Оценка эффективности направлений повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 21:59, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – оценить конкурентоспособность розничного торгового предприятия и разработать систему мероприятий по ее повышению с учетом выявленных тенденций развития как самого предприятия, так и внешней конкурентной среды.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия и товара, а также возможных путей ее повышения;
проанализировать работу существующей фирмы с учетом характеристик макро- и микросреды;
провести анализ конкурентоспособности предприятия с выделением его конкурентных преимуществ и резервов роста;

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Сущность конкурентоспособности розничного торгового
предприятия и ее роль в рыночной экономике
Методика оценки конкурентоспособности
розничного торгового предприятия
Стратегии повышения конкурентоспособности
розничного торгового предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МИРАЖ»
2.1. Организационно-правовая и экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ рынка потребления мебельных товаров в динамике
и тенденции его развития
2.3. Экспертная оценка конкурентоспособности
розничного торгового предприятия
2.4. Оценка конкурентоспособности предприятия
по результатам маркетингового исследования потребителей
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МИРАЖ»
3.1. Направления повышения конкурентоспособности
розничного торгового предприятия
3.2. Оценка эффективности направлений
повышения конкурентоспособности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМКА-СТРАДАЛЕЦ.docx

— 447.92 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Оценка  эффективности направлений   

повышения конкурентоспособности.

Оценка качества и конкурентоспособности являются исходным элементом для производственно-хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. При этом систематической оценке должны подвергаться не только качество и конкурентоспособность производимой предприятием продукции, но и конкурентоспособность самого предприятия. Важность такой оценки обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых следует назвать необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, выбор предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции, привлечение средств инвестора для организации конкурентоспособного производства, составление маркетинговых программ для выхода предприятия на новые рынки сбыта, своевременного принятия решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, разработке и производстве новых и модернизированных изделий, расширении и создании производственных мощностей и другие. На первом этапе должны быть определены цели анализа и оценки конкурентоспособности продукции. Оценка конкурентоспособности продукции должна проводиться на различных стадиях жизненного цикла продукта (разработке, изготовлении, продаже и эксплуатации), соответственно цели оценки конкурентоспособности могут быть определены исходя из стадии жизненного цикла продукта. Важнейшим этапом оценки конкурентоспособности продукции является проведение маркетинговых исследований по изучению рынка, включающих изучение рыночного потенциала (емкости рынка), анализ рыночной сегментации, исследование фирменной структуры рынка и позиций конкурентов, изучение информации о покупателях. На основании маркетинговых исследований формулируются требования к изделию. Основными критериями при этом выступают: • технический уровень продукции; • стандарты, законодательных органов страны-импортера и специфические требования потребителя; • соответствие уровня качества продукции требованиям нормативно-технической документации; • затраты потребителя на приобретение продукции, оплату таможенных сборов, налоги, транспортирование, монтаж, наладку приобретенного оборудования, оплату запчастей, обслуживание и ремонт изделия, оплату материалов, топлива, энергии и т.п. Сформулированные требования к изделию являются базой для определения перечня параметров изделия, подлежащих оценке. Параметры количественно характеризуют свойства продукции. Следует отметить, что конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют интерес для конкретного потребителя, поэтому все параметры изделия, выходящие за рамки этих свойств, не должны рассматриваться при оценке конкурентоспособности, как не имеющие к ней отношения. Такое превышение параметров, с точки зрения потребителя, представляется бесполезным и даже может снизить конкурентоспособность товара, в случае, если превышение параметров, характеризующих технический уровень продукции, будет способствовать повышению цены. При определении перечня параметров изделия, подлежащих оценке, анализе нормативных параметров целесообразно руководствоваться: • действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; • национальными зарубежными и отечественными стандартами; • действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающие требования к ввозимой в страну продукции; • документацией на поставку; • каталогами, проспектами и стандартами фирм-изготовителей данной продукции; • патентной и конъюнктурно-экономической документацией; • результатами сертификации продукции. Значительная роль в оценке конкурентоспособности промышленной продукции должна отводиться анализу нормативных параметров и условий. Первым шагом на этом этапе является оценка патентной чистоты продукции, отражающая степень воплощения в изделии технических решений, не попадающих под действие патентов, введенных в стране, на рынке которой запланирован сбыт. Если в продукции имеются составные части или решения, не обладающие патентной чистотой, то дальнейший анализ конкурентоспособности целесообразно проводить только после разработки и оценки мероприятий, направленных на обеспечение такой патентной чистоты. В рамках анализа нормативных параметров и условий следует определить принципиальные возможности продаж товара на конкретном рынке, с точки зрения наличия нетарифных ограничений в торговле. В процессе анализа внешнеторговой политики стран предполагаемого сбыта товара следует установить наличие прямых запретов (эмбарго) на его импорт, ограничение импорта (квотирование), а также выявить необходимость и принципиальную возможность получения лицензий на поставку планируемого количества товара (лицензирование). Наряду с количественными ограничениями в торговле со страной предполагаемого импорта рассматриваются технические ограничения, которые также могут распространяться на анализируемую продукцию.

