Эпоха петровских времен и традиции русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

В XVII веке Россия продолжала оставаться аграрной страной со слабым по сравнению со странами Европы развитием как в культурном, так и в политическом и экономическом плане. Устарелость политической, финансовой и военной систем не позволяла Российскому государству добиваться внушительных успехов на внешнеполитической арене. Огромные усилия во внешней политике привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому и Черному морям был по-прежнему закрыт для России. При такой обстановке в стране, Россия не могла конкурировать с европейскими державами и Османской империей на должном уровне. Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а внедрить в страну европейскую культуру, экономику и европейский образ жизни, иными словами «европеизировать» страну

Файлы: 1 файл

Курсовая Забнев А.Ю..doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

(ФБГОУ ВПО  «ПВГУС»)

 

 

Кафедра «Социально-культурный сервис»

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Мировая культура и искусство»

на тему: «Эпоха петровских времен и традиции русской  культуры»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студен гр. БТР – 101

                                                                                                        Забнев А.Ю.

                                                                                   Проверила: к.и.н доцент кафедры СКС Баженова С.С.

 

 

 

Тольятти, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

                                                              Введение

В XVII веке Россия продолжала оставаться аграрной страной со слабым по сравнению со странами Европы развитием как в культурном, так и в политическом и экономическом плане. Устарелость политической, финансовой и военной систем не позволяла Российскому государству добиваться внушительных успехов на внешнеполитической арене. Огромные усилия во внешней политике привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому и Черному морям был по-прежнему закрыт для России. При такой обстановке в стране, Россия не могла конкурировать с европейскими державами и Османской империей на должном уровне. Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, нужно было не просто заимствовать отдельные достижения Европы, а внедрить в страну европейскую культуру, экономику и европейский образ жизни, иными словами «европеизировать» страну. Только тогда Россия могла занять достойное место в кругу европейских держав, ликвидировав разрыв в уровне развития. Первые шаги в этом направлении сделал сын царя Алексея, Петр Первый. Поэтому время его царствования представляется нашему сознанию той гранью, которая отделяет старую Русь от преобразованной России.

Преобразовательную  деятельность Петра I принято связывать с созданием флота, регулярной национальной армии, выходом России к Балтийскому и Азовскому морям, стремительным развитием мануфактурного производства и другими преобразованиями в области экономики и государственного управления. В данной курсовой работе речь в большей степени пойдет об изменениях в культурной жизни российского общества, что обусловлено выбранной мною темой.

XVIII век –  значительнейший период в русской  истории. Реформы Петра касались  не только экономической, государственной,  политической, военной и общественной  жизни, но также просвещения, науки и искусства. В это время шел процесс европеизации во всех областях русской жизни: в жизнь дворян и горожан стали внедряться одежда и обувь европейских образцов, был издан указ об изменении летоисчисления, наступили перемены в счете часов, появился так называемый политес – правила хорошего тона, была введена гражданская азбука вместо устаревшей церковно-славянской и др. Переход от Древней Руси к новой России, от средних веков к новому времени был многотруден, ибо задержался в России почти на триста лет и происходил при уже сформировавшихся новых формах жизни на Западе. За каких-нибудь 50 лет России во всех сферах пришлось пройти тот путь развития, какой на Западе длился 2–3 столетия. Это в полной мере касается культуры в целом и ее отдельных элементов в частности.

Цель курсовой работы: рассмотреть и проанализировать реформы в области культуры в  период правления Петра Великого, а также сопоставить культуру петровской и допетровской эпохи, на основе чего выявить сохранившиеся  и изменившиеся элементы российской культуры.

Задачей курсовой работы является рассмотрение и анализ преобразований в отдельных сферах культуры, таких  как : образование и наука, религиозная  сфера, архитектура, скульптура, живопись, быт городского населения.

1.Европеизация  в эпоху петровских времен

Обращаясь к  истории, нельзя не заметить, что все  реформы Петра I проводились в соответствии с европейскими порядками и были наполнены веяниями западной культуры того времени. Что же явилось причиной такой любви ко всему иностранному?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к детству и юности российского царя. С ранних лет он был окружен в своей детской иноземными вещами.

