Автоматизированная подсистема единой дежурно-диспетчерской службы ЦУС ГУ МЧС по Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 05:34, дипломная работа

Описание работы

Необходимо, чтобы информация поступала сотрудникам вовремя, а круг лиц, имеющих доступ к конкретному документу, должен быть четко определен.
Целью данной дипломной работы является создание автоматизированной подсистемы единой дежурно-диспетчерской службы Главного управления МЧС РФ по Амурской области, с помощью которой будут решаться основные задачи и функции диспетчеров и оперативных дежурных по регистрации и обработке сведений о пожарах и других чрезвычайных ситуаций.

Содержание работы

Введение 8
1 Анализ и характеристика предметной области 10
1.1 Общая характеристика Главного управления МЧС РФ по Амурской области 10
1.2 Организационная структура Главного управления МЧС РФ по Амурской области 11
1.3 Анализ внешнего документооборота 16
1.4 Анализ внутреннего документооборота 19
1.5 Анализ объекта автоматизации 21
1.6 Анализ бухгалтерской отчётности 28
1.7 Анализ финансовой деятельности 30
1.8 Обоснование необходимости создания системы 42
2 Техническое задание 44
2.1 Общие сведения 44
2.2 Назначение и цели создания системы 44
2.2.1 Функциональное и эксплуатационное назначение изделия 46
2.2.1.1 Требования к системе 46
2.2.1.2 Рассмотренные альтернативы 47
2.2.2 Экономическая и социальная целесообразность разработки 48
2.3 Характеристика объекта автоматизации 48
2.3.1 Входные данные 49
2.3.2 Процесс обработки 49
2.3.3 Выходные данные 49
2.4 Требования к системе 50
2.4.1 Функции системы 50
2.4.2 Стандарты 51
2.4.3 Информационная совместимость 51
2.4.4 Программные ограничения, совместимость 52
2.4.5 Требования к составу и параметрам технических средств (аппаратные ограничения) 52
2.4.6 Результирующие компоненты автоматизированной системы 53
2.4.7 Носители информации 53
2.4.8 Эргономические характеристики 53
2.4.9 Безопасность и секретность 54
2.4.10 Требования надежности 54
2.4.11 Перезапуск системы 54
2.4.12 Удобство эксплуатации 55
2.4.13 Требования к безопасности жизнедеятельности и
охране окружающей среды 55
2.5 Стадии и этапы разработки 55
2.6 Порядок контроля и приемки 56
2.7 Требования к составу и содержанию работ по подготовке
объекта автоматизации к вводу в действие 56
2.8. Требования к документированию 57
3 Проектирование автоматизированной подсистемы единой дежурно- диспетчерской службы ГУ МЧС по Амурской области 58
3.1 Выбор программного обеспечения для реализации системы 58
3.2 Характеристика функциональных подсистем 61
3.3 Характеристика обеспечивающих подсистем 63
3.3.1 Организационное обеспечение 63
3.3.2 Правовое обеспечение 64
3.3.3 Лингвистическое обеспечение 64
3.3.4 Математическое обеспечение 64
3.3.5 Техническое обеспечение 65
3.3.6 Программное обеспечение 65
3.4 Информационное обеспечение 66
3.4.1 Проектирование базы данных 66
3.4.1.1 Инфологическое проектирование 66
3.4.1.2 Логическое проектирование 85
3.4.1.3 Физическое проектирование 88
3.4.2 Классификация информации 96
3.4.3 Классификация пользователей 97
3.5 Анализ существующего программного и аппаратно-технического сетевого обеспечения предприятия 98
3.6 Модернизация существующего программного и аппаратно-технического сетевого обеспечения предприятия 99
3.7 Программная реализация информационной системы 100
3.7.1 Разработка программного продукта 100
3.7.2 Проектирование интерфейса пользователя 102
3.7.2.1 Требования к интерфейсу пользователя 102
3.7.2.2 Руководство пользователя 103
3.8 Защита информации в системе 108
Заключение 111
Библиографический список 112
Приложение А. Документооборот и процессы обработки информации 114
Приложение Б. Проектирование модели данных 117
Приложение В. Схемы ЛВС

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.20 Мб (Скачать файл)

– требование к системе;

– договор;

– устав организации;

– должностные инструкции работников организации;

– первичные документы.

Начало работ: 10.03.2007

Срок окончания  работ: 30.05.2007

2.2 Назначение и цели создания  системы

Разрабатываемая система предназначена для автоматизации наиболее часто выполняемых функций сотрудников отдела с целью повышения быстродействия их выполнения. Помимо значительного увеличения скорости доступа к необходимым данным система позволит исключить человеческий фактор, что уменьшит вероятность появления ошибки и значительно повысит надежность системы.

Целью создания системы является автоматизация работы сотрудников единой дежурно-диспетчерской службы ЦУС ФПС. На данный момент все процессы в отделе, связанные с использованием информации, такие как составление, добавление, оформление и хранение документов осуществляются вручную на бумажных носителях. Это приводит к значительным затратам времени и утомлению сотрудников. Внедрение системы позволит достаточно сократить время, затрачиваемое на обработку большого количества информации, быстро находить необходимые данные и с меньшими затратами составлять и оформлять документы, отчеты.

2.2.1 Функциональное и эксплуатационное  назначение изделия

        Совместно  с ЦУС работает ЕДДС, которая предназначена для приема сообщений об авариях, пожарах, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях от населения и организаций.

Основными задачами ЕДДС являются:

– прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях (включая пожары);

– проверка достоверности и анализ поступившей информации и доведение ее до дежурно-диспетчерских служб, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение и т.д.

ЕДДС в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие основные функции:

– обеспечивает круглосуточную оперативно-диспетчерскую связь на территории города (района);

– принимает, регистрирует и обрабатывает заявления о пожарах и других чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

– отдает приказы на выезд подразделениям пожарной охраны, поисково-спасательным и аварийно-спасательным формированиям;

– обеспечивает руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации, тушения пожаров и службы пожаротушения оперативной информацией;

– обеспечивает регистрацию приказов, сообщений, информации и переговоров по служебным линиям «01» и радиоканалам;

– оказывает информационную помощь службам пожаротушения, поисково-спасательным и аварийно-спасательным формированиям по их запросам из района чрезвычайной ситуации;

– обобщает информацию за сутки о чрезвычайных ситуациях и пожарах;

– контролирует состояние и своевременную корректировку служебной и оперативной документации;

В данный момент большая часть рабочей информации находится на бумажных носителях и обрабатывается вручную. Создаваемая система автоматизирует труд работников отдела. С её внедрением сотрудник будет быстро находить необходимые данные и с меньшими затратами составлять и оформлять документы и отчеты.

Вся необходимая информация хранится в базе данных. Система предусматривает устранение угрозы несанкционированного доступа к данным, риск их потери и порчи.

2.2.1.1 Требования к системе

СУБД, используемая при разработки системы должна обеспечивать ссылочную целостность информации, отсутствие искажений при передачи данных. Кроме того, СУБД должна обладать необходимым набором средств для:

  1. восстановления данных из поврежденных баз данных;
  2. резервного копирования данных;
  3. назначения прав доступа к данным.

Сам программный продукт, работающий с базой данных, должен обладать:

  1. аппаратной независимостью в рамках определенной платформы;
  2. простым и интуитивно понятным пользовательским интерфейсом;
  3. средствами контроля правильности вводимых данных;
  4. встроенной справочной службой;
  5. необходимым набором запросов (средствами автоматической генерации запросов) и отчетов;
  6. возможностями для дальнейшей модернизации и расширения и т.п.

2.2.1.2 Рассмотренные альтернативы

Целью автоматизации  является упрощение ручной работы персонала, так как большое количество времени  уходит на отправку, неоднократную обработку и прием необходимой информации. Для исключения этих недостатков необходимо создать единую информационную базу.

Для эффективной работы используемого в системе прикладного программного обеспечения необходимо также наличие установленной операционной системы Microsoft Windows. Прикладное программное обеспечение должно обеспечивать выполнение всех функций системы и не допускать "зависания" компьютера.

При выборе системы управления базами данных рассматривались следующие варианты: InterBase, Oracle, MS SQL Server, MS Access. Недостаток Oracle заключается в ее чрезмерной избыточности для создаваемой системы и сложности настройки. MS Access содержит примитивные алгоритмы по работе с данными. В итоге выбор пал на технологию InterBase. Эта СУБД отвечает всем необходимым требованиям: поддержка многопользовательского режима (архитектура клиент-сервер), наличие мощных средств работы с данными посредством языка структурированных запросов SQL, наличие средств распределения прав доступа. В эксплуатации СУБД InterBase отличается высокой надёжностью и отказоустойчивостью, а так же малой вероятностью потери данных.

Кроме того, внедрение, настройка и  сопровождение данной СУБД не требует высокой квалификации пользователей и администрирующего персонала.

В то же время, в отличие от других СУБД InterBase имеет версионную архитектуру, при которой пишущие пользователи не блокируют читающих и которая позволяет отказаться от протокола транзакций, полезного в других СУБД для восстановления после сбоев. Это делает InterBase очень надёжным и устойчивым сервером. Для снижения вероятности конфликтов при многопользовательском режиме в InterBase существует оптимистическая блокировка на уровне записи. Т.е. сервер блокирует только те записи, которые были реально изменены пользователем, при чём вся страница данных не попадает под блокировку.

Средой для разработки клиентских приложении была выбрана среда визуального программирования Borland Delphi 7. Потому как система Delphi завоевала себе репутацию самого эффективного средства разработки приложений баз данных. Эта репутация определяется тремя обстоятельствами: высокопроизводительной машиной доступа к данным различного формата (Borland Database Engine, BDE), наличием многочисленных компонентов и технологий, ориентированных на эту сферу применения, и поставкой вместе с Delphi компактно, мощного и простого в администрировании сервера баз данных. В качестве альтернативы рассматривалась Microsoft Visual C++, которая не уступает в надежности разрабатываемого программного обеспечения продуктам корпорации Borland. Однако выбор был сделан в пользу Delphi 7 вследствие большей ориентации на работу с базами данных.

2.2.2 Экономическая и социальная целесообразность разработки

С экономической точки зрения целесообразность данной разработки, в первую очередь, заключается в повышении производительности труда за счет замены рутинных работ, автоматизированной обработкой информации на ЭВМ. Использование базы данных, в данной разработке, позволит создать условия повышения эффективности деятельности и  уменьшения ошибок. Таким образом, использование базы данных позволит сократить до минимума объем документов, хранимых на бумажных носителях. Автоматизация человеческой деятельности ведет к прогрессу, что имеет большое социальное значение.

2.3 Характеристика объекта автоматизации

Объектом автоматизации проектируемой системы является деятельность единой дежурно-диспетчерской службы, которая в системе ЦУС ФПС выполняет функции сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях и совместных действий в чрезвычайных ситуациях.

Следовательно, необходимо создать  такую информационную систему, которая обеспечивала бы точную и оперативную работу сотрудников отдела, сбор, учет и обработку всех сведений о чрезвычайных ситуациях, быстрый доступ к записям информационной базы.

2.3.1 Входные данные

Входными данными системы являются данные о сотрудниках дежурившей смены, о пожарах по городу и области, поступившие во время смены и все данные о пожаре (дата, время возникновения, ранг, район или адрес выезда, количество используемой техники, время локализации, ликвидации и окончании работы, причина и виновник пожара или ЧС, количество пострадавших и спасенных, сумма материального ущерба, время и дата передачи пожара (ЧС), кто передал сообщение), о выездах на занятия дежурных частей (дата выезда, время выезда и возвращения, наименование части, вид выезда, адрес, руководитель занятия, номер принявшей смены).

2.3.2 Процесс обработки

Проектируемая система обработки информации будет выполнять следующее: внесение информации в базу данных, выборку необходимой информации из базы данных, изменение информации, выполнение различных запросов. После внесения информации в базу данных происходит непосредственная их обработка, напрямую зависящая от действий пользователя. Для получения выходной информации пользователю необходимо вызвать соответствующий запрос или открыть необходимый отчет.

В ходе данного процесса происходит контроль целостности и уникальности данных, а также проверка на соответствие типа вводимой информации типу поля, в которое она вносится.

2.3.3 Выходные данные

Выходные данные зачастую представляются в виде электронных отчетов, генерируемых особыми компонентами – генераторы отчетов. Электронные отчеты содержат результирующую информацию, полученную за определенный период по определенным условиям, критериям отбора в удобном для чтения виде, как результат обработки входной информации. Сформированные отчеты могут быть распечатаны, либо сохранены в файл (наиболее распространенные форматы: rtf, xls, pdf, html) и пересланы по электронной почте. Отчёты предназначены для дальнейшей управляющей деятельности.

2.4 Требования к системе

2.4.1 Функции системы

Проектируемая система будет выполнять  следующие функции:

1) учет всех сведений о пожарах  по городу и области, поступивших  ранее, возможность добавления новых записей и удаления ненужных;

2) учет сведений о выездах  на занятия пожарных частей;

3) учет сведений о дежурной  смене, которая несла дежурство  в определенный день;

4) возможность хранения и получения  по запросу необходимой справочной  и дополнительной информации;

5) возможность производить быстрый  поиск, обработку и выдачу полной  и точной информации по запросу  пользователя;

6) возможность обновления данных, то есть внесение изменений  в существующую базу данных;

7) автоматическое составление отчетов по определенному критерию (к примеру, число пожаров за определенный день и все сведения о них или ЧС, произошедшие на определенной улице или районе);

8) составление отчетов для анализа  деятельности.

2.4.2 Стандарты

Разработка системы регламентируется стандартами:

  • ГОСТ 19.001-77 – Общие положения;
  • ГОСТ 19.004-80 – Термины и определения;
  • ГОСТ 19.101-77 – Виды программ и программных документов;
  • ГОСТ 19.102-77 – Стадии разработки;
  • ГОСТ 19.103-77 – Обозначение программ и программных документов;
  • ГОСТ 19.104-78 – Основные надписи;
  • ГОСТ 19.105-78 – Общие требования к программным документам;
  • ГОСТ 19.106-78 – Требования к программным документам, выполненным печатным способом;
  • ГОСТ 19.402-78 – Описание программы;
  • ГОСТ 19.502-78 – Описание применения. Требования к содержанию и оформлению;
  • ГОСТ 19.505-79 – Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению;
  • ГОСТ 19.508-79 – Руководство по техническому обслуживанию. Требования к содержанию и оформлению;
  • ГОСТ 34.602-89 (Техническое задание на создание автоматизированной системы);
  • ГОСТ 34.201-89 (Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем);
  • ГОСТ 24.104-85 (Автоматизированные системы управления. Общие требования);
  • ГОСТ 34.601-90 (Автоматизированные системы. Стадии создания);
  • ГОСТ 25.861-83 (АСУ. Требования по безопасности средств вычислительной техники).

2.4.3 Информационная совместимость

Информационная  совместимость обеспечивается использованием при проектировании языка структурированных запросов SQL при работе с данными, содержащимися в базе данных.

Результаты выполнения запросов должны представляться в отдельных  формах со стандартным для Microsoft Windows интерфейсом. А набор исходных кодов позволит внести необходимые коррективы в работу системы.

2.4.4 Программные ограничения, совместимость

Система совместима со всеми версиями ОС Microsoft Windows (Windows 9x/Me, Windows 2000, Windows XP, Windows 2003 Server), не зависимо установленного на компьютерах программного обеспечения и обновлений (Service Pack). Для работы с БД на клиентских ЭВМ должны быть установлены: клиентская часть СУБД InterBase и Borland Database Engine (BDE).

Информация о работе Автоматизированная подсистема единой дежурно-диспетчерской службы ЦУС ГУ МЧС по Амурской области