Эффективность инвестиций в ИТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 20:17, реферат

Описание работы

Важнейшим фактором повышения эффективности производства в любой отрасли является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других технических средств. Методы и средства информатики реализуются в виде информационных технологий (ИТ), называемых также новыми или современными.

Содержание работы

Введение 3 стр.
Глава 1. Информация и информационная технология 4-5 стр.
1.1. Свойства информационных технологий 6 стр.
1.2. Особенности информационной технологии в организациях 7-9 стр.
Глава 2. Экономическая оценка инвестиций в ИТ 10-13 стр.
2.1. Использование CRM-систем 14-15 стр.
2.2. Планирование ИТ 16-20 стр.
Заключение 21 стр.

Файлы: 1 файл

it-проекты (реферат).rtf

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Эффект от внедрения ИКТ должен обеспечивать как минимум улучшение основных параметров финансового состояния предприятия, рост его стоимости, повышение управляемости бизнес-процессами.

Предлагают рассмотреть основные подходы к оценке экономической эффективности затрат на ИКТ с учетом специализации IT-проектов.

В рамках начальной автоматизации применяют средства автоматизации офисной деятельности (текстовые и табличные процессоры), средства коммуникации (электронная почта и Интернет).

Локальная автоматизация представляет собой первую стадию автоматизации управления.

На данной стадии для автоматизации отдельных задач (ведение бухгалтерского, складского учета, управление проектами, организация взаимодействия с покупателями) используют программные пакеты. В силу локальной природы решаемых задач такая автоматизация управления, по сути, является «лоскутной», поскольку создаются базы данных различных подразделений, а интеграция информационных потоков отсутствует.

Автоматизация деятельности по направлениям подразумевает автоматизацию управления финансами, производством, каналами сбыта. От локальной автоматизации она отличается тем, что в данном процессе участвуют все организационные подразделения, функционирование которых взаимосвязано.

Комплексную автоматизацию осуществляют исходя из представления об управлении производством как о едином процессе. Она базируется на создании корпоративных информационных систем и способствует преодолению барьеров между различными службами управления. При выборе варианта автоматизации управления необходимо учитывать степень соответствия АСУ специфике бизнеса, отраслевые решения, функциональные возможности системы и другие факторы.

Отзывы сотрудников российских компаний по поводу использования автоматизированных систем управления в основном положительные. Некоторые жалобы вызывает недостаточно агрегированная информация, необходимая для выполнения функций топ-менеджеров. В лучшем случае система берет на себя часть работы управляющего звена низшего и среднего уровней. Задачу автоматизации работы высшего управленческого звена приходится решать путем интеграции в систему так называемых модулей бизнес-анали тики - BI (business intelligence). Современные информационные системы работают с набором бизнес-процессов, охватывающим основные функции производства: выпуск продукции, планирование и управление запасами (MRP). Развитие концепции планирования ресурсов предприятия приводит к возникновению системы управления производством - Enterprise Resource Planning (ERP); успешное внедрение ERPсистемы позволяет уменьшить объем складских запасов, сократить время выхода на рынок новых продуктов, увеличить прибыль.

В настоящее время применение методологии ERP становится все более распространенным, она предоставляет возможность оптимизировать все внутренние операции: прием заказов, планирование и управление производством, закупки, непосредственно производство, доставку. Эффективность использования ERP-систем на промышленных предприятиях обусловлена тем, что данный подход рассматривает выполнение основных производственных операций как непрерывный процесс, регулируемый набором правил и процедур1. В результате все виды деятельности, осуществляемой в рамках цепочки создания продукта, становятся автоматизированными, а информация об операциях, себестоимости и рентабельности продукции, результатах работы подразделений становится доступной в реальном режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Мельников П. П. Компьютерные технологии в экономике

2.1. Использование CRM-систем

 

Все большую популярность на предприятиях сферы обслуживания приобретают системы управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM). По оценкам экспертов, стоимость привлечения нового клиента в 5-10 раз (а стоимость возврата потерянного - в 50-100 раз) превышает стоимость удержания имеющегося.

Западные аналитики полагают, что использование CRM-систем позволяет:

􀁑 сократить цикл продаж в среднем на 10-15%;

􀁑 повысить процент выигранных сделок на 5-10%;

􀁑 повысить показатель удержания прибыльных клиентов на 5%;

􀁑 сократить время, необходимое для выполнения рутинных операций, на 25-30%;

􀁑 повысить среднюю прибыльность продаж на 15-20%;

􀁑 повысить точность прогнозирования продаж до 99%;

􀁑 повысить эффективность маркетинговых кампаний на 5-7%.

На данном этапе необходимо обращаться к консалтинговым услугам компании-исполнителя, т. к. от качества проведения указанных работ зависит дальнейший успех проекта. Фактически на данном этапе происходит процесс реинжиниринга системы управления, что может значительно улучшить качество управления. Затраты на проведение всех мероприятий на этой стадии проекта составляют в среднем $20 тыс.

Следующий этап заключается в непосредственном внедрении функционала в корпоративную систему. Последовательность работ при этом следующая: на первой стадии этапа одновременно проводится обучение проектной группы и формирование обновленной информационной инфраструктуры предприятия (прокладка сетей, закупка и установка серверов и персональных компьютеров). Далее необходимо максимально полно описать бизнес-логику осуществления тех или иных процессов. Затраты на этот этап составляют порядка $30 тыс.

После того как подготовлена инфраструктура и обучена проектная группа, можно приступать к разработке программного обеспечения. В итоге на предприятии появляются сетевая инфраструктура и основные модули управления информационными потоками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Планирование ИТ

 

Чтобы планировать IT-бюджет, нужно иметь четкое представление о статьях расходов и факторах, которые их формируют (это особенно актуально в случае консолидации бизнеса, когда необходимо управлять инфраструктурой нескольких компаний, каждая из которых имеет унаследованные серверы, программные приложения, сети связи, штат IT-службы и оборудование).

В практике зарубежных компаний в качестве оптимальной базы для обоснования целесообразности инвестиц ий в IT используют концепцию оценки совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership, ТСО) информационной системой (ИС). Мероприятия по управлению ТСО являются частью плановой работы отделов автоматизации предприятий.

Например, совокупную стоимость владения серверными кластерами определяют как сумму затрат на их приобретение, доставку и монтаж, эксплуатационных затрат и стоимости простоев в течение всего срока полезного использования.

Чтобы рассчитать значение совокупной стоимости владения информационной системой, необходимо определить архитектуру системы.

Конструктивно архитектуру ИС обычно определяют ответы на следующие вопросы:

􀁑 что делает система;

􀁑 на какие части она разделена;

􀁑 как эти части взаимодействуют;

􀁑 где эти части размещены? Таким образом, архитектура информационной системы является логическим построением, или моделью, и влияет на совокупную стоимость владения через набор обусловленных данной архитектурой решений по выбору средств реализации проекта: системы управления базами данных (СУБД), операционной платформы, телекоммуникационных средств и др., - т.е. через то, что мы называем инфраструктурой ИС.

Очевидно, что основным критерием выбора архитектуры и инфраструктуры ИС является минимизация совокупной стоимости владения системой. По крайней мере такой критерий кажется естественным для коммерческих организаций, эффективность деятельности которых определяют затраты и доходы. Под показателем ТСО понимается сумма прямых и косвенных затрат организации на эксплуатацию своих информационных систем. Здесь стоит особенно подчеркнуть наличие фактора косвенных затрат. В отличие от IT-бюджетов, в которых учитывают только прямые затраты, показатель TCO содержит оценку косвенных затрат, связанных с недостатками в работе информационных систем:

􀁑 временные затраты сотрудников на самообучение;

􀁑 потери времени, обусловленные попытками сотрудников решить проблемы с информационными системами самостоятельно, в обход службы технической поддержки;

􀁑 временные затраты сотрудников, вызванные оказанием помощи коллегам в решении вопросов поддержки информационных систем;

􀁑 потери (реальные или возможные) предприятия от сбоев в работе IT-системы.

Под надежностью мы будем понимать комплексное свойство, которое включает безотказность ИС, долговечность и возможность ее ремонта.

Коэффициент готовности (КГ), или комплексный показатель надежности, рассчитывают по следующей формуле:

 

КГ = ТО / (ТО + ТВ),

 

где ТО - средняя наработка на отказ (отношение времени наработки к числу отказов системы);

ТВ - среднее время (математическое ожидание) восстановления работоспособности.

