналитические и синтетические  счета, которые необходимы организации для ведения бухгалтерского учета;
  • формы первичных документов,  применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для  внутренней бухгалтерской отчетности.
  • порядок   проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля над хозяйственными операциями;
  • другие решения, которые  необходимы для организации бухгалтерского учета.

Компьютерная техника на предприятии не используется.

     Территориальные границы исследуемого  предприятия  охарактеризовать достаточно  сложно, так  в городе имеется  магазин, оказывающий подобные услуги. Кроме того, в областном центре   имеется целая сеть  родственных  магазинов. Но в связи с тем, что цены на   подобный товар  в данном магазине, хоть и незначительно, но ниже, чем у конкурентов, можно  предположить, что услугами данного  магазина  пользуются покупатели, как города Галича, так и близлежащих  районов.  Но следует заметить,  что мебель относится к товарам  длительного пользования, и в  отличие от товаров повседневного  спроса, за мебелью каждый день  в магазин не ходят.  Что  касается качества товара, предоставляемого  в данном магазине, то опросы  жителей города показали, что  данный магазин имеет меньше  всего жалоб  от населения, количество  брака минимальное. Причем брак  беспрекословно заменяется  на качественный товар.

     Поставщиками товара  в ООО «МИРАЖ»  являются такие товаропроизводители, как мебельная фабрика  г. Шатура, мебельная фабрика г. Владимир, мебельная фабрика г. Иваново,  корпусная мебель  г. Галич, то есть непосредственно производители товаров. Конкурентная фирма  приобретает товар на оптовых  базах и  мебельной фабрике г. Москвы «Столпит», кроме того, в продаже имеется  импортная мебель, которая  конечно же на порядок выше по цене, и по карману не многим.  В связи с тем, что товары приобретаются непосредственно  у производителей товара и оптовые цены значительно ниже, чем на оптовых базах, то, следовательно, даже при большей торговой наценке,  розничные цены будут значительно ниже, и, кроме того, появляется возможность бесплатной  доставки товаров покупателю. Кроме того, работа непосредственно с товаропроизводителями позволяет оценивать качество товаров, появляется возможность замены брака на качественное изделие.  В течение нескольких лет  нарабатывались связи, отслеживались цены, качество, дизайн  продукции – и именно эти категории являются определяющими по выбору поставщиков  продукции.

     Определение  потребности предприятия, в  каком либо товаре производится  методом простого наблюдения. То  есть по мере продажи, какого  либо товара, и оценкам остатков  наличия его, делается заказ на  приобретение этого товара. Эта  функция входит в обязанности  заведующей магазином.  Кроме  того, проводится маркетинговый  анализ по ассортименту продукции, если какой либо товар не  пользуется спросом, от него отказываются. И наоборот  товар повышенного  спроса  завозится в больших  количествах.

     Кроме того, покупатель может  заказать понравившийся ему товар  прямо по каталогу и ему  доставят товар прямо домой, минуя  магазин.

     К сожалению, на предприятии не  существует  заключения договоров  купли-продажи, графика завоза товаров, что, несомненно, является отрицательным  моментом в работе предприятия, так оно рискует остаться без  нужного ему товара или получить  его не в нужный и удобный  для себя срок. Имеются лишь  договора о сотрудничестве, в  которых прописаны  методы расчета  за товар.

     Завоз товара  осуществляется  непосредственно в магазин, складское  помещение  у предприятия отсутствует, что  может влиять на стабильность  работы предприятия.

     Расчет за товары предприятие  производит как безналичным, так  и наличным путем. Существует  система отсрочек.

 

2.3. Экспертная оценка конкурентоспособности  розничного торгового предприятия

 

      При изучении  процесса формирования  ассортимента товара и цен  продаж на предприятии   был  проделан анализ  ассортимента  товара и цен на аналогичный  товар  в анализируемом предприятии  и конкурента.

     Как уже говорилось выше, при  формировании ассортимента товара  решающими являются факторы  покупательского  спроса и цены товара. Анализ  покупательского спроса проводится  ежеквартально заведующей магазином  на основании  товарооборота  за квартал, удельного веса  в  общем товарообороте  каждого  вида товара. Кроме того, в магазине  имеется книга, в которой покупателей  просят оставить свои пожелания  по формированию ассортимента  товара, то есть что они хотели  бы приобрести  в данном магазине, продукции какой мебельной фабрики  они отдают предпочтение, какие  отделочные материалы они предпочитают  видеть на изделиях,  какой  цветовой гамме они отдают  предпочтения. Вся полученная информация  анализируется, и на основании  этого анализа происходит формирование  ассортимента  товара в магазине.

     Объектами исследования данной  дипломной работы является мебель, представленная в ООО «МИРАЖ». Эта мебель представлена следующими  видами: диваны, наборы мягкой мебели, офисные столы и шкафы, кухонные  гарнитуры, прихожие, компьютерные  столы. Детской мебелью магазин  не торгует.

В исследуемом магазине представлены  различные виды корпусной и мягкой мебели.  Мебель  самого широкого ассортимента, рассчитана на все слои населения, кроме того, принимаются индивидуальные заказы на  мебель.

