Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение автоматизированных информационных технологий в качестве инструмента повышения эффективности банковской деятельности.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать состояние банковской системы.
2. Определить и изучить особенности автоматизации банковской деятельности.
3. Выявить перспективы развития информационных процессов в банках.

Содержание работы

Введение 3
1. Состояние банковской системы 4
1.1 Современный этап развития банковской системы 4
1.2 Функции банковской системы 6
2. Автоматизированные информационные технологии в
банковской деятельности 11
2.1 Проблемы создания автоматизированных банковских
Систем 11
2.2 Особенности информационного обеспечения автоматизированных банковских технологий 18
2.3 Технические решения банковских технологий 21
2.4 Программное обеспечение информационных
технологий в банках 24
2.5 Функциональные задачи и модули банковских систем 33
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая по АИТ в банковской деятельности.docx

— 74.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский  государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

 

Дзержинский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность «Финансы и кредит»

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Дисциплина: Информационные системы в экономике.

 

Тема: Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент Ковров А.В.,

группа 3-23ФК

Проверил: д.э.н. Мизиковский И.Е.

 

 

 

 

 

Дзержинск 2012

 

 

Содержание

Введение         3

1. Состояние банковской  системы     4

1.1 Современный  этап развития банковской системы  4

1.2 Функции  банковской системы     6

2. Автоматизированные информационные технологии в

банковской  деятельности       11

2.1 Проблемы создания автоматизированных банковских

Систем         11

2.2 Особенности  информационного обеспечения автоматизированных  банковских технологий        18

2.3 Технические решения банковских технологий  21

2.4 Программное обеспечение информационных

технологий  в банках       24

2.5 Функциональные задачи и модули банковских систем 33

Заключение        38

Список литературы       40

 

 

 

Введение

Современная банковская система - это сфера многообразных  услуг предоставляемых своим  клиентам - от традиционных денежно-ссудных  и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими  структурами (лизинг, факторинг и  т.д.).

В условиях усиливающейся межбанковской конкуренции  успех предпринимательской деятельности будет сопутствовать тем банкирам, которые лучше овладеют современными методами управления банковскими процессами, а автоматизированные информационные технологии этому очень помогают. Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все задачи, которые возникают в ходе работы банка, достаточно легко поддаются автоматизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков информации является одной из основных задач любой крупной финансовой организации.

Целью курсовой работы является изучение автоматизированных информационных технологий в качестве инструмента повышения эффективности  банковской деятельности.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Исследовать состояние банковской системы.
  2. Определить и изучить особенности автоматизации банковской деятельности.
  3. Выявить перспективы развития информационных процессов в банках.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Объект исследования – автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности.

1. Состояние банковской  системы

1.1 Современный этап развития  банковской системы

Интенсивное развитие банковской системы России в предшествующее кризису 1998 г. десятилетие  определило ее формирование и присущие ей особенности. За этот период были созданы 2500 коммерческих банков, которые имели  около 39 тыс. филиалов. Резкому росту  числа коммерческих банков способствовала также либеральная политика лицензирования банков, которую проводил Центральный  Банк Российской Федерации (Банк России).

Докризисная (до 1998г.) банковская система характеризовалась  дефицитом банковских услуг, централизованным распределением кредитов, высокой зависимостью банков от рынка государственных  краткосрочных облигаций (ГКО), теневой  структурой собственности, высоким  уровнем кредитного риска и т.д. И как следствие такого состояния  — рост неплатежей в российской экономике, который показал уязвимость банковского сектора.

Реформирование  банковской системы в большей  степени приближает ее к практике, принятой в западных странах. Были разработаны  обязательные экономические нормативы  для ключевых областей деятельности банков. Нормативы касаются достаточности  капитала, ссудной деятельности, минимальной  ликвидности, концентрации операций, валютного  риска и т.д.

