Автоматизированная подсистема единой дежурно-диспетчерской службы ЦУС ГУ МЧС по Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 05:34, дипломная работа

Описание работы

Необходимо, чтобы информация поступала сотрудникам вовремя, а круг лиц, имеющих доступ к конкретному документу, должен быть четко определен.
Целью данной дипломной работы является создание автоматизированной подсистемы единой дежурно-диспетчерской службы Главного управления МЧС РФ по Амурской области, с помощью которой будут решаться основные задачи и функции диспетчеров и оперативных дежурных по регистрации и обработке сведений о пожарах и других чрезвычайных ситуаций.

Содержание работы

Введение 8
1 Анализ и характеристика предметной области 10
1.1 Общая характеристика Главного управления МЧС РФ по Амурской области 10
1.2 Организационная структура Главного управления МЧС РФ по Амурской области 11
1.3 Анализ внешнего документооборота 16
1.4 Анализ внутреннего документооборота 19
1.5 Анализ объекта автоматизации 21
1.6 Анализ бухгалтерской отчётности 28
1.7 Анализ финансовой деятельности 30
1.8 Обоснование необходимости создания системы 42
2 Техническое задание 44
2.1 Общие сведения 44
2.2 Назначение и цели создания системы 44
2.2.1 Функциональное и эксплуатационное назначение изделия 46
2.2.1.1 Требования к системе 46
2.2.1.2 Рассмотренные альтернативы 47
2.2.2 Экономическая и социальная целесообразность разработки 48
2.3 Характеристика объекта автоматизации 48
2.3.1 Входные данные 49
2.3.2 Процесс обработки 49
2.3.3 Выходные данные 49
2.4 Требования к системе 50
2.4.1 Функции системы 50
2.4.2 Стандарты 51
2.4.3 Информационная совместимость 51
2.4.4 Программные ограничения, совместимость 52
2.4.5 Требования к составу и параметрам технических средств (аппаратные ограничения) 52
2.4.6 Результирующие компоненты автоматизированной системы 53
2.4.7 Носители информации 53
2.4.8 Эргономические характеристики 53
2.4.9 Безопасность и секретность 54
2.4.10 Требования надежности 54
2.4.11 Перезапуск системы 54
2.4.12 Удобство эксплуатации 55
2.4.13 Требования к безопасности жизнедеятельности и
охране окружающей среды 55
2.5 Стадии и этапы разработки 55
2.6 Порядок контроля и приемки 56
2.7 Требования к составу и содержанию работ по подготовке
объекта автоматизации к вводу в действие 56
2.8. Требования к документированию 57
3 Проектирование автоматизированной подсистемы единой дежурно- диспетчерской службы ГУ МЧС по Амурской области 58
3.1 Выбор программного обеспечения для реализации системы 58
3.2 Характеристика функциональных подсистем 61
3.3 Характеристика обеспечивающих подсистем 63
3.3.1 Организационное обеспечение 63
3.3.2 Правовое обеспечение 64
3.3.3 Лингвистическое обеспечение 64
3.3.4 Математическое обеспечение 64
3.3.5 Техническое обеспечение 65
3.3.6 Программное обеспечение 65
3.4 Информационное обеспечение 66
3.4.1 Проектирование базы данных 66
3.4.1.1 Инфологическое проектирование 66
3.4.1.2 Логическое проектирование 85
3.4.1.3 Физическое проектирование 88
3.4.2 Классификация информации 96
3.4.3 Классификация пользователей 97
3.5 Анализ существующего программного и аппаратно-технического сетевого обеспечения предприятия 98
3.6 Модернизация существующего программного и аппаратно-технического сетевого обеспечения предприятия 99
3.7 Программная реализация информационной системы 100
3.7.1 Разработка программного продукта 100
3.7.2 Проектирование интерфейса пользователя 102
3.7.2.1 Требования к интерфейсу пользователя 102
3.7.2.2 Руководство пользователя 103
3.8 Защита информации в системе 108
Заключение 111
Библиографический список 112
Приложение А. Документооборот и процессы обработки информации 114
Приложение Б. Проектирование модели данных 117
Приложение В. Схемы ЛВС

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.20 Мб (Скачать файл)

– организация разработки и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории области;

– организация инженерно–технических  мероприятий по первоочередному  жизнеобеспечению населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;

–  планирование мероприятий РХБ  защиты населения и территорий области, осуществление контроля за их выполнением;

– осуществление координации деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций , расположенных на территории области и подготовка предложений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обусловленных РХБ факторами;

– планирование, создание и применение сил и средств РХБ защиты для действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Управление  государственного пожарного надзора осуществляет следующие функции: организация государственного пожарного надзора; надзор за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной деятельности и др.

Управление гражданской защиты осуществляет следующие функции: планирование и предупреждение ЧС; организация культуры жизнедеятельности населения, подготовки руководящего состава и организация надзора и контроля в области ГО, защиты населения от ЧС; организация инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты.

Управление оперативного реагирования осуществляет следующие функции: оперативное планирование и организация оперативной службы; организация тушения пожаров и аварийно-спасательных работ; организация и развитие систем управления, связи и оповещения;

Отделом мониторинга и прогнозирования выполняются следующие задачи:

– сбор и учет информации о произошедших ЧС;

– прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий на основе данных поступающих от ведомственных и других служб наблюдения за окружающей средой;

–  мониторинг потенциально опасных объектов и районов несущих вероятность возникновения ЧС природного и техногенного характера;

–  подготовка информации для своевременного оповещения Администрации области  и органов местного самоуправления о возможном времени и месте  ЧС, размерах риска и экономического ущерба;

– организация работы с учреждениями сети наблюдения и лабораторного  контроля.

Отдел организации связи и оповещения выполняет функции: контроля создания и состояния локальных систем оповещения потенциально опасных объектов; организует и осуществляет оповещение органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также информирование населения о приведении в готовность системы гражданской обороны, об угрозе нападения противника и применение им средств массового поражения.

В функции отдела АСУ входит техническое обслуживание оргтехники, компьютерной техники, а также администрирование имеющихся серверов и обеспечение бесперебойной работы компьютерной техники служащих организации.

Дежурно–диспетчерская служба обеспечивает своевременный регистрацию чрезвычайных ситуаций, их учет и оповещение оперативной информацией управления оперативного реагирования, аварийно-поисково–спасательных  служб, а также руководства Главного управления МЧС по Амурской области; предоставление всей информации о чрезвычайных ситуациях руководству, отделу планирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций, отделу мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; составление отчетности и статистических данных о произошедших чрезвычайных ситуациях.

1.3 Анализ внешнего документооборота

В силу специфики  деятельности Главного управления формируемые, получаемые и направляемые различными инстанциями и ведомствами  отчетные данные можно разделить на три основных информационных потока различных по  виду внешних объектов, с которыми происходит взаимодействие:

Первый поток  характеризует всю финансово–экономическую отчетность, предоставляемую таким организациям как: налоговая инспекция, пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд медицинского страхования.

Второй поток – характеризует всю информацию о чрезвычайных ситуациях поступающей или направляемой  внешним инстанциям. Это наиболее достоверный полный и широкий набор данных. В качестве  внешних инстанций выступают: Министерство внутренних дел (ГИБДД), Центр гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, Медицинские учреждения, амурская база авиационной охраны лесов, Ветеринарная инспекция, Федеральная служба безопасности, Районные и областные подразделения МЧС, объекты, хранящие или использующие опасные вещества.

Третий поток – информация,  имеющая узкоспецифическое  направление для данной организации: целевые программы, законодательные и правовые акты, статистика чрезвычайных ситуаций, годовые отчеты , отчеты о проделанной работе, метеоданные, сведения об окружающей среде.  

Под финансово–экономической отчетностью понимают такие документы как: декларация о доходах, ежеквартальные и годовые отчеты,  предоставляемые финансово–экономическим отделом Главного управления в Налоговую инспекцию; в фонд обязательного медицинского, в пенсионный фонд, и в фонд социального страхования отдел кадров передает сведения о сотрудниках, на что в свою очередь Главному управлению Дальмедстрах передает медицинские полиса, а Пенсионный фонд – Пенсионные удостоверения.

Второй информационный поток представляет собой всю необходимую информацию касающейся чрезвычайных ситуаций имевших место на территории области или  прогнозируемых в ближайшее время.

В роли внешних сущностей здесь  выступают:

–  Государственная инспекция  безопасности дорожного движения, которая  передает Главному управлению все сведения о крупных дорожно–транспортных происшествиях повлекших гибель людей, а от Главного управления может передаваться информация в ГИБДД о всех дорожно–транспортных происшествиях, сообщения о которых поступили на пульты дежурно-диспетчерских служб;

–  Главное управление МЧС передает Управлению ГЗ и ПБ все сведения, о случившихся ЧС;

–  Медицинские учреждения  передают такую информацию как: сведения о пострадавших, погибших в результате ЧС, а также о вспышках инфекций среди людей;

– Амурская база авиационной охраны лесов передает сведения о лесных пожарах и других обнаруженных стихийных бедствиях;

– Предприятия аэронавигации (служба безопасности аэропорта) предоставляют сведения о крушении воздушных судов;

– Ветеринарная инспекция предоставляет  сведения о вспышке инфекций среди  сельскохозяйственных животных, а также  масштабы и материальные затраты возникшей ЧС;

– Федеральная служба безопасности предоставляет сведения о возникновении терактов и их последствий, заменировании;

– Объекты, подлежащие контролю Главным  управлением  применяющие в производстве опасные вещества;

–  Районные и областные подразделения и ведомства МЧС.

Третий поток организуют остальные  сущности, а именно:

– Центр гидрометеорологии и  мониторинга окружающей среды;

– Администрация Амурской области выдает указания, приказы, постановления, в свою очередь Главное управление  предоставляет статистику о ЧС;

– Дальневосточный Региональный Центр выдает указания, приказы, в свою очередь Главное управление  предоставляет статистику о ЧС, отчеты о проделанной работе.

Схема внешнего документооборота предоставлена  в приложении А на рисунке А.1.

1.4 Анализ внутреннего документооборота

Документооборотом называют механизм, который позволяет формировать  и контролировать текущее состояние  документов, их взаимосвязь и маршрут, определяет набор необходимых  документов для совершения операций учета.

В данном разделе под внутренним документооборотом будем понимать всю документацию, существующую между подразделениями.

Схема внутреннего документооборота организации представлена в приложении А на рисунке А.2.

Все документы распределяются в  организации в соответствии с функциями подразделений и исполнителей. Эти функции закреплены в положениях о структурных подразделениях и в должностных инструкциях исполнителей.

Внутренний документооборот основывается на поступлении заявлений и сведений о чрезвычайной ситуации на пульты диспетчеров дежурно–диспетчерской службы. Вся поступающая информация регистрируется  в журнале регистрации пожаров и в журнале регистрации чрезвычайных ситуаций, после чего диспетчеры обязаны отдать необходимые приказы и распоряжения подразделениям на проверку достоверности возникших ЧС и их ликвидацию, обеспечивать всеми сведениями о пожарах и ЧС и  необходимой справочной информацией подразделений и руководство. Также диспетчеры должны делать отчеты по данным о ЧС по запросу от руководства, предоставлять статистику ЧС за определенный период отделу планирования и предупреждения ЧС и отделу мониторинга и прогнозирования ЧС. На основе статистики ЧС и всех сведений о ЧС отдел мониторинга и отдел планирования составляют различного рода отчеты и планы для направления в вышестоящие инстанции и руководству Главного управления. Также  отдел мониторинга и прогнозирования получает метеопрогноз и сведения о состоянии окружающей среды и на основе  этого составляет прогноз о чрезвычайных ситуациях на территории области. После чего прогноз о чрезвычайных ситуациях направляется в отдел планирования и предупреждения ЧС. В случае угрозы чрезвычайной ситуации по приказу руководства и по распоряжению управления оперативного реагирования отдел организации и предупреждения ЧС всю необходимую информацию и указания в отдел организации связи и оповещения для предупреждения и информирования населения об угрозе возникновения ЧС.

Если при возникновении ЧС требуется незамедлительное поисково–спасательного отряда, тогда диспетчер отдает приказ управлению оперативного реагирования, а оно в свою очередь дает распоряжение  в отдел организации пожаротушения и аварийно–спасательных работ на ликвидацию возникшей ЧС. Отдел аварийно–спасательных работ получает информацию от диспетчера или оперативного дежурного о месте и виде ЧС и участвует в координации действий поисково–спасательного отряда.

Управление оперативного реагирования отдает указания и инструкции службе пожаротушения в ходе ликвидации пожара. Отдел организации пожаротушения отдает распоряжения  службе пожаротушения на ликвидацию пожара и все необходимые сведения о возникшем пожаре.

