Экскурсии и прогулки с детьми старших групп в природу как одно из средств экологического образования и воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:14, реферат

Описание работы

Цель данной работы – поиск оптимальных методов, приемов и форм организации наблюдений со старшими дошкольниками как средства экологического воспитания.
Задачи:
1. Раскрыть сущность наблюдений и дидактических игр как эффективных средств экологического воспитания старших дошкольников;
2. Систематизировать тематику наблюдений и дидактических игр экологического содержания со старшими дошкольниками в разное время года.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3.
Экологическое воспитание дошкольников…………………………4-5.
Формы экологического образования дошкольников………………6-7.
Прогулка как одна из основных форм экологического образования дошкольников…………………………………………………………..8.
Наблюдение - главный компонент прогулки…………………………9.
Тематическое планирование наблюдений и игр на прогулке в группах старшего дошкольного возраста…………………………………10-27.
Литература……………………………………………………….......28.

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

 

Месяц

Неделя

Тема наблюдения

Цель

Содержание

Октябрь

Ноябрь

   2 

  

  

   1

    Лиственные деревья 

    

Наблюдение за сосной 

  

Рассматривание осенних   плодов и семян.

«Поздняя осень» («Уголок леса»).

Закрепить представления  детей об осенних изменениях в  природе, полученных в процессе повседневных наблюдений.

Дать представление о красоте  и полезности сосны.

Уточнить и систематизировать  представления детей о состоянии растений осенью.

Учить замечать изменения, происходящие в природе.

Воспитатель  читает стихотворения о деревьях (берёза, липа, клён, тополь). Дети называют отличительные признаки, сравнивают деревья.  Уточняют, что это лиственные деревья. Игра «Найди дерево по описанию».

Воспитатель загадывает загадку. Просит найти на участке отгадку. Дети должны назвать отличительные признаки сосны от других деревьев. Воспитатель  рассказывает об особенностях хвойного дерева.

Дети должны назвать особенности растений осенью (заканчивается рост, цветение, созревают плоды и семена, расцвечиваются листья). Воспитатель и дети находят плоды и сравнивают их. Игра «С какой ветки детки?»

Дети называют признаки поздней  осени в лесу. Воспитатель читает стихотворение Н. А. Некрасова «Осень», обращает внимание, что на ветках нет листьев, но видны почки. Почки одеваются в «шубку» - покрываются многочисленными чешуйками, чтобы легче пережить зиму. Игровое упражнение «Разведчики».


 

Месяц

Неделя

Тема наблюдения

Цель

Содержание

  Ноябрь

    2 

   3 

   4

       Наблюдение за птицами  

      Наблюдение за почвой

Последние дни осени. Целевая прогулка по участку детского сада.

Расширить знания детей  об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелётные» и «зимующие «птицы.

Познакомить детей с историей возникновения  почвы.

Развивать умение самостоятельно делать выводы,                                                                                                                                                                                анализировать, проводить опыты.

Воспитатель читает стихотворение. Дети называют птиц, которых они  увидели на участке, рассказывают о  их строение, образе жизни в холодное время года. Игра «Кто в доме живёт?».

Воспитатель читает отрывок из стихотворения: «Под снегом спит земля, чтоб к лету сил набраться». Просит детей высказать  своё мнение. Дети должны найти под  снегом землю, почву, рассмотреть, в  каком она состоянии, предложить вскопать землю. Почему нельзя этого сделать?. Рассказ воспитателя о истории возникновения почвы.

Обратить внимание на снежный покров. Обойти участок и рассмотреть. Опыты  со снегом. Дети самостоятельно делают выводы.


 

Месяц

Неделя

Тема наблюдения

Цель

Содержание

Декабрь

   1 

   2 

  

   4

                     Снег 

                    Ветер 

              

Снегопад 

                 Солнце

Развивать умение самостоятельно делать выводы, анализировать, проводить  опыты.

Закрепить понятия «Живая – неживая природа».

Расширить знания детей о круговороте  воды в природе.

Расширить знания детей о неживых  объектах природы

Обратить внимание детей  на снежный покров. Обойти участок  и рассмотреть. Опыты со снегом. Дети самостоятельно делают выводы.

Воспитатель загадывает загадку.  Дети наблюдают за тем как осыпается снег с веток деревьев, кустарников. ,как качаются провода. При помощи исследовательской деятельности педагог объясняет значение ветра, учить определять его силу, направление.

Дети рассказывают стихотворения о снеге. Воспитатель проводит беседу, объясняет, что сейчас  дождевых туч нет, погода холодная, морозная. В облаках пар и маленькие капельки воды замерзают, превращаются в снежинки, они падают на землю. Дети ловят снежинку, рассматривают её через увеличительное стекло. Упражнение «Метелица».

Воспитатель читает пословицу: «Зимой солнце что мачеха, светит ,но не греет». Беседа с детьми. Наблюдение за тенью  от веранды и от дерева на участке.

Месяц

Неделя

Тема наблюдения

Цель

Содержание

Январь

Февраль

   1 

  

  

   1

            Хвойные деревья 

            

Птицы   (снегирь, сорока, воробей). 

    

Наблюдение за льдом 

     Деревья и кустарники

Расширить знания детей  о хвойных деревьях.

Закрепить знания о зимующих птицах.

Продолжать знакомить детей  с явлениями неживой природы  – льдом.

Закрепить знания детей о кустарниках  и деревьях

Воспитатель загадывает загадки, дети находят на участке  отгадки.  Беседа, рассматривание, сравнение.

Воспитатель загадывает загадки о  птицах. Предлагает покормить птиц и понаблюдать. Проводит беседу. Дети называют птиц, которые прилетели к кормушке. Чтение стихов, загадок.

Дети вспоминают, что они узнали на занятии о свойствах воды. Воспитатель  привлекает внимание детей на то, что  получилось с водой, вынесенной вчера и оставленной на ночь на веранде в ведёрке. Дети делают самостоятельно выводы. Обратить внимание на ледяную горку и ледяную дорожку.

Дети загадывают загадки о растениях (деревья и кустарники).  Рассматривают знакомые  растения на участке. Сравнивают, делают самостоятельные выводы. Воспитатель предлагает засыпать основание стволов кустарников и деревьев снегом.


 

Месяц

Неделя

Тема наблюдения

Цель

Содержание

Февраль 

  Март

    2 

   3 

   4 

   1 

    2

                   Вьюга 

                Гололёд 

        

Последние дни зимы. Целевая прогулка по участку.

Наблюдение за первыми вестниками весны (проталины, потемневший снег)  

        Весенняя капель

Расширить знания детей о зимних явлениях в природе.

Продолжить  знакомство с явлениями неживой природы.

Закрепить знания о признаках зимы.

Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе.

Расширить представление детей о явлениях неживой природы.

Попросить детей описать состояние  погоды, отмечая все факторы. Понаблюдать, как ветер играет со снежинками. Воспитатель объясняет, что в зависимости от силы и направления ветра это явление называют «вьюга», «метель», «буран», «позёмка», «пурга». Читает стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение . Обращает внимание детей на такое явление  природы ,как гололёд. Дети высказывают  свои доводы.

Воспитатель и дети называют народные приметы зимы. Чтение стихотворений .Проводится беседа. Дети самостоятельно называют признаки зимы.

Воспитатель читает стихотворение  о ранней весне. Дети называют признаки весны, появившиеся в природе. Предложить детям объяснить, как они понимают поговорку:  «Зима весну пугает, да сама тает».

Дети наблюдают, с какой стороны  дома появились первые сосульки. Обсудить, почему так происходит. Прочитать стихотворение. Рассмотреть сосульки и вспомнить ,как они образуются.


 

Месяц

Неделя

Тема наблюдения

Цель

Содержание

  Март 

Апрель

   3 

   4 

   1 

    

2

Наблюдение за появлением перелётных птиц. 

    

Наблюдение за ручьём. 

   Наблюдение за весенними ручьями.  

 

Наблюдение за деревьями

Закрепить знания о перелётных птицах.

Развивать представление детей  о ручьях весной.

Учить наблюдать характерные явления  природы весной.

Учить различать деревья и кустарники по веткам и почкам.

Дети наблюдают за птицами. Воспитатель загадывает загадки. Дети, отгадав загадку, рассказывают о повадках птиц и устанавливают  связь между поведением птиц и  изменениями в неживой природе.

Воспитатель предлагает пойти вместе с детьми по течению ручейков. Обратить внимание на потоки воды. Какая вода? Почему? Прочитать стихотворение о весеннем ручейке.

Воспитатель загадывает загадки о  тучах, о дожде. Дети должны установить простейшие связи между явлениями  природы.

Предложить детям рассмотреть ветки деревьев и кустарников. Дети рассказывают о изменениях, происходящих в мире растений.  Игровое упражнение «К дереву беги!».


 

Месяц

Неделя

Тема наблюдения

Цель

Содержание

Апрель 

  Май

   3 

   4 

   1 

    2

Рассматривание первоцветов

«Мы в лес идём» (Уголок леса) 

   Наблюдение за берёзой 

          Весенний дождь

Учить детей различать  и правильно называть раннецветущие  растения.

Показать изменения, происшедшие  в лесу в связи с наступлением тепла.

Понаблюдать за цветением берёзы.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Показать детям одуванчик, мать-и-мачеху, медуницу. Предложить описать  эти цветы, найти сходства и различия цветов. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Воспитатель и дети читают  стихотворения   про весну, про лес. Называют причины изменений, которые произошли в лесу.

Воспитатель обращает внимание на цветение берёзы – серёжки. Читает стихотворение. Предлагает взять серёжки в руки – на руках остаётся пыльца. Обсудить, для чего берёзе нужна пыльца.

Воспитатель предлагает детям вспомнить  и рассказать стихотворения о  дожде.  Дети наблюдают, слушают шум дождя.  Воспитатель предлагает поймать капельки дождя и определить , какой дождь(холодный, тёплый), вспомнить, как образуется дождь.


 

Месяц

Неделя

Тема наблюдения

Цель

Содержание

  Май 

Июнь

   3 

 

 

  4 

   1 

   2

Цветение деревьев, кустарников, за цветами.

Последние дни весны. Целевая прогулка по участку.

Наблюдение за небом (кучевые, слоистые облака). 

     За травяным покровом

Уточнить представления  о последовательности роста и  развития  растений.

Закрепить знания о признаках весны.

Учить различать ясность неба и  следить за движением облаков.

Формировать представления о составе  травы.

Дети рассматривают растения на участке, сравнивают цветки различных деревьев, кустарников (рябина, сирень, клён, акация). Читают стихотворения о красоте цветущей весны.

Дети рассматривают  участок, называют народные приметы весны. Объясняют значение примет, сравнивая с наблюдениями.

Дети описывают  увиденное, используя как можно больше выражений.  Читают стихи о лете, о летних явлениях в природе.

Рассказать детям, что покров состоит  из различных травинок, у которых  есть свои названия. Дети находят знакомые травянистые растения.


 

Месяц

Неделя

Тема наблюдения

Цель

Содержание

  Июнь 

Июль

   3 

   4 

  1 

   2

     За дождевыми червями  

  

Наблюдение за подорожником 

    

Наблюдение за бабочкой

Наблюдение за растениями на огороде

Продолжать знакомить  с многообразием мира.

Продолжать знакомство с лекарственными растениями.

Обобщить знания о бабочке.

Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений.

Дети рассматривают  дождевых червей. Описывают их внешний  вид, как передвигаются. Уточнить, какую  функцию играют дождевые черви в природе.

Дети находят среди травянистых  растений подорожник. Воспитатель рассказывает стихотворение, проводит познавательную беседу. Знакомит детей со свойствами и пользой растения.

Воспитатель загадывает загадку. Дети наблюдают за поведением бабочки, за строением.  Воспитатель рассказывает о её происхождении, размножении, пользе.

Воспитатель загадывает загадки, дети ищут отгадки на грядках. Рассматривают , сравнивают, делают обобщающие выводы.  Дидактическая игра «Узнай на ощупь».


 

Месяц

Неделя

Тема наблюдения

Цель

Содержание

  Июль 

Август

   3 

  4 

   1 

    2

За муравьями. (Уголок леса)

За многообразием растительного  мира.  (Уголок леса)

Путешествие по экологической тропе. Знакомство с дарами Сибири.

Наблюдение за насекомыми

Систематизировать представления  о многообразии насекомых.

Расширить и уточнить знания о растениях (деревья, кустарники, травы, цветы).

Познакомить детей с природными дарами Сибири.

Формировать представления о многообразии насекомых.

Воспитатель с детьми находит муравейник, наблюдают. Воспитатель читает стихотворение, проводит беседу. Дети рассказывают об образе жизни, о значимости насекомых в природном мире.

Воспитатель загадывает загадки, дети ищут отгадки. Читают стихотворения  о растениях. Рассматривают, сравнивают, делают выводы.

Во время путешествия по экологической  тропе, воспитатель загадывает загадки, читает стихотворения, дети ищут отгадки, рассматривают, делятся своими наблюдениями. ( лекарственные травы, ягоды, грибы).

Воспитатель загадывает загадки.

Дети должны сравнить и выделить общие и отличительные признаки насекомых.

Информация о работе Экскурсии и прогулки с детьми старших групп в природу как одно из средств экологического образования и воспитания