Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение автоматизированных информационных технологий в качестве инструмента повышения эффективности банковской деятельности.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Исследовать состояние банковской системы.
2. Определить и изучить особенности автоматизации банковской деятельности.
3. Выявить перспективы развития информационных процессов в банках.

Содержание работы

Введение 3
1. Состояние банковской системы 4
1.1 Современный этап развития банковской системы 4
1.2 Функции банковской системы 6
2. Автоматизированные информационные технологии в
банковской деятельности 11
2.1 Проблемы создания автоматизированных банковских
Систем 11
2.2 Особенности информационного обеспечения автоматизированных банковских технологий 18
2.3 Технические решения банковских технологий 21
2.4 Программное обеспечение информационных
технологий в банках 24
2.5 Функциональные задачи и модули банковских систем 33
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

Курсовая по АИТ в банковской деятельности.docx

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Концепция хранилища данных означает построение такой информационной среды, которая  позволит осуществлять сбор, трансформацию  и управление данными из различных  источников с целью выработки  решений по управлению банком, создаст  новые возможности по привлечению  прибыли.

По мере того, как преимущества хранилищ данных становились все очевидней, увеличилось  число их версий и объем содержащихся в них данных. Самым главным  требованием клиента к хранилищу  является возможность для конечных пользователей вести работу в  диалоге по полному набору бизнес-данных и получать ответы в приемлемые временные промежутков. Объем данных должен быть таким, который необходим для поддержки бизнеса. По мере роста объема информации хранилище должно отвечать требованиям устойчивой производительности. Для обеспечения производительности и управляемости хранилища могут использоваться различные программные продукты и инструменты, автоматизирующие об работку информации и предоставляющие возможность рас сматривать банковский бизнес в разных аспектах, что оправдывает любые издержки, связанные с разработкой системы.

Центр тяжести  информационного обеспечения современной  АБС приходится на полноту отражения  специфики предметной области банковского  бизнеса. Степень развития этой специфики  нагляднее всего проявляется  в словаре информационной модели. Если пользовательский интерфейс в  системе (меню, экранные формы, отчеты и т.д.) охватывает предметную область  наиболее полно (по количеству и объему понятий, объектов, процессов), это свидетельствует  о близости автоматизированных информационных технологий к реальным задачам банка. Широкий словарь профессиональных терминов, отражающих данную область  деятельности и выведенный для общения  с пользователем (пользовательский интерфейс), характерен для АБС высокого уровня и помогает специалистам банка  и управляющим принимать стратегические и тактические решения.

Закладываемая в основу АИТ информационная модель должна отражать разнообразие понятий, их назначение, взаимосвязи, давать описание характерных сущностей, применяемых  в банковской предметной области. К  ним относятся такие понятия, как документ, операция, клиент, финансовый инструмент, счет и план счетов, банковский продукт (услуга), пользователь. Для этих целей разрабатывается стандарт на описание базовых понятий (сущностей), который включает список реквизитов и операций (алгоритмов) по каждому понятию, а также форму описания бизнес - процессов как функциональных моделей банка. Стандарт содержит формализованное описание всех действий (алгоритмов), которые происходят при предоставлении клиентам услуг, при внешней и внутренней работе банка.

Одним из новых направлений в создании автоматизированных банковских систем является объектно-ориентированный  подход в информационных технологиях.

Подход  основан на объединении данных и  процедур в рамках понятия «объект» в отличие от распространенного  структурного подхода, при котором  данные и процедуры определяются и реализуются отдельно.

Важным новшеством современных  банковских систем являются подходы  к проектированию информационного  обеспечения, позволяющие специалистам банка самостоятельно модифицировать и дополнять словарь информационной модели в терминах банковских продуктов  или услуг, предоставляемых клиентам. Среди множества понятий, например, первичным является понятие документ (договор, заявка, ордер, распоряжение и т.д.). Документ порождает последовательность действий, которые должны быть выполнены  по его исполнению, т.е. операции. Наряду с простыми могут создаваться  и сложные операции, формироваться  новые услуги – действия, которые  необходимо выполнять и отражать их последовательность.

Для расширения предметной области баз данных начато использование механизма гибких классификаторов. Они позволяют наделять объекты новыми признаками (атрибутами) и дополнять базы данных нестандартными свойствами объектов. Например, дополнительно могут быть введены адрес налоговой инспекции, данные о загранпаспорте, группах банков, клиентов, операций. Кроме того, гибкие классификаторы позволяют организовать нужные группировки объектов, удобно использовать их при формировании отчетов, поиске и переносе информации.

