Архитектурные памятники Русского Севера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

По сведениям летописей, Вологда существовала уже в XII в. До конца XIV столетия эти земли принадлежали новгородцам. В 1482 г. Вологда вошла в состав московского государства. Исторические судьбы Москвы и Вологды сливаются воедино. С установлением торговых связей Москвы с Западной Европой через Белое море Вологда становится важнейшим транзитным пунктом.

Файлы: 1 файл

Архитектурные памятники Русского Севера.docx

— 85.87 Кб (Скачать файл)

 

Сейчас Великий Устюг — вполне современный город. Вместе с тем  он, как никакой другой северный русский город, дает возможность  ощутить колорит минувших эпох. Этим Устюг обязан, прежде всего, множеству  сохранившихся сооружений гражданского и церковного зодчества, сконцентрированных в пределах сравнительно небольшой  городской территории.

 

Сольвычегодск. Один из районов сосредоточения памятников древнерусского зодчества  — бассейн реки Вычегды. Вычегда — один из крупнейших притоков Северной Двины. Ее устье — в двух километрах от Котласа. Наибольшее историко-архитектурное значение имеет Сольвычегодск, в настоящее время районный центр Архангельской области. От устья Вычегды до Сольвычегодска, расположенного на ее правом берегу, каких-нибудь двадцать километров.

 

Путь к древней «Соли Вычегодской» лежит по реке. Минуя дымный поселок  Лименду, с его лесозаводом и угольными причалами, пароход выходит на широкий простор спокойной Вычегды. Подвижный белый песок, перемещаясь по дну, образует множество коварных мелей, перекатов и островов. Они сильно затрудняют судоходство, и не случайно река, на вид очень спокойная и ласковая, пользуется дурной славой у судоводителей. Русло ее часто меняется, и, чтобы сохранить постоянный фарватер, на реке беспрерывно работают мощные землесосы. По обеим сторонам реки, от прибрежных порослей ивняка до синего леса на горизонте, тянутся золотые поля ржи. Сольвычегодск в далеком прошлом — один из центров русского Севера. Первоначально это был посад Соль-Вычегодская, основанный не позже XIV столетия новгородцами. Быстрое его развитие объяснялось тем, что он лежал на важной дороге из Новгорода на Урал. Здесь находилось и соленое озеро Солониха. В XVI в. природные богатства края стали использоваться промышленниками. Богатейшие купцы Строгановы, вотчиной которых был Сольвычегодск, основали здесь мощные солеварни.

 

Велико было и торговое значение города. Из Сибири сюда поступала пушнина, с Урала шел металл, с Белого моря—моржовый клык.

 

Но в дальнейшем фортуна изменила городу. Сольвычегодск утратил былое  значение. Торговые и промышленные пути, связывавшие Россию с Сибирью, передвинулись к югу. Строгановы центр своей деятельности также  перенесли в иные места — на Урал, в район Перми. От прежнего Сольвычегодска сохранились только древние сооружения и тонкое мастерство местных умельцев. Сольвычегодск всегда славился производством чеканных, финифтевых (разноцветная эмаль) и других изделий из металла.

 

Благовещенский собор — центральный  памятник Сольвычегодска. На сооружении укреплена надпись-«...построен усердием и иждивением Именитых людей Строгановых в 1560 году». Эта дата — начало строительства собора. Закончен он был двадцать четыре года спустя. Сооружение представляет собой большой двухстолбный пятиглавый храм на высоком подклете. Основание собора опоясано галереей, которая первоначально была открытой. Особую прелесть фасадам собора придает широкая лента — фриз из фигурно уложенного кирпича в верхней части стены под закомарами. Хороши по рисунку наличники обрамляющие окна. Однако ныне сооружение в значительной степени отличается от первоначального. Отдельные части здания значительно перестроены.

 

В соборе оригинально решена конструкция  центрального купола. На два опорных  столба и на стену алтарной преграды опираются арки, ояты которых расположены на различных уровнях. Между ними по углам выложены небольшие тромпы — своды в форме части конуса, половины или четверти сферы и т. д., применяемые в качестве опорной конструкции. Они дают возможность укрепить восьмигранный сомкнутый свод, служащий основанием восьмигранному же барабану купола.

 

Внутри Благовещенского собора—фрески 1600 г., исполненные, как значится на стенах, «московскими иконниками» «Федор Савин да Стефан Ярофиев со товарищи». Росписи эти еще недостаточно изучены. Они содержат в себе стилистические признаки, которые определят в дальнейшем — в XVII в. характер строгановской школы живописи. Им присуща сравнительная мелкомасштабность изображений, композиционная усложненность и повышенная декоративность. В росписи преобладают блеклые коричневые и зеленые тона.

 

Благовещенский собор являлся  для построившего его купца Аники Строганова «с сыновьями и внуками» не только храмом, но и укрепленной цитаделью. В подвалах собора размещались склады пушнины, хранились ценности. Здесь же были устроены тюремные казематы. Рядом с собором находились жилые хоромы Строгановых. Собор и хоромы были ограждены деревянной стеной с башнями.

 

Другое уникальное сооружение Сольвычегодска — собор Введенского монастыря, возведенный Строгановыми в конце XVII в.

 

Но если Благовещенский собор отличается простотой и суровостью архитектурных  форм, то Введенский собор — затейливостью, сложностью и поистине кружевным  характером деталей и тонко найденными цветовыми соотношениями. Два цвета  доминируют на фасаде храма: цвет красного кирпича, из которого он возведен, и  цвет белокаменного резного убора  колонн, дверей, арок.

 

Легенда рассказывает, что Григорий Строганов хотел поставить церковь, «которая бы превзошла праотец его». И действительно, Введенский собор  казался сольвычегодцам не только прекрасным, но и «дерзким», невиданным.

 

Строительство его начато в 1689 и  закончено в 1693 г. По своему объемному  решению храм продолжает старые традиции архитектуры Благовещенского собора. Это кубическое сооружение, стоящее  на высоком подклете, опоясанное галереей с широко раскрытым великолепным крыльцом. Фасад крыльца удивительно параден. Белокаменные колонны орнаментированы листьями вьющихся растений. Резьба панелей, крутые арки, сложные картуши производят впечатление богатства и даже роскоши.

 

Широкие ступени ведут во второй этаж к галерее. Наружные стены ее украшены орнаментированными изразцовыми  вставками. Такие же вставки помещены и на пилонах, разделяющих арки обходной галереи.

 

Конструктивно собор Введенского  монастыря отличается от своего предшественника: в нем нет внутренних столбов. В этом отношении собор близок к устюжским бесстолбным церквам, хотя и значительно превосходит их по размерам.

 

Перекрытие собора выполнено мастерски. По существу оно представляет собою  сомкнутый свод, но не сплошной, а  состоящий как бы из взаимоперекрещивающихся  мощных парных «арок». Центральный  купол и четыре боковых расположены  в просветах между ними. Применение «арок» дало возможность расположить  между их пятами окна второго яруса.

 

Внутри собора находится семиярусный деревянный иконостас работы московского мастера Григория Иванова. Плоскость его расчленена на ряд отдельных «панелей». В первых четырех ярусах их обрамляют витые колонки, выше — пилястры. Основное украшение иконостаса—тонкая виртуозная резьба, изображающая листья, виноградные гроздья и цветы. Иконы алтарной преграды были написаны в 1693 г. дворовым художником Нарыковым, о чем свидетельствуют надписи на иконах: «Лета 7201 (1693 г.) писал сей образ живописец Степан Дометнев сын Нарыков». Собор Введенского монастыря принадлежит к числу лучших произведений русского зодчества конца XVII в.

По рекам Северной Двине и  Пинеге

 

Каждая северная река имеет особый, только ей одной свойственный характер. Невозможно спутать Онегу с Пинегой, а Вычегду с Северной Двиной. Одни реки особенно хороши в утренние часы, другие раскрываются во всем своем очаровании пылающими закатными вечерами. Северная Двина поражает в тихую летнюю ночь. Жемчужное небо с золотисто-зеленой полоской у горизонта мягко отражается в могучих водах широкой реки.

 

Едва видны фигуры людей, ожидающих  парохода. Кругом звонкая тишина. Дремлет  река, дремлют и берега с темными  пирамидальными елями и домами-гигантами  с выгнутыми тесовыми кровлями, похожими на старинные новгородские ладьи, перевернутые вверх килем. Светает.

 

Где-то далеко впереди раздается  хриплый гудок. Звук долго катится  над рекой и исчезает в луговой  пойме. Много проходит времени, прежде чем из-за поворота реки появится долгожданный пароход.

 

Мы начнем свое путешествие к  берегам Белого моря из Котласа —  районного центра Архангельской  области. В двух километрах от города Вычегда и Малая Северная Двина сливаются в одну могучую и полноводную Большую Северную Двину.

 

На землях, лежащих по Северной Двине и ее притокам, с давних пор обитали различные племена, именовавшиеся «заволоцкой чудью». В XI столетии в этих местах появились новгородцы, основавшие здесь многочисленные торговые селения. К XIV в. они окончательно установили тут свои порядки. Тогда же в низовьях Двины новгородцами был заложен главный город этого края — Холмогоры. В следующем веке земли, примыкающие к Северной Двине, были включены в пределы Московского государства.

 

Население этих мест занималось соляным  промыслом, рыболовством, охотой. В XVI столетии устье Северной Двины и Холмогоры  приобрели новое значение, как  основной центр в торговле со странами Запада. В 1584 г. было начато строительство  главного морского порта — Ново-Холмогор, переименованного позже в Архангельск.

 

В XVII в. роль Архангельска была исключительно  большой. Северная Двина стала важнейшим  водным путем, по которому в порт поступали  товары из глубинных районов страны, и в обратном направлении шли  заморские товары. Естественно, что  это привело к возникновению  на берегах реки многочисленных селений, к строительству светских, церковных  и монастырских сооружений.

 

Обилие строительного материала  — ели, кондовой сосны, лиственницы  определило развитие в этих местах деревянного зодчества.

 

Пароход быстро идет по течению Двины. Правый берег низкий, с бескрайними  просторами заливных лугов и со сплошной стеной синеющего на горизонте леса. Левый берег высокий, обрывистый. На нем растянулся старыми домами город Красноборск.

 

Известно, что уже в XVI в. Красноборск принадлежал Соловецкому монастырю. Это было большое селение с крупной пристанью. Сюда шли со строгановских солеварен наполненные солью карбасы и дощанки. В амбарах и лавках хранились привезенные из Соли Вычегодской товары. Здесь на бойких ярмарках сбывали часть соли, остальную же отправляли в Устюг, Тотьму, Вологду.

 

Но не только строгановскую соль продавали на этих оживленных торгах. Из соседних деревень привозили свои искусные изделия народные мастера: замысловатые железные замки, деревянные резные ковши, берестяные туеса, вязаные  цветные кушаки.

 

Ныне Красноборск не так оживлен, как некогда. Но стоят еще срубленные из кондовой сосны сто лет тому назад, а то и более почерневшие  двухэтажные избы с пятью-семью  окнами на фасаде, с большими просторными  дворами.

 

Цывозеро. В окрестностях Красноборска сохранилось множество уникальнейших памятников деревянного зодчества XVII—XVIII вв. Чтобы их увидеть, надо на трескучей моторке переехать около длинного острова, сплошь заросшего ивняком, на правый берег реки в рабочий поселок Дябрино. Отсюда через зыбкие и глубокие белые пески, болота и лесные чащи начинается нелегкий путь к памятникам деревянного зодчества. Недалеко от деревни Цывозеро рельеф местности резко повышается. На огромных зеленых холмах, усеянных клевером и ромашкой, начинают попадаться одинокие вековые ели. Их толстые стволы и широкие раскидистые ветви обращают на себя внимание. Глядя на этот пейзаж, невольно вспоминаешь театральные декорации В. Васнецова к «Снегурочке» или билибинские иллюстрации к русским сказкам. Вот чем вдохновлялись замечательные русские художники. Ведь не раз здесь бывали и В. Васнецов, и И. Билибин, и В. Верещагин и И. Грабарь.

 

За холмами простирается поле ржи, а за ним едва виднеется знаменитая Цывозерская колокольня, хорошо всем известная по акварелям И. Билибина.

 

Колокольня стоит уже более  трех веков. Ее замшелый сруб осел и  накренился, и теперь кажется, что он вырастает из земли. Цывозерская колокольня принадлежит к так называемым «девятистолбным» сооружениям. Ее каркас, состоящий из девяти вертикально стоящих толстых бревен, защищен на большую часть своей высоты восьмиугольным срубом. На уровне яруса звона эти столбы открыты и украшены резьбой — овальными «дыньками» и тонкими «жгутами». Еще выше — четыре венца образуют повал, поддерживающий полицы невысокого восьмиугольного шатра, покрытого тесом.

 

Все в этой сказочной колокольне совершенно: и пропорции, и форма  маковки с тонкой покрытой пластинками  шейкой, и сама главка с высоким  крестом.

 

Покидая это место, не раз оглянешься на силуэт колокольни, на широкие дали с избами на горизонте, на колосящееся  поле и заросшую травой дорогу. . .

 

Белая Слуда. Едва заметная колея проселка сворачивает в сосновый лес. Пройдя восемь километров, выбираемся на высокий песчаный берег северодвинской старицы, к старинному селу Белая Слуда.

 

Огромные старые суровые двухэтажные  дома с напряженно изогнутыми крышами  стоят по обеим сторонам широкой  главной улицы. У песчаного обрыва живописно разбросаны темные срубы  амбаров и бань, чередующихся с  высокими «журавлями» колодцев.

 

Еще несколько лет назад главную  деревенскую улицу замыкала могучая  вертикаль сорокапятиметрового храма Владимирской Богоматери с шатром, крытым серебристым тесом. В 1962 г. он сгорел от удара молнии.

 

Ровно триста двадцать лет простояла  эта церковь. Она производила  впечатление не столько своей  высотой, сколько какой-то особой, почти  аскетичной простотой восьмистенного сруба с двумя примыкающими с запада и востока прирубами, завершенными килевидными бочками. Единственными украшениями фасадов здания были крытые лемехом главки-грибки очень затейливого рисунка, врезанные в гребень килей прирубов, да разбросанные в живописном беспорядке маленькие квадратные «колодчатые» окна.

 

Верхняя Уфтюга. От Белой Слуды до погоста Верхняя Уфтюга около тридцати километров. Селение окружено лесом, и только перед самыми плетнями, ограждающими выгон, деревья расступаются. Здесь особенно красиво осенью, когда на скошенном лугу еще стоят высокие стога, а в пожелтевших уже кустарниках серебрится ивняк да кое-где выделяется своим красным убором одинокая осина.

 

Осень обычно для Верхней Уфтюги была временем ярмарок. В это село с огромными избами — шестистенками и двойнями, украшенными строгой резьбой, съезжались мастеровые, купцы, ремесленники. Здесь торговали прялками, глиняными игрушками, домашней утварью и берестяными туесами. Такие туеса, расписанные фантастическими зелеными и красными цветами с белыми и синими листьями, до сих пор делает народный мастер Новинский Дмитрий Матвеевич, живущий недалеко от Верхней Уфтюги, в деревне Новоандреевке.

Информация о работе Архитектурные памятники Русского Севера