Архитектурные памятники Русского Севера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

По сведениям летописей, Вологда существовала уже в XII в. До конца XIV столетия эти земли принадлежали новгородцам. В 1482 г. Вологда вошла в состав московского государства. Исторические судьбы Москвы и Вологды сливаются воедино. С установлением торговых связей Москвы с Западной Европой через Белое море Вологда становится важнейшим транзитным пунктом.

Файлы: 1 файл

Архитектурные памятники Русского Севера.docx

— 85.87 Кб (Скачать файл)

 

Великий Устюг. В нижнем течении  Сухоны, недалеко от того места, где  в нее впадает река Юг, расположен один из самых замечательных северных русских городов — Великий  Устюг. В названии города Устюг отражено его географическое положение —  город в устье реки Юг. Соединив свои воды, эти две реки дают начало новой водной артерии — Малой  Северной Двине.

 

В Великий Устюг удобнее всего  добраться на пароходе, следующем  из Котласа вверх по Малой Северной Двине. Путешествие это занимает ночь. Попасть туда из Вологды сложнее, так как река Сухона в летние месяцы мелеет на некоторых своих участках, особенно начиная от Тотьмы.

 

Когда в ранний час приближаешься  к городу по реке, неожиданно возникает  панорама Великого Устюга. Она напоминает грандиозную декорацию к спектаклю  на темы русских сказок. В утренней дымке, освещенные лучами восходящего  неяркого солнца, медленно проплывают старинные церкви и соборы Устюга, чередующиеся с невысокими купеческими  домами и зеленью садов. Тихо кругом, и только стаи голодных чаек, кружащиеся за кормой парохода, резкими криками  нарушают утреннюю тишину. Но солнце поднимается  выше — и высокий городской  берег оживает. Кран, стоящий у  берега, потянулся к ящикам с грузом, и это, казалось бы несовместимое, сочетание старого и нового вдруг поражает каждого удивительным единством.

 

Великий Устюг принадлежит к  числу древнейших русских северных городов. Он упоминается в летописях  с XII в. Еще до этого времени на высоком берегу реки Юг, примерно в  трех километрах от современного Устюга, существовало древнее городище —  Гледень. Капризная Сухона, неоднократно менявшая свое русло, стала подмывать берег, на котором стоял Гледень, и жители переселились на другой, левый берег реки. Тут-то и возник собственно Устюг.

 

В самом конце XII в. Великий Устюг  был взят татарами, позже он перешел  во владение ростовских князей. В XIV в. устюжане участвовали в походе против Новгорода. Постепенно влияние Москвы на Устюг все более усиливалось, и в конце концов он был включен в пределы Московского государства.

 

На протяжении длительного времени  Великий Устюг играл важную стратегическую роль в деле обороны северных русских  земель. По мере расширения заморской  торговли через Архангельск усиливалась  и роль Устюга, как важного пункта на пути, связывавшем древнюю столицу  с портом на Белом море. Большое  значение города как транзитного  центра, а также широкое развитие в нем различных ремесел —  по обработке серебра, кузнечного, кожевенного  и других — исторически закрепилось  в его названии — Великий Устюг.

 

Расположение Устюга было удобным  для возведения в нем оборонительных укреплений. С юго-запада протекала  Сухона, и берег ее был достаточно высок, с востока проходил овраг  с речкой, которая впадала в  Сухону. Здесь, на мысе, образуемом двумя  водными протоками, и было создано  городище с валами, деревянными стенами  и башнями.

 

Валами и деревянными укреплениями был обнесен и посад, так называемый Новый острог — основная часть  нынешнего города. В XVII в. город распространился  и за его пределы. Возникали новые  слободы и монастыри.

 

Тогда же на одном из основных участков деревянные укрепления сгорели. Кроме  того, Сухона, на протяжении веков подмывавшая  берега, «обрушила» часть стен, обращенных к реке. И к концу века от крепостных сооружений фактически ничего не осталось, да и надобность в них отпала.

 

На протяжении веков Устюг имел сбивчивую, неправильную систему расположения улиц и кварталов. «Регулярный» четкий план он получил лишь в 1780-х гг. Последний  был утвержден Комиссией Каменного  строения.

 

До XVII в. в Устюге были деревянные церкви. Каменные начинают строиться лишь в этом столетии. Тогда же определился характер церковных построек города. То же самое наблюдалось и в архитектуре Вологды, с которой Устюг был тесно связан.

 

В Устюге сохранились десятки памятников монументального зодчества. Это  — исключительно постройки XVII и XVIII вв.

 

Среди церковных сооружений Великого Устюга можно выделить два основных типа. Первый из них, характерный для русской архитектуры XVII в. в целом,— бесстолбные церкви средних размеров, кубической формы, увенчанные одной или пятью главами; второй, связанный с XVIII в.,— церкви в виде куба с переходом через сомкнутый свод к крупному купольному барабану — восьмерику, поддерживающему другой, меньших размеров, барабан — восьмерик с маленькой главкой (этот тип церкви сходен с ярусным храмом).

 

Самый древний архитектурный памятник Великого Устюга, имеющий к тому же сложную судьбу, — главный  городской Успенский собор. Он расположен в пределах центрального комплекса  устюжских церквей — на набережной реки Сухоны. Первое упоминание о соборе связано с 1290 г. — годом постройки. Деревянный храм просуществовал немногим более ста лет и был уничтожен  пожаром. Через год на его месте  появилась вторая деревянная церковь. Но вскоре, во время нападения новгородцев  на Устюг, она тоже сгорела. В 1399 г. новгородский архиепископ, соболезнуя о случившемся, отдал распоряжение построить Успенскую  церковь заново. Направленные в Устюг  новгородские мастера исполнили  его поручение. Третий по счету храм дожил до конца XV в., но пожар и  его превратил в пепел. Поставить  новую церковь наказано было ростовскому  зодчему Алексею Вологжанину. Однако, вопреки имевшейся традиции, последний начал строить церковь «не по старине» — с планом «о двадцати стенах», а «кресьчатой» формы. Это не понравилось жителям Устюга, и Вологжанину пришлось исправлять допущенную вольность. В 1492 г. он приступил к сооружению храма по древней системе.

 

Повествование об Успенском соборе широко известно в истории древнерусского зодчества под названием «Устюжская легенда». Она приобрела особое значение для науки в связи с разработкой  вопросов развития русской деревянной архитектуры. В нашей книге в  ряде мест уже говорилось о древнем  происхождении типа храма «о двадцати стенах». Летописная «легенда» об Успенском  соборе Устюга дает бесспорное доказательство того, что на Руси существовали освященные веками образцы, и строители, возводя  новые сооружения, придерживались их. Эта «легенда» свидетельствует  и о том, что «круглые», то есть октогональные храмы с прирубами возникли раньше «крещатых» и на протяжении веков рассматривались как наилучшая форма деревянной церковной постройки.

 

Что касается Успенского деревянного  собора, построенного в начале 90-х  гг. XV в., то он сгорел, так же как и  предшествующие. Каменный собор на этом месте был возведен в первой половине XVII в. Но и это сооружение не осталось в первоначальном состоянии. Оно дважды перестраивалось. В настоящем виде собор имеет мало общего с первоначальной каменной постройкой.

 

В одном комплексе с Успенским  собором находится собор Прокопия, сооруженный в 1668г. Это кубический пятиглавый бесстолбный храм, фасады которого завершены декоративными закомарами. Здесь же расположен и собор Иоанна Праведного, в основной своей части совершенно заново построенный в XIX в.

 

Из существующих устюжских церквей, не изменивших своего первоначального  облика, наиболее древняя Вознесенская, возведенная в 1648 г. Она принадлежит  к числу лучших и наиболее выразительных  в художественном отношении архитектурных  памятников Великого Устюга. Церковь  имеет пристройки, созданные почти  одновременно с основным объемом  здания. Они размещены не симметрично. Поэтому с каждой из сторон храм смотрится различно. С севера и  запада его огибает большой двухъярусный корпус типа галереи, в нем находятся дополнительные приделы и колокольня. К западной стороне церкви примыкает крыльцо. К южному фасаду присоединена как бы самостоятельная церковка, поднятая на высоту второго этажа. Пристройки не только расширили сооружение, но и придали ему большую живописность.

 

Основной объем церкви несет  пять глав, покоящихся на мощном сомкнутом  своде, так же как во многих храмах Вологды. Из них лишь один — центральный  является световым. Церковка, примыкающая  с южной стороны, завершается  лишь одной главой на двухъярусном барабане.

 

Церковь Вознесения украшена богатым  и пластически насыщенным архитектурным  декором, «узорочьем», типичным для  русского зодчества XVII в. Основной —  второй этаж выделяется мотивом парных колонок, поддерживающих сложный по рисунку карниз. Выше его располагаются  декоративные нишки типа кокошников. Окна обрамлены пилястрами, двойными крепованными карнизами и фронтончиками. Все это, а также арки и опорные столбы первого этажа выполнены в кирпичной кладке. Детали вытесаны из белого камня. Кроме того, в отделке использованы цветные изразцы.

 

Один из основных архитектурных  ансамблей Великого Устюга — находящийся  в центре города комплекс сооружений Михайло-Архангельского монастыря. Монастырь был основан еще в XIII в., но каменные здания в нем начали возводить лишь с середины XVII в. В состав монастыря входят Архангельский собор (1650-е гг.), три церкви, трапезная палата, настоятельские кельи, братские кельи и некоторые другие постройки. Сравнительно небольшой по размерам монастырь отличается композиционной собранностью и живописностью своих строений, расположенных асимметрично на занимаемом ими прямоугольном участке. Памятники Михайло-Архангельского монастыря несравненно проще и строже церкви Вознесения — как будто бы строители решили вернуться к традициям старой архитектуры XV—XVI вв.

 

Архангельский собор — это пятиглавое прямоугольное в плане симметричное сооружение, в котором алтарь отделяется от основной части храма стеной. С трех сторон к собору примыкает  двухэтажная галерея. Во второй этаж ее ведет крыльцо. К северо-западному  углу галереи примыкает двухъярусная колокольня. Покрытие ее, как и большинства  колоколен устюжских церквей, —  шатровое. На фасадах церкви и колокольни нет ни «узорочья», ни декоративной лепки. Стены оживлены лишь лопатками  и тонкими горизонтальными тягами, отделяющими расположенные выше декоративные закомары.

 

От южного фасада собора отходит  двухэтажная галерея-переход с  двумя крыльцами на разных ее сторонах. Она соединяет собор с трапезной  палатой, построенной в середине XVIII в. Наиболее просто решен объем  трапезной. Большое и массивное, с редко посаженными арочными окнами — бойницами, здание больше ассоциируется с постройками XVI столетия, чем с XVII в., которому оно принадлежит. Очень красиво «нарисован» щипец  западного фасада с декоративным окном-нишей в центре и щелевидными  прорезями по сторонам его. Главное  помещение трапезной квадратной формы, посередине стоит квадратный же столб, с восточной стороны  к трапезной примыкает одноглавая бесстолбная церковь Введения. Она, так же как и Архангельский собор, очень проста по своему облику. Фасады ее гладкие, спокойные. Декоративной обработке подвергся только барабан купола.

 

Совершенно в ином стиле создана  надвратная Владимирская церковь, построенная  в 1682 г. Фасады церкви, а также связанные  с ней Святые ворота решены в обычных  для русской архитектуры XVII в. формах. Однако наличники окон, опорные столбы и профили кокошников полны своеобразия и чрезвычайно совершенны по рисунку.

 

Значительный интерес представляет комплекс Троице-Гледенского монастыря, находящегося вне Устюга, около Гледена.

 

Монастырь был построен теми же зодчими, которые возводили Михайло-Архангельскую  обитель. Поэтому сооружения обоих  монастырей имеют между собой  много общего. Троицкий собор Гледенского монастыря сходен с собором Михайло-Архангельского. Аналогичны композиции трапезных и связанных с ними церквей.

 

Однако Троицкий собор решен  в более удачных пропорциях, большую  законченность имеет и гледенская колокольня. Композиция собора Гледенского монастыря, в отличие от Михайло-Архангельского, симметрична. Обращают на себя особое внимание отдельные части Троицкого собора, в частности его апсиды — мягких, плавных очертаний с очень изящным наличником центрального окна. В декоративной обработке применены типичные для вологодско-устюжской архитектуры изразцы. Большую художественную ценность представляет пятиярусный барочный иконостас собора, относящийся к XVIII в. Он поражает своей великолепной тонкой резьбой.

 

В Великом Устюге много и других культовых построек. Среди них  можно отметить ансамбль Преображенских церквей на Комсомольской площади  и две церкви слободы Дымково—на противоположном берегу Сухоны. Оба  комплекса включают храмы как XVII, так и XVIII вв.

 

Наглядную картину изменений, произошедших в архитектуре Великого Устюга, дают дымковские церкви. Первая из них —  Дмитрия Солунского стилистически принадлежит еще XVII в. Это пятиглавый кубический храм с двумя ярусами декоративных закомар, «изображенных» на фасадах, и очень строгой, четкой по силуэту шатровой колокольней. Другая церковь — Сергия Радонежского, построенная в 1747—1769 гг., является образцом того нового композиционного типа храма, который уже сложился ранее в подмосковной архитектуре.

 

Характерно, что в декоративном убранстве этой церкви преобладают  мотивы XVII в.— надоконные фронтончики, арочки-кокошники на парапете и др. К такому типу построек в Устюге и в близлежащих местах можно отнести: Никольскую церковь, Преображенскую (теплую) и прочие. Все эти сооружения ярусные, основной объем четверика перекрыт сводом, из которого вырастает большой восьмерик, служащий нижним барабаном главки. На этом восьмигранном основании покоится второй, меньший восьмерик, а иногда еще и третий.

 

В Великом Устюге немало памятников светской архитектуры. Это, главным  образом, жилые здания XVIII — первой половины XIX в.— дом Шилова, Кузнецова  и другие. Особенно интересен дом  Шилова, построенный в середине XVIII в. Здание двухэтажное с сильно выступающей  центральной частью. Обращает на себя внимание барочная, несколько измельченная в рисунке декорировка фасада. В некоторых сооружениях сохранились ценные детали внутренней отделки — изразцовые печи, лепка и другие.

Информация о работе Архитектурные памятники Русского Севера