”Русская Правда” как памятник права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:33, реферат

Описание работы

Данный реферат посвящен прежде всего рассмотрению отдельных аспектов "Русской правды": в нем устанавливается правовое положение основных социальных групп, освещаются положения гражданского права, описывается судебный процесс и определяется влияние церкви. Но более тщательно разбираются нормы уголовного права.

Содержание работы

• Введение 3
o Правовое положение основных социальных групп 5
o Гражданское право 6
o Уголовное право: преступления и наказания 8
o Судебный процесс 15
o Влияние церкви 16
• Заключение 18
• Библиографический список 19

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.68 Кб (Скачать файл)

Тема: "”Русская Правда” как памятник права"

ПЛАН

  • Введение 3
    • Правовое положение основных социальных групп 5
    • Гражданское право 6
    • Уголовное право: преступления и наказания 8
    • Судебный процесс 15
    • Влияние церкви 16
  • Заключение 18
  • Библиографический список 19

Введение

"Русская Правда" является  древнейшим памятником русского  права.

В ней наиболее полно и  верно отразилась частная юридическая  жизнь Древней Руси.

Под "Русской правдой" понимают три разновременно возникшие, но тесно связанные между собой  редакции. Это - Краткая Правда (КП), Пространная Правда (ПП) и Сокращенная Правда (СП).

Краткая Правда (подготовлена не позднее 1054 г) состоит из Правды Ярослава (ст.1-18), Правды Ярославичей (ст. 19-41), Покона вирного (ст.42) и Урока мостников (ст.43), которые содержат нормы об убийстве, побоях, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о вознаграждении за порчу чужих вещей, а также решения, принятые на княжеском съезде потомков Ярослава, дополняющие уже имеющиеся статьи нормами судебных пошлин и расходов.

Пространная Правда, возникшая  не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделялась  на Суд Ярослава (ст.1-52) и Устав  Владимира Мономаха (ст.53-121). Она  развивает положения Краткой, выстраивая их в более стройную систему, и  добавляет к ним нормы, установленные  законодательством Владимира Мономаха.

Сокращенная Правда появилась  в середине 15 в. из переработанной Пространной редакции.

В литературе существуют два  взгляда на происхождение "Русской  Правды". Одни видят в ней не официальный документ, а приватный  юридический сборник, составленный каким-то древнерусским законоведом  или несколькими законоведами для  своих частных надобностей (Сергеевич, Владимирский-Буданов и др.). Другие считают "Русскую правду" официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось много разных списков "Русской Правды", различающихся количеством, порядком и даже текстом статей (Погодин, Беляев, Ланге и др.). Между тем В.О. Ключевский занимал особую позицию в споре об официальном и частном происхождении памятника. "Русская Правда", на его взгляд, "не была произведением княжеской законодательной власти; но она не осталась и частным юридическим сборником".

"Русская Правда" применяет  казуальный или формальный способ  обработки материала: из реальной  жизни или правового источника  (обычая, судебной практики, византийского  права) брался конкретный казус,  решение которого "Русская Правда" определяла сама. При этом имел  место двойной мотив решения:  сугубо формальный, догматический  и религиозно-нравственный.

Источниками кодификации  были нормы обычного права и княжеская  судебная практика.

К числу норм обычного права  относятся прежде всего положения о кровной мести (ст.1) и круговой поруке (ст. 19 КП). Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в "Русской Правде" и иногда связываются с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).

Данный реферат посвящен прежде всего рассмотрению отдельных аспектов "Русской правды": в нем устанавливается правовое положение основных социальных групп, освещаются положения гражданского права, описывается судебный процесс и определяется влияние церкви. Но более тщательно разбираются нормы уголовного права.

 

Основная часть

Правовое положение  основных социальных групп

В "Русской  Правде" содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Два критерия, особо выделяющие правящий слой и остальное население в составе общества, - нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя (ст.1 ПП) и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителей этого слоя (ст.91 ПП). Эти юридические привилегии распространялись на князей, бояр, княжьих мужей, княжеских тиунов и огнищан.

Основная масса населения  разделялась на свободных и зависимых  людей. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники.

Свободный смерд-общинник обладает определенным имуществом, которое он может завещать детям: он мог передавать дочерям только движимое имущество (инвентарь), а участок земли и  двор сыновьям (ст.100 ПП). При отсутствии наследников его имущество переходит  общине. За совершенные проступки  и преступления (напр. - ст.78 ПП), а  также по обязательствам и договорам  он несет личную и имущественную  ответственность.

Более сложная юридическая  фигура - закуп. В ПП есть специальный "Устав о закупах", согласно которому закуп - человек, работающий в хозяйстве феодала за "купу" (ст.57, 58 ПП), т.е. заем земли, денег и т.д. Закуп - неполноправное лицо: на суде он мог быть свидетелем только в незначительных тяжбах и только в случае нужды, когда не было свидетелей из свободных лиц (ст.66 ПП). Закон охраняет личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его (ст.62 ПП) и отнимать имущество.

Холоп - наиболее бесправный субъект права. По утверждению Ключевского, "холопы, собственно, не сословие, даже не лица, а вещи, как и рабочий  скот", поэтому за убийство чужого холопа взимались не вира и головничество, а только продажа в пользу князя и урок в пользу хозяина, а убийство своего холопа государственным судом совсем не наказывалось (ст.89 ПП). Личность холопа как субъекта права практически не защищалась законом.

Далее рассмотрим княжих мужей, простых людей и бояр. Первые лично  служили князю, составляли его дружину, высшее привилегированное и военно-правительственное  сословие, посредством которого князья правили своими княжествами, обороняли  их от врагов; жизнь княжа мужа оберегалась двойною вирою (ст.11 ПП). Вторые платили князю дань, образуя податные общества, городские и сельские.

Бояре по "Русской Правде" - не придворный чин, а класс привилегированных  землевладельцев.

Таким образом, "Русскую  Правду" следует определить как  кодекс частного права, так как все  ее субъекты являются физическими лицами, а понятия юридического лица закон  еще не знает. Кодекс строится на казуальной основе, законодатель стремится предусмотреть все возможные жизненные ситуации.

 

Гражданское право

В "Русской правде" содержатся нормы гражданского права. "Правда" тонко различает и точно определяет имущественные отношения. Она строго отличает отдачу имущества на хранение (поклажа, ст.49) от займа, простой заем, бескорыстную ссуду от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный от долгосрочного и, наконец, заем от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда.

Также в "Правде" установлен точно определенный порядок взыскания  долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел.

"Русская правда" довольно  отчетливо различает несколько  видов кредитного оборота. Гости,  иногородние или иноземные купцы, "запускали товар" за купцов  туземных, продавали им в долг. Купец давал своему гостю, купцу-земляку, "куны в куплю" для закупки  ему товара на стороне; капиталист  вверял купцу "куны в гостьбу", для оборота из барыша (ст.48 ПП). Обе последние операции "Правда" рассматривает как сделки товарищей по доверию. При этом заключение комиссионных или "инвестиционных" сделок не требовало участия свидетелей, в таком "договоре товарищества" было достаточно присяги.

Наряду с этим в "Русской  Правде" содержатся некоторые архаические, древние элементы, явно заимствованные из прошлого. Таков, например, порядок  истребования истцом принадлежащей  ему вещи в процессе "свода" или спор о принадлежности имущества  посредством "ордалия" ("суда божьего").

Форма заключения договоров  была устной, они заключались при  свидетелях, на торгу или в присутствии  мытника: "Паки ли будеть что татебно купил в торгу, или конь, или порт, или скотину, то выведеть свободна мужа или мытника…" (ст.37 ПП).

В обиходе договор купли-продажи  был самым распространенным. Продавались  имущество (движимое и недвижимое) и  холопы, причем продаже последних в законодательстве того времени уделяется весьма большое внимание. Продажа недвижимости, видимо, раньше всех начала оформляться письменными актами. С.В. Юшков полагал, что существовали сроки предъявления претензий по недостаткам купленной вещи.

Существовал и договор  самопродажи в холопство в присутствии свидетелей. По мнению С.В. Юшкова, этот договор был достаточно распространен в рассматриваемый период и исторически предшествовал договору купли-продажи.

В сфере наследственного  права наметилось социальное расслоение и юридическая дифференциация (разный порядок для бояр и простых  свободных людей). Родовой элемент и община-вервь все еще играют важную роль на практике в наследственном процессе, сохраняется традиционный для Руси миноратный принцип, т.е. преимущества младшего сына в наследовании - ст.100 ПП) и приоритет законного порядка над завещательным.

"Русская Правда" говорит  только о наследовании после  родителей, дочери наследуют только  при отсутствии сыновей (ст.91 ПП), наследство разделяется между  детьми поровну (ст.92 ПП), братья-наследники  обязаны снабдить сестер приданым, часть наследства передавалась  церкви, часть вдове - "на прожиток".

Закон упоминает наследование движимого имущества - холопов, скота, дворов (ст.100 ПП), домов, товаров (ст.99 ПП). О наследовании земли речи еще  не идет, она не была объектом частной  собственности.

 

Уголовное право: преступления и наказания

Уголовное право как совокупность норм, представляющих собой обособившуюся  отрасль права, сформировалось на стадии позднего феодализма и продолжало развиваться  в буржуазный период. Поэтому для  более раннего времени правильнее говорить об уголовном законодательстве, в центре которого стоят две категории - преступление и наказание. В 10-15 вв. понятия вины, соучастия, подготовки к совершению преступления находились в зачаточном состоянии, на протяжении 16-17 вв. формировались, и лишь в Уложении 1649 г. они находят более или  менее полное отражение.

В арабских источниках, летописях, договорах Руси с Византией имеется  достаточно сведений о караемых государством криминальных посягательствах в 9-10 вв. Речь идет о кражах, в убийствах, побоях и т.д., но они не характеризуются  какими-либо особыми терминами. Преступные действия в летописях именуются  злыми делами. Главный элемент  преступного действия - наказуемость. В качестве объекта нарушения  могли выступать государственный  закон, обычаи, религиозно-нравственные установления. В литературе принято  считать, что первая попытка определить преступное деяние сделана в "Русской  Правде", где нанесение вреда  личности именуется "обидой". Например, при нанесении побоев следовало "платить за обиду 12 гривен".

"Обида" - это не нарушение  закона или княжеской воли, а  причинение морального или материального  ущерба лицу или группе лиц.

Объектами преступления были личность и имущество. Объективная сторона преступления распадалась на две стадии: покушение на преступление (например, наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший: "Оже ли кто вынезь мечь, а не тнеть, то тъи гривну положить", ст.9 КП) и оконченное преступление.

Очень характерно, что в  законодательстве затрагивается вопрос о соучастии. Очевидно, в условиях обострения классовых противоречий, кража имущества стала производиться "скопом". В ст.31 КП и 40 КП устанавливается, что каждый из соучастников должен платить одинаковый и притом повышенный штраф. Если кража коня, вола или  имущества из клети совершалась  одним лицом, то взыскивалось гривна и тридцать резан, а если в этой краже виновны несколько лиц, то каждый из участников платил уже  по три гривны и по тридцать резан: "А иже крадеть любо кон(ь), любо волы, или клеть, да аще будеть крал, то гривну и тридесят резан платити ему; или их будет 18, то по три гривне и по 30 резан платити мужеви".

Такое же повышенное взыскание  должны были платить и участники  в краже овцы, свиньи или козы: "Аже украдуть овъцу, или козу, или свинью, а их будеть 10 одину овъцу украле, да положать по 60 резан продажи а хто изимал, тому 10 резан", ст.40 КП. Принимались также меры против истребления межевых знаков: " А иже межу переореть любо перетес, то за обиду 12 гривне", ст.34 КП.

Среди дополнительных статей имелась статья, которая давала право  пострадавшим расправляться с ночными  ворами (ст.38 КП).

Из вышеизложенного мы видим, что главным видом возмездия  служат в "Русской Правде" денежные взыскания. Ключевский В.О. в своем  труде наиболее полно рассмотрел данный вид. Денежные взыскания высчитываются  на гривны кун и их части. Гривна значит фунт. Куны - деньги. Гривной кун, т.е. денежным фунтом, назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатый, служивший самым крупным серебряным меновым знаком на древнерусском рынке до 14 в, когда его заменил рубль. Гривна подразделялась на 20 ногат, на 25 кун, на 50 резан. В "Русской Правде" видно указание на постоянное соотношение меховых и металлических ценностей. Например, 5 металлических кун могут быть заменяемы двумя меховыми ногатами ("на мех 2 ногате").

Интересно, что наиболее высокими санкциями в "Русской  Правде" охранялось имущество бояр.

По утверждению Юшкова С.В., существовавшее после издания "Правды Ярославичей" законодательство не могло удовлетворить боярство. Оно касалось только княжеских дворовых слуг и охраняло только княжеское  имущество. Жизнь и имущество  бояр охранялось на основании общих  норм. Естественно, что основной задачей  уголовного законодательства после  издания "Правды Ярославичей" являлось распространение ее норм на боярство. Нужно было, чтобы и имущество  бояр было охранено более высокими санкциями против грабителей и воров. Ярославичи или их непосредственные преемники стали или издавать отдельные постановления об усиленной  охране имущества, или выносить судебные решения, которые затем обобщались в законодательных нормах. Так, появились статьи об установлении штрафа в высшем размере (12 гривен) за увод чужого холопа или раба (ст.29 КП), за кражу скота - коня, вола и имущества из клети ст.31 КП), ладьи (ст.35 КП), домашних птиц (ст.36 КП), пса, ястреба и сокола (ст.37 КП), сена и дров (ст.39 КП), овцы, козы или свиньи (ст.40 КП). Все эти нормы защищали от посягательств имущество не только князей, но и всего населения, а в первую очередь, имущество боярства.

Информация о работе ”Русская Правда” как памятник права