Архитектура Петровской эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 08:48, реферат

Описание работы

Разностилие: Петропавловский собор, Меньшиковский дворец на Яузе, Арсенал в Кремле.
От дерева к камню: Меньшикова башня в Москве (1704-1707), Ивана Воина на Якиманке (1709-1713), Церковь в Дубровицах.
Три периода строительства Питера: Летний дворец + Зимний дворец, Петергоф.
Архитекторы-иностранцы.

Файлы: 1 файл

ИСКУССТВО ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Работы:

1. достройке меншиковеких дворцов

Шедель, несомненно, принимал участие в достройке меншиковеких дворцов после отъезда на родину Фонтана. В этот период, вероятно, и был закопчен днорец на Васильевском острове и пристроены к нему двухэтажный корпус с западной стороны и конюшни (по Съездовской линии), изображенные на ри­сунке X, Марселиуса 1725 года. (Недель не мог быть автором замечательного замысла меншиковского дворца в Ораниенбауме. Единственное само собой напрашивающееся имя — Шлютер, первый из знаменитых западноевропейских зодчих, приглашенный в Россию Брюсом.

4)      Андреас Шлютер (1664-1711),

прославленный немецкий архитектор и скульптор, строитель королевского замка н арсенала в Берлине, по договору,  заключенному с ним 1 мая 1713 года,

Работы:

1.       Летний дворец (Введением скульптурных фризов и рельефов на стенах между окнами)

2.       Монплезир (Петергоф) -  Проект и модель для него были выполнены в мастерской Шлютера. Монилезнра передан им перед отъездом за границу архитектору Брауиштейну за емертыо Шлютера1. Последний успел только закончить наружную отделку центрального павильона, внутренние помещения которого позднее декорировал Леблон.

3.       дворец в Ораниенбауме. (ВОЗМОЖНО: Шлютер пере­работал прямолинейный фасад Шеделя в дугообразный, создав в результате одну из самых пленительных дворцово-уеадебных композиций в европейской архитектуре -  сохранившийся в копии упомянутый чертеж.)

Есть все основании предполагать, что Шлютер, привез­ший с собой из Германии Шеделя, помог этому посредственному архитектору справиться с непосильной дан него задачей создания такого грандиозного ан­самбли, каким является дворец в Ораниенбауме. Это тем более правдоподобно, что после смерти Шлютера осталось большое графи­ческое наследство, использованное другими зодчими в застройке Петербурга, да и самый архитектурный образ ораниенбаумского дворца но противоречит характеру Шлютеровского творчества.

 

В зданиях, построенных с участием Шлютера, мы находим мало общего с его работами в Германии или Польше.. Но простота объемного построения, интим­ность композиции являются характерными отступлениями, отличающими в целом архитектуру дворца от вычурных барочных произведений этого мастера в Бер­лине. В архитектуре фасадов Монплезнра невозможно обнаружить ничего общего с предшествующими творениями Шлютера. Особенности местных условий заста­вили даже такого выдающегося мастера изменить направление своего творчества.

5)      По рекомендации Шлютера был приглашен и прибыл в Россию в феврале 1714 года немецкий архитектор Иоганн Маттарнови.

Работы:

1.       2й Зимний дворец (будучи неплохим гра­фиком, он был слабым архитектором. – видно по эскизам дворца)

2.       церковь Исаакия Далматского около Адмиралтейства (на месте, где сейчас на­ходится памятник Петру I)

3.       В Летнем саду он строил галлерею на берегу Невы.

4.       В 1717 выпол­нил проект Кунсткамеры, постройка которой была начата в 1718 году Маттарнови, умершему 12 ноября 1719 года, не удалось полностью закончить ни одной постройки; все их пришлось достраивать другим архитекторам, внесшим ряд изменений в первоначальные проекты.

Маттарнови, имевший в Германии специальность оформителя фонтанных устройств, в России рискнул взяться за архитектуру, по, не имея достаточной подготовки, не смог овладеть новой для него профессией.

6)      Сменивший Маттарнови немецкий архитектор Николай Фридрихович Гербель прибыл в Россию в 1719 году.

Работы:

1.       по чертежам Маттарнови он строил Кунсткамеру и церковь Исаакия Далматского. (За допущенные при строительстве конструктивные ошибки он был отстранен от руководства работами. На его место был назначен итальянский архитектор Кьявери)

2.       Конюшенный двор  Единственная  постройка, начатая по собственному проекту, — Гербелю также не удалось закончить: в 1724 году он скончался. Постройка этого со­оружения была завершена русским архитектором М. Г. Земцовым.

Он работал вначале по планировке города при Полицмейстерской канцелярии. Не проявив себя достаточно подготовленным к Этой работе, Гербель в дальнейшем занимался наблюдением за постройкой зданий, спроектированных другими архитекторами..

7)      Немецк архитектор Теодора Швертфегера, приехавшего в Россию в 1713 году. С 1720 по 1733 год он, заменив Трезини, пел строительство Александро-Невской лавры.

Работы:

1. Александро-Невской лавры. Швертфегер переработал проект Трезини. При сравнении зубовской и пикартовской гравюр, дающих изображения монастыря в 1717 и 1723 годах (стр. ш.ш), видно различие в от­делке фасадов примыкающих к собору корпусов и Благовещенской церкви. Раз­личие имеется и в планировке большого регулярного сада. Но основное, что отличает один замысел от другого,— это архитектура собора. В противополож­ность чрезвычайной простоте композиции собора в проекте Трезини, в гравюре 1723 года и модели, выполненной иод руководством Швертфегера (стр. т), про­являются черты сложного немецкого барокко. Швертфегер ввел многочислен­ные кривые и волнистые линии, причудливые обелиски, вазочки, статуи и дру­гие украшения. Вместе с тем в объемной композиции его собора больше тради­ционных форм русской архитектуры, чем в Петропавловском соборе Трезини; мы видим здесь более органичную постановку купола, а также характерную апсиду алтаря. Только устройство двухбашснной колокольни и применение в отделке фасадов вычурных форм, дающих богатые живописные эффекты, свидетельствуют о взаимодействии отечественных традиций и западноевропейских влияний.

2. Благовещенский собор после увольнения Швертфегера над сооружением собора работало несколько архитекто­ров, в том числе Земцов, Еропкин и Пьотро Трезини, но собор так н не удалось закончить. Чрезмерная грузность сводов создала угрозу разрушения собора, и поэтому он был в 1755 году разобран до основания.

3. Не сохранилось также ка­менное подворье Александро-Иевской лавры на Васильевском острове, построен­ное по проекту Швертфегера.

8)      В качестве архитектора и скульптора был привлечен для работы в России, по договору от 19 октября 171Г) года, граф Карло Вартоломео Растрелли

.Работы:

1. дворца и парка в Стрельне ( Представленный на рассмотрение Негра I проект не полу­чил одобрения)

Раелрелли главным образом занимался скульптурными работами портретными и декоративными, сложившись в России в одного из крупнейших скульпторов эпохи.

9)      Почти одновременно с Растрелли в Париже был заключен договор с фран­цузским королевским архитектором Жаном Батистом Леблоном (1679 1719). Ученик арх-ра Ленотро

Работы:

1.       План петербурга

К приезду Леблона Петергофский дворец и Монплезир были уже выстроены.

2. Доработка Петергофского дворца внутренней отделке

3. Доработка Монплезира внутренней отделке

В отделке интерьеров дворца и Монплезира Леблон широко использовал роспись, скульптуру, лепку, деревянную облицовку и резьбу. По его проекту французскими мастерами была выполнена отделка деревянными резными панно кабинета Петра 1 в Петергофском дворце. Но его же проекту были на английский манер, дубом, облицованы стены Купольного зала в Мои- плезире; эта скромная отделка придала интерьеру особую теплоту и подчерк­нуто контрастировала с богато декорированным потолком, лепкой и росписью плафона, выполненной французским художником Пнльманом

4.  планировка Летнего сада и грота – не были одобрены. Проект последнего не был утвержден Петром, который в своем письме писал: «у грота в Летнем доме кровле но Леблону не быть, а делать, как у Маттарнови»1. По планировке Летнего сада предложения Леблона не были приняты, и разбивка сада была позже произве­дена по проекту Земцова.

5. планировки парка Екагерпнгофа – не был воплощен

6. дома Апраксина – был построен Это —то крайнее справа трехэтажное здание, которое видно на рисунке X. Марселиуса .78). Его третий этаж надстроен позднее, а впоследствии Растрелли переделал его иод Зимний дворец для Анны Ивановны, пристроив его к «адмиральским палатам» Апраксина. Проект его первоначального двухэтажного фасада не трудно узнать в эрмитажном чертеже Леблона

7. проект Стрельнинского дворца и парка был утвержден Петромпозднее композиция этого ансамб­ля получила ряд изменений в процессе работы над ним архитекторов Микотги, Земцова, Усова, Еропкина и других. К постройке дворца при жизни Леблона не приступали, и он получил осуществление уже при Екатерине

Немногие получившие осуществление проекты Леблона .Но деятельность Леблона имела большое значение для повышения общего уровня архптектурно-худошеегвениоп культуры , для организации подготовки кадров и упорядочении проект­ного дела.

Из последней видно, что Леблон использовал принципы передовых теоретиков и архитекторов-утопистов Италии и Франции XVIII века. Он предлагал в центре устроить дворцовую площадь и вблизи нее расположить дома вельмож и правительственные учреждении. Равно­мерно распределил он церкви, общественные площади, рынки, рекомендовал устройство биржи, ярмарочной площади, площади для казней и специальных улиц для расселения мастеров. За городскую черту он вынес госпитали, места для свалок, кладбища, жилища для «подлого народа» и огороды.

Исключительное положение, в которое Петр поставил Леблона, назначив его генерал-архитектором, подчиняло ему всех работавших в Петербурге зодчих.

Ме­ханическое перенесение западноевро­пейского опыта без учета специфи­ческих местных условий, абстракт­ность и нереальность большинства архитектурных идей Леблона служи­ли причиной многочисленных жалоб на него Петру, либо порождали прямое противодействие, препятствовав­шее осуществлению его проектов.

 

10)  Значительно раньше Леблона прибыл в Россию немецкий архитектор Погани Фридрих Браунштейи. В 1713 году он был привезен Шлютером в качестве рисовальщика. После смерти Шлютера Браунштенн выступает уже в качестве архитектора, руководящего различными постройками в Петергофе, Кронштадте и Петербурге.

Работы:

1.       В Петергофе – строительные работы возможно по чертежам и моделям Шлютера, Брнунштеии руководил строительными работами по постройке дворца, канала и земляными работами по устройству каскадов перед дворцом, а также пристраивал к Моииле- зиру галлереп и вел отделочные штукатурные рабош в центральном зале. После смерти Леблона Браунштейн заканчивает Монплезир;

2.       — Марли и -Эрмитаж по объемному построе­нию представляют собой простые параллелепипеды Оба двухэтаж­ные, но но архитектурному убранству довольно отличные один от другого. Пер- вый скромен по композиции.4 У него характерная для петровского времени кры­ша с изломом, углы здания рустованы, окна простой прямоугольной формы. Центр здания подчеркнут лучковым фронтоном, арочным проемом двери и Длин­ном с ажурной металлической решеткой, поддерживаемым кронште йнами, югато украшенными лепи и поболее богата архитектура фасадов

11)  Никколо Микетти.

Микетти прибыл в Петербург в начале июня 1718 года. Через месяц (|н июля) он был уже вместе с Петром в Ревеле на площадке будущего Екатерниентальского дворца и «размерииал фундамент, где быть палатам и огороду После смерти Леблона в 1719 году Микетти находился на постройках в Петер­гофе и Стрельне. Наблюдение же за постройкой дворца и устройством парка в Ревеле было поручено Земцову, роль которого в отделке интерьеров и раз­бивке парка была довольно значительной.

Работы:

1.       Екатерниентальский дворец - Единственным сохранившимся памятником творчества Микетти и России. Архитектура дворца не выдержи­вает строгой критики: в общем замысле его нет ничего оригинального, детали плохо прорисованы; особенно неудачны вычурный барочный фронтон и эллипсо­видное окно в центре. В обработке фасадов Микетти использовал ордер чисто декоративно, не считаясь с ритмом окон, причем, вводя пилястры через два окна, создал мало убедительну

2.       Грот, фонтаны, каскады – Петергоф ( В 1724 году Микетти руководил постройкой грота перед Петергофским творцом и осенью уехал в Италию для закупки скульптур. В его он унтвие И работами наблюдал его ученик Федор Исаков.

3.        Дворец и грот в Стрельне Как упоминалось выше, в Стрельне Микетти в течение четырех лет, с 1719 по 1722 год, строил по своему проекту большой дворец, очень инте­ресный но замыслу, но не законченный им за отъездом в Италию (стр. но, ///). Кроме того, он руководил посадкой деревьев и разбивкой аллей в стрельннн- ском парке, в котором по его проекту строился также грот.

4.       Кронштадтский маяк(не был построен), проектировал и строил докп, эллинги, казармы, госпиталь в Кронштадте, дом Блюментроста.

5.       чертежи проектов церкви на Васильевском острове и духовного училища

Отказ от строительства маяка, ссоры с Браунштейном в Петергофе, неудачи с другими проектами, состояние здоровья, расшатанного непривычными климатическими условиями северной столицы, заставили Микетти отказаться от большого оклада и уехать на родину, откуда он уже не возвратился.

 

12) Почти одновременно с Микетти был заключен договор с Гаэтано Кьявери (1689-1770)

 

Работы:

1.       1721 церковь в селе Коростине (60км от Новгорода)

2.       Васильевский остров  - дом для Прасковьи Федоровны (рисунки Махаева 1753г)

3.       Достраивал ц. Исаака далматского и Кунсткамеру – не завершил,т.к. в 1727г. Был уволен Меньшиковым   -  достроил Земцов

13)  Иван Яковлевич Шумахер – последний немецкий архитектор при Петре (1701-1767)

 

1731 – перестройка здания Московского Арсенала

 

 

 

РУССКИЕ АРХИТЕКТОРЫ:

 

Из пенсионеров Петра заметный след в архитектуре оставили Еропкин, Коробов, Усов и Мичурин

 

 

 

 

 

 

3 особенности нарышкинской архитектуры.

1)      Первая относится к так наз. «ордерности», на развитии которой в русской архитектуре XVII в. так настаивал В. В. Згура и наличие которой в нарышкинской архитектуре так справедливо отрицал Н. И. Врунов 4Я. Ведь совершенно очевидно, что именно тектоническая сущность ордерной системы как принципа расчленения стены, как статического соотношения опоры и тяжести совершенно чужда нарышкинской архитектуре — об этом говорит отсутствие во многих постройках эпохи четкого деления на этажи (р язанский собор) А0, раздробление карнизов, размещение опор по уг\ам граням и т. п. Пожалуй, действительно, здесь можно усмотреть больше родства со скелетиостыо готики, чем с мускульной энергией Ренессанса и барокко.^Однако и это родство, разумеется, отнюдь не исчерпывает стилистической сущности нарышкинской архитектуры.

Информация о работе Архитектура Петровской эпохи