     Структурой ассортимента товаров  называют состав товарных групп, входящих в ассортимент и количественное  соотношение между ними, выраженное  в процентах, долях. Обычно доли (удельный  вес) каждой группы рассчитывается  по товарообороту.

В магазине структура ассортимента должна быть наиболее рациональной, чтобы в полной мере удовлетворять потребности населения. С этой целью в данной дипломной работе будет интересным рассмотреть структуру ассортимента мебели на примере ООО «МИРАЖ» по следующим классификационным признакам:

  • по назначению;
  • по видам;
  • по материалу обивки (мягкая мебель);
  • по видам облицовки (корпусная мебель).

 

Таблица 9- Описание объектов исследования

 

Наименование объектов исследования

Товароведная характеристика

объектов исследования

1

2

1.Диван

 Материал  обивки: кожа натуральная, искусственный и синтетический  материал, текстиль, комбинированный  материал. Широкая цветовая гамма. Диваны обычные. Диваны угловые. Отделка из  деревянных элементов. Наборы: диван + два кресла, мягкий  уголок, мягкий уголок для кухни.

2.Наборы мягкой мебели

 Материал  обивки: кожа натуральная, искусственный и синтетический  материал, текстиль, комбинированный  материал. Широкая цветовая гамма. Диваны обычные. Диваны угловые. Отделка из  деревянных элементов.

3. Стенки

 Отделка из натурального деревянного  массива, отделка искусственным  шпоном. В каталоге  представлены  различные варианты  выбора  древесины (ясень, береза, красное дерево, дуб  и т.д.) Отделка фурнитурой различных  модификаций.  Различные варианты  комплектаций (для гостиной, для  спальни, для детской комнаты).

4.Кухонные гарнитуры

Различные варианты комплектации  (стол тумба + навесные шкафы + мойка), то же без мойки. То же + обеденный стол + 4 табурета. Отделка пластиком различных цветов или  шпоном под дерево.

5.Компьютерные столы

Отделка искусственным шпоном. Различные цвета.  Различные варианты полок, места для установки компьютера и системного блока.

6.Прихожие

Отделка искусственным шпоном. Различные цвета. Различные варианты комплектации (шкаф для одежды + шкафчик для хранения обуви + зеркало + комод) или без комода или без шкафчика для хранения обуви

7.Офисные шкафы и столы

Отделка искусственным шпоном. Различные цвета.   Различные варианты комплектации. Обычно привозится под заказ, вариант комплектации выбирается по каталогу.


 

     Как видно в ООО «МИРАЖ» в период 2011-2013 гг. преобладала корпусная мебель. Так, доля в предложении данной мебели в 2012 году составляла 65,2 %, в 2005 году наблюдалось снижение доли в предложении корпусной мебели на 10,2 %. что составило 55 %.

     Наибольшую долю в реализации  за весь анализируемый период  составляла также корпусная мебель. Так, доля в реализации данной мебели в 2011 году составляла 60,1 %, в 2012 году – 65 % а в 2013 году – 69,3%. Это можно объяснить тем, что представленная в магазине ООО «МИРАЖ» корпусная мебель в наибольшей степени соответствовала покупательскому спросу, кроме того, корпусная мебель представлена более широким ассортиментом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.  Реализация мебели по видам

 

     Доля в предложении мягкой мебели в 2011 году составляла 41,3 %, в 2012 году – 34,8 %, а в 2013 году – 45% Доля в реализации данной мебели составляла 2011 году 39,9 %, в 2004 году наблюдалось незначительное снижение доли мягкой мебели в общем объеме реализации до 35,0 %, в 2013году доля в реализации мягкой мебели сократилась до 30,7 %.

     Далее будет интересным проанализировать  структуру ассортимента мебели  по видам, согласно товарным запасам, объему поступлений и реализации  в 2011-2013 гг.

     Товарные запасы представляют  собой определенную часть товарных  ресурсов, которые находятся на  торговых предприятиях, и предназначены  для бесперебойного процесса реализации и удовлетворения спроса населения.

     Изучение товарных запасов позволяет  определить обеспечение товарами  отдельных торговых предприятий  и выявить особенности спроса  населении на отдельные виды  товаров.

     Данные объемов поступления и  реализации и реализации анализируются  в совокупности с товарными  запасами, так как представляют  собой единую систему.

     Проведем анализ состояния товарных  запасов, объемов поступления и  реализации мебели   по видам  в ООО «МИРАЖ» за 2011-2013 гг.

     Можно отметить, что на протяжении 2011-2013 гг. в ООО «МИРАЖ» наблюдалась тенденция увеличения объема товарных запасов. Наибольший объем товарных запасов мебели наблюдался на 1.01.12 года – 20 штук, что на 13штук (185,7 %) больше, чем товарные запасы 1.01.11 года, но на 1.01.13 наблюдается снижение товарных запасов. На 1.01.05  года – 14 штук, что на 6 штук (30 %) меньше, чем в предыдущем году. Это, несомненно,  говорит о том, что предприятие  более  внимательно изучает свои потребности в товаре и  поставляет  столько товара. Сколько оно может реализовать. Как видно, налицо ускорение  товарооборота в магазине.

Информация о работе Оценка эффективности направлений повышения конкурентоспособности