     Анализ ассортиментной политики ООО «МИРАЖ», проведенный  в предыдущих главах показал, что ассортимент ООО «МИРАЖ» постоянно изменяется путем включения в него новых разновидностей товаров. Обновление ассортимента своей продукции позволяет предприятию завоевывать новых клиентов, успешно конкурировать и повышать уровень качества обслуживания, это вывод позволяет сделать и рассчитанный  коэффициент полноты ассортимента, тем более он имеет тенденцию к росту, по сравнению с 2012 годом он вырос на 21,6 %.

    Устойчивым  спросом в данном магазине  пользуется лишь 25 % представленных  товаров,  спрос на остальные  товары зависит от  моды, платежеспособности  покупателей, рекламы.

  Анализ  новизны показал, что    25 % товара, представленного  в ООО «МИРАЖ» являются новыми.

      В ООО   структура ассортимента  представлена следующим образом: 57 %  - корпусной мебели, 43 %  мягкой  мебели.

    Кроме  того,  наиболее важным показателем  является  рациональность ассортимента  представленных в магазине товаров, товар представленный  в анализируемом магазине имеет рациональность 54 %. то есть  разница между потребностями покупателей и реальным ассортиментом товара  составляет 46 %.

     Качество мебели  представленной  в магазине  соответствует нормам, мебель  является конкурентоспособной.

     После анализа данных  показателей  был изучен потребительский спрос, путем  проведения опрос покупателей, изучены их пожелания по ассортименту товаров, что они хотели бы видеть в данном магазине, какие услуги бы они хотели бы  получить, устраивает ли их  ассортимент данного магазина, устраивает ли их качество товара, устраивает ли их качество обслуживания. Опрос был проведен по  бальной системе. (Высшая оценка 10  баллов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1- Опрос покупателей

 

Вопрос

Кол-во опрошенных

Баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Как вы оцените уровень сервисного  обслуживания

50

0

0

1

0

5

4

2

4

6

28

2. Как вы оцените  ассортимент  представленной мебели

50

0

3

4

1

10

6

10

8

6

0

3. Как вы оцениваете  мягкую  мебель представленную в магазине по дизайну и виду обивки

50

0

2

6

3

9

3

15

2

6

4

4. Как вы оцениваете  корпусную  мебель  представленную  в магазине по дизайну и  виду облицовки

50

1

4

5

2

4

10

14

2

6

2

5. Как вы оцениваете  новизну, степень  обновления ассортимента 

50

6

1

8

0

10

5

6

2

2

6

6. Как вы оцениваете качество  мебели, представленной в магазине

50

1

5

2

2

10

10

1

0

10

9

7. Как вы оцените мебель представленную в магазине, она является  конкурентоспособной.

50

3

5

2

8

2

6

5

2

7

0

8.  Как вы относитесь к тому, что в магазине  нет детской  мебели

50

20

10

25

5

0

0

0

0

0

0

9. Как вы относитесь к тому, что в магазине можно приобрести  мебель только представленных  модификаций. Нет возможности  спроектировать  индивидуальный дизайн.

50

5

4

2

4

10

5

2

3

5

10

10. Как вы относитесь к тому, что в магазине нет встраимовой мебели.

50

5

2

1

1

3

8

5

5

10

10


 

     Анализ проведенного опроса  может  помочь выявить наиболее слабые  места в работе данного предприятия, и, кроме того, укрепить   и без  того сильные  стороны  ООО «МИРАЖ», во время данного опроса, путем случайного выбора, было опрошено 50 человек.  Опрос проводился вне  помещения магазина.

     Уровень сервисного обслуживания  данного предприятия  28 человек (56%)   оценили 10 баллами, что, несомненно, является  хорошим показателем.

 

 


    

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1- Уровень сервисного обслуживания  в ООО «МИРАЖ»

 

     Ассортимент представленной в  данном магазине мебели, к сожалению  не получил высшей оценки покупателей. 10 балов  не поставил никто, остальные  баллы распределились примерно  одинаково от 5-10 человек.


 

 

 

    

 

 

 

 

 

Рис. 2-  Оценка ассортимента мебели, представленной в магазине

 

     К сожалению дизайн как мягкой, так и корпусной мебели не получил высшего балла при оценке его покупателями, 10 баллов поставили лишь 4 покупателя из 50 опрошенных, это говорит о том, что предприятие не изучает новые тенденции мебельной моды, работает  с постоянными поставщиками, которые не заинтересованы в смене  и обновлении своей продукции.

     При оценке степени обновления  товаров,  баллы распределились  примерно поровну.


 

 

 

 

 

 

 

 

 Рис.3- Распределение баллов, выставленных покупателями по степени обновления товаров

     При оценке качества мебели, представленной  в анализируемом  торговом предприятии  большинство покупателей выставило  оценки 5, 6 и 9 баллов (40 % опрошенных), остальные 60% распределились примерно одинаково  по баллам..


