Архитектура Петровской эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 08:48, реферат

Описание работы

Разностилие: Петропавловский собор, Меньшиковский дворец на Яузе, Арсенал в Кремле.
От дерева к камню: Меньшикова башня в Москве (1704-1707), Ивана Воина на Якиманке (1709-1713), Церковь в Дубровицах.
Три периода строительства Питера: Летний дворец + Зимний дворец, Петергоф.
Архитекторы-иностранцы.

Файлы: 1 файл

ИСКУССТВО ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Петропавловская крепость(фото)

Первым строением на берегах Невы была Петропавловская крепость, вторым Адмиралтейство. Но Петербург должен был стать не только крепостью, но и «окном в Европу», первым русским морским портом, связывающим государство с далекими морскими просторами, со странами всего мира. Торговля должна была стать главным—после военного дела—содержанием жизни столицы

Главным отличием новой столицы от старой было ограниченное количество церквей —они строились лишь в случаях крайней необходимости. Церковные здания носили предельно простой характер. Собор Петропавловской крепости его стройная колокольня, увенчанная гигантским шпилем и украшенная часами, имела совершенно светский характер, напоминая западные городские ратуши. (фото европ ратуши) Высота этой колокольни была первым выражением будущего величия столицы. Самое посвящение собора Петру п Павлу означало открытый намек на славу Петра, только что одержавшего под Полтавой первую великую победу

______________________

Архитектур! Петербурга не была похожа на архитектуру тех стран, из которых происходили иностранные зодчие, приезжавшие в новую столицу. В этом сказались необходимость удовлетворить требования русских заказчиков, а также участие русских помощников и учеников, придававших «сем петербургским постройкам некоторую общность стиля, отдельные элементы которого восходили к традициям допетровского зодчества.

 

Разнообразие стилей появилось в Петербурге только к 20-м годам, когда начал изменяться характер города. Первоначальное стремление к почти пуританской простоте быстро уступило место потребности в роскоши и великолепии. Начинается строительство дворцов, подготовляющее превращение столицы из города-крепости и города-порта в город дворцов. в целом, предо являвшего собой русское ответвление стиля барокко.

Знаменательно, что на всем своем пути, от самого момента зпкладки Петербурга, его архитектура не носила характера подражания чужому искусству: она всегда отвечала потребностям страны н потому осваивала опыт других народов лишь в тон мере, в какой рто было необходимо для осуществления задач, стоявших перед ней, и притом творчески претворяла этот опыт.

 

3 периода строит-ва Питера:

1 период:

И истории раннего петербургского строительства следует различать три периода, последовательно сменявших друг друга. В течение первого, продолжавшегося до 1710 года, все здания, малые и большие, возводились из леса, имевшегося под рукой и тут же рубавшегося. Однако уже в 1705 году Петр направил сюда опытных людей, именуемых в документах архитекторами,—Федора Васильева, Ивана Матвеева н несколько позднее Григория Устинова.

 

Определенного плана застройки не было, по все же в деятельности Петра I по созданию Петербурга было несколько основных идей, которым он оставался верен до конца жизни. Ему прежде всего хотелось, чтобы Петербург ни в чем не походил на Москву, связанную у пего с тяжелыми воспоминаниями юности. Затем Петр хотел, чтобы новый город напоминал в общем те европейские города, которые ему удалось видеть во время заграничных поездок

Более всего будущая столица рисовалась Петру похожей на Амстердам, с его сетью каналов, что подсказывалось сходством местоположения- одинаково низменным расположением Голландии и невских берегов. помимо этого сходства, Петра привлекала и голландская архитектура (фото)наиболее простая и удобная, наименее барочная, какой стала, до известной степени, и петровская архитектура Петербурга.

 

«образцовых домов»

в практику застройки но была введена очень важная мера: разработка проектов «образцовых домов» (фото) для застройки кварталов новой столицы. Этот метод, ставший обязательной составной частью русской практики «регулярного» градостроительства на протяжении всего XVIII столетия и позднее, был впервые применен Петром еще в Москве («образцовые» дома в селе Покровском(фото)). строительств «образцовых» домов  (фахверковому («мазанковому») и каменных) могло обеспечить единство габаритов домов и другие требования регулярной застройки городских улиц.

Наружный облик «образцовых » домов был выдержан в характерных для петровского времени скромных формах: немногие архитектурные и декоративные детали — лопатки, карнизы, лучковые фронтоны,- повторявшиеся во всех проектах, составляли убор фасада.

 

«Образцовые» проекты оказали сильнейшее влияние на рядовую застройку новых кварталов Адмиралтейской стороны и Васильевского острова. Только за шесть лет, с 1711 по 1716 год, было построено свыше четырех тысяч жилых домов.

Единственным уцелевшим до наших дней образцом деревянной петербургской постройки может служить известный «Домик Петра Великого», состоящий из двух светелок, разделенных сенцами. Снару жи его стены были «расписаны по кирпичному образцу и внутри обиты холстом \

2 период

4 апреля 1714 года велено было всем жителям строить но этому образцу. В том же году Петр ввел еще новинку, предписав не ограничиваться заполнением каркаса одной глиной, а вкрапливать в него кирпичи. Так именно оыл построен первый дом Меньшикова на Троицкой площади(фото)).,

3 период

третий — «каменный» — период. Отдельные каменные здания строились и раньше, как, например, палаты Кикина 1707 года(фото))., петровские вельможи одид за другим принялись строить каменные дома, стараясь перещеголять друг друга. Некоторым своим любимцам Петр выстроил дома на казенный счет, но большинство строило за свой счет. К ранним каменным постройкам относятся и первые два дворца Петра I — Летний(фото))., сохранившийся до наших дней, и первый Зимний дворец. (фото)).

Летний дворец + Зимний дворец

архивным документам известно, что Летний дворец начал строить Иван Матвеев, продолжал Трезини и вдвое увеличил Шлютер. Примерно в этом виде дворец дошел до наших дней (стр. 97)3. Вслед за Летним дворцом в 1711 году ниже по течению реки появился так называемый «первый Зимний дворец» ( стр. 7з)Вскоре его сменил новый Зимний дворец, построенный но проекту Г. Маттарнови и позднее, в 1726—1727 годах, перестроенный и значительно расширенный Д. Трезини

Все эти первые каменные дома, не исключая и трезиниевского Летнего дворца, были довольно безличного стиля, напоминая те типы «образцовых» домов дли «именитых» людей, которые Трезини, но приказу Петра, спроектировал и 1711 году (стр 72).

Особенно важное значение для изучения архитектуры петровского Петербурга имеет серия рисунков Христофора Марселиуса, выполненных в 1725 году. Ценность этих рисунков заключается, во-первых, в том, что они сделаны архитектором, а во-вторых, в факте их выполнения прямо с натуры, без прикрас и домыслов. Этого нельзя сказать о гравюрах А. Зубова и А. Ростовцева, которые приукрашали натуру и в ряде случаев использовали проекты зданий, не только еще не достроенных, но даже я не начатых.

Петергоф(фото)).,

Петр 1 не ограничивался в своей строительной деятельности одной только столицей, а непрерывно обстраивал все ближние и дальние ее окрестности. Исключительное внимание он уделял сооружению загородных дворцов, положив начало гигантскому строительству пригородных дворцов В 1704 году Петр облюбовал гористое место на берегу моря, где сразу решил строить дворец будущий Петергоф.

В 1713 и начале 1714 года внизу, под горой, у самого моря Шлютер выстроил основную часть будущего Монплезнра1. Га л л ер ей еще не было, их пристроил в 1715 году сменивший Шлютера после его смерти Браунштейн. Каменный дворец также строил Краунштейн в 1715 го­ду, вероятно, по оставшимся у него па руках проектам того же Шлютера so). С этого времени Враунштейн вел все работы по Петергофу вплоть до 1720 года, причем до 1717 года - самостоятельно, а затем в качестве подчиненного Леблона1, который внес» проект Шлютера — Браунштейна изменении, усилившие французские черты за счет немецких.

Самая идея постройки дворца на горе, с гротом иод ним и прорытым к нему нз моря каналом, принадлежала Петру, но it затянувшемся сооружении основного здания приняло участие столько архи­текторов, что нелегко определить долю участия каждого в создании всего ансамбля —с фонтанами, парками и парковыми постройками.

Сразу возникает несколько вопросов, требующих ответа. Во-первых, как могло слу­читься, что участие в строительстве итальянских, немецких, французских, гол­ландских и русских мастеров не привело в архитектуре Петербурга к стилисти­ческой анархии, к механическому собранию воедино всех национальных стилей, властвовавших в начале XVIII века в Европе? Во-вторых, почему Петербург в конце концов приобрел не итальянский, не немецкий или голландский характер, а получил и до сих нор сохраняет свое собственное лицо, притом лицо вовсе не чужеземное, а национальное русское?

Причина первого явления кроется в огромной, решающей доле личного участия Петра в создании облика Петербурга. Тщательное изучение всех со­хранившихся материалов, относящихся к строительству города, приводит к за­ключению, что ни одно значительное здание не строилось без прямого участия царя во всех стадиях строительства, начиная с первых проектов и кончая отделочными  работами.

Доказательством этого служит история любой крупной постройки. Царь не только одобрял или отвергал подававшиеся ему проекты по и сам брался за карандаш, чтобы точно и ясно набросать то, что с полным правом можно назвать первой мыслью строительства.

Сохранилось значительное число собственноручных рисунков и чертежей Петра I, которые вслед за тем технически оформлялись архитекторами. На трех из них карандашом очерчен стоящий на горе дворец, обозначенный наименованием «палаты»; намечены каналы, пруды, рвы, даже хол­мы вырытой из них земли. Первый из этих рисунков — генеральный план Пе­тергофа, — по-видимому, наиболее ранний, так как на нем проектируется не один широкий канал от дворца к морю, а два узких «кашица», идущих парал­лельно шлюзам. Второй генеральный план взят более высоко по местоположению и охватывает огромный сад («огород») позади дворца, но не доходит до моря.

Двенадцати коллегий (фото)).,

В еще большей степени приложил свою руку царь к постройке Двенадцати коллегий , идея этого здании, столь простая и столь необычная, не имеющая аналогии во всей истории архитектуры и в то же время крайне рациональная, принадлежит целиком Негру.

Вот подлинное функциональное совершенство замысла и выполнения: надо было соорудить здание для Сената, Синода н десяти коллегий, с таким расчетом, чтобы каждая ИЗ коллегий в отдельности была самостоятельной, по все вместе были еди­ным правительственным верховным органом.

Петр – книги

Петр был инициатором первого русского перевода знаменитой книги Виньолы о пяти архитектурных ордерах, изданной в Москве в 1709 году и переизданной в 1712 году. Все это свиде­тельствует о подлинной страсти Петра к архитектуре, притом не только к прак­тическим вопросам строительства, но и к теории архитектуры,

2) Да ведь и не один Петр оказывал влияние на архитектуру Петербурга: в ее создании принимали участие наряду с иностранцами и многие русские зодчие. Здесь мы подходим вплотную ко второму из поставленных выше вопросов: почему петровский Пе­тербург имеет, вопреки наличию в это времи большинства иностранных строи­телей, столь русский архитектурный облик? Именно потому, что постепенно росли свои, отечественные строители, частью обучавшиеся у тех же иностранных мастеров в Петербурге, частью прошедшие практическую школу у русских зодчих,

 

АРХИТЕКТОРЫ-ИНОСТРАНЦЫ

Наряду с русскими строителями Петербурга — Иваном Матвеевым и Федо­ром Васильевым- в застройке города принимали участие иностранцы

1)     Доменико Трезини (ок. 1670—1734)

родился в итальянской Швейцарии, в городе Астано Тессинского кантона, В 1703 году он работал в Копенгагене при дворе Фридриха IV, где с ним и было заключено соглашение о приезде в Россию, Сведения о начале деятельности Трезини в Петербурге относятся к 1706 году, когда он приступил к сооруже­нию каменной Петропавловской крепости, казарм, складов и пороховых погребов.

Работы:

1.Петропавловская крепость

2.

3.

 

2)      Прибывший одновременно с Трезини итальянец Джованни Марио Фонтана обосновался в Москве, устроившись на работу к тамошннм вельможам, но пока не удалось установить, что им здесь было выстроено, кроме дворца Меншикова в Лефортове. В 1711 году Фонтана находился в Петербурге, где он строил для Меншикова дворец в Ораниенбауме1. Близость архитектурно-декоративной обра­ботки ораниенбаумского и петербургского дворцов дает основание предполагать его участие в обеих постройках.

Работы:

1.       дворца Меншикова в Лефортове

2.       для Меншикова дворец в Ораниенбауме1

 

Мепшиков в своем строительстве не хотел уступать Петру и даже старался сделать свои здания больше и богаче. Его дворец на Васильевском острове был одной из первых парадных построек петровского Петербурга (стр. 93). Главный фасад здания был ориентирован на Неву и декорирован поэтажно пилястрами своеобразно трактованного ордера, значительно отличавшегося по рисунку и пропорциям от классических ордеров Виньолы. Ризалиты дома имели сложное но форме покрытие, увенчанное княжеской короной, центр украшен аттиком со скульптурами. О первоначальном облике дворца с громадным регуляр­ным садом позади (большим по площади, чем Летний сад) молено судить по гравюре Зубова (стя. 54).

После ссылки Меншикова его дворец перешел в казну, и в нем был организован первый кадетский корпус. Использование здания под учебное заведение, естественно, вызвало его перестройку, после которой отделка фасадов сохранилась в первоначальном виде только на ризалитах.

Характерным примером другого вида строительства, получившего развитие в петровское время, был упомянутый выше загородный приморский дворец в Ораниенбауме (с^, Дворец, расположенный у моря, на спланировано террасами возвышенности, включал дугообразные в плане галлереи с вось­миугольными павильонами по краям.

Начало постройки дворца в настоящее время установить не представляется возможным. По архивным документам видно, что в 1711 году строительство уже производилось, а в 1712 году с весны велись работы но устройству канала.

Возникновение нового композиционного вари­анта всего комплекса с полукруглыми галлереями и восьмиугольными павиль­онами по сторонам, судя по гравюре Л. Ростовцева 1717 года, надо отнести ко времени появления здесь Шеделя.

3)      Немецкий архитектор Готфрид Шедель (1680—1752)

прибыл в Россию одновременно со Шлютером в 1713 году. Сперва он работал на различных петербургских постройках, а с 171(5 года Меншиков приставил его только к своим двум дворцам — петербургскому и ораниенбаумскому, строительством которых Шедель и руководил до 1720 года. Шедель не был архитектором, а всего лишь «мастером палатного и каменного дела».

Информация о работе Архитектура Петровской эпохи