Эпоха Нового Времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения историков, Новое время - это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение - франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918).

Файлы: 1 файл

культурология 18 в.docx

— 59.58 Кб (Скачать файл)

Как было отмечено выше, в Новое  время коренным образом меняются представления людей о художественной деятельности, появляются новые критерии прекрасного, обновляются способы  художественного творчества, более  разнообразными становятся художественные вкусы. Стилевое разнообразие искусства  начинает оказывать существенное влияние  на состояние жизненной среды  западноевропейского общества, включая  сферу производства, предметы быта и средства общения. Анализируя стилевые и жанровые особенности искусства  Просвещения, следует отметить, что  оно использовало как старые формы (барокко), так и новые, созданные  в эту эпоху (классицизм).

Классицизм ХVIII-го века тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, с отстаиванием ею идеалов политической свободы, национальной независимости, социальной справедливости. В произведениях искусства звучат идеи свободы, утверждаются права личности. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественным явлением, а тесно соприкасается с барокко, рококо, сентиментализмом, народной культурой различных европейских стран. Подобное взаимодействие и взаимовлияние значительно обогатило классицизм, сделало его более свободным от условностей и жестких нормативов. В этот период в европейской культуре звучат имена Иоганна Фридриха Шиллера (1759-1805), Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832), Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), Людвига ван Бетховена (1770-1827), Жака-Луи Давида (1748-1825) и мн. др.

 

Основные философские  направления и культурологические концепции ХIХ века

 

В ХIХ веке европейская культура достигает своей зрелости. В большинстве европейских стран утверждается капиталистическая система хозяйствования, основанная на крупном машинном производстве. Новая техника меняет условия труда, которые постепенно становятся все более комфортными. В культуре отмечается рост цивилизационных процессов. Это существенно меняет внешний облик человека и окружающий его предметный мир. Культура становится важной частью общественной жизни. Развитие капитализма в странах Западной Европы первой половины ХIХ века сопровождалось формированием мощного рабочего движения. Англия стала родиной профсоюзов. В этих условиях возник марксизм - учение К.Маркса (1818-1883) и Ф.Энгельса (1820-1895) об общественном развитии - оказал огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы и всего мира. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса в 1864 г. был образован I Интернационал - Международное товарищество рабочих. В 1871 г. рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в Париже свою власть. После поражения Парижской Коммуны и роспуска I Интернационала во всех европейских странах стали возникать социал-демократические партии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В общественном сознании ХIХ столетия марксизм занял одно из ведущих мест. Вместе с тем, в общественном сознании Европы формируются и иные взгляды. В философии складываются основные идеи позитивизма.

Позитивизм (латин. - positivus - положительный, фактический) - одно из главных направлений, по которому развивается западная философия на протяжении ХIХ-ХХ веков, исходящее из того, что, только используя данные научного опыта, человек способен познать факты и явления жизни. Основоположники позитивизма - французский философ Огюст Конт (1798-1857) и английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903) сформулировали ряд культурно-эстетических теорий, которые оказали серьезное влияние на становление в конце века в Европе и США будущей «массовой культуры».

В западноевропейской культуре второй половины ХIХ в. достойное место занимает иррационалистическая линия в философии, представленная трудами Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900). В своих философских и культурологических сочинениях они:

- подменяли разумное основание  мира неразумной, иррациональной, интуитивной  волей;

- принижали значение разума  и мышления, акцентируя имморальный  произвол личности.

Шопенгауэру и Ницше принадлежит  авторство т.н. «элитарной концепции» развития культуры. Производителем и  потребителем элитарной культуры, с  их точки зрения, является высший привилегированный  слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мысли философов, обеспечивает общественный прогресс. Поэтому культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей. В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части:

«людей гения», то есть способных  к эстетическому созерцанию и  художественно-творческой деятельности;

«людей пользы», то есть ориентированных  только на чисто практическую, утилитарную  деятельность.

В культурологической концепции Ф.Ницше, сформулированной им в известных трудах: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884) элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной творческой восприимчивостью.5

В сознании европейцев ХIХ века прослеживается стремление быть полезным обществу, а культура приобретает демократические и светские черты. Доминирующая городская культура способствовала не только интенсивному развитию промышленного производства: машиностроения, энергетики, металлургии и пр., но также стимулировала процессы образования и науки. По всей Европе формируется система школьного и профессионального образования, возрастает количество студентов, обучающихся в университетах. Нормой европейской культуры становится стремление повышать свой образовательный уровень. С начала ХIХ в. наука становится востребованной европейским сообществом в полном объеме, данные одного типа знания широко используются для развития другого. Наиболее фундаментальными научными достижениями века являются:

открытие немецким микробиологом  Робертом Кохом (1768-1839) возбудителя туберкулеза (палочка Коха);

описание английским ботаником  Робертом Броуном (1773-1858) ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движения мельчайших частиц (броуновское движение);

создание английским физиком Майклом  Фарадеем (1791-1867) учения об электромагнитном поле;

обоснование английским естествоиспытателем  Чарльзом Дарвином (1809-1882) основных факторов эволюции органического мира от обезьяны к человеку;

разработка французским микробиологом  и иммунологом Луи Пастером (1822-1895) метода профилактической вакцинации против сибирской язвы и других инфекционных заболеваний;

предсказание английского физика Джеймса Максвелла (1831-1979) существования  электромагнитного поля.

Со второй половины ХIХ века меняется социальный статус науки. В Европе появляются государственные научные центры, включавшие в себя научно-исследовательские институты и лаборатории. В практику входит проведение научных конференций, симпозиумов и всемирных выставок (Лондон 1851, Париж 1869), как новых форм международного культурного обмена. Наиболее значительными научно-техническими достижениями этого периода стали:

1880 г. - начало применения железобетона  в качестве строительного материала;

1885 г. - первый рейс автомобиля;

- 1890 г. - К.Э. Циолковский разрабатывает  теоретические основы космонавтики;

1895 г. -братья Люмьер изобретают кинематограф;

1896 г. - А. Беккерель открывает  естественную радиоактивность;

1899 г. - появление аспирина и т.д.

В последней четверти ХIХ в. происходит расширение видового состава и технического оснащения художественной культуры. Результатом массовизации производства и достижений научно-технической революции стало возникновение современного дизайна или художественно-проектного творчества, способствующего эстетическому формированию предметно-пространственной среды человека. Своим появлением данный вид художественно-творческой деятельности обязан, с одной стороны, бурному развитию техники и совершенствованию технологических производственных процессов, с другой - проникновению художественного творчества в новые области деятельности и расширению границ эстетической действительности. Именно эти процессы формировали и новое отношение человека к окружающей его среде, в которой любые технические конструкции и предметы должны были стать носителями гармонии и красоты. Предпосылкой появления киноискусства явилось возникновение в конце ХIХ в. кинематографической техники. В марте 1895 года во Франции, с помощью киноаппарата, братья Люмьер осуществили первый киносеанс. Специфика кинематографического синтеза искусств тесно связана с особенностями кинообраза, включающего в себя пластическое воспроизведение реальных событий с помощью таких выразительных средств, как киноизображение и монтаж.6

С небывалой активностью в конце  века осуществлялись эксперименты по соединению, синтезу самостоятельных  видов искусства. Принципиальным основанием этого процесса в искусстве стало  всеохватывающее освоение и преобразование мира. На рубеже веков осуществлялись интенсивные эксперименты по соединению музыки и цвета. Цветовая энергетическая динамика в творчестве Александра Скрябина (1871-1915), Микалюса Чюрлениса(1875-1911) становилась новым конструктивным методом музыкальной композиции. На рубеже ХIХ-ХХ вв. мировая философская мысль начинает проявлять повышенный интерес к музыкальному творчеству. В работах А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Владимира Соловьева (1853-1900) делаются попытки не только сблизить музыку и философию (эта аналогия восходит еще к Платону), но и прямо отождествить музыку с предметом философии, рассматривать эти два явления культуры в их взаимодействии и взаимопонимании. Русские символисты - Андрей Белый (1880-1934), Вячеслав Иванов (1866-1949), Александр Блок (1880-1821) и др.) предписывали «духу музыки» объединяющее для всех видов искусств начало. Музыка понималась ими как жизненная стихия творчества, как «искусство двигательное».

 

 

3. Художественная культура XVII – XVIII в.в. Особенности стилей барокко, рококо и классицизма, их проявление в различных видах искусства

 

Эпоху Просвещения  характеризует противостояние двух стилей-антагонистов – классицизма, и возникшего как реакция на него романтизма. Классицизм основан на рационализме и возвращении к  идеалам античности. Романтизм исповедует чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль  – рококо, который возник как  отрицание академического классицизма  и барокко. Классицизм и романтизм  проявили себя во всем — от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо — в основном только в живописи и скульптуре. Рассмотрим подробнее основные стили, господствующие в XVII – XVIII в.в., их особенности и проявление.

Слово классицизм происходит от лат. classicus — образцовый. Основывается на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремится к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Классицизм  стремился все как бы разложить  по полочкам, для всего определить место и роль. Не случайно эстетическая программа классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина (Россия).

Для театрального искусства классицизма характерны торжественный, статичный строй  спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком» театра. Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян.

С особой непримиримостью  Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью: «Тартюф, или Обманщик», «Дон-Жуан», «Мизантроп». Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние  на развитие мировой драматургии  и театра. Наиболее зрелым воплощением  комедии нравов признаны «Севильский  цирюльник» и «Женитьба Фигаро»  великого французского драматурга Пьера  Огюстена Бомарше. В них изображен  конфликт между третьим сословием  и дворянством.

На сюжеты пьес написаны оперы В.А. Моцарта  и Дж. Россини. Классическая комедия  развивалась также в Италии и  Англии. Здесь творил Карло Гольдони, создатель национальной комедии. Он осуществил просветительскую реформу  итальянской драматургии и театра, вытеснив искусственный жанр комедии  дель арте реалистической драматургией, с живыми характерами, остроумной критикой пороков общества. Его перу принадлежит 267 пьес, в том числе «Слуга двух господ», «Хитрая вдова» и «Трактирщица». Французский театр эпохи классицизма, руководствуясь вкусом придворной публики, перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет свои чувства интересам государства, борется за честь и славу. В живописи тенденции классицизма намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет наступил только во французской художественной культуре, где из разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему.

Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся  в философскую систему Декарта. Принципы предопределили взгляд на художественное как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственных восприятий.

Предметом искусства  классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских живописцев и скульпторов II. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Энгра и Э.М. Фальконе. Темы полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои — люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде.

Информация о работе Эпоха Нового Времени