Экскурсии и прогулки с детьми старших групп в природу как одно из средств экологического образования и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:14, реферат

Описание работы

Цель данной работы – поиск оптимальных методов, приемов и форм организации наблюдений со старшими дошкольниками как средства экологического воспитания.
Задачи:
1. Раскрыть сущность наблюдений и дидактических игр как эффективных средств экологического воспитания старших дошкольников;
2. Систематизировать тематику наблюдений и дидактических игр экологического содержания со старшими дошкольниками в разное время года.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3.
Экологическое воспитание дошкольников…………………………4-5.
Формы экологического образования дошкольников………………6-7.
Прогулка как одна из основных форм экологического образования дошкольников…………………………………………………………..8.
Наблюдение - главный компонент прогулки…………………………9.
Тематическое планирование наблюдений и игр на прогулке в группах старшего дошкольного возраста…………………………………10-27.
Литература……………………………………………………….......28.

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:  

          Введение………………………………………………………………….3.

  1. Экологическое воспитание дошкольников…………………………4-5.
  2. Формы экологического образования дошкольников………………6-7.
  3. Прогулка как одна из основных форм экологического образования дошкольников…………………………………………………………..8.
  4. Наблюдение - главный компонент прогулки…………………………9.
  5. Тематическое планирование наблюдений и игр на прогулке  в группах старшего дошкольного возраста…………………………………10-27.
  6.  Литература……………………………………………………….......28.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.  

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.  Одно издошкольников с птицами, - показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманная  организация и  руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В современной методической литературе достаточно полно рассматриваются  проблемы экологического воспитания  дошкольников.  Но, к сожалению, мы не встретили  методических материалов,  в которых бы предлагалась тематика   наблюдений на прогулке  по временам года,  соответствующие этой тематике  дидактические игры экологического содержания,  что, на наш взгляд, значительно повысит  результативность экологического воспитания старших дошкольников.

Цель данной работы   –  поиск оптимальных методов, приемов и форм организации наблюдений  со старшими дошкольниками как средства экологического воспитания.

Задачи:

1. Раскрыть сущность  наблюдений и дидактических игр как эффективных  средств экологического  воспитания старших дошкольников;

2.  Систематизировать тематику наблюдений  и дидактических игр экологического содержания со старшими дошкольниками в разное время года.

 

 

 

 

 

 

1.Экологическое воспитание дошкольников. 

         Удивительный мир природы… Он встречает ребёнка морем звуков, запахов,  сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. 
         В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелёными берегами и голубым отражением небес; золотистое поле пшеницы в знойный летний день; крошечный кузовок, доверху наполненный земляникой. Эти  памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.  
         Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы становится основным  средством разностороннего развития ребёнка в условиях психологического комфорта.  

Экологическое воспитание – одно из направлений психолого-педагогической работы по освоению   образовательной области «Познание», успешно решающее задачи формирования у  дошкольников целостной картины мира, развитие познавательной исследовательской деятельности, расширение кругозора.  

Цель экологического воспитания  -  формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.  

В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям.  

Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.  Основная  задача  экологического образования  в старшем дошкольном возрасте -  формировать у детей  понимание существующих связей между живыми организмами  (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой  (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологических факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Детей  старшего дошкольного возраста  также знакомят с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, просто сказать ребёнку, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом, и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров.                                                                                                                                                                        Одна  из задач экологического образования детей старшего дошкольного возраста – формировать у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.                                                                                                                                  

В настоящее время у большинства детей старшего дошкольного возраста   сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы.  Многие дети убеждены в том, что хищный зверь – плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес – это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет плохих или хороших, вредных или полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой и, в конце концов, начнёт деградировать.                                                                                                                      

Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста – выработать одинаково бережное отношение ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Формы экологического образования дошкольников.

В  старшем дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.                                                                                                                                      

Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм.  

  1. Создание в группах центров экологии, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.  
  2. Экологическая тропа на территории ДОУ  с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропинку, необходимо использовать как можно больше и интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего,  выбрать деревья, кустарники, цветы разных пород, разного возраста, разной формы.
  3. Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям  развивается наблюдательность, возникает интерес  к природе.                                                                                                                                                                        
  4. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями  необходима опытно-экспериментальная деятельность. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.  В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
  5. Одной из форм ознакомления детей с природой  является  чтение художественной литературы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную  основной общеобразовательной программой. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми  необходимо провести беседу.  Очень важно донести до детей смысл произведения.
  6. Во время   непосредственно образовательной  деятельности, других форм работы с детьми по экологическому воспитанию используются  аудио- и видео материалы: классическая музыка, познавательные фильмы, презентации, мультфильмы, компьютерные программы и игры  на экологическую тематику. 
  7. С детьми старшего возраста  педагог проводит  викторины, кроссворды, интеллектуальные игры "Знатоки природы родного края", "Сохрани природу", "Мир птиц", "Подводное царство". Эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.                                                                                                                                                                                                     
  8. Ежемесячно проводить конкурс детских рисунков:    "Времена года", "Мир глазами детей", "Как я провёл лето", "Листопад",  "Зимушка - зима", "Тает снежок, ожил лужок".  
  9. Одной  из форм экологического воспитания являются экологические праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.
  10. Экологическое воспитание немыслимо без тесного сотрудничества с родителями.  Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями  по экологическому воспитанию детей педагог использует   как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).

 

3.Прогулка как одна из основных форм экологического образования дошкольников.

Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются  прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную детскую деятельность.  Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.

Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.

На прогулках целесообразнее знакомить детей с теми явлениями природы или с теми признаками объектов, представления о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени – в процессе наблюдений, игр, труда. Например, наблюдение за изменениями погоды в разные сезоны целесообразнее организовать на прогулках. При этом детей знакомят с повседневными изменениями природы, например таянием снега, набуханием почек и т.д. Более полные представления о повадках птиц дети также получают во время наблюдений   на прогулках.

Следует помнить, что обобщенные знания детей о сезонах формируются постепенно. Начиная с первой младшей группы на основе чувственного опыта должно идти накопление конкретных представлений о каждом сезоне, но только в средней группе возможно подвести детей к первичному обобщению их знаний о характерных признаках сезона.

В старшей группе дети уже могут овладеть обобщенными знаниями обо всех сезонах, но эти знания еще далеко не полны, и их следует уточнять и закреплять в подготовительной к школе группе.

 

4.Наблюдение – главный компонент прогулки.

Непременным условием успешного развития и воспитания  дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями.                                               

При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом.             Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления. Таким образом, наблюдение – один из главных компонентов прогулки.   Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда на участке, показывают новый способ действия. При проведении коллективных наблюдений используются те же приемы, что и на занятиях: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, художественное слово и т.д., однако, учитывая, что на детей во время прогулок действуют разнообразные раздражители, наблюдения проводятся кратковременно и многократно повторяются.                                                         

Во   время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения,  учить наблюдать. Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее.  Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления.

Закрепить знания, полученные в процессе наблюдений в природе можно с помощью бесед с детьми,  экологических  игр.

 

 

 

 

5.Тематическое планирование наблюдений и игр на прогулке.

 

Месяц

Неделя

Тема наблюдения

Цель

Содержание

Сентябрь

Октябрь

    1 

   2 

    3 

  

  

   1

Путешествие по экологической  тропе

Экскурсия в цветник

Мы в лес идём.  («Уголок леса» на территории  детского сада).

Экскурсия на огород 

              Листопад

Закрепить знания детей  о деревьях и кустарниках, растущих на участке.

Продолжить знакомство с осенними цветами.

Продолжить знакомство с сезонными  изменениями в природе.

Закрепить знания об овощах, растущих на территории Сибири.

Конкретизировать представления  детей об осеннем  наряде  деревьев и кустарников.

Дети называют деревья (берёза, липа, сирень, сосна, рябина, клён), определяют характерные признаки деревьев и кустарников . Чтение стихотворений. Игра «К дереву беги!».

Дети называют цветы (астра, цинния, бархатцы, космея), строение цветов. Читают стихотворения о цветах. Воспитатель  предлагает собрать букеты из осенних  цветов.

Воспитатель обращает внимание детей, что лес меняется, зелёные листья блекнут, жухнет  трава. Дети должны назвать те изменения, которые они сами увидели в «Уголке леса». Загадки, пословицы о лесе.

Воспитатель загадывает  загадки, дети находят отгадки на грядках: (помидор, капуста, кабачок, картофель, петрушка, укроп, лук), называют характерные признаки каждого овоща.  Игровое упражнение «Вершки и корешки».

Воспитатель предлагает вспомнить  стихи об осени. Загадывает загадки. Дети наблюдают, как падают листья. Рассматривают опавшие листочки (у берёзы, липы листья жёлтые, красные у клёна, калины, у дуба коричневые, у тополя ещё зелёные.)  Игра «Послушные листья».

Информация о работе Экскурсии и прогулки с детьми старших групп в природу как одно из средств экологического образования и воспитания