Некоторые из этих игрушек  особенно обращают на себя внимание: двухлетнего  Петра забавляли музыкальными ящиками, "цимбальцами" и небольшими "цимбалами" немецкой работы; в его комнате стоял "клевикорд" с медными зелеными струнами. Все это следы придворного общества царя Алексея, столь падкого на иностранные художественные вещи. Всем известные события 1682 года, в ходе которых Петра, провозгласили царем, переступив через старшего брата Ивана, а стрелецкий бунт и интриги, учиненные Софьей, окончательно выбили царицу-вдову и ее десятилетнего сына из Кремля и заставили уединиться в Преображенском. Постепенно подрастая, Петр все больше увлекается военным делом и постепенно набирает вокруг себя толпу товарищей, из которых впоследствии сформирует потешные войска для своих военных игр. Чтобы приучить "солдат" к осаде и штурму крепостей, на реке Яузе была построена "потешная фортеция", городок Плесбурх, который осаждали с мортирами и всеми приемами осадного искусства. Все эти осады требовали от Петра определенных технических знаний, которые нельзя было получить на домашнем обучении. По соседству с Преображенским находилась немецкая слобода. Еще при царе Алексее она особенно населилась военным людом: когда-то сюда были вызваны из-за границы для командования полками иноземного строя пара генералов, до сотни полковников и бесчисленное количество офицеров. Сюда  и обратился юный царь за новыми потехами и воинским хитростями, каких не мог придумать со своими потешными войсками. Здесь иноземный мастер Зоммер показывал ему гранатную стрельбу, европейские офицеры были привлечены в Преображенское для формирования потешной команды. Когда Петру исполнилось семнадцать, в Немецкой слободе он близко сошелся с шотландским генералом Патриком Гордоном и швейцарцем, а также знатоком европейских нравов Францем Лефортом. Молодой царь стал незменным гостем домов Гордона и Лефорта, постоянно наведывался к ним обедать, ужинать и даже ночевать. 
 Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые были призваны ликвидировать разрыв в уровне развития России и Европы. Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Содержанием их явились решающий сдвиг от средневековья к новому времени и европеизация всех областей жизни. Происходила ломка старых государственных учреждений, замена их новыми, складывался современный административно -бюрократический аппарат. Важное место в преобразованиях Петра I занимала церковная реформа, в результате которой относительно независимая прежде церковь оказалась под властью государства. В итоге всех преобразований в политическом строе Русского государства завершилось оформление абсолютной монархии. Абсолютистское государство нуждалось в светской культуре.

В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Он стал первым преобразованием  на пути к культурной "европеизации" России. Раньше годы исчислялись от мифического сотворения мира, новый год начинался 1 сентября. Петр I предписал считать годы как в христианской православной Европе (юлианский календарь) от Рождества Христова и открывать новый год 1 января. С 1 января Россия стала жить по новому календарю. В нее пришли елка, Дед Мороз, новогодние праздники. Но для церкви Петр разрешил сохранить старое летоисчисление. Наступили перемены и в счете часов. Раньше сутки делились от утра и до вечера. Петр ввел европейское деление - с полудня до полуночи.

Новшества европейской  культуры не обошли стороной и внешний вид тогдашних горожан. В 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. В жизнь дворян и горожан стала внедряться одежда и обувь европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких), а также парики. Верхушка общества быстро приспособилась к новым требованиям царя, так как новый внешний вид помогал подчеркнуть свою принадлежность к высшему слою общества.

С 1718 г. царь ввел в практику так называемые ассамблеи - собрания петербургского общества, проходившие в зимнее время в знатных домах дворян и горожан. Каждый мог заехать в дом на чашку чая сыграть партию в шашки или шахматы, которые стали все больше входить в моду как одно из любимых развлечений Петра. Другими становились манеры дворян и горожан, появились правила хорошего тона. Царь поощрял умение танцевать, фехтовать, изъясняться на иностранных языках, владеть искусством речи и письма. Книга "Юности честное зерцало" стало своеобразным сводом правил хорошего тона. К примеру, о поведении за столом говорилось следующее:" Сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное блюдо, чтобы везде брызгало, не сопи < ...> не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.

Появлялись новые типографии, а в Москве и Петербурге открывались первые общедоступные бесплатные библиотеки. Особенно примечательным явилось событие 1702 г. - начался выпуск первой в России массовой газеты "Ведомости". Тираж газеты доходил до 2500 экземпляров. Она распространялась по всей стране, в ней печатались указы, сообщения об успехах русской армии, российские и зарубежные новости. Европеизация страны шла полным ходом, нельзя также не отметить первые признаки увлечения всем иностранным. Русский язык в этот период пополнился более чем 4000 иностранных слов, происходило засорение русского языка.

Перемены коснулись и  внешнего вида русских городов. Царь приказал городским властям строить  современные здания, мостить улицы  брусчаткой, вносить элементы "правильности": добиваться симметричной планировки фасадов зданий. При Петре в Петербурге впервые загорелись уличные фонари. Этому городу Петр I уделял особое внимание. Петербург стал квинтэссенцией  достижений архитектуры того времени и, по мнению царя, нес в себе черты величия и славы Российского государства. Был разработан и утвержден царем генеральный план застройки, стали создаваться архитектурные ансамбли Адмиралтейства и Петропавловской крепости, здания коллегий и Кунсткамеры, дворец Меншикова и другие уникальные по сегодняшний день памятники архитектуры.

Разумеется, не могло обойтись без реформ в научной сфере. Во многих городах страны открылись цифирные школы для детей дворян, чиновников и низшего духовенства. Расширялась сеть епархиальных школ, где проходили обучение дети духовных лиц. Отдельные школы создавались для детей солдат и матросов. Времена стремительно менялись, появлялись новые профессии, требующие своих специалистов. В ответ на запросы времени создавались все новые и новые учебные заведения. За время царствования Петра произошел гигантский скачок в образовании и науке, было основано множество школ, училищ, академий в ряде городов России. Царь-реформатор пригласил на русскую службу европейских ученых, обеспечил их хорошими окладами и жильем, предоставил льготы. Так в России появились швейцарский математик и механик Д.Бернулли, французский астроном и картограф Ж.Делиль и многие другие просвещенные умы того времени. Он способствовал внедрению научно-технических знаний, а также развитию тех областей науки, которые имели большой практический интерес для становления отечественной промышленности и освоения природных ресурсов.

В мире литературы и искусства также происходило  немало интересного. В традиционные жанры- былины, исторические песни и  сказки - властно вторглась "петровская" тема. В них присутствовали сам царь, с его свершениями, победами и раздумьями, и его враги - шведы, Мазепа, предавшие государя соратники. Новым явлением в литературе стала публицистика - произведения, созданные сподвижниками Петра и прославлявшие деяния царя-реформатора.

 В живописи наряду с иконописью появилась светская реалистичная живопись, в первую очередь портретная. Многие из богатых горожан стремились увековечить себя на полотне. Появились первые русские художники.

  Оценка преобразований, осуществленных в царствование Петра Великого, была и остается одной из самых сложных проблем отечественной исторической науки. Еще в начале XX в. В.О.Ключевский писал : "Всякий, кто хотел взглянуть сколько-нибудь философским взглядом на наше прошлое, считал требованием ученого приличия высказать свое суждение о деятельности Петра. Часто даже вся философия нашей истории сводилась к оценке петровской реформы...                                                                           Реформа Петра становилась центральным пунктом нашей истории, совмещавшим в себе итоги прошлого и задатки будущего".

Оформившиеся  в 30-40 -е гг. XIX в. два различных подхода к оценке петровских реформ и отечественной истории в целом обычно связывают с традициями славянофильства, отстаивавшего мысль об особом пути развития России, и западничества, основанного на идеях общественного прогресса, закономерности которого одинаковы для всех народов( по крайней мере , в рамках христианской цивилизации). Внутри каждого из этих течений существовали весьма различные трактовки философских и социальных проблем, причем некоторые мыслители, причисляемы к разным группам, сходились во многих своих суждениях.

Тем не менее  можно утверждать, что славянофилы  воспринимали преобразования Петра I как искусственное вмешательство государственной власти в ход общественного развития, как насильственное перенесение на русскую почву чужеродных идей, обычаев и установлений. В свою очередь, западники исходили из того, что Петр затеял и осуществил полезное для страны дело, ускорив ее развитие и ликвидировав "отставание" России от Европы. Понятно, что в крайних своих выражениях и западническая концепция "прогрессивности" петровских реформ, и славянофильская теория "искусственного разрыва" в развитии страны грешат преувеличениями.

Абсолютизация любого научного суждения, признание его единственно правильным препятствует изучению и пониманию исторической действительности. Но из этого вовсе не следует, что нужно отвергнуть и славянофильскую, и западническую оценку того, что произошло в России в конце XVII- начале XVIII в. Просто необходимо помнить о неоднозначности появившихся тогда тенденций духовного, политического и социального развития общества, о сложных взаимосвязях этих тенденций с предшествующей и последующей эпохами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

                    2. Реформы Петра Первого в области культуры.

                 2.1. Реформы в образовании. Зарождение научных знаний.

"Аз есмь  в чину учимых" - так говорил  о себе Петр, который учился  всю жизнь. Этого же он требовал  от всей страны. В связи с развитием экономики, торговли и градостроительства, постепенно нарастающей диверсификацией системы государственного управления требовались образованные специалисты. Впервые при Петре образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления дальнейших реформ нужны были грамотные люди. При Петре I открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу - корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.

Впервые в России появились технические учебные  заведения: навигацкие школы в Москве, Новгороде , Нарве и других городах; Морская академия в Петербурге, инженерные школы и первые медицинские училища. В основном в этих учебных заведениях учились дети дворян. Петр сам занимался подбором учеников, следил за обучением, порой экзаменовал учащихся.В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук - Навигационная школа- первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже - школа канцелярских служащих. В гимназии Глюка, где основной упор делался на изучение иностранных языков, стали готовить специалистов для дипломатической работы. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ - Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на Уральских заводах - горнозаводские училища. Все профессиональные школы имели подготовительные отделения, где обучали письму, чтению, арифметике. Науки там изучались последовательно: каждая наука составляла отдельный класс. Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей. В 1714 г. в Петербурге была открыта библиотека, основу фонда которой составили книги московского кремля, а также закупленные за рубежом. Она была доступна для свободного посещения.

Информация о работе Эпоха петровских времен и традиции русской культуры