Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:46, контрольная работа
С точки зрения историков, Новое время - это понятие, имеющее строгие хронологические рамки. Его начало было ознаменовано событиями первой Английской буржуазной революции и бегством из Лондона Карла I (1640-1642), а завершение - франко-прусской войной и образованием Германской империи (1870-1871). Впрочем, по мнению отдельных историков, эпоха Нового времени завершилась несколько позднее, после окончания Октябрьской революции в России и Первой мировой войны (1917-1918).
Цивилизационные сдвиги, происшедшие
в ХХ-ом веке, несравнимы с тем, что
бывало в других прежних эпохах,
ни по масштабам, ни по темпам, ни по результатам,
ни по значению. В ХХ веке совершались
не просто отдельные научные открытия,
как бы существенны они ни были,
а взрывы достижений науки, начавшей
почти непосредственно
Культурные процессы, которые прослеживаются в Европе с середины XIX столетия, нельзя считать завершившимися и в XX веке. Неоднократно провозглашавшийся конец Нового времени и вступление в принципиально иное качество пока еще не столь очевидны. По-видимому, только наши потомки смогут расставить более определенные вехи в культурной динамике Западной цивилизации.
2. Стиль мышления эпохи и
Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения — свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм — как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов.
В каждой стране
просветительское движение носило отпечаток
национальной самобытности. В Англии
философская программа
Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс увидел в геометрии и механике идеальные образцы научного мышления, а на природу смотрел как на совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением, а не как вместилище божественного разума. Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу, историку, экономисту и публицисту Дэвиду Юму, обновившему науку о нравственности.
По Юму, мотивы поступков, в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. Другой великий мыслитель – экономист Адам Смит, положивший основу классической политэкономии. Просвещение во Франции связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Французский просветитель, правовед и философ Монтескье страстно выступал против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления.
Его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли XVIII — XX веков. Великий французский мыслитель, писатель и публицист Вольтер выступал против абсолютной монархии и феодального мировоззрения, его идеи сыграли большую роль в подготовке умов к Великой французской революции. Важная роль в Просвещении отводилась не столько политическими взглядами, сколько духу сомнения, который способствовал формированию молодого поколения вольнодумцев.
На литературном поприще Вольтер проявил себя во всех жанрах — в трагедии, стихах, исторических сочинениях, философих романах, сатирических поэмах, политических трактатах и статьях. Целый этап просветительского движения Франции связан с именем великого французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо, который впервые сформулировал главную тему своей социальной философии — конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.
Руссо обрушился
на современную систему
Но если государство
перестает следовать общей
Родоначальник немецкой классической философии, профессор университета в Кенигсберге и иностранный почетный член Петербургской Академии Иммануил Кант сформулировал свою концепцию Просвещения как моральное и интеллектуальное освобождение индивида. На раннем этапе он разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. В зрелый период творчества создал «критическую философию» («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», где излагается учение о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта.
Центральный
принцип этики Канта, основанной
на понятии долга – категорический
императив. Учение Канта об антиномиях
теоретического разума сыграло определяющую
роль в развитии европейской и
мировой философии. Специалисты
считают, что Кант произвел настоящую
революцию в философии и
Отстаивая эстетические
принципы просветительского реализма
(«Лаокоон»), Лессинг развивал мысли
о постепенном прогрессе
В трагедии
«Фауст», итоговом произведении Гете,
созвучном философским и
Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии.
Открытия XVII века в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона.
ХVIII век - Эпоха Просвещения и её основные представители
В историю общественной мысли ХVIII век вошел как эпоха Просвещения («век разума»). Просветительское движение имело широкий общеевропейский масштаб и охватило собой ведущие европейские страны: Англию, Францию, Германию, Италию, Россию. Культура «века разума» была рождена буржуазными революциями, секуляризацией общественного сознания, распространением идеалов протестантизма, нарастанием интереса к философскому знанию. ХVIII столетие обнаруживает и новое понимание самого человека, веря в возможность рационально изменять его к лучшему и безгранично надеясь на человеческий разум и гармонизацию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала. В этот исторический период не только в странах западной Европы, но и в США (по завершении гражданской войны) окончательно утверждается капиталистический способ производства и буржуазные общественные отношения.
Отнюдь не случайным является и
то, что именно в эпоху Просвещения
широкое распространение
Эпоха Просвещения подняла на небывалую
высоту авторитет науки и образования,
которые отныне стали рассматриваться
как движущая сила общественного
прогресса. Но подлинное бессмертие
завоевали философско-
Крупнейшим представителем философии, эстетики, теории искусства французского Просвещения являлся Вольтер (1694-1778). В своих статьях «Рассуждения об эпической поэзии» (1728) и «Вкус» (1764) он выдвигает положение об исторической изменчивости художественной культуры народов в зависимости от переживаемых ими исторических событий. У Вольтера присутствует явное понимание того, что каждое явление искусства вырастает на определенной исторической и национальной почве и в ней находит свое объяснение. Мыслитель видел в художественном творчестве мощное средство преобразования мира, при этом подчеркивая, что искусство - это порождение и творение человеческого разума и его воли. Философ акцентирует и то, что непременным условием бытия искусства является создание художественной иллюзии. Таким образом, изображаемое должно соответствовать всеобщим законам разума, но одновременно быть только подобием правды, ее видимостью.4 Художественные интересы Вольтера неразрывно связаны с театром, в котором он видел школу морали, трибуну для пропаганды новых идей, могучее средство просвещения. Жанр трагедии Вольтер рассматривал как самую высокую форму словесного искусства, а самого себя считал, прежде всего, драматургом. Его деятельность, как театрального драматурга открывается трагедией «Эдип» (1718), а в конце жизни он пишет трагедии «Ирина» и «Ага-фокл» (1778). Вольтер является родоначальником нового понимания сущности античной трагедии. Он сформулирует концепцию, которая будет характерной для всего европейского Просвещения и найдет свое продолжение и развитие в творчестве Дидро, Винкельмана, Лессинга. Согласно теории Вольтера трагическое зрелище должно вызывать чувство сострадания, заставляя ощущать чужие страдания как свои собственные. Греческая трагедия - это «школа добродетели», которая учит героизму и человечности.
Самым разносторонним представителем
культуры французского Просвещения
был Дени Дидро (1713-1784). Являясь автором
теории просветительского реализма,
создателем знаменитой «Энциклопедии
искусств, наук и ремесел» (1751-1780), Дидро
достойно соединил в себе качества
философа, теоретика искусства и
художественного критика. Как и
классицисты, Дидро понимает художественное
творчество как сознательную деятельность,
имеющую разумную цель и опирающуюся
на общие правила и законы искусства.
А главным для искусства он
считал его нравственное предназначение.
По мнению Дидро, наиболее высокой оценки
заслуживает искусство