Эпоха нового времени (18-19 в)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:30, реферат

Описание работы

Первой важнейшей задачей философии стала разработка теории познания, методов научного исследования, необходимые для прогресса науки, техники и т.д.
Вторая задача-разработка и обоснование буржуазной концепции человека, государства и общества в целом.

Файлы: 1 файл

эпоха нового времени.docx

— 23.05 Кб (Скачать файл)

Эпоха нового времени (18-19 в)

Задачи:

Первой важнейшей задачей философии стала разработка теории познания, методов научного исследования, необходимые для прогресса науки, техники и т.д.

Вторая задача-разработка и обоснование буржуазной концепции человека, государства и общества в целом.

Френсис Бэкон

Английский философ, государственный деятель. Лорд, барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский. Фрэнсис Бэкон родился 22 января 156 1 года в Лондоне

Важнейшую задачу науки видел в покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы. Среди работ Фрэнсиса Бэкона - «Опыты, или наставления нравственные и политические» (1597; эссе на различные темы от морально-бытовых до политических).

Познания Фрэнсиса Бэкона философское кредо: “Знание - сила”

Основные положения:

  • В основе познания лежит исключительно опыт;
  • Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию;
  • Истинное знание не может быть самоцелью;
  • Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой.

Пути познавательной деятельности: “Путь паука”

  • Получение знаний рационалистическим путем.
  • Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта.
  • Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, “ткут паутину мыслей из своего ума”.

«Путь муравья »

  • Такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. “Чистые эмпирики” концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств.
  • Таким образом, они получают внешнюю картину знаний, видят проблемы “снаружи”, “со стороны”, но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблемы изнутри.

«Путь пчелы».

  • По Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по “пути пчелы”, необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему “снаружи”) и, используя возможности разума, заглянуть “вовнутрь” проблемы, понять ее сущность.
  • Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

“Призраки”(“идолы”), которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание:

  • Призраки рода – преломление познания через культуру человека (рода) в целом, то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.
  • Призраки пещеры – влияние личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения – “пещера”) отражается в конечном результате познания.
  • Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Джон Локк (1632-1704 гг.) Английский философ.

Родился в семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и Оксфордский университет, где позже и преподавал. В1668 г избран в Лондонское Королевское общество, а годом раньше стал домашним врачом, а затем и личным секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери), благодаря которому и приобщился к активной политической деятельности.

Основные положения философии  Дж. Локка (сенсуализм):

    • Мир материалистичен
    • В основе познания может лежать только опыт(“нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было бы в чувствах”)
    • Сознание – пустое помещение (empty cabinet),которое в течение жизни заполняется опытом (представление  о сознании как о “чистой доске”, на которой записывается опыт, - tabula rasa)
    • Источником опыта выступает внешний мир.
    • Джон Локк рассматривал чувственные качества как формы восприятия, а не свойства самих вещей, разграничивая, напр., протяженность, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом.
    • Локк настаивал, что все знание происходит из внешнего и внутреннего опыта, из ощущений и рефлексии.
    • В основе знания лежат простые идеи, из которых посредством соединения, сопоставления, абстрагирования разум образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения).
    • По мнению Локка, уму присуща спонтанная сила, и познание истинно постольку, поскольку идеи соответствуют действительности.

Рене Декарт

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье.

Он родился 31 марта 1596 года в городе Лаэ (La Haye en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция.

 Его мать  умерла, когда ему был 1 год.

Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери.

В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью

Рационализм Рене Декарта

  • Обосновал ведущую роль разума в познании (рационализм)
  • Выдвинул учение о субстанции.
  • Стал автором теории дуализма.
  • Выдвинул теорию о научном методе познания.
  • Сформулировал концепцию о "врожденных идеях".

Рационализм предполагает первичность разума по отношению к бытию и познанию:

  • В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.).
  • За то абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.).
  • Следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах.

Учение о субстанции:

  • Cубстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.
  • Такой субстанцией может быть только Бог, который создал мир состоящий из субстанций.
  • Единичные вещи обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на:

  • Материальные (вещи, обладающие   протяженностью);
  • Модусы( другие свойства: форма, движение и др.);
  • Духовные (идеи);

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей) и это позволило ему возвыситься над природой.

Дуализм Декарта

Человек совмещает в себе две субстанции, следовательно, двойственен.

C точки зрения  дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично —  материя или сознание, бессмыслен.

Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Учение «О врожденных идеях»

 

Существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах.

Данные истины изначально очевидны и достоверны ("врожденные идеи«)

Они существуют в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов:

    • понятия ("число" (существует), "воля", "тело", "душа);
    • суждения ("целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть).

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) – яркий представитель рационализма.

  • Основные труды: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика».
  • На основе теории субстанции Декарта разработал собственную систему о единой субстанции;
  • разработал учение о трех родах знания;
  • дал объяснение проблем детерминизма,  соотношения свободы и необходимости, творчества как деятельного начала.

Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик, юрист, предшественник немецкой классической философии.

Учение Лейбница о монадах:

  • Весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих единую природу;
  • принципиально следует различать мир умопостигаемый (мир истинно сущего)и мир феноменальный (чувственно воспринимаемый физический мир);
  • в основе мира лежат неделимые первоэлементы - монады ( с греч. «единое») – «духовные атомы»;
  • все они объединены принципом предустановленной гармонии;
  • монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
  • монады замкнуты и независимы друг от друга;  существует четыре класса монад: «голые монады», «монады животных», «монады человека», «Бог».

Томас Гоббс (1588-1679) – английский философ и политический мыслитель.

    • Основные труды: «О гражданине», «Левиафан», «О теле», «О человеке».
    • Продолжал философские традиции Ф.Бэкона;
    • был убежденным материалистом;
    • познание происходит благодаря чувственному восприятию;
    • сигналы из окружающего мира являются своеобразными знаками;
    • провел классификацию сигналов;
    • считал важнейшей проблемой вопросы общества и государства;
    • первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный договор.

 

 


Информация о работе Эпоха нового времени (18-19 в)