Эпоха Нового Времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

С точки зрения историков, Новое время - это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение - франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918).

Файлы: 1 файл

культурология 18 в.docx

— 59.58 Кб (Скачать файл)

Цивилизационные сдвиги, происшедшие  в ХХ-ом веке, несравнимы с тем, что  бывало в других прежних эпохах, ни по масштабам, ни по темпам, ни по результатам, ни по значению. В ХХ веке совершались  не просто отдельные научные открытия, как бы существенны они ни были, а взрывы достижений науки, начавшей почти непосредственно воздействовать на всю жизнь людей, на их мировоззрение, на развитие техники и технологий, на бытовую сферу жизни, на языки, на характер общения между людьми. Люди начали освоение океанских глубин, воздушной и космической среды, проникли в микромир. Медицинская  техника усовершенствовалась вплоть до создания искусственных органов. Произошли ранее совершенно невероятные  вещи с информацией: ее накоплением  и передачей, оперированием огромными  массивами, информационным воздействием. Именно в ХХ веке возникли так называемые экологические проблемы, имеющие  значение не только для отдельных  регионов, но для планеты в целом, для настоящего и будущего всего  человечества.

Культурные процессы, которые  прослеживаются в Европе с середины XIX столетия, нельзя считать завершившимися и в XX веке. Неоднократно провозглашавшийся  конец Нового времени и вступление в принципиально иное качество пока еще не столь очевидны. По-видимому, только наши потомки смогут расставить более определенные вехи в культурной динамике Западной цивилизации.

2. Стиль мышления эпохи и система  ценностей западноевропейской культуры  как отражение абсолютизма, утверждения  капитализма и прогресса научного  знания. Феномен Просвещения.

 

 

Эпоха Просвещения  явилась важнейшим поворотным пунктом  в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях  и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм — как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов.

В каждой стране просветительское движение носило отпечаток  национальной самобытности. В Англии философская программа Просвещения  была сформулирована философом Джоном Локком, провозгласившим свод неотчуждаемых  прав человека: права на жизнь, свободу  и собственность. Отвергая существование  врожденных идей, он утверждал, что  все человеческое знание проистекает  из опыта, а в воспитании решающим фактором выступает среда.

Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс  увидел в геометрии и механике идеальные образцы научного мышления, а на природу смотрел как на совокупность протяженных тел, различающихся  величиной, фигурой, положением, а не как вместилище божественного разума. Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу, историку, экономисту и публицисту Дэвиду Юму, обновившему науку о  нравственности.

По Юму, мотивы поступков, в конечном итоге обусловливаются  психологическими особенностями людей. Другой великий мыслитель – экономист  Адам Смит, положивший основу классической политэкономии. Просвещение во Франции  связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Французский  просветитель, правовед и философ  Монтескье страстно выступал против абсолютизма, стремился вскрыть  причины возникновения того или  иного государственного строя, анализировал различные формы государства  и формы правления.

Его теория «разделения властей» оказала большое  влияние на развитие конституционной  мысли XVIII — XX веков. Великий французский  мыслитель, писатель и публицист  Вольтер выступал против абсолютной монархии и феодального мировоззрения, его идеи сыграли большую роль в подготовке умов к Великой французской  революции. Важная роль в Просвещении  отводилась не столько политическими  взглядами, сколько духу сомнения, который  способствовал формированию молодого поколения вольнодумцев.

На литературном поприще Вольтер проявил себя во всех жанрах — в трагедии, стихах, исторических сочинениях, философих романах, сатирических поэмах, политических трактатах и статьях. Целый этап просветительского движения Франции связан с именем великого французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо, который впервые сформулировал главную тему своей социальной философии — конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.

Руссо обрушился  на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру чело века, пренебрежение  к его естественным потребностям. Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых  он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. Руссо выступал против социального неравенства  и деспотизма властей. Государство, согласно Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных  людей. Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу и выражающей их общую волю.

Но если государство  перестает следовать общей воле, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Идеи Руссо: культ  природы и естественности, критика  городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного  человека, предпочтение сердца разуму, оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран. Основатель и редактор знаменитой «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» философ-материалист  Дени Дидро был неординарной личностью. Главным делом его жизни стала  «Энциклопедия». Дидро придал «Энциклопедии» размах и полемический запал, который  сделал ее манифестом эпохи Просвещения.

Родоначальник немецкой классической философии, профессор  университета в Кенигсберге и  иностранный почетный член Петербургской  Академии Иммануил Кант сформулировал свою концепцию Просвещения как моральное и интеллектуальное освобождение индивида. На раннем этапе он разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. В зрелый период творчества создал «критическую философию» («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», где излагается учение о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта.

Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга – категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло определяющую роль в развитии европейской и  мировой философии. Специалисты  считают, что Кант произвел настоящую  революцию в философии и социальных науках. Его современник Готхольд Эфраим Лессинг поэт, драматург, теоретик искусства, литературный критик, философ явился основоположником немецкой классической литературы.

Отстаивая эстетические принципы просветительского реализма («Лаокоон»), Лессинг развивал мысли  о постепенном прогрессе морали, о необходимости продвижения  человеческого рода к высшим ступеням духа. Великий немецкий поэт, драматург  и теоретик искусства Просвещения  Фридрих Шиллер наряду с Г.Э. Лессингом  и И.В. Гете явился основоположником немецкой классической литературы. Особая роль в становлении немецкого Просвещения принадлежит великому поэту и писателю Иоганну Вольфгангу Гете. Он был крупным мыслителем и естествоиспытателем.

В трагедии «Фауст», итоговом произведении Гете, созвучном философским и научным  поискам эпохи, с необычайной  глубиной поставлен вопрос о смысле человеческой жизни, о соотношении  научного познания мира и вечных ценностей  бытия. Стремление к целостному видению  мира характерно и для естественнонаучных трактатов Гете. Творчество Гете оказало  существенное влияние на многих европейских  художников XIX—XX вв., черпавших в  его произведениях темы, сюжеты, мотивы для собственных книг, симфоний, кинофильмов.

Век Просвещения  проходил в Европе под знаком научных  открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и  равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии.

Открытия XVII века в области естественных наук подтверждали мысль о том, что  разум и научные методы позволяют  создать истинную картину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона.

 

ХVIII век - Эпоха Просвещения и её основные представители

 

В историю общественной мысли ХVIII век вошел как эпоха Просвещения («век разума»). Просветительское движение имело широкий общеевропейский масштаб и охватило собой ведущие европейские страны: Англию, Францию, Германию, Италию, Россию. Культура «века разума» была рождена буржуазными революциями, секуляризацией общественного сознания, распространением идеалов протестантизма, нарастанием интереса к философскому знанию. ХVIII столетие обнаруживает и новое понимание самого человека, веря в возможность рационально изменять его к лучшему и безгранично надеясь на человеческий разум и гармонизацию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала. В этот исторический период не только в странах западной Европы, но и в США (по завершении гражданской войны) окончательно утверждается капиталистический способ производства и буржуазные общественные отношения.

Отнюдь не случайным является и  то, что именно в эпоху Просвещения  широкое распространение приобретает  само понятие «культура». Этому способствовали существенные изменения в бытии  человека. Доминирование городской  культуры, быстрая смена технических  достижений и технологий ослабляли, характерную для прошлого традиционного  аграрного общества, зависимость  человека Нового времени от природной  среды. В общественном сознании все больше утверждается представление о природе как арене преобразующей, творчески-продуктивной деятельности человека. Все это наполняло новым содержанием понятие «культура». Эпоха Просвещения создала обобщенное представление о культуре как о преимущественно духовном творчестве людей. В таком виде представление о культуре вошло в массовое сознание людей западной цивилизации Нового и Новейшего времени.

Эпоха Просвещения подняла на небывалую  высоту авторитет науки и образования, которые отныне стали рассматриваться  как движущая сила общественного  прогресса. Но подлинное бессмертие завоевали философско-эстетические идеи, теории и концепции трех великих  французских просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо. Общим для их теоретического наследия является не только переосмысление традиционных философско-эстетических категорий, и в первую очередь  таких, как красота, гармония, вкус, но и всеобъемлющий анализ художественного  процесса в целом, отдельных видов  и жанров искусства. В обосновании  красоты все просветители подчеркивали, что ее объективные стороны открываются  только активно стремящемуся к ней  человеку, вооруженному интеллектом  и эмоциями. Категория гармонии становится в этот период характеристикой равновесия рационального и эмоционального начала в человеке, обоснованием возможности  снятия социальных противоречий, а  не только символом согласия и упорядоченности  в природе и в художественных произведениях. Новое звучание в  философии «века разума» обрело и понятие вкуса. Эстетический вкус оценивался просветителями, как чувство, пронизанное мыслью, в котором  тесно соприкасаются культура и  природа, искусственное и естественное. Вкус выступает своеобразным посредником  между ними. Следует заметить, что  роль эстетического фактора возрастала во всех аспектах духовной культуры западноевропейского  общества. По мере секуляризации публичной  жизни росло значение музыки как  важнейшего элемента художественной культуры. Занятия музыкой ради самой музыки получали все больше распространение.

Крупнейшим представителем философии, эстетики, теории искусства французского Просвещения являлся Вольтер (1694-1778). В своих статьях «Рассуждения об эпической поэзии» (1728) и «Вкус» (1764) он выдвигает положение об исторической изменчивости художественной культуры народов в зависимости от переживаемых ими исторических событий. У Вольтера присутствует явное понимание того, что каждое явление искусства  вырастает на определенной исторической и национальной почве и в ней  находит свое объяснение. Мыслитель  видел в художественном творчестве мощное средство преобразования мира, при этом подчеркивая, что искусство - это порождение и творение человеческого  разума и его воли. Философ акцентирует  и то, что непременным условием бытия искусства является создание художественной иллюзии. Таким образом, изображаемое должно соответствовать  всеобщим законам разума, но одновременно быть только подобием правды, ее видимостью.4 Художественные интересы Вольтера неразрывно связаны с театром, в котором он видел школу морали, трибуну для пропаганды новых идей, могучее средство просвещения. Жанр трагедии Вольтер рассматривал как самую высокую форму словесного искусства, а самого себя считал, прежде всего, драматургом. Его деятельность, как театрального драматурга открывается трагедией «Эдип» (1718), а в конце жизни он пишет трагедии «Ирина» и «Ага-фокл» (1778). Вольтер является родоначальником нового понимания сущности античной трагедии. Он сформулирует концепцию, которая будет характерной для всего европейского Просвещения и найдет свое продолжение и развитие в творчестве Дидро, Винкельмана, Лессинга. Согласно теории Вольтера трагическое зрелище должно вызывать чувство сострадания, заставляя ощущать чужие страдания как свои собственные. Греческая трагедия - это «школа добродетели», которая учит героизму и человечности.

Самым разносторонним представителем культуры французского Просвещения  был Дени Дидро (1713-1784). Являясь автором  теории просветительского реализма, создателем знаменитой «Энциклопедии  искусств, наук и ремесел» (1751-1780), Дидро  достойно соединил в себе качества философа, теоретика искусства и  художественного критика. Как и  классицисты, Дидро понимает художественное творчество как сознательную деятельность, имеющую разумную цель и опирающуюся  на общие правила и законы искусства. А главным для искусства он считал его нравственное предназначение. По мнению Дидро, наиболее высокой оценки заслуживает искусство демократическое  и пропагандирующее нравственность простых людей, выходцев из неимущих слоев, так как именно это искусство  наиболее адекватно выражает гуманистические  интересы и идеалы. В своей знаменитой философской повести «Племянник Рамо» (1770) он достаточно убедительно  раскрыл диалектику художественного  сознания. В процессе его функционирования происходят сложные процессы, противоречивые сочетания, переходы от одного состояния в другое: гармонии в дисгармонию, возвышенного в низменное, целостности в разорванность. «Племянник Рамо» написан в зрелые годы, в тот период, когда Дидро был известным писателем и философом. Данное сочинение построено скорее по законам искусства, а не в русле философского рассуждения. Мысль писателя живет в образной форме, в мельчайших ее особенностях. Повесть Дидро комментировали и цитировали в своих сочинениях Г. Гегель и К. Маркс.

Информация о работе Эпоха Нового Времени