Эпоха Нового Времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения историков, Новое время - это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение - франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918).

Файлы: 1 файл

культурология 18 в.docx

— 59.58 Кб (Скачать файл)

Пейзаж Пуссена  — это не реальная природа, а природа  «улучшенная», созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли «замерзшими  скульптурами». Образцом для них  послужила античная пластика и мир  античных героев. Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного  искусства вернется другой знаменитый француз — живописец Давид. Возвращение  классицизма получит наименование неоклассицизма. Между двумя классицизмами  — ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции  занял стиль рококо.

Рококо зародилось в XVII веке. Самый характерный для  французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса. Рококо — порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской  аристократии. Термин «рококо», произошедший от французского «рокайль» (буквально: бриллиант и украшение из раковин), появился в конце XVIII века. Искусство  рококо построено на асимметрии, создающей  ощущение беспокойства — игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство.

Сюжеты —  только любовные, эротические, любимые  героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты». Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, в них преобладают галантные сцены. Статуэтки и бюсты предназначены для убранства интерьера.

Стены обильно  украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными  тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные  люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре. На смену ей шла  буржуазия с новыми, более упрощенными  интересами и грубыми художественными  вкусами. Дворянская эпоха уходила  красиво, создав неподражаемый стиль  утонченной изысканности. В это время, т. е. со второй половины XVII столетия, Франция  и королевский двор прочно и надолго  занимают ведущее место в художественной жизни Европы. Искусство и архитектура  рококо отличались особой образностью  и оригинальностью.

Отвергнув принцип  классицистической декоративности, новый стиль предложил взамен образ элегантной фривольности. Наибольшего  блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV(1643—1715) отошел от торжественной  пышности барокко ради более непринужденного  и гедонистического искусства. Были отвергнуты и строгие правила  академического классицизма последователей Пуссена: придворная аристократия склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши. Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684—1721). Им создано  около 300 картин и рисунков. В бытовых  и театральных сценах, галантных  празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, он воссоздал мир тончайших  душевных состояний.

Его картины  изобилуют причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками. Под влиянием мифологических «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез. Другим ярким выразителем этого художественного стиля был Франсуа Буше (1703—1770). Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов. Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.

Художественным  завершением Позднего Ренессанса явилось  барокко. Его можно считать переходным этапом от эпохи Возрождения к  эпохе Просвещения. В моду вошла  Древность. Погоня за экстравагантностью стала для художников самоцелью. Термин барокко происходит от итал. bагоссо, что в буквальном переводе означает странный, причудливый) — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI — середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинство европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство. В живописи (П. Рубенс, А. Ван Дейк) и скульптуре (Л. Бернини) преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Великий фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко Рубенс проявил себя еще и как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат.

По таланту  и многогранности дарования, глубине  знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых  блестящих фигур европейской  культуры XVII века. Современники называли его королем художников и художником королей.

Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск  колорита неотделимы в искусстве  Рубенса от чувственной красоты  образов, смелых реалистических наблюдений. Колорит его полотен строится на контрасте тонов обнаженного тела с яркими одеяниями и благородным, сдержанным фоном. Славу ему принесли не только замечательные картины, но и успехи на дипломатическом поприще. Рубенс, благодаря помощникам из своей мастерской (такие крупные мастера, как А. Ван Дейк, Я. Иордане, Ф. Снейдерс), создал огромное количество картин на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», 1611—1614, «Персей и Андромеда», 1620—1621), историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи», 1622—1625), великолепные пейзажи и сцены крестьянской жизни «Возвращение жнецов», 1635—1640, многочисленные портреты европейских коронованных особ, встреченных художником во время его путешествий и дипломатических миссий (в европейских столицах он получал не только новые заказы, по и дворянские титулы, в частности от Филиппа V Испанского и Карла I Английского).

Рубенс считается  одним из самых плодовитых художников в истории живописи. Художник создал свой мир — мир богов и героев под стать гиперболическим образам  Гаргантюа и Пантагрюэля Франсуа Рабле. Известный французский художник XIX века.

Э. Делакруа назвал его «Гомером живописи». Рембрандт  – величайший художник голландского барокко, один из величайших художников всех времен и народов. Врожденное стремление к психологизму, исключительная виртуозность техники письма, сразу же поразившая современников, и экспрессивность  и тяготение к реалистичности склонили Рембрандта к исторической живописи. На его картинах появляются многочисленные «философы» и «медитирующие  апостолы» в полутемных интерьерах («Портрет ученого», «Апостол Павел  в темнице», «Св. Анастасий»).

Однако излюбленным  жанром стали непринужденные автопортреты и портреты стариков и старух с  выразительными морщинистыми лицами, моделями для которых часто служили  родственники и близкие художника. Получили широкую известность его  индивидуальные и групповые портреты («Ночной дозор»), религиозные («Святое  семейство», «Возвращение блудного сына») и исторические («Заговор Юлия Цивилиса») композиции. Творчество Рембрандта - полная противоположность творчеству Рубенса. В его картинах, написанных на библейские сюжеты, отсутствует помпезность и драматичность.

Рембрандт прославился  как величайший мастер светотени, которой  он с успехом пользовался, раскрывая  таинственные стороны и внутренний психологизм человеческой души. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерой в Испании, Т. Тассов Италии, А. д'Оби- пье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди в Италии, Д. Букстехуде в Германии). На первый план выдвигаются музыкально-театральные жанры (опера). Стремление к драматической экспрессии и синтезу различных видов искусства проявляется и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассионы).

 

Заключение

 

XVII век является  своего рода “первым современным  столетием”, отделенным от предшествовавшего  ему Возрождения не только  границей двух сопредельных эпох, но и линией грандиозного стадиального  сдвига, по одну сторону которого  оказываются тысячелетия патриархального  жития в союзе с вечностью  и природой, с преобладанием ручного  труда и отвечающих ему традиционных  форм культуры (от начала начал  до середины XVI века) - к трехвековому  периоду становления буржуазной эры (до конца XIX века). XVII век как ранний этап этого движения еще во многом связан с патриархальными основами мировосприятия: этим объясняется, в частности, сохранение также и на протяжении первого столетия Нового времени выдающегося значения пространственных видов творчества. Однако коренные изменения в системе культуры в целом (вступление из мира вещей в мир процессов, рождение новой науки - самого нового, что принесло с собой Новое время, столкновение ее с возрожденными универсалистскими претензиями обновленной веры, вызванный этим “философский взрыв”, углубляющееся размежевание между сферами абстрактно-логического и образного мышления, формирование нового типа художественного образа, несущего в себе внутреннее противоречие) способствуют постепенному перемещению общекультурной моделирующей функции из круга претворяющих возможностей живописи, искусства пространственного, статического, апеллирующего к созерцанию, - к театру, искусству пространственно-временному, сочетающему картинность с действенностью, с ценностями становления и более активными и непосредственными реакциями соучастия.

В результате складывается новая система западноевропейской культуры, сохраняющаяся в своих  фундаментальных особенностях до наших  дней. В сфере пространственных искусств она отражает феномен раздробления прежде единого - при всей локальной  пестроте - художественного процесса. Наряду с крупной творческой личностью, поставленной в средоточии культуры отныне и навсегда эпохой Возрождения, новое значение приобретают идейно-творческие объединения художников (течения, направления).

XVIII столетие (приблизительно 1680/90-е - 1780/90-е гг.) в культуре стран Западной  Европы получило название эпохи  Просвещения. Как закономерный  этап эволюции новоевропейского (послеантичного) художественного сознания, он позволяет проследить проявление общих субстанциональных особенностей (антропоцентризм, рационализм, гуманизм и пр.) этого сознания и вместе с тем выделить новые черты, приобретенные на данной конкретной стадии его развития.

Культуру  Западной Европы XVIII столетия представляют несколько стран: Франция, Англия, Австро-германский регион, Италия, отчасти Испания, что  позволяет изучать историческую эпоху в богатстве ее национальной специфики.

XIX столетие - третий, завершающий этап трехвекового  процесса формирования буржуазной  эпохи, названный “железным веком”. Складывавшаяся с конца XVI века  система культуры, характерная для  Нового и Новейшего времени,  для современности, к этому  моменту полностью утверждается  в своих основополагающих закономерностях:  противопоставлении и активном  взаимовлиянии науки и искусства,  абстрактно-логического и образного  мышления, в многовариантности форм и тенденций внутри общеевропейского художественного контекста. Углубляется кризис эпохального стиля, вызывающий теперь явление эклектического многостилия (или бесстилия), подчиняющегося всецело свободному выбору заказчика и художника, уже обнаруживающий под декоративной оболочкой последних модификаций классицизма возникновение принципиально нового архитектурного принципа, основанного на обнажении конструкции и подчиняющегося требованиям сугубого функционализма. В живописи обостряется противостояние академизма как универсальной системы обучения, официально-государственной нормативной доктрины и соответствующего ей пласта эстетической продукции, с одной стороны, и пронизанного духом смелого эксперимента творчества наиболее значительных мастеров эпохи, неизменно несущего в себе элемент антиакадемического бунтарства и социального протеста

 

 

Список  используемой литературы

 

1.А.И. Кравченко учебное пособие  для вузов «Культурология» Москва  «Академический проект» 2002.

2.Дмитриева Н.А. Краткая история  искусств. Ч. 2. М., 1990.

3.Западноевропейская художественная  культура ХVIII в. М., 1980.

4.Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство. М., 1993.

5.Милюков П.Н. Очерки по истории  русской культуры: В 3 т. М., 1993.

6.С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова  Толковый словарь русского языка  Москва 1996.

7.Бродель Ф. Материальная цивилизация,  экономика и капитализм, Т.1. М., 1987. Т.2. М., 1988. Т.3. М., 1989.

8.Дмитриева Н.А. Краткая история  искусств. Ч.2. М., 1990.

9.Западноевропейская художественная  культура ХVIII в. М., 1980.

10.Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство. М.,1993.

11.Кириллин В.А. Страницы истории  науки и техники. М., 1986.

12.Милюков П.Н. Очерки по истории  русской культуры: В 3-х тт. М.,1993.

Информация о работе Эпоха Нового Времени