Управление материально-технического обеспечения сотрудничает с финансово–экономическим отделом, предоставляя ему, отчеты по материальному обеспечению и технике. Также управление материально-технического обеспечения ведет учет имеющейся  в наличии техники и материальных ресурсов. Отдел инженерно–технических мероприятий, радиационной, химической и медицинской защиты предоставляет заявку управлению материально-технического обеспечения на предоставление различных видов защиты и техники необходимой для эвакуации населения, а также разрабатывает и предоставляет управлению гражданской защиты перечень мероприятий по проведению  эвакуации и мер по защите населения.

Ежедневно в четыре часа проводится селекторное совещание, на котором  начальники всех управлений и отделов предоставляют начальнику Главного управления отчеты о приделанной работе.

Ежегодно Главное управление принимает  участие в конференции РСЧС, для  чего составляются годовые отчеты,  а также статистическая информация о ЧС за год отделом планирования и предупреждения ЧС, также отдается отчетность в ДВРЦ.

Финансово-экономический отдел  осуществляет отчетность по работе предприятия и отдает в свою очередь декларацию о доходах в налоговую службу, ведомость об уплате ЕСН в Фонд социального страхования и ведомость в Пенсионный фонд.

Руководство всеми отделами осуществляет аппарат начальника Главного управления, в который входит непосредственно сам начальник, его заместители и начальники отделов и управлений. Руководство осуществляется посредством приказов уведомлений, распоряжений и указаний по работе.

1.5 Анализ объекта автоматизации

Объектом автоматизации в рамках данного курсового проекта является единая дежурно-диспетчерской служба.

Главной целью автоматизации  ЕДДС, а именно диспетчеров и оперативных дежурных являются перенос всей рутиной работы, с помощью созданного программного продукта, на компьютерные средства. Для этого необходимо для начала определить основные функции диспетчеров. К таким функциям относятся:

1) Прием и регистрация заявлений  о пожарах и других ЧС. Данная функция отражается на схеме представленной в приложении А рисунка А.4 и является одним из процессов обработки информации. Рассмотрим рисунок 1.2, на котором данным процесс представлен более детализировано (стр.26).

В этом процессе происходит сбор всей информации о возникших пожарах  и других ЧС, заполнение журналов новыми данными о пожарах, других видов  ЧС и о сотрудниках, заступивших  на дежурство в данные сутки.

Рис. 1.2 – Детализация процесса «Прием и регистрация заявлений о пожарах и других ЧС»

Также здесь на рисунке показано, как происходит после сбора данных обеспечение необходимой информацией подразделений, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для поиска и подготовки данных для последующей их обработки надо выполнить запрос о пожарах, других видов ЧС, сотрудниках дежурившей смены, получить необходимые данные и передать их на обработку.  

2) Обработка и учет сведений  о пожарах и других ЧС. Данная функция так же является одним из процессов обработки информации представленным на рисунке 3 (стр.27).

В этом процессе происходит обработка  данных: собранные необходимые данные из журналов обрабатываются согласно поступившему запросу, затем в соответствии с этими данными составляются отчеты, которые согласовываются  с руководством и подписываются; также здесь идет оформление статистических данных за определенный период, и статистика чрезвычайных ситуаций отдается по запросу руководству и отделам. 

Рисунок 3 – Процесс обработки и учета сведений о пожарах и других ЧС

3) Обеспечение оперативной связью, оперативной и справочной информацией, приказов и распоряжений. Данная функция отражается на схеме представленной в приложении А рисунка А.4. После сбора информации о возникших ЧС отдаются приказы и распоряжения подразделениям и отделам на проверку достоверности и ликвидации ЧС, обеспечение их оперативной информацией, всеми сведениями о возникшем ЧС и справочной информацией об объекте, на котором произошла чрезвычайная ситуация.

4) Обновление данных. Данная функция отражается на схеме представленной в приложении А рисунка А.4. Здесь происходит удаление устаревших данных, добавление новых (к примеру, принятие или увольнение сотрудников, изменение состава и количества техники, параметров опасных объектов).

Таким образом, описаны все наиболее важные функции данной службы.

1.6  Анализ бухгалтерской  отчетности

В своей хозяйственной деятельности Главное управление использует установленные  документы бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, сгруппированных  в определенные формы, характеризующих  финансово-хозяйственную деятельность предприятия за отчетный период.

Информация о работе Автоматизированная подсистема единой дежурно-диспетчерской службы ЦУС ГУ МЧС по Амурской области