ТСО является ключевым количественным показателем эффективности процессов автоматизации компании, т.к. позволяет оценить совокупные затраты на информационные технологии (оборудование, инструментальные средства (ПО), процессы сопровождения информационных систем, а также действия конечных пользователей), анализировать их и, соответственно, управлять затратами (бюджетом) для достижения наилучшей отдачи от IT-системы. TCO представляет собой не просто отдельный интегральный показатель, а целую систему показателей, соответствующих различным статьям расходов.

Оценка совокупной стоимости владения ИС может осуществляться в рамках разработки общей IT-стратегии или являться самостоятельным проектом.

Методика TopS BI по определению TCO включает следующие этапы работ: 1) сбор данных по существующим активам ИС предприятия, процессам управления IT, а также операциям конечных пользователей IT; 2) формирование модели совокупных затрат предприятия на IT и определение эффективности существующих затрат на эксплуатацию информационной системы; 3) сравнение совокупных затрат предприятия на IT с аналогичными показателями лучших компаний и/или сравнение затрат на IT отдельных филиалов или подразделений; 4) определение способов изменения TCO в зависимости от возможных вариантов развития информационной системы, связанных с внедрением приложений, развитием инфраструктуры, обучением и повышением квалификации персонала или внедрением новых процессов управления IT, например, в соответствии с подходом ITSM.

Значение показателя совокупной стоимости владения рассчитывают по формуле:

 

где Сфакт τ - дисконтированная сумма фактических затрат на ИС, произведенных к моменту τ;

Соц t - оценка интегральных затрат на ИС за период t; r - ставка рефинансирования.

В свою очередь, интегральные затраты формируют плановые затраты на проект за период t (Сt план) и потери, связанные с реализацией бизнес-рисков за период t (Рtоц):

 

Рассчитаем показатель ТСО для информационной системы со следующими исходными данными:

􀁑 фактические затраты на приобретение серверного оборудования в первый год реализации проекта - $50 тыс.;

􀁑 плановые затраты на монтаж, установку, обслуживание, размещение и амортизацию оборудования - $25 тыс.;

􀁑 затраты на обучение персонала - $3 тыс.;

􀁑 период эксплуатации системы - 3 года;

􀁑 возможные потери Рt оц (риски), закладываемые в проект, - 2,5% (средний показатель по отрасли);

􀁑 ставка рефинансирования - 10%.

Подставив исходные данные в формулу, получим:

 

Чистый экономический эффект (ЭФ) от внедрения информационной системы определяется как разница между дополнительной прибылью (ДП), полученной предприятием в результате обусловленного этим внедрением улучшения бизнес-показателей (например, производительности труда и объема продаж), и затратами на внедрение и эксплуатацию информационной системы. Весь комплекс затрат, связанных с внедрением ИС, принято относить к понятию совокупной стоимости владения (ТСО). Таким образом, можно вывести простую формулу: ЭФ = ДП - ТСО.

Таким образом, применяя количественные методы оценки, нельзя оставлять без внимания качественные показатели от внедрения ИС. При этом руководителям компаний необходимо определить, что бы они хотели получить от внедрения IT-технологий в первую очередь (сокращение оперативной работы с документами, консолидация управленческой отчетности и т.д.)1. Какими качественными показателями руководствоваться, как измерить и оценить экономический эффект от реализации IT-проектов, какой должна быть оптимальная архитектура информационной системы - вот вопросы, на которые должны ответить руководители IT-служб. Совершенно ясно, что информационная система компании не должна быть избыточной, громоздкой и неоправданно затратной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Еремин Л. В. И др. Экономическая информатика: учебное пособие для студентов бакалавриата / под ред. проф. Чистова Д. В. - М.: КНОРУС, 2009.

Заключение

 

Непрерывное развитие информационных технологий и рост их значимости в процессе осуществления своей деятельности любого предприятия приводит к стремительному росту инвестиций в информационные технологии. Затраты на внедрение и сопровождение информационных систем порой превышают многие прочие статьи расходов организации. При этом, если эффективность работы производственного отдела можно измерить объемом выпущенной продукции, работу отдела маркетинга - долей рынка, то для оценки эффективности информационных систем также должен существовать показатель, рассчитав который, можно было бы оценить работу информационной системы и выгодность ее внедрения, а также составить план мероприятий ее оптимизации на основе проведенного аудита.

Информация о работе Эффективность инвестиций в ИТ