Эпоха Нового Времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения историков, Новое время - это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение - франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918).

Файлы: 1 файл

культурология 18 в.docx

— 59.58 Кб (Скачать файл)

Введение

 

С точки зрения историков, Новое время - это понятие, имеющее строгие хронологические  рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона  Карла I (1640-1642), а завершение - франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных  историков, эпоха Нового времени  завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской  революции в России и Первой мировой  войны (1917-1918). С точки зрения культурологов, Новое время как понятие не столь жестко конкретизировано и  не связано с определенными историческими  событиями. Оно начинается как минимум  двумя десятилетиями ранее «исторического»  Нового времени, в 1620-х гг. (а по некоторым  данным - уже в конце XVI в.), и завершается на рубеже XIX-XX столетий либо продолжается до сих пор (соответственно, в этом случае не имеет смысла говорить о так называемом Новейшем времени).

Понятие «Новое время», как явствует из его «внутренней формы», подспудно  ориентировано на другое понятие, по аналогии с которым оно было  - прежде всего Средневековье, всеобъемлющий кризис которого наметился не позднее последней трети XVI в.

Как известно, культура - явление живое  и динамическое, проходящее определенные этапы в своем развитии. Поэтому  культурологи, как правило, оперируют  такими понятиями, как «культурно-историческая эпоха» («культурная эпоха») и «этап  культурно-исторической эпохи». Так, в  начале XVII в. завершается эпоха Возрождения (этап позднего Возрождения) и начинается эпоха барокко и классицизма, продолжающаяся вплоть до конца этого  столетия.

Следует сказать, что характер европейского культурного процесса в XVII в. был  крайне сложен, неоднороден и кричаще  противоречив. В начале этого столетия, как уже упоминалось, завершается  эпоха Возрождения, в течение  всего века в очень неоднозначных  взаимоотношениях находятся такие  художественно-эстетические направления, как барокко и классицизм, а  в конце его в Англии зарождается  качественно иная разновидность  классицизма - просветительский классицизм и начинается эпоха Просвещения.

С точки зрения истории философии, культуры, искусства, науки и техники, XVII столетие является одним из наиболее сложных и важных периодов. Его  совершенно особое положение определяется прежде всего характером и масштабом изменений в сферах социальной и духовной жизни европейского человека. С одной стороны, это уже не средневековое общество, но, с другой стороны, еще и не современное - таков переходный, пограничный характер этого века. Старая идеология уже не отвечает растущим запросам большинства европейцев, а новая еще не успела сформироваться. Именно поэтому пафос поиска уверенно доминирует, порождая, в свою очередь, новые открытия, изобретения и мысли, а также их чрезвычайное разнообразие. XVII век - это период активного сотрудничества и обмена опытом между представителями науки и искусства, между философами и художниками.

Таким образом, культура XVII в. ведет  диалог не столько с прошлым (с  культурой Ренессанса, Средневековья, античности), сколько внутри себя, что  проявляется, в частности, в бурных философско-эстетических полемиках  того времени (например, между сторонниками рационалистического и эмпирического  способов познания), а также в  сложном характере взаимоотношений  между искусством барокко и классицизма.

создано. В самом деле, раз существует Новое время, значит, некогда было какое-то Старое время, ему противопоставленное. Это Старое время

 

  Общая характеристика эпохи Нового времени.

 

Термин «Новое время» чаще всего употребляют для обозначения  периода развития Европы в ХVII–XVIII веках. Однако, во-первых, исследуя истоки этого периода, многие авторы находят их в эпохе (или периоде) Возрождения. И это представляется верным. Во-вторых, реже к «нововременному» периоду относят и XIX век. Век ХХ обычно рассматривают отдельно, определяя весь его, а иногда и вторую половину (или хотя бы конец) XIX века как «современность». При этом начальные моменты особенностей культуры Нового времени, конечно, связываются с Ренессансом и Реформацией. А вот, что касается конца – с ним сложнее. Своеобразие европейской культуры (а через это во многом и мировой), которое было связано с возрожденческими и реформационными изменениями, не исчезло вовсе и сейчас. Собственно Новое время, расцвет своеобразия так называемой нововременной культуры, это, конечно, века XVII, XVIII и, наверное, первая половина XIX.

Новое время включает в  себя XVII—XIX вв. и начинается с эпохи  Просвещения. Промышленным переворотом  в Англии XVIII столетия и Французской  буржуазной революцией 1789 - 1794 годов  было положено начало эпохе капитализма  в Европе. Просвещение - необходимая  ступень в развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом  жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и  социального прогресса.

Просвещение представляет собой  не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но и мощное идейное течение, основанное на убеждении, в решающей роли разума и науки  в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе  человека и общества.

Просветители выступали  за равенство всех перед законом, права каждого на обращение в  высшие органы управления, лишения  Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, очеловечивании уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Камнем преткновения во всех просветительских теориях была вера во всесилие разума.

Несмотря на то, что Новое  время наполнено кровавыми войнами, революциями и разгулом низменных  человеческих страстей, – именно эта  эпоха укореняет веру в разумные начала окружающего мира и человеческой природы. Не религиозная традиция, а  разум начинает рассматриваться  «последним источником авторитета» (Гадамер). Человеческое начинает пониматься, прежде всего, как разумное. Крепнет уверенность в том, что человек превращается в хозяина мира и собственных страстей. Возникают всё более совершенные способы социального контроля и управления поведением людей, которые способствуют росту самодисциплины и сдержанности. Но чем разумней, упорядоченной и организованней становилось социальное пространство, благодаря парламентам, судам, тюрьмам, школам и фабрикам, тем разрушительней последствия такого рода разумности. Политические конфликты уже в начале XIX века по своим масштабам, не идут ни в какое сравнение с предшествующими социальными потрясениями. Каждый шаг по пути становления цивилизации разума сопровождается вспышками массового, рационально немотивированного поведения – гражданскими и религиозными войнами, аномалиями в морали. Динамика социокультурного процесса этой эпохи значительно сложнее. Механическое приспособление для смертной казни, усовершенствованное образованным медиком и членом Учредительного собрания Гильотеном, также является характерным символом Нового времени, как и декларации прав человека. Испытывая окружающую природу, – человек неизбежно пришел к необходимости углубления представлений о собственной природе, превратился в индивидуальность. Новое время – это начало мучительных поисков путей согласования логики закона и нравственных идеалов, разумного и прекрасного. Это расцвет великого гуманистического искусства и этики. Поэтому представляется уместным рассматривать Новое время и как существенный шаг в становлении ценностей духовной культуры.

В этот период становящаяся европейская цивилизация рождается  в качестве рыночной с преобладанием  товарного производства. Постепенно преодолевается натуральный характер хозяйств и утверждается доминирование  денежной формы доходов.

Наряду с этим, изменяется характер светской, в частности королевской  власти. На смену феодально-договорному  принципу («первый среди равных») приходит власть самодержавного типа, расширившая свой суверенитет и  увеличившая доходы. Кроме указанных  выше начинающихся изменений в характере  хозяйствования, началась экспансия  торговая, связанная с великими географическими  открытиями. Они и астрономические  открытия (Галилея, Дж. Бруно, Коперника) привели к новому взгляду на Вселенную. Мир, окружающий человека внезапно расширился. Появились новые ошеломляющие знания о нем, стал быстро нарастать интерес к его познанию, У гуманистов эпохи Возрождения укреплялось другое представление о человеке. Они сделали акцент на том, что человек, созданный Богом, – его лучшее творение. Человек поэтому божествен и является свободным существом, в отличие от растений и животных.

В искусстве, науке, политической жизни эпохи Возрождения засверкало множество имен людей, которые до сих пор признаются великими или  даже величайшими в истории человечества. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, очевиден колоссальный «пассионарный взрыв» в ренессансной Европе. Художники, такие как Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Дюрер и десятки, если не более, других. Литераторы и мыслители, начиная с Данте и Петрарки, Боккаччо, Эразма Роттердамского, Рабле и т. д., и кончая Монтенем и Шекспиром. Томазо Кампанелла, Томас Мор, Джордано Бруно, Макиавелли. И множество других из разных областей знания, искусств, практической деятельности. Огромно количество великих произведений искусства и мастерства, открытий, свершений.

Ренессансная жизнь оказалась  направленной к использованию всего  и максимально. Ренессанс откровенно проявил желание грешить и  получать наслаждение, хотя бы и через  насилие. В церкви пьянствовали и  пировали почти открыто. Вера явно расшатывалась. И вполне понятны действия церкви, которая именно в это время  развернула активность «святой инквизиции». По мере ослабления влияния традиционной религии оформляется новый способ моральной регуляции, - фиксируемый  во многих языках понятием «совесть»  и его аналогами.

В ходе контрреформации, реакции  католической церкви на Реформацию и  обмирщение религиозной культуры, –  она переходит от Инквизиции и  религиозных войн к более гибким формам влияния на общество. Создается  орден иезуитов, взявшийся за формирование новой католической элиты. Иезуиты  основывают многочисленные учебные  заведения по всей Европе, в которых, наряду с традиционным христианским обучением, преподаются гуманитарные и естественные науки, прививаются  навыки цивилизованной светской жизни. Своеобразной формой распространения  религиозности нового типа стали  масонские общества (от фр. francs-macons – букв. вольные каменщики), возникшие в начале ХVIII века в Англии и распространившиеся по всей Европе. Эти общества, объединявшие образованных представителей дворянства и буржуазии, исповедовали веру в единого бога, воспитание гуманности, дружеской терпимости.

На цивилизационном уровне наступление новой культурной эпохи  обычно связывают с открытиями в  разных областях знания и усовершенствованиями орудий познания, как практических (инструментов), так и теоретических (философской методологии наук). Вступление точных наук в новую эпоху венчает деятельность англичанина Исаака Ньютона, создателя классической физики Нового времени, законы которой считались непререкаемыми почти вплоть до начала XX столетия. Это на самом деле поразительно: в течение жизни одного-двух поколений делается множество фундаментальных открытий, повлекших не менее масштабные подвижки в образе жизни и представлениях.

Для Нового времени, особенно XVIII – первой половины XIX века характерен дух утопизма. Поэтому этот период иногда называют «золотым веком утопий»: утопий коммунистических, призывающих  к общности имущества и совместному  труду, и противостоящих им, элитаристских, возвращающих к традиционной системе ценностей.

Одним из ведущих искусств Нового времени, стало сценическое  искусство, которое вместе с литературой  и музыкой прекратило характерное  для Возрождения доминирование  живописи. Качественно меняется характер музыкального искусства. В музыке, был  открыт новый мир сложных звуковых образов, было положено начало классической оркестровой музыке. В литературе на первый план начинал выдвигаться  роман в различных его модификациях – от плутовского до романа жизнеописания (Ж.-Ж. Руссо), философского (Ф. М. Вольтер), «воспитывающего» (Д. Дидро, Г. Филдинг).

В живописи появились новые  жанры – пейзаж и натюрморт, жанровая живопись, индивидуальный и групповой  портрет – свидетельство растущей индивидуализации художественных вкусов и интереса к внутреннему миру человека. Пейзажная живопись демонстрировала  изменения в представлениях о  природе и ее ценностном восприятии.

Железность XIX века – не пустая метафора. В ней выражена существенная особенность этой поры расцвета европейской буржуазной цивилизации. Расцвета, в котором, по мере приближения к концу столетия, все явственнее проступали черты заката Европы (О. Шпенглер), заката всей нововременной европейской культуры, постепенно развивавшейся, начиная с эпохи Возрождения.

Перед XIX веком произошел  мощный промышленный переворот на основе железной паровой машины. Именно она  в XIX веке стала и была главным  универсальным двигателем в производстве, на транспорте. Именно она стала  первой машиной, Железный транспорт  с паровыми двигателями – паровозы, пароходы – обеспечивал динамичность прогресса, надежность, прочность связей между его центрами и расширяющейся  периферией.

Железность пронизала и общественную жизнь. Сформировались большие национальные и сверхнациональные государства с жесткими системами управления (с чиновничеством, законами, полицией), сильной центральной властью, большими армиями, требовавшими железной воинской дисциплины, с оружием, изрыгающим смертоносный металл на все большие расстояния, со все большей точностью и скорострельностью. В XIX веке проявилась озабоченность охраной собственности, достижением равенства граждан перед законом, независимо от принадлежности к тому или иному сословию. Ведь это XIX век породил развитые идеи либерализма и социализма. Вера XIX века – спокойная, разумная, «полезная» и формальная – как бы перестает быть воистину религиозной верой. В XIX веке начинается вообще процесс крушения ценностей, долго считавшихся абсолютными, что ярко выразил Ф. Ницше.

Информация о работе Эпоха Нового Времени