Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение автоматизированных информационных технологий в качестве инструмента повышения эффективности банковской деятельности.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать состояние банковской системы.
2. Определить и изучить особенности автоматизации банковской деятельности.
3. Выявить перспективы развития информационных процессов в банках.

Содержание работы

Введение 3
1. Состояние банковской системы 4
1.1 Современный этап развития банковской системы 4
1.2 Функции банковской системы 6
2. Автоматизированные информационные технологии в
банковской деятельности 11
2.1 Проблемы создания автоматизированных банковских
Систем 11
2.2 Особенности информационного обеспечения автоматизированных банковских технологий 18
2.3 Технические решения банковских технологий 21
2.4 Программное обеспечение информационных
технологий в банках 24
2.5 Функциональные задачи и модули банковских систем 33
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая по АИТ в банковской деятельности.docx

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Движение  кассовых документов имеет свои особенности, главной из которых является связь  с другими службами банка. Эта  же особенность характерна и для  внутренних проводок. При этом в  системе ведется план счетов, каталог  лицевых счетов банка, каталог клиентов банка, подводится баланс, выполняются  служебные сервисные функции. Комплекс «Операционный день банка» имеет  мультивалютные свойства.

Комплекс по учету деятельности филиалов предназначен для автоматизации  рабочих мест в бухгалтерии и  других подразделений филиала. На уровне «банк-филиалы» автоматизируется сбор, обработка и анализ информации, получаемой от филиалов, расчеты между всеми  филиалами. Взаимодействие между филиалами  может быть организовано напрямую либо через центральное отделение  банка. В рамках филиала комплекс включает валютные, рублевые, кассовые операции, рассчитывает с учетом внутренних проводок баланс по филиалу, выполняет  расчеты по корреспондентским отношениям.

Договорная  подсистема работает с кредитными, депозитными, межбанковскими договорами, осуществляет валютный дилинг. Имеется возможность формировать тексты договоров, заводить условия договоров по выбранному шаблону. Условия договоров при изменении их статуса могут изменяться и проверяться на корректность.

Реальное состояние договоров  поддерживается путем ручного и  автоматического исполнения режимов  идентификации проводок по выдаче и  возврату ссуд, гашению процентов  и пеней. В журнале договоров  отражаются данные по текущим, законченным, просроченным и тем договорам, у которых подошел срок платежей.

Программно-технологический  комплекс-депозитарий фирмы «Инверсия» реализует следующие функции:

  • формирование списка клиента с определением их типа (инвестор, дилер, эмитент, депозитарий, хранилище);
  • ввод типов и выпусков ценных бумаг;
  • формирование депозитария, балансовых счетов и счетов депо, состоящих из кода клиента, кода ценной бумаги, кода места хранения;
  • выполнение операций с ценными бумагами (прием и снятие с учета, смена владельца и места хранения и др.), подготовка выписок по счетам дело;
  • ведение каталогов операций, размещение ценных бумаг, налогов и тарифов, подготовка сводной отчетности.

В качестве системы поддержки торга приведен программно- технологический комплекс «Биржевые операции» фирмы «Инверсия», который автоматизирует регистрацию контрактов и заявок на покупку-продажу валюты, контроль и анализ валютных платежей и показателей, статистику торгов валютой, генерирует отчетную документацию.

Комплекс  «Операции на рынке ГКО» (государственные  краткосрочные облигации) является самостоятельной системой регистрации. В нем реализуются следующие  основные функции:

  • заведение счетов депо для банка дилера, его клиентов, филиалов банка с их реквизитами, типом обслуживания, процентными ставками;
  • учет операций купли-продажи ценных бумаг, перевода на другие счета, начисление комиссий и налогов по операциям с ГКО;
  • переоценка портфелей ценных бумаг по результатам торгов, расчет доходов банка и его клиентов;
  • формирование проводок, журнала учета операций, выписок по счетам, сводных отчетов;
  • анализ доходности ценных бумаг по ряду показателей.

Уровень автоматизации фондовых технологий определяется потребностями и финансовыми  возможностями участников рынка  ценных бумаг, развитием рынка, его  правовой основы, степенью риска, защищенностью  и доверием инвесторов.

Наиболее  распространенными подсистемами АБС  по обслуживанию клиентов являются: клиент-банк, работа с пластиковыми картами, операции обменного пункта и др.

Программно-технологический  комплекс «клиент-банк» фирмы «Инверсия» состоит из модулей «банк» и «клиент» которые устанавливаются на коммуникационных ПЭВМ в банке и в организациях клиента. Клиенту предоставляется возможность проводить стандартные банковские операции, не покидая офиса. Комплекс выполняет обычно функции взаимодействия по отправке и получению платежных документов, получению выписок по счетам, заявкам на продажу-покупку валюты, операциям с ценными бумагами и для получения справочного материала.

Эффективной формой обслуживания клиентов является использование пластиковых карт. Пластиковые карты по виду обеспечения  делятся на дебетные, кредитные, дебетно-кредитные. Наряду с этим существует деление пластиковых карт на основе технической реализации их функций: магнитные карты, смарт-карты, лазерные карты, микропроцессорные (smart-карты). Наиболее передовой и дорогой технологией является работа с микропроцессорными картами. Торговые точки оснащаются соответствующими программно-техническими средствами (торговыми терминалами).

Составной частью банковских услуг являются банкоматы (автоматы-кассиры). Они могут быть расположены как в помещении  барка, так и вне банка, могут  выдавать наличные деньги, производить  перевод денег и другие операции. Использование таких автоматов  делает обслуживание клиентов более  гибким. Услуги приближаются к клиентам, расширяются временные и пространственные рамки, сокращается персонал.

Комплекс  «Обменный пункт» автоматизирует выполнение операции по покупке, продаже валюты, дорожных чеков и других сопутствующих  операций (например, неторговых). В рамках этой подсистемы ведется каталог  валют, контролируется наличный состав валюты в кассе, оформляются отчетные документы. Заключительной процедурой операционного дня после сведения остатков по кассе является формирование данных для разноски средств по счетам клиентов. Разноска осуществляется по технологии валютного операционного  дня.

 

 

Заключение

Из всего  вышеизложенного можно сделать  вывод, что внедрение АБС повышает уровень автоматизации операционной деятельности и создает единое информационное пространство банка. Это позволяет:

- увеличить  эффективность работы подразделений  банка;

- уменьшить  затраты на выполнение операций;

- повысить  качество клиентской работы с  юридическими и физическими лицами;

- организовать  дистанционное обслуживание клиентов;

- обеспечить  максимальную прозрачность технологических  процессов;

- создать  механизм разделение доступа  к информации и ее защиту;

- интегрировать  бухгалтерский и управленческий  учет;

- обеспечить  высокую надежность и скорость  обслуживания клиентов.

Также АБС обеспечивает автоматизацию традиционных задач банковской деятельности: ведение бухгалтерского учета, получение обязательной отчетности, автоматизированное расчетно-кассовое обслуживание клиентов, кредитно-депозитную деятельность и многих других. Как правило, внедрение современной АБС приносит еще и дополнительный эффект, поскольку на этапе разработки решения в банке перестраиваются и оптимизируются бизнес-процессы - просто за счет того, что внедрение системы позволяет по-новому взглянуть на существующие механизмы, упразднить "лишние звенья", использовать опыт поставщиков решения и консультантов. Автоматизированная система обеспечивает более качественное принятие решений, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и ценных бумаг, за счет специальных процедур обработки всей имеющейся в системе информации. Использование автоматизированной системы позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно важно в условиях реальной конкуренции. Современная интегрированная АБС может помочь банку выстроить эффективные бизнес-процессы, уменьшить расходы и риски, связанные с операциями на рынке и обслуживанием клиентов. Кроме того, система помогает объективно оценивать риски, анализировать и управлять ими.

Таким образом, современная АБС не только может позволить банку контролировать риски в соответствии с требованиями регулирующих органов, но и способна дать ощутимые преимущества перед конкурентами.

Использование самых современных компьютерных технологий приносит банкам крупные  прибыли и помогает им победить в  конкурентной борьбе. Любая автоматизированная банковская система представляет из себя сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей. Совершенно очевидна роль сетевых технологий в таких системах. По сути БС представляет из себя комплекс, состоящий из множества локальных и глобальных вычислительных сетей. В БС сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры БС зависит эффективность и надежность ее функционирования.

И судя по всему, в ближайшее время темпы развития БС (особенно в нашей стране) будут стремительно расти. Практически все появляющиеся сетевые технологии будут быстро браться банками на вооружение. Неизбежны процессы интеграции банков в рамках национальных и мировых банковских сообществ. Это обеспечит постоянный рост качества банковских услуг, от которого выиграют, в конечном счете, все - и банки и их клиенты.

 

 

Список  литературы

  1. Яненко Е.Ю. Информационные технологии в экономике: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2012г.
  2. «Информационные системы в экономике». Второе издание, дополненное и переработанное, под редакцией профессора Г.А.Титоренко. 2008г.
  3. Липис А. и др. Электронная система денежных расчетов: – М.: Финансы и статистика, 2007г.
  4. Ясенев В.Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород.: 2007г.
  5. Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита. – М.: ИНФРА-М, 2007г.
  6. Ясенев В.Н. Информационная безопасность в экономических системах: Учебное пособие. – Н.Новгород.: 2006г.
  7. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: - СПб.: Питер, 2004г.
  8. Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004г.
  9. Маркова О.М. Коммерческие банки и их операции: Учебное пособие, М.: ЮНИТИ, 2003г.
  10. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика. 2003г.
  11. Семенов М.И. и др. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник для вузов / Под ред. И.Т.Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 2002г.
  12. Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике.

Учебное пособие. – М.:СИНТЕГ, 2002г.

 


Информация о работе Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности