Автоматизированная подсистема единой дежурно-диспетчерской службы ЦУС ГУ МЧС по Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 05:34, дипломная работа

Описание работы

Необходимо, чтобы информация поступала сотрудникам вовремя, а круг лиц, имеющих доступ к конкретному документу, должен быть четко определен.
Целью данной дипломной работы является создание автоматизированной подсистемы единой дежурно-диспетчерской службы Главного управления МЧС РФ по Амурской области, с помощью которой будут решаться основные задачи и функции диспетчеров и оперативных дежурных по регистрации и обработке сведений о пожарах и других чрезвычайных ситуаций.

Содержание работы

Введение 8
1 Анализ и характеристика предметной области 10
1.1 Общая характеристика Главного управления МЧС РФ по Амурской области 10
1.2 Организационная структура Главного управления МЧС РФ по Амурской области 11
1.3 Анализ внешнего документооборота 16
1.4 Анализ внутреннего документооборота 19
1.5 Анализ объекта автоматизации 21
1.6 Анализ бухгалтерской отчётности 28
1.7 Анализ финансовой деятельности 30
1.8 Обоснование необходимости создания системы 42
2 Техническое задание 44
2.1 Общие сведения 44
2.2 Назначение и цели создания системы 44
2.2.1 Функциональное и эксплуатационное назначение изделия 46
2.2.1.1 Требования к системе 46
2.2.1.2 Рассмотренные альтернативы 47
2.2.2 Экономическая и социальная целесообразность разработки 48
2.3 Характеристика объекта автоматизации 48
2.3.1 Входные данные 49
2.3.2 Процесс обработки 49
2.3.3 Выходные данные 49
2.4 Требования к системе 50
2.4.1 Функции системы 50
2.4.2 Стандарты 51
2.4.3 Информационная совместимость 51
2.4.4 Программные ограничения, совместимость 52
2.4.5 Требования к составу и параметрам технических средств (аппаратные ограничения) 52
2.4.6 Результирующие компоненты автоматизированной системы 53
2.4.7 Носители информации 53
2.4.8 Эргономические характеристики 53
2.4.9 Безопасность и секретность 54
2.4.10 Требования надежности 54
2.4.11 Перезапуск системы 54
2.4.12 Удобство эксплуатации 55
2.4.13 Требования к безопасности жизнедеятельности и
охране окружающей среды 55
2.5 Стадии и этапы разработки 55
2.6 Порядок контроля и приемки 56
2.7 Требования к составу и содержанию работ по подготовке
объекта автоматизации к вводу в действие 56
2.8. Требования к документированию 57
3 Проектирование автоматизированной подсистемы единой дежурно- диспетчерской службы ГУ МЧС по Амурской области 58
3.1 Выбор программного обеспечения для реализации системы 58
3.2 Характеристика функциональных подсистем 61
3.3 Характеристика обеспечивающих подсистем 63
3.3.1 Организационное обеспечение 63
3.3.2 Правовое обеспечение 64
3.3.3 Лингвистическое обеспечение 64
3.3.4 Математическое обеспечение 64
3.3.5 Техническое обеспечение 65
3.3.6 Программное обеспечение 65
3.4 Информационное обеспечение 66
3.4.1 Проектирование базы данных 66
3.4.1.1 Инфологическое проектирование 66
3.4.1.2 Логическое проектирование 85
3.4.1.3 Физическое проектирование 88
3.4.2 Классификация информации 96
3.4.3 Классификация пользователей 97
3.5 Анализ существующего программного и аппаратно-технического сетевого обеспечения предприятия 98
3.6 Модернизация существующего программного и аппаратно-технического сетевого обеспечения предприятия 99
3.7 Программная реализация информационной системы 100
3.7.1 Разработка программного продукта 100
3.7.2 Проектирование интерфейса пользователя 102
3.7.2.1 Требования к интерфейсу пользователя 102
3.7.2.2 Руководство пользователя 103
3.8 Защита информации в системе 108
Заключение 111
Библиографический список 112
Приложение А. Документооборот и процессы обработки информации 114
Приложение Б. Проектирование модели данных 117
Приложение В. Схемы ЛВС

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.20 Мб (Скачать файл)

 

Этот показатель отражает состояние  изношенности объектов основных средств  и позволяет сделать предварительные  выводы о необходимости их обновления. Более полная картина получится в том случае, когда расчет будет проведен как в целом по всем объектам учреждения, так и по отдельным группам основных средств.

Коэффициент годности – это отношение  остаточной стоимости основных средств  к первоначальной (восстановительной) или, другими словами, это разница между единицей (100%) и коэффициентом износа:

 

К   = Ф   / Ф х 100 – К   ,                                                                       

              r            o                          из     

 

где, К   - коэффициент годности, %;

                r

      Ф   - остаточная  стоимость основных средств, тыс.  руб.;

              о

      Ф   - балансовая  стоимость основных средств, тыс.  руб.;

      К    - коэффициент  износа, %.

         из

 

Данный коэффициент указывает  на то, какая часть (процент) стоимости  основных средств еще пригодна к  эксплуатации.

Коэффициент износа и годности рассчитываются как  на начало, так и на конец отчетного  периода (года). Причем чем ниже коэффициент  износа (выше коэффициент годности), тем лучше техническое состояние, в котором находятся основные средства учреждения.

По анализируемому главному управлению данные о степени  изношенности основных средств обобщаются в приложении Г таблица Г.5.

Следовательно, если балансовая стоимость основных средств возросла на 1 784,3 тыс. руб., то их износ за время использования увеличился лишь на 499,9 тыс. руб. Это привело к снижению степени изношенности (увеличению степени годности) основных средств на 2,6%, что отражает улучшение их технического состояния.

Однако  следует иметь в виду, что приведенные  проценты износа (коэффициенты)  лишь относительно характеризуют степень  изношенности основных средств. Экономический  износ основных средств, исчисленный  по нормам амортизации, на  основании, которого сделаны расчеты в табл. Г.5, не соответствует их реальному физическому и моральному износу, который следует оценивать экспертным путем.

Одной из наиболее важных проблем анализа является оценка технического уровня активной части основных средств. От своевременного их обновления в значительной степени зависит общая эффективность деятельности учреждения. Основными объектами анализа технического уровня основных фондов являются показатели изношенности и эксплуатационной годности активной части основных фондов.

Степень физического  износа зависит от многих факторов как внешнего, так и внутреннего  характера действия. К внешним  факторам относятся качество строительно-монтажных  работ при возведении зданий, сооружений, климатические условия; качество и прочность комплектующих, из которых созданы объекты основных средств, и др. Внутренними факторами являются уровень эксплуатации основных фондов; степень их загрузки; интенсивность использования; техническое обслуживание и т.п.

Для основных средств бюджетных учреждений характерен не только физический износ, вызванный самим процессом их использования, но и моральное старение. В результате создания на базе научно-технического прогресса новых, более совершенных видов основных средств, позволяющих повышать уровень предоставляемых учреждением услуг, становится невыгодным использование физически пригодных, но морально устаревших объектов. Вследствие морального износа основные средства обесцениваются,  хотя их потребительская стоимость может оставаться неизменной. Замена морально устаревших основных фондов учреждений осуществляется постепенно. В связи с этим возникает объективная необходимость установления и выявления изменения уровня прогрессивности основных средств. Этот уровень характеризуется удельным весом стоимости как прогрессивных, так и морально устаревших видов основных средств в их общей стоимости и рассчитывается на начало и конец года. Целесообразно также оценивать уровень прогрессивности активной части основных средств учреждения. Преимущественно  значительному моральному старению подвергаются  электронно-вычислительные, аналоговые, цифровые и другие подобные машины и устройства.

Характерной особенностью основных средств  анализируемого  учреждения является то, что их активная часть (оборудование) в незначительной степени находится под влиянием морального износа и слабо связана с развитием науки и техники.

Важной характеристикой состояния  основных средств является их возрастной состав. Такой анализ имеет целью  оценку работоспособности основных средств и выявление тех объектов, которые подлежат первоочередной замене. Для этого основные средства учреждения группируются по видам и срокам их эксплуатации.

Анализ возрастной структуры активной части основных средств Главного управления приведен в приложении Г в таблице Г.6. Здесь различные виды оборудования и инструментов размещены по мере убывания их удельного веса. В последнюю группу «Прочие» включены редкие виды оборудования, которым принадлежит незначительный удельный вес (1-2%).

При анализе возрастной структуры основных средств, представляется целесообразным исходить из эмпирического вывода о том, что оптимальным сроком их  эксплуатации является 7-10 лет. Анализируя отдельные виды основных средств (главным образом активную часть), следует принимать во внимание специфику деятельности учреждения (организации) и функциональное назначения каждого конкретного объекта.

Итак, из приведенных данных по анализируемому учреждению видно, что около трети  общего количества оборудования занимают объекты со сроком службы от 10 до 20 лет (19,3%) и от 20 лет и более (13,7%). По устаревшим объектам необходимо изучить соответствие их фактического количества нормам обеспеченности, а также установить по данным инвентарных  карточек соблюдение сроков службы.

В любом случае объекты третьей и четвертой возрастных групп следует рассматривать как относящиеся к разряду риска, связанного с возможным скорым выбытием в результате износа. Это важно для оценки финансовых возможностей учреждения по обновлению устаревших объектов основных средств и их плановой замене более новыми.

Как показывают расчеты, вторая возрастная группа инструментов и оборудования, большинство объектов которой уже  достигли своего нормативного срока  эксплуатации (от 5 до 10 лет), также занимают значительный удельный вес в общем составе активной части основных средств главного управления (30,1%).

Удельный вес оборудования возрастом  до 5 лет составляет 36,9%.

Анализ возрастной структуры по отдельным видам оборудования показывает, что наиболее изношенными являются следующие наименования: стулья, столы, шкафы

При проведении более глубоко анализа  целесообразно сравнивать такие  показатели, как фактический, средний, нормативный  и возможный срок службы объектов основных средств. Полученная в результате этого информация весьма интересна для более точной оценки состояния основных средств.

Техническое состояние основных средств  в определенной степени зависит  от своевременного и качественного  их ремонта. Поэтому вместе с изучением  технического состояния основных средств  учреждения целесообразно проводить анализ выполнения планов ремонтов.

Основные средства ремонтируются  за счет целевых бюджетных ассигнований или собственных внебюджетных источников. Затраты по ремонту основных средств  не увеличивают стоимость самих  объектов, а списываются на расходы учреждения.

Анализ ремонтов основных средств  проводится по данным актов дефектов, специальной технической и проектно-сметной  документации, актов выполненных  работ и списания материалов.

В приложении Г в таблице Г.7 представлены наиболее общие данные о выполнении плана ремонтов основных средств главного управления за анализируемый год.

Как видно из таблицы, большая часть  затрат были запланирована на проведение капитального ремонта (74,6%), (5 703,0/7 642,2 х 100), фактическая доля затрат на капитальный ремонт составила  74,3% (5 606,0/ 7 543,4 х 100). Таким образом в течение года произошло незначительное перераспределение средств (0,3%) в пользу текущего ремонта. По смете доля этих затрат предусматривалась на уровне 25,4% (1 939,2 / 7 642,2 х 100), а фактически составила 25,7% (1 937,4 / 7 543,4 х 100).

В целом план по ремонту основных средств главное управление выполнило  на 98,7%. Недовыполнение плана имело  место как по текущему (99,9%), так  и по капитальному ремонту (98,3%) основных средств.

Оценка расходов на ремонт основных средств показывает, что имело место невыполнение плана. Такая ситуация характерна для многих  бюджетных учреждений. Это связано с тем, что они имеют право производить свои расходы в пределах сумм, утвержденных по смете. В процессе более тщательного анализа устанавливаются причины отклонений. Ими могут быть отсутствие запчастей и материалов для ремонта; нецелевое использование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление ремонтных работ; недофинансирование учреждения по соответствующим статьям сметы в течение года и др.

При анализе технического состояния  основных средств особое внимание также  уделяется оценке такого характерного для бюджетных учреждений показателя, как фонд в основных средствах. Данный показатель отражает балансовую стоимость основных средств за вычетом их износа, то есть их остаточную стоимость. Чем меньше сумма фонда в основных средствах, тем ниже уровень их технического состояния, и наоборот. Сумма фонда в основных средствах и размер их износа отражаются в пассиве баланса (субсчета 250 и 020), а балансовая стоимость – в активе (счет 01).

На основании данных баланса  учреждения (форма № 1) сумма фонда  в основных средствах анализируется  на начало и конец года.

Уменьшение на конец года фонда  в основных средствах и, следовательно, увеличение процента их износа оцениваются как отрицательный фактор качественного состава основных средств.  Это является сигналом для принятия мер по обновлению основных средств и требует дополнительных ресурсов на текущий и капитальный ремонты.

Рассмотрим данные баланса главного управления.

Фонд в основных  средствах  на начало года составлял 3 852,3 тыс. руб. (6 431,0 – 2 578,7), а на конец - 5 136,7 тыс. руб. (8 215,3 – 3 078,6). Приведенные данные свидетельствуют об увеличение фонда в основных средствах на конец года по сравнению с началом года на 1 284,4 тыс. руб. (5 136,7 – 3 852,3).

Износ основных средств на начало года составил 40,1% от их балансовой стоимости (2 578,7/6 431,0 х 100), а на конец – 37,5% (3 078,6/8 215,3 х 100). Коэффициент годности – соответственно 59,9% и 62,5%. Это указывает на некоторое улучшение технического состояния анализируемого учреждения за отчетный период.

1.8 Обоснование необходимости создания системы

Цель создания информационной системы – экономия финансовых средств учреждения за счет автоматизированного сбора и хранения данных, необходимых для анализа выполненной оперативной работы, повышение надежности и удобства хранения данных, уменьшение риска потери важной информации.

Необходимо, чтобы информация поступала сотрудникам своевременно, причем круг лиц, имеющих доступ к конкретной информации, должен быть четко определен. Также требуется повышение своевременности внесения, регистрации и обработки поступающей к сотрудникам информации за счет сокращения ручного труда и времени на регистрацию и обработку данных.

Объектом автоматизации является деятельность единой дежурно-диспетчерской службы ГУ МЧС по Амурской области, администраторов информационных систем ГУ.

 Основная проблема на данный  момент заключается в том, что почти все процессы в отделе, связанные с использованием информации, такие как составление, добавление, оформление и хранение документов осуществляются вручную на бумажных носителях. Это приводит к значительным затратам времени и утомлению сотрудников. Внедрение системы позволит достаточно сократить время, затрачиваемое на обработку большого количества информации, быстро находить необходимые данные и с меньшими затратами составлять и оформлять документы, отчеты.

Создание системы, автоматизирующую деятельность специалистов  службы ЕДДС  предоставит следующие возможности:

–  формирование файлов, которые содержат в себе данные о всех произошедших ЧС по области и городу, информация об опасных объектах и другое;

–  жесткое разграничение прав доступа между пользователями;

–  исключение дублирования информации при ее хранении;

–  поиск документов в базе данных по различным критериям;

–  защита отчетных документов от несанкционированного доступа;

–  контроль правильности заполнения отчетных документов;

–  автоматическое обновление базы данных;

–  формирование различных видов отчетов;

–  печать отчетов.

Проектируемая система предназначена для эксплуатации в ЛВС, реализующей архитектуру “клиент-сервер”, что предполагает наличие центрального сервера, каналов связи и рабочих станций – клиентов.

Защита информации от несанкционированного доступа должна обеспечиваться сетевой политикой, аутентификацией пользователя с помощью пароля. Доступ к данным должен осуществляться в соответствии с установленными правами конкретных пользователей.

Надежность функционирования задач и достоверность БД должны обеспечиваться за счет:

  • контроля информации при вводе в БД;
  • выдачи пользователю сообщений на экран монитора в процессе считывания и обработки данных, предупреждая об ошибках или возможных последствиях;
  • запрета пользователю выполнять процедуры обработки данных, не 
    входящие в его служебные обязанности;
  • создание резервных копий БД.

Проектирование указанной автоматизированной подсистемы предполагается осуществить посредством использования средства разработки структуры базы данных ERWin.

 

 

 

 

 

 

 

2 ТЕХНИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ

 

2.1 Общие сведения

Полное наименование системы: Автоматизированная система для решения задач единой дежурно-диспетчерской службы ЦУС ФПС.

Условное обозначение системы: АРМ «Диспетчер ЦУС»

Разработчик: студент Факультета Математики и Информатики Амурского государственного университета Никитченко Андрей Петрович.

Заказчик: Центр управления силами Федеральной пожарной службы при Главном управлении МЧС РФ по Амурской области.

Перечень документов, на основании  которых создается система:

– заявка на разработку информационной системы;

– ГОСТ 34.602-89 – техническое задание на проектирование автоматизированной системы управления;

Информация о работе Автоматизированная подсистема единой дежурно-диспетчерской службы ЦУС ГУ МЧС по Амурской области