Домострой - памятник русской культуры XVI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 03:29, доклад

Описание работы

Домострой по праву считается одним из наиболее интересных литературных памятников русского средневековья. На страницах этого литературного памятника запечатлен опыт нескольких поколений наших предков. В настоящее время обращение к этому памятнику актуально прежде всего потому, что бережно сохраненный им груз многовековых традиций может стать тем интегрирующим и стабилизирующим началом оздоровления национальной культуры, без которого, по сути, немыслимо ее нормальное функционирование в современных кризисных условиях. В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя, считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время, кроме того необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного нам общества.

Файлы: 1 файл

Матвиив_тезисы.doc.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Матвиив Ф.

ГБОУ СПО СПТ г. Стерлитамак РБ, 1курс

(научный руководитель – Гайдукова  Ю.А.., преподаватель)

 

ДОМОСТРОЙ – ПАМЯТНИК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

XVI ВЕКА

     

Домострой по праву считается одним из наиболее интересных литературных памятников русского средневековья. На страницах этого литературного памятника запечатлен опыт нескольких поколений наших предков [1.C.5]. В настоящее время обращение к этому памятнику актуально прежде всего потому, что бережно сохраненный им груз многовековых традиций может стать тем интегрирующим и стабилизирующим началом оздоровления национальной культуры, без которого, по сути, немыслимо ее нормальное функционирование в современных кризисных условиях.

В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя, считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время, кроме того необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного нам общества.

Что бы ни говорили сегодня, но известно, что крепких семей во времена «Домостроя» было гораздо больше, чем теперь. И родителей уважали сильнее, несмотря на плеточный "беспредел". Слаще были пряники в то время, или все же кнут не так суров, как кажется на первый взгляд? [1.C.15].

“Домострой” показывает нормативные отношения в семье, которая предстает моделью государственного устройства. Семья, по “Домострою”, является школой подготовки к жизни, и каждый ее член от слуг и детей до главы “господина” имеет свои строго определенные права и обязанности. Если помнить об общей грубости семейных нравов, то нельзя не признать, что «Домострой» стремился к смягчению этих нравов [2.C.36].Что же было главным в древнерусской семье? Понимание единства рода и ответа, который она держит пред Богом: если человек совершает позорный, бесчестный поступок, то это касается не только его лично, он тем самым бросает тень на весь свой род; если родители не сумели воспитать детей, то они отвечают за это пред Богом [2.C.38]. В Домострое встречаются режущие слух слова – бояться мужа, со страхом внимать [2.C.39]. Однако сцены излияния неправедного мужского гнева здесь ни при чем – в древнерусском языке смысл этих слов был совсем другим. В то время бояться, то есть страх Божий иметь, значило и уважение, и признание, и понимание [3.C.110]. Недаром и сегодня говорят, правда, совсем с другим акцентом: "Бояться – значит уважать". Бояться мужа – это, прежде всего, быть вместе с ним и в горе, и в радости, выполнять свой долг в отношении дома, воспитывать детей, быть супругу поддержкой и помощью[2.C.45].

В каком-то смысле Домострой даже опередил свое время. Прошло почти пятьсот лет со времени создания “Домостроя”. Жизнь, несомненно, идет вперед. Сегодня мы можем говорить о развитии науки и техники, культуры в целом, о развитии общественных отношений, о громадном шаге вперед в изучении природы, о неизмеримо возросших возможностях человека. Но стал ли человек духовно богаче, нравственно выше, чем наш соотечественник пятьсот лет тому назад? Нет, к сожалению не стал. И тогда возникает вопрос: современно ли это произведение сегодня?

В подтверждение этой мысли приводятся слова известного историка В.О.Ключевского: “Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова” [1.C.23].

 

Список литературы

1.Колесов B.B. Домострой без домостроевщины // Домострой. М., 1990. С. 5-24.

2.Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, № 3.С.35-46.

3.Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. - М.: Наука, 1992. – 299 с.


Информация о работе Домострой - памятник русской культуры XVI века