 

 

2.3 Технические решения банковских технологий

На уровне технического обеспечения банковские технологии должны строиться на современных  требованиях к архитектуре аппаратных средств. К ним относятся: использование  разнообразных телекоммуникационных средств связи, многомашинных комплексов, архитектуры клиент-сервер, применение локальных, региональных и глобальных скоростных сетей, унификация аппаратных решений.

Основой современного подхода технических  решений в построении информационных технологий банков является архитектура «клиент – сервер». Она предполагает организацию технического обеспечения и разделения обработки информации между двумя компонентами, которые называются клиентом (рабочей станцией) и сервером. Обе части выполняются на разных по мощности компьютерах, объединенных сетью. При этом клиент посылает серверу запросы, а сервер их обслуживает. Такая технология реализуется в профессиональных СУБД, имеющих специальный язык структурированных запросов.

Одним из вариантов реализации технологии «клиент  – сервер» является ее трехуровневая  архитектура. В сети должны присутствовать как минимум три компьютера: клиентская часть (рабочая станция), сервер приложений и сервер базы данных. В клиентской части организуется взаимодействие с пользователем (пользовательский интерфейс). Сервер приложений реализует  бизнес-процедуры для клиентской части. Сервер базы данных обслуживает бизнес - процедуры, которые выступают в роли клиентов. Гибкость такой архитектуры в независимом использовании и замене вычислительных и программных ресурсов на всех трех уровнях.

Для повышения  надежности, отказоустойчивости технических  решений в банковских АИТ практикуется объединение серверов в группы (кластеры). При этом ресурсы и нагрузка разделяются  между серверами (узлами системы) так, что пользователь не знает, с каким  конкретным сервером он работает в данный момент, а использование технических средств оказывается более эффективным.

Телекоммуникационная  архитектура в автоматизированных технологиях банка определяет набор  и структуры подсистем технического обеспечения, которые должны обеспечивать разнообразные типы взаимодействия для всех приложений (модулей) АБС. Возможности  архитектуры в процессе создания АИТ согласуются с требованиями и условиями работы банка, определяемыми  его бизнес-процессами. Предусматривается  взаимодействие банка с внешними финансовыми и информационными  структурами, с расчетно-клиринговыми палатами и центрами, биржами, РКЦ, с  удаленными клиентами и другими  банками и т.д. Телекоммуникационное обеспечение бизнес-процессов банка  строится с учетом обслуживания своей  корпоративной сети и доступа  в любые другие локальные и  глобальные сети. Из-за отсутствия на текущем  этапе стандартов на прикладные взаимодействия обычно связь банка с внешними организациями осуществляется через  шлюзы, например, почту, телекс или АРМы других фирм.

Корпоративные сети того или иного банка выступают  в качестве транспортной основы, на которой строится вся телекоммуникационная архитектура.

Телекоммуникационные  системы позволяют банку решать важнейшие задачи автоматизации  – от чисто технических, как например, обеспечение оптимальной производительности и прозрачности взаимодействия бизнес-процессов, до функциональных на наивысшем уровне банковского обслуживания.

Применение  локальных, региональных и глобальных сетей в АБС предъявляет повышенные требования к их надежности, а также  защите и целостности данных. Уровень  готовности и отказоустойчивости сетевых  средств должен быть высоким, чтобы  исключить возможность нарушения  работоспособности при выходе из строя одного из сетевых компонентов. Например, при организации взаимодействия с удаленными филиалами, пользователями надо предусматривать возможность перехода на дополнительные коммутируемые  линии, дублирование основного канала связи или увеличение его пропускной способности.

Важным  фактором, позволяющим сократить  стоимость технической поддержки  сети, является внедрение централизованной системы сетевого управления. Она  предоставляет возможность дистанционного конфигурирования, контроля, устранения неисправностей и реализации ряда других функций. Интеграция технологий одного производителя сетевого оборудования, предоставляющего полный набор коммуникационных устройств (концентраторов, коммутаторов, маршрутизаторов) упрощает управление, администрирование, подготовку персонала, снижает суммарную стоимость  оборудования, а также повышает эксплуатационную надежность системы в целом.

Снижение  стоимости компьютеров не приводит к сокращению расходов банка на поддержание  информационной инфраструктуры. Увеличение числа автоматизированных рабочих  мест, повышение их интеллектуального  уровня, использование более сложного состава и более дорогих программных  средств требуют дополнительных затрат. Стоимость владения системой – это показатель затрат на установку и поддержку компьютерной системы, и он примерно в шесть раз больше начальной цены приобретения. Стоимость владения складывается из расходов на установку программного обеспечения на компьютеры, включение их в сетевую среду, обеспечение совместимости, настройку операционной системы и многое другое из обязательных и неотложных задач, из которых складывается рабочее время системных специалистов по поддерживанию и сопровождению комплекса технических средств.

 

 

2.4 Программное обеспечение информационных технологий в банках

Банк, являясь развивающимся во времени объектом, порождает как  количественные изменения информационной среды (увеличение объемов обрабатываемых данных, числа пользователей и  пр.), так и качественные (расширение спектра решаемых задач, изменение  их характера). Адекватно построенная  автоматизированная система должна на протяжении некоторого времени обеспечивать подобное развитие без проведения радикальных  модификаций. Потенциальные возможности  системы (или фундаментальные ограничения), как правило, сильно связаны с  возможностями базовых программных  средств, на основе которых она разработана. Поэтому первая группа требований к  автоматизированной банковской системе  – это требования к базовому программному обеспечению (операционной системе, СУБД, средствам автоматизации программирования и др.).

Вторая группа требований к АБС  характеризует качество ее прикладной части как собственно банковской системы, ее потребительские свойства. К ним следует отнести широту функционального диапазона, удобство интерфейса. Подобное качество системы  связано с профессионализмом  конкретных разработчиков и может  сильно варьироваться в рамках одних  и тех же базовых программных  средств.

Рассмотрение  банковской практики позволило сформулировать следующие требования к базовым  средствам. Необходимость обеспечения  банковской системой многозадачного режима и многопользовательского доступа  к данным. Под многозадачностью в данном случае понимается возможность запуска в системе автономных фоновых процессов, отчужденных от рабочего места оператора. Фоновые процессы могут исполнять задания по предварительной обработке документов, поступивших по телеканалу, формированию отчетов, выполнению проводок по обработанным документам и пр., и тем самым высвобождать от этих операций рабочие места специалистов. Подобный режим позволяет переложить на АИТ не только выполнение значительного количества стереотипных, рутинных операций по решению функциональных задач, но и обеспечить автоматизированный контроль за целостностью поступающих данных и тем самым повысить удобство, эффективность и, главное, надежность функционирования банковской системы. Кроме того, фоновые процессы позволяют банковской системе обеспечить выполнение сложных операций, требующих параллельных, протяженных во времени и взаимонезависимых действий. В частности, только многозадачный режим способен обеспечить реализацию в полной мере интегрированной банковской системы.

В последние  годы в банковской деятельности обострилась  проблема обеспечения безопасности данных. Она включает в себя несколько  аспектов. Во-первых, это гибкая, многоуровневая и надежная регламентация полномочий пользователей. Ценность банковской информации предъявляет особые требования к защите данных от несанкционированного доступа, в том числе к контролю управления процессами, изменяющими состояние данных. Во-вторых, наличие средств для поддержания целостности и непротиворечивости данных. Подобные средства подразумевают возможность осуществления контроля ввод данных, поддержки и контроля связей между данными, а также ввода и модификации данных в режиме транзакций – набор операций, обеспечивающих поддерживание согласованности данных. В-третьих, присутствие в системе многофункциональных процедур архивации, восстановления и мониторинга данных при программных и аппаратных сбоях.

Отличительной чертой функционирования автоматизированных банковских систем являются необходимость  обработки больших объемов данных в весьма сжатые сроки, что предъявляет  требования к производительности. При  этом основная тяжесть падает на операции ввода, чтения, записи и передачи данных. Все это предъявляет весьма жесткие  требования к производительности СУБД и средств, обеспечивающих передачу данных. Кроме того, значительные объемы информации должны быть доступны специалисту банка в оперативном режиме для обеспечения возможностей анализа, прогнозирования, контроля и пр. Поэтому базовые средства должны быть в состоянии поддерживать доступ к большим и постоянно возрастающим объемам данных без потери производительности.

Информация о работе Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности