Экологическое образование детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Экологическое образование должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие, а происходит нечто большее, чему нет названия, что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания».

Содержание работы

Введение

Глава I. Теоретические основы экологического образования в истории зарубежной и отечественной педагогики.

Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка

Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на использование природы в развитии ребенка.

Экологическое образование как системообразующий фактор образования

1.4 Особенности экологического образования детей дошкольного возраста.

Глава II. Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей старшего дошкольного возраста.

2.1 Методика констатирующего эксперимента

2.2 Результаты диагностического исследования

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

экологическое образование детей дошк.возр..docx

— 125.35 Кб (Скачать файл)

Художественное слово:

Снежок порхает, кружится, на улице бело.

И превратились лужицы в холодное стекло.

З. Александрова

Снежинки пуховые, веселые живые!

Вы кружитесь, мерцаете в молчании лесном

И землю устилаете блестящим серебром.

А. Липецкий

Загадки:

· Скатерть бела, всю землю одела (снег)

· Бел, а не сахар, ног нет, а идет (снег)

· Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)

Дидактическая игра: «Доскажи фразу»

Цель: научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.

Ход игры: ребенку предлагается закончить фразу. Ответив на вопросы, «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Труд и индивидуальные физические упражнения:

· очистить дорожку от снега.

· Метание снежков в цель.

Подвижная игра:

«Перебежки»

Цель: упражнение в быстроте и ловкости.

Ход игры: водящий - в середине площадки. Игроки перебегают из одного «домика» в другой. Водящий ловит игроков.

Прогулка № 2

«Морозный солнечный денек»

Наблюдение:

В солнечный день обратите внимание детей на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить какое солнце (тусклое, яркое, закрыто тучами). Вспомнить какое оно было вчера.

Обратить внимание детей на то, что зимой солнце не греет, не поднимается высоко, путь его становится короче. Сделать выводы, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, из-за этого уменьшается день. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее.

Художественное слово:

Стали дни короче, солнце светит мало,

Вот пришли морозы и зима настала.

И. Суриков.

Под голубыми небесами великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

А. Пушкин.

Мороз и солнце - день чудесный.

А. Пушкин.

Загадки:

· Хлеба не ело, водицы не пило,

А всех обогрело и всех осветило. (солнце)

· Что за шарик золотой по небу катается,

По небу катается, людям улыбается? (солнце)

· Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

Дидактические игры:

· «Что сначала, что потом»

Цель: закрепить знания о временах года.

· «Кто больше знает слов?»

Цель: найти слова со звуком «с» в начале слова.

Ход игры: воспитатель предлагает детям оглядеться и назвать предметы на звук «с».

Труд и индивидуальные физические упражнения:

· Постройка горки.

· Ходьба по ограниченной поверхности.

Подвижные игры:

· «Салочки-выручалочки»

Цель: научить быстро бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом.

Ход игры:

Салочка нас не догонит, салочке нас не поймать.

Мы умеем быстро бегать и друг друга выручать.

Дети с последними словами убегают. Тот, кого осалили, должен остановиться.

· «поймай за хвост»

Цель: научит бегу в колоне, держась правой рукой за плечо впереди стоящего

Ход игры: дети встают колонной. «Голова» пытается поймать свой «хвост».

Прогулка № 3

«Зимние забавы»

Наблюдение:

Познакомить детей с названием каждой постройки и с их предназначением. Разобрать правила игры на площадке.

Спросить, какую форму напоминают им постройки, для чего их можно использовать. По приходу в группу можно предложить детям доступными им средствами выразительности передать увиденное на участке (рисование, лепка)

Художественное слово:

Как на горке, на горе на широком на дворе

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,

Кто потише, кто с разбегу, кто по льду, кто по снегу.

С горки - ух, на горку - ух,

Бух! Захватывает дух!

А. Прокофьев

Мчусь как ветер на коньках вдоль лесной опушки…

Рукавички на руках, шапка на макушке.

С. Черный

Загадки:

· Меня хлопали лопатой, меня сделали горбатой,

Меня били, колотили! Ледяной водой облили,

И скатились все потом с моего горба гуртом. (горка)

· Бегут по дорожке доски да ножки (лыжи)

· Под гору - лечу, в гору - тащу. (санки)

· Есть, ребята, у меня два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? (коньки)

Дидактические игры:

«Придумать предложение»

Цель: развивать связную речь, умение правильно построить распространенное предложение.

Ход игры: дети придумывают предложение с заданным словом.

Труд и индивидуальные физические упражнения:

· Подремонтировать снежные постройки.

· Метание снежков в снежную корзину.

Подвижные игры:

«Зимние забавы»

Цель: развивать координацию речи с движением, общие речевые навыки.

Ход игры:

Мы бежим с тобой на лыжах, дети изображают ходьбу на лыжах.

Снег холодный лыжи лижет,

А потом - на коньках, дети изображают бег на коньках.

Но упали мы. Ах! Падают.

А потом снежки лепили, стоят, сжимают воображаемый снег.

А потом снежки катали катят воображаемый комок.

А потом без сил упали. Падают.

И домой мы побежали. Бегут по кругу.

Прогулка № 4

«Где чей след»

Наблюдение:

На свежее выпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросить, кто (что) еще может оставить следы.

Спросить у детей, чем отличается, следы птиц от следов зверей, человека. Спросить, кто в лесу петляет, путает следы, почему.

Художественное слово:

Это кто тут наследил: бегемот иль крокодил?

Здесь играли дети: Танечки и Пети!

С. Маршак.

Ох, как заяц напетлял, от лисы он убегал.

Волку не достался и живой остался.

Л. Воронкова.

Загадки:

Потеряла Вероничка на прогулке рукавичку.

Тишке равных в сыске нет, без труда найдет он …. (след)

Дидактические игры:

«Чьи следы?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Ход игры: воспитатель рисует на снегу следы животных и птиц. Дети отгадывают, чьи следы, и образовывают притяжательные прилагательные.

Труд и индивидуальные физические упражнения:

· Собирать выносной материал, отчищать от снега.

· Пройти точно по следам.

Подвижная игра:

«Казаки - разбойники»

Цель: развивать умение ориентироваться на местности.

Ход игры: дети делятся на две команды: «казаки», «разбойники». «Казаки» убегают и прячутся, а «разбойники» их ищут по следам - стрелкам.

Прогулка № 5

«Как стали одеваться люди»

Наблюдение:

Обратить внимание детей на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая эта одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Закрепить название частей одежды, название материала, из которого одежда сшита. Во вторую половину дня можно предложить детям аппликацию на тему «Зимняя одежда для куклы Маши».

Художественное слово:

Валенки, валенки. Невелички, маленьки.

На резвые ножки нашему Сережке.

Русская народная потешка.

Наша Маша маленькая, на ней шубка аленькая.

Опушка бобровая Маша чернобровая.

Русская народная потешка.

Я перчатку одеваю, я в нею не попадаю!

Сосчитайте - ка, ребятки, сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать: «Раз, два, три, четыре, пять!»

Н. Нищаева.

Загадки:

· В них упрячешь две ноги - и в мороз гулять беги. (валенки)

· Мягкая, теплая, пушистая, воротник и рукава,

Не замерзнет детвора. (шуба)

· Я зимой на голове грею ушки детворе. (шапка)

Дидактические игры:

· «Назови ласково»

Цель: образование существительных с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Ход игры: дети подбирают слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами к предложенным словам на тему «Зимняя одежда».

· «Назови одним словом»

Цель: закрепить обобщающие слова

Ход игры: дети подбирают обобщающие слова к предложенным примерам на тему «Зимняя одежда».

Труд и индивидуальные физические упражнения:

· Очистить друг другу одежду о снега.

· Перелезть через сугробы.

Подвижные игры:

· «Иголочка, ниточка, узелок»

Цель: научить ходить и бегать, меняя направление , в колонне по одному, играть дружно.

Ход игры: дети двигаются в колонне, не расцепляя рук, делают повороты, перепрыгивают через препятствия.

· «Платок»

Цель: развивать быстроту и ловкость.

Ход игры: все встают в круг. Водящий с платком идет за кругом, кладет его на плечи одному из играющих и быстро бежит по кругу, тот, кому положили платок, берет его в руку и бежит за водящим. И тот и другой стараются занять свободное место в кругу.

Литература

1. История зарубежной  дошкольной педагогики / Сост. Н.Б. Мчедлидзе,

А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М., 1986.

2. Коменский Я.Л., Локк  Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогиче-

ское наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., 1987.

3. Монтессори М. Метод научной педагогики, применимый к детскому

воспитанию в Домах ребенка. – М., 1993.

4. Монтессори-материал. Школа для малышей. – М., 1992.

 

1. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от

первого появления сознания до дошкольного возраста. – СПб., 1913.

2. Тихеева Е.И. Детский  сад по методу Тихеевой / Под  ред.

Е.И. Тихеевой. – Л., 1928.

3. Тихеева Е.И. Развитие  речи детей. – М., 1981.

4. Тихеева Е.И. Обстановка  в жизни маленьких детей. Дошкольное  де-

ло. Начатки знаний. – М., 1922.

5. Ушинский К.Д. Избранные  педагогические сочинения: В 2 т. –  М.,

1974.

6. Шлегер Л.К. Материал для бесед с маленькими детьми. – М., 1914.

1. Захлебный А.Н. Цели и пути развития экологического образования в

школе // За гармонию взаимоотношений человека с природой. – М.,

1989.

2. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. – М., 1996.

3. Моисеева Л.В. Экологическое  образование: исторический аспект. –

Екатеринбург, 1996.

4. Моисеева Л.В. Региональное  экологическое образование. – Екате-

ринбург, 1997.

5. Суравегина И.Т. Система экологического образования в школе: концепция и модель. – М., 1989.

 Список используемой литературы

1. Богданец Т.Г., Смирнова  Л.Я. Формирование экологических  представлений у шестилетних  первоклассников. //Начальная школа.-1989.-№5.- с.30-31

2. Бондаренко Т.М. Экологические  занятия с детьми 5-6 лет. Пособие  для родителей, воспитателей детских  дошкольных учреждений, учителей  начальных классов.- М.: Просвещение,1978.-223 с.

3. Виноградова Н.Ф. Рассказы  – загадки о природе: книга  для детей 5-6 лет.- М.: Вентана – Граф,2007.-144с.

4. Гончарова Е.В. Современные  технологии экологического образования  периода дошкольного детства.- Ростов – на – Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2001.-288 с.

5. Дошкольная педагогика.- М.: «Академия», 2008.-416 с.

6. Егоренков Л.И. Экологическое  воспитание дошкольников и младших  школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей.- М.: АрКТИ,2001.-128 с.

7. Как познакомить дошкольников  с природой / Под. Ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988,- 223 с.

8. Козлова С.А. Дошкольная  педагогика.- М.: «Академия», 2008,-416 с.

9. Марковская М.М. Уголок  природы в детском саду.- М.:Просвещение, 1984.- 160 с.

10. Методические рекомендации  к «программе воспитания и  обучения в детском саду»/ Под. ред. РуссковойЛ. В..- М.:Просвещение,1986.-256 с.

Информация о работе Экологическое образование детей дошкольного возраста