 

 

 

 

 

 

 

Рис.4-  Оценка уровня качества мебели

 

     Практически все 100 % опрошенных покупателей  отрицательно относятся к тому, что  в магазине не представлена  детская мебель. Так как  многие  желали бы обставить свою квартиру  примерно в одинаковом стиле, чтобы детские комнаты не отличались  от всех остальных комнат, поэтому  при отсутствии  детской мебели  в данном магазине покупатели  обратятся в другой. Следовательно,  магазин потерял  значительное количество покупателей, упустив этот вид товара.

     При оценке конкурентоспособности  данного магазина,  баллы, поставленные  покупателями, распределились примерно  одинаково.

     Многие покупатели, хотели бы  иметь возможность  подбирать  мебель индивидуально. Так у некоторых  квартиры являются малогабаритными, и им не подходит стандартный  набор мебели, а  для  других  наоборот  стандартные наборы  малы. В данном магазине такая  услуга отсутствует, что тоже  является слабой стороной   в деятельности ООО «МИРАЖ».

     Небольшое количество покупателей  хотели бы приобрести встроенную  мебель, но эта услуга также  не оказывается, причем в городе  ее не оказывает никто.         

 

     Итак, исходя из проведенного  анализа, предлагаются следующие  моменты для совершенствования  формирование ассортимента, качества, конкурентоспособности  мебельных  товаров в анализируемом предприятии.

 

  1. Проводить подобные или аналогичные опросы покупателей, с дальнейшим анализом и выявлением слабых сторон.
  2. Изучить  рынок мебельных товаров, расширить круг поставщиков продукции, использовать для этой цели Интернет.
  3. Принять на работу дизайнера или по мебели вместо одного продавца, для индивидуальной работы с покупателями: для выезда на дом, индивидуальных проектов мебели, для проектирования встроенной мебели. Кроме того, в обязанности дизайнера включить проведение опросов, изучение покупательского спроса,  изучение позиций конкурентов и выявление слабых мест,  как на своем предприятии, так и на предприятии конкурента. Подчинить дизайнера непосредственно директору предприятия.

     Организационная структура ООО «МИРАЖ»  будет  выглядеть следующим образом:

 





   


 

 

 

 

Рис.5-  Измененная организационная структура ООО «МИРАЖ»    

  1. Обязательно ввести в ассортимент своей продукции детскую мебель, причем желательно для разных возрастов: детские комнаты, детские кровати и диваны, детские стенки и так далее.
  2. Увеличить  цветовую гамму предлагаемой обивки мягкой мебели: добавить однотонные покрытия, покрытия ярких цветов (таких, как красный, оранжевый, фиолетовый),и наоборот пастельные тона.
  3. Чаще обновлять ассортимент мебели, так люди стали жить лучше и многие хотели бы менять  мебель в своем доме чаще, на более современную

     Все это, вместе взятое позволит  привлечь в магазин дополнительных  покупателей, возможно даже, от конкурентов, и, конечно же, увеличить товарооборот  своего предприятия, а значит  получить большую прибыль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе разработки темы дипломной работы были систематизированы и обобщены теоретические и практические аспекты анализа конкурентоспособности розничного предприятия на выбранном объекте исследования.

Оценка конкурентоспособности продукции, реализуемой в розничном торговом предприятии – магазине ООО «МИРАЖ»  в сравнении с конкурентами, выявила что средняя цена на корпусную мебель на анализируемом предприятии значительно ниже, это объясняется тем, что товар, в отличие от конкурента, предприятие приобретает у  непосредственно производителей, а не на оптовых базах. В среднем отклонение по цене достигает 15 %. Затраты покупателей на эксплуатацию мебели (подразумевается доставка мебели  покупателю, а компьютерных столов плюс сборка) на анализируемом предприятии отсутствует, тогда, как у конкурента  они   составляют на менее 1% от цены на товар.

На основании выявленных оценок конкурентоспособности розничного торгового предприятия методом экспертных оценок, а также с использованием маркетингового исследования потребителей, выявлены резервы повышения конкурентоспособности, требующие разработки и обоснования конкретных мероприятий.

Направления повышения конкурентоспособности заключаются в следующем:

1. Проводить подобные или аналогичные опросы покупателей, с дальнейшим анализом и выявлением слабых сторон.

2. Изучить  рынок мебельных товаров, расширить круг поставщиков продукции, использовать для этой цели Интернет.

3. Принять на работу дизайнера или по мебели вместо одного продавца, для индивидуальной работы с покупателями: для выезда на дом, индивидуальных проектов мебели, для проектирования встроенной мебели. Кроме того, в обязанности дизайнера включить проведение опросов, изучение покупательского спроса,  изучение позиций конкурентов и выявление слабых мест,  как на своем предприятии, так и на предприятии конкурента. Подчинить дизайнера непосредственно директору предприятия.

4. Обязательно ввести в ассортимент своей продукции детскую мебель, причем желательно для разных возрастов: детские комнаты, детские кровати и диваны, детские стенки и так далее.

5. Увеличить  цветовую гамму предлагаемой обивки мягкой мебели: добавить однотонные покрытия, покрытия ярких цветов (таких, как красный, оранжевый, фиолетовый),и наоборот пастельные тона.

Информация о работе Оценка эффективности направлений повышения конкурентоспособности