Стратегия развития банковской системы включает следующие положения: принятие полного  набора международных норм в области  бухгалтерского учета и отчетности, введение механизмов прозрачного распространения  информации о финансах, соблюдение более действенного надзора за деятельностью  банков и др. Такие меры способствуют интеграции банковской системы России в мировую финансовую среду. Предполагается повышение прозрачности банковских операций с широким спектром универсальных  финансовых инструментов (ценных бумаг). Совершенствование банковской системы  — сложный и многоступенчатый процесс, требующий решения комплексных  проблем, что выведет банковскую систему России на новый качественный уровень.

Многие  вопросы еще не реализованы. Переход  коммерческих банков от российских стандартов бухгалтерского учета к Международным  стандартам бухгалтерского учета (МСБУ) потребует согласованности банковского  бухгалтерского учета с международными нормами. Переход на новый план счетов в 1997 г. принес изменения в правилах ведения бухгалтерского учета, в  структурах счетов, в формах банковской отчетности. С 1 января 2004 г. Банк России и Правительство РФ обязали банки  перейти на международные стандарты  финансовой отчетности. Реализация такого перехода потребует соответствующей  подготовки управленческого персонала, принятия поправок в Законе о бухгалтерском  учете и в связанных с ним  нормативных актах, совершенствования  налогообложения и т.д.

Работа  на основе международных стандартов для ряда банков приведет к необходимости  или уйти с рынка, или прибегнуть к слиянию мелких банков с более  сильными и подготовленными банками. Неизбежным будет сокращение слабых структур и поглощение их крупными.

При переходе банков на формирование отчетности по международным стандартам основные проблемы связаны с разработкой  соответствующих информационных технологий и подготовкой кадров. К настоящему времени в России более 120 банков готовят отчетность по международным  стандартам, что составляет менее 10% всех коммерческих банков, но ими выполняется  более 90% всех банковских операций. Специалисты  таких банков прошли обучение, информационные технологии модернизированы. Передовая  группа банков может стать лидером  комплексного перехода на международные  стандарты финансовой отчетности. Однако международные стандарты не решают всех проблем, но являются необходимым  условием для реформирования экономики  России, а также международной  экономической интеграции. Для полного  использования потенциала стандартов следует развивать корпоративные  принципы управления, повышать уровень  обеспечения и использования  как внешней, так и внутренней управленческой информации.

1.2 Функции банковской системы

Необходимость жесткого и постоянного регулирования банковской системы обусловлена статусом, который она занимает в экономической, социальной, политической жизни страны.

Банковская  система выполняет ряд важных функций:

  1. Поддерживает национальную платежную систему, позволяя проводить своевременные и точные расчеты между хозяйствующими структурами (субъектами), органами власти, населением и т.д.
  2. Является главной составляющей процесса сбережений и инвестиций, направляя денежные ресурсы в наиболее значимые сферы деятельности, служит развитию экономики.
  3. Регулирует уровень денежного предложения, снижая колебания финансовых и иных рынков и достигая более стабильных темпов экономического роста.
  4. Является ведущим участником валютного рынка, обеспечивая необходимый уровень курса национальной валюты, повышая конкурентоспособность национальных производителей, смягчая инфляцию.

Нарушение целостности, стабильности банковской системы представляет опасность  для экономики, населения и государства  в целом.

Основными направлениями регулирования банковской системы являются:

  • страхование депозитов;
  • повышение требований к капиталу банков;
  • контроль (мониторинг) деятельности коммерческих банков;
  • ограничения в использовании ценных бумаг (портфельные ограничения)

Значительная  часть пассивов (в том числе  и депозитов) банковской системы  подвержена конъюнктурным колебаниям и представляет собой крайне неустойчивый источник, поэтому требуется их страхование.

Механизм  действия системы страхования депозитов заключается в том, что за счет выплаты банками страховой премии формируется специальный фонд, который осуществляет выплаты вкладчикам в случае банкротства банка. Соответственно вкладчик получает гарантию возврата вклада.

Требования  к капиталу непосредственно направлены на предупреждение излишнего принятия рисков банками, на установление оптимальных соотношений между собственными и заемными средствами, чтобы избежать кризисов. Однако фиксация минимального уровня собственного капитала минимизирует чисто финансовую часть рисков, улучшает характер средней и долгосрочной платежеспособности, но никак не регламентирует объем прочих рисков, принимаемых банком.

Следующим элементом регулирования банковских рисков выступает мониторинг (контроль) состояния банка, осуществление административных и оперативных мер по снижению уровня риска. Цель мониторинга не столько формальный анализ, но и качественная оценка принятых банком обязательств. Введение мониторинга целесообразно, если рост ликвидности превышает затраты на мониторинг.

Портфельные ограничения используются, чтобы не допустить деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг из-за подверженности последнего большому риску. Поэтому все банки подразделяются на инвестиционные и коммерческие, что должно снижать уровень риска для банков в целом.

Экономическая ситуация в России и мире постоянно  меняется, динамично развивается  рынок банковских продуктов и  услуг. Происходит перераспределение  долей этого рынка между участниками, изменяется их количество и состав. Значительно растет уровень требований со стороны клиентов, на рынок выводятся  новые услуги и способы их оказания и т.д. Банки должны адекватно  реагировать на эти перемены.

В большинстве  случаев такие задачи решаются путем  изменения существующих структур банка  и бизнес-процессов, их соотношений, способов управления ими, предложением новых банковских продуктов, усовершенствованием имеющихся. Это требует внедрения новых банковских технологий.

Вопрос  совершенствования и внедрения  новых, банковских технологий является особенно актуальным для современной  российской банковской сферы. Подходить  к его решению следует с  позиции научных знаний, используя  последние достижения в науке  и практике. Значительную часть банковских проблем решает область знаний, развивающая  методологию и организацию инновационной  деятельности.

Из-за специфики  своей деятельности банки в большинстве  случаев занимаются не исследованиями и созданием новшеств, а их освоением, внедрением и распространением. Поэтому  в банковской деятельности целесообразно  выделить два наиболее важных аспекта  технологического развития.

  1. Планирование внедрения новых технологий с использованием методов прогноза, анализа потребностей банка и конкурентной среды, анализа существующих методов работы, документопотоков, тенденций развития банковского дела.
  2. Организация внедрения технологий с разработкой планов, подготовкой структурных изменений, оптимизацией состава и объема вовлекаемых финансовых, материальных, трудовых, информационных и иных ресурсов.

Наиболее  важными факторами в развитии банковского дела и технологий являются:

  • оценка качества услуг с позиций клиента;
  • оценка конкурентоспособности банковских услуг и банка в целом;
  • необходимость выявления рыночных тенденций и осуществления прогнозов развития банковской системы;
  • анализ качества внутренних процессов в банке, выявление узких мест в деятельности банка.

Все вырабатываемые предложения по новшествам оформляются  в виде бизнес-проектов с предварительной оценкой доходов и затрат. Такой подход способствует более высокому качеству принимаемых решений. Сочетание принципов инновационного и стратегического менеджмента в банковской сфере существенно повышает конкурентоспособность банка в жестких условиях современного рынка и бизнеса.

Следует отметить рост розничного сектора банковской сферы. Российский рынок банковской розницы переживает важный качественный скачок. Впервые за всю историю  развития банковских услуг в России имеет место потребительское  кредитование, которое динамично  развивается. Разрабатываются проекты  автоматизированного розничного обслуживания. Интерес российских банков к рознице  и встречный интерес потребителей к розничным банковским услугам  является взаимовыгодным. Развивается  бизнес банковских (пластиковых) карт и сопутствующего оборудования, например банкоматов. Растут объемы их поставок, проявляется интерес к многофункциональным  устройствам. Банкомат — это не просто автомат, выдающий наличные, он является устройством автоматизации розничного банкинга, выполняющим различные функции (прием платежей и депозитов, продажа предоплаченных карточек и купонов и др.). Появляются первые проекты автоматизированных банковских филиалов, выполненных как комплексы банковского самообслуживания, которым разрешена лишь часть банковских операций, но они расширяют доступность для пользователей и подобны традиционным банковским отделениям. Развертываются комплексы банковского самообслуживания в крупных торговых центрах.

Информация о работе Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности