Архитектура Петровской эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 08:48, реферат

Описание работы

Разностилие: Петропавловский собор, Меньшиковский дворец на Яузе, Арсенал в Кремле.
От дерева к камню: Меньшикова башня в Москве (1704-1707), Ивана Воина на Якиманке (1709-1713), Церковь в Дубровицах.
Три периода строительства Питера: Летний дворец + Зимний дворец, Петергоф.
Архитекторы-иностранцы.

Файлы: 1 файл

ИСКУССТВО ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)


                                                                                                                    Грабарь

НАЧАЛО 18 ВЕКА

 

 

После основания новой столицы русская архитектура стала развиваться двумя параллельными путями — в Петербурге и в Москве

В Москве небывалого подъема зодчества в последней четверти XVII века, когда в городе и его окрестностях были созданы такие совершенные архитектурные произведения,как церкви Никола «Большой крест», Успенья на Покровке (фото)

РАЗНОСТИЛИЕ

 

Вoт почему гак трудно определить, к какому из архитектурных стилей, господствовавших в начале XVIII столетия в странах Западной Европы, следует отнести стиль петровского Петербурга, , Стиль этот - столь же подлинно русский, как и предшествующий ему архитектурный стиль допетровской Руси, из которого он вырос, и иностранные мастера, работавшие в эти годы в России, принуждены были считаться с запросами русского общества; поэтому не только московская архитектура начала века, но даже архитектура Петербурга имела весьма своеобразный характер.

 

Петропавловск собор

 

Русская архитектура XVIII века, истории которой обычно излагается с основания Петербурга, на самом деле зародилась в своих существенных чертах не на берегах Невы, а в Москве. Даже такой типичный для старого Петербурга памятник, как колокольня Петропавловского собора, был задуман и выполнен

по образцу московской Меншиковой башни и начат уже поеме того, как последняя была воздвигнута.

 

 

Уже в конце XVII века ведущие русские зодчие, строители прославленных церковных и гражданских сооружений Москвы и Подмосковья — Осип Старцев, Лариои Ковалев, Яков Бухвостов, , обнаруживали немалое знакомство с ордерной системой античности и Возрождения. Однако, усвоив ее приемы, русские мастера использовали их с величайшей свободой, применяя их в своеобразном преломлении и выработав постепенно свой собственный, чисто русский пересказ классических форм.,

 

Меншиковский дворец на Яузе(фото)

Насколько можно судить по гравюре де Витта, дворец был наделен чертами так называемого «нарышкинского» стиля. ,Дворец некогда принадлежавший Лефорту был подарен Петром Меньш., дом оказался тесен, и новый владелец расширил , обстроив с трех сторон большими корпусами. Так образовался громадный замкнутый двор в духе древнерусских гостиных дворов или построек вроде московского Хамовного двора (фото)

По всем трем сторонам новопостроенных корпусов в первом этаже находились открытые аркады, в XIX веке наглухо заложенные. Декоративная обработка их в общем отвечает каноническим правилам Виньолы(Джакомо да Виньола, часто просто Виньола (Il Vignola; наст. имя Якопо де Бароцци; 1507—1573) — архитектор-маньерист из Болоньи, который оспаривает у Палладио и Серлио звание самого влиятельного мастера позднего Возрождения. Его центральные произведения — церковь Иль-Джезу в Риме и вилла Фарнезе в Капрароле — открыли путь к формированию стиля барокко, автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры.»)

По всем правилам, между каждой парой арок протянуты во всю ширину обоих этажей пилястры композитного ордера, поставленные на постаменты. Пока арки оставались открытыми, этот двор представлял собой первое сооружение совершенно нового, европейского типа, ранее Москве неизвестного. Ритмическое чередование пилястр и аркад в первом этаже и окон над ними во втором должно было производить внушительное впечатление. Следует, однако, заметить, что анализ архитектурных форм Меншиковского дворца свидетельствует о довольно поверхностом знании его автором виньоловских ордеров, об отсутствии у него большой выучки и строительного опыта. Расположив пилястры на дворовом фасаде, он не учел подъема участка в сторону улицы и был вынужден Сильно укоротить пилястры на уличном фасаде.

 

За отсутствием документов вопрос об авторе проекта Меншиковского дворца и его строителе не может считаться выясненным до конца, но наличие косвенных доказательств дает возможность приписать его итальянцу Джованни Марио Фонтана

 

Арсенал в Кремле ((фото)

Единственное крупное сооружение, начатое при петре Арсенал в Кремле, именовавшийся «цейгхаузом». В ноябре 1701 года, вскоре после большого пожара, случившегося и Кремле, Петр издал указ о сломке всех каменных сооружений от Троицких до Никольских ворот и о постройке на их месте «Оружейного дома . Во главе строительства был поставлен боярин Ф. А. Головин, а осуществлял все дело А. А. Курбатов, начальник Оружейной палаты, также участовал Христофор Конрад, а в последствии и Шумахер.

 

План Арсенала прямо диктовался освободившейся от строительного хлама площадью причудливой трапециевидной формы, обусловленной направлением стен Кремля ,непосредственноле начало работы относится к весне 1702, в общей сложности с перерывом (с 1706-1715) строительство продлилось до 1730, авторы главных ворот Чоглоков(строитель Сухаревской башни)и Иванов

Одним из подлинных чудес архитектуры Арсенала, следует признать спаренные окна, притом не столько самую идею спаренности, заимствованную из Грановитой и Царицыиой палат Теремного дворца((фото), сколько обработку оконных откосов. Едва ли можно сомневаться в том, что <чнга была вызвана вполне естественной необходимостью: внутри цейхгауза, из-за близости кремлевской стены, было очень темно. В поисках выхода из создавшегося положения кому-то пришла в голову столь же мудрая, сколь и простая мысль: сильно стесать откосы окон, чтобы пропустить в них возможно больше наружного света, чтобы скрасить до наружный скос, надо было изобрести такую обработку окон, которая была бы подлинно прекрасной. Так появились полуциркульное завершение верха и филенки(рамочная окантовка участка поверхности стены, двери, потолка и пр) откосов. Получилось окно, не имеющее ни одной аналогии в мировой архитектуру.^

 

Гравюра безымянного автора XVIII века дает нам ответ на вопрос о первоначальном облике здания. Мы видим на ней те же пять спаренных окон обоих этажей и высокую двухъярусную кровлю с заломом, в духе построек петровского времени, с двумя рядами теремных оконцев.

ОТ ДЕРЕВА К КАМНЮ

На Руси, богатой лесом, дерево издавна было основным строительным материалом. Когда позднее стало развиваться каменное зодчество, деревянные формы еще долго оказывали на него влияние. ,Это произошло в копце XVII века, в период расцвета так называемого «нарышкинского» стиля.

к концу XVII века значение искусства резьбы (пошло еще от 15 века в иконостасе) настолько возросло,  их изделия раскупались нарасхват. Тогда-то великое народное декоративное чувство подсказало зодчим мысль об использовании приемов деревянной резьбы в камне. Сперва эта зависимость очень наглядна, но постепенно она исчезает, ибо камень диктует свои приемы резьбы. Каменным убором, заимствованным из иконостасных мотивов, покрываются все московские храмы той поры.

Меншикова башня в Москве (1704-1707,

Построена по «распоряжению» меньшикова, архитектор Иван Петрович Зарудный (, (1670 (?) — 1727, Санкт-Петербург) — украинско-русский резчик, скульптор,архитектор)РАБОТЫ:

1)      Меньшикова башня

2)      Иконостас Петропавловского собора в Питере(1722-1726

3)      Триумфальные ворота в Москве в честь ВЗЯТИЯ Азова 1696, Полтавской победы. 1709г.

4)      Возможно, Ивана Воина на Якиманке

5)      Возможно собор Заиконоспасского монастыря

6)      Возможно Надвратная Тихвинская ц. Донского монастыря

Это отразилось и в начале XVIII века- в знаменитой Меншиковой башни в Москве. Здесь все от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора. ,

 

Основная идея плана и композиционно-объемного построения Меншиковой башни заимствована из церкви Покрова в Филях(фото),, незадолго перед тем закон-чешки! Идея эта — крещатость плана и яруспоггь архитектурных масс. Концы ветвей креста церкви в Филях округлены, у Меншиковой башни они прямолинейны ,но крест все же виден и в той, и в другой. Таким образом, Меншикова башня, имеющая по своему облику, па первый взгляд, столь мало общего с предшествующим ей русским зодчеством, на самом деле в той или иной степени явл-ся , ее дальнейшим развитием го, и все же в ней преобладает в большей срепени новая архитектура.  Это прежде всего относится к ее светскому, гражданскому облику, как бы стирающему ее церковное, культовое назначение, намного более ярко выраженной , чем в более ранних храмах !

А именно: волюты главного фасада, конструктивное назначение контрфорсы, приставленных к башне,  А сочетание же тонких резных колонн с гигантскими волютами придает всему замыслу остроту контраста, большую выразительность строению.

Но главной новинкой убранства Меншиковой башни было применение в разных вариациях и на разных высотах особой формы карниза с полукруглым фронтонным завершением посередине (стр. зэ). До того подобный карниз, притом в зачаточной форме, был только на одной московской церкви — Панкратия мученика  (фото), являющейся в этом отношении непосредственной предшественницей Меншиковой башни. На последней он получил дальнейшее развитие и с этих пор стал излюбленным приемом русского зодчества XVIII века. В декоративном убранстве восьмериков мы снова встречаем прием, которому отныне будет суждено играть видную роль в строительстве XV11I века: каждая сторона восьмерика, а также четверика убрана по краям двумя пилястрами (фото пилястры),

 

Мы не знаем точно, каково было завершение Меншиковой башни до пог жара 1723 года, но документы говорят, что она заканчивалась «шиицером», т. е. шпилем. Отдельного изображения ее в первоначальном виде не сохранилось, но башня видна на гравюре А. Зубова 1711 года, изображающей въезд в Москву после Полтавской битвы Петра I с его генералами, войском и многочисленными пленными. Ближе к натуре передал Меншикову башню автор другой современной гравюры — голландец Ян Бликлант. ,

Другим важным нововведением в архитекторе Меншиковой башни было невиданное дотоле обилие декоративной скульптуры, высеченной из камня(фото),  Особенно виртуозно скомпонованы и выполнены декоративные панно с херувимами на стенках и плафоне алтаря.

Ивана Воина на Якиманке(фото),   (1709-1713)

церковь Ивана Воина на Якиманке, Сохранилось предание, что церковь построена по прямому приказу Петра I.

Ее основная часть задумана как общепринятый тип восьмерика на четверике. Переход сомкнутого свода чегвернка в восьмерик осуществлен при помощи тромпов.

Во всей архитектуре церкви повторяются в различных вариациях декоративные элементы Меньшиковой башни: здесь и карнизы с полукруглым завершением посередине, обилие пилястр, и бесчисленные волюты, и балконы с балюстрадами, дают предположить, что предполагаемым архитектором был Зарудный,

кроме Зарудного, не было в то время и Москве архитектора, способного создать храм, и следующий древнерусским традициям и в то же время столь насыщенный духом новой эпохи. (мнение Грабаря)

Рассматривая вблизи отдельные детали наружного убора Меншико-вой башни, церкви Ивана Воина, Занконоспасского собора, не можешь оторваться от мощных форм — наличников окон, профилировки консолей, выноса карниза. Поразительное сходство трех памятников этим не ограничивается: ни Занконосиасском соборе грани восьмерика убраны пилястрами с капителями такого же пышного рисунка, как н на порталах церкви Ивана Воина. ,

 

Церковь в Дубровицах: (фото),  

Подвергнув подробному разбору произведения Зарудного и его круга, мы вправе отважиться на попытку приписать именно школе Зарудного самый загадочный и самый необычайный из всех памятников начала XVIII века — сказочную церковь Знамения в селе Дубровицы близ Подольска

Да, думается, не кто иной, как именно Зарудный, дал дубровнцкому храму тот облик, какой рта постройка сохранила до наших дней и который она не могла получить в 1690 году, как гласит предание. План храма (стр. 58) взят целиком от церкви Покрова в Филях, как заимствованы во всех главных постройках Зарудного его ярусность, наружная и внутренняя композиция пространства. Но отправляясь от московского зодчества, автор храма явно вспоминал Украину. Уже одна идея увенчать церковь не просто куполом, а короной не пришла бы в голову кровному московскому зодчему. Украинцу она была сродни, ибо корона—эмблема славы «царя небесного» не раз применялась в качестве завершения на его родине. Над царскими врагами церкви, выдержанными в характере пышного украинского барокко, нашел применение еще один излюбленный украинский прием: здесь помещены целых три короны, осеняемые ангелами.

Ее декоративный убранство говорит само за себя: в нем так много от Зарудного, что в его участии в постройке церкви сомневаться не приходится.

Новое Зарудного:

1)       обильное использование реалистической скульптуры. Применяя то круглые статуи, то горельефы, зодчий отводил им значительную, временами решающую, роль в своей архитектуре; здесь он прямо предвосхищал то изобилие скульптуры, которое вскоре появилось в русской архитектуре.
 

2)       в его отказе от измельченной ордерной системы и переходе к ее выразительной и мощной трактовке, приближающей временами его архитектуру к своеобразной классике.

3)       Зарудный заботился о соз­дании впечатления зрительной высотности внутри построек, изыскивая разно­образные технические приемы для достижения этой цели.

 

ПИТЕР НАЧ 18 ВЕКА(фото карта, общий вид),  

Историю России издавна принято делить на две эпохи допетровскую и послепетровскую. Хотя Петр I, действительно, «Россию поднял на дыбы», но по существу он только продолжал то, что задолго до него было начато. Уже в XV—XVI веках Русь вступила в деятельное общение с Западом. К этому вынуждала ее не только необходимость в торговых и дипломатических сношениях, но и запросы военные, экономические, бытовые и, в частности, нужда в опытных инженерах, военных специалистах, врачах, разного рода мастеровых людях.

Строительство новой столицы произвело решительный сдвиг во всей жизни и культуре России, п особенности в ее искусстве.

ОТЛИЧИЯ от Москвы

Петербург и мыслился Петру как город нового типа, который не должен был походить на Москву, все еще хранившую на себе печать русского средневековья.

В отличие от Москвы, Петербург должен был стать городом каменным. В его архитектуре не было никакой излишней роскоши. Так, первый Зимний дворец Петра почти не отличался oi домов для «именитых людей», а Летний дворец, сохранившийся до наших дней, напоминает скромное жилище какого-нибудь голландского бюргера. Здания раннего Петербурга имели плоские стены почти без всяких скульптурных украшений; основным их убором были пилястры и рустованные углы. Ризалиты, сильно выступавшие из основных блоков и оживлявшие фасады своими тенями, были единственной данью барокко, отвечая потребности связать здание с окружающим пространством. Наружные лестницы служили этой же цели, хотя они и являлись наследием допетровской архитектуры, славившейся своими разукрашенными крыльцами.

Информация о работе Архитектура